Учеба – процесс длительный и непростой, требующий определенных навыков и нацеленный на получение новых знаний. Притом обучение школьников и студентов занимает не один день, а несколько лет. Немудрено, что в ходе освоения образовательной программы у учащихся вырабатываются определенные привычки и ассоциации.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль привычек в учебном процессе
Наверняка каждый из вас заметил, что одни дела поддаются выполнению быстрее, легко и непринужденно и входят в традицию, а какие-то мероприятия и действия человеку приходится выполнять по указке, под тотальным контролем. Притом те шаги, которые он выполняет добровольно и с интересом откладываются в памяти с позитивной точки зрения, а варианты развития с принуждением – отталкивают его от учебы, порождая неприязнь, отрицательные ассоциации и лень.
Формирование привычек в ходе обучения в школе, колледже или вузе – дело наживное и второстепенное, но напрямую зависящее от мотивации и желания индивида развиваться в выбранном направлении.
Под привычкой понимают действие, предпринимаемое лицом сугубо на добровольной и инициативной основе. Как правило, подобные шаги выполняется учащимся «на автомате». Притом они могут быть как осознанными, так и неосознанными.
Осознанные предполагают, что индивид предварительно оценил ситуацию и принял решение о реализации определенных действий. Неосознанная привычка предполагает банальное выполнение дел «по памяти», по аналогии с предшествующими типичными мероприятиями и пр.
В целом, привычка учащегося – это выработанный им единый подход, который он будет практиковать и реализовать в удобной для него ситуации. Привычка – это универсальное средство для решения соответствующих проблем.
Положительные стороны привычки |
Отрицательные стороны привычки |
Упрощает ход решения проблем | Не всегда оказывается применимой, не приносит должного эффекта |
Содействуют повышению успеваемости | При определенных обстоятельствах и действиях смогут негативно сказываться на качестве подготовки учащегося |
Содействуют развитию тайм-менеджмента и правильной расстановке приоритетов | Порой требуют преодоления лени и падения настроения, могут наблюдаться срывы |
Позволяет выработать грамотную мотивацию | Могут вызвать переутомление и стресс при выработке новых привычек |
На основе рассматриваемой парадигмы школьник или студент может, как улучшать успеваемость и постигать новые горизонты, так и ухудшать ситуацию или предпринимать некорректные, неправильные шаги.
Важно отметить, что привычки свойственны в любом виде деятельности: начиная от повседневной жизни и заканчивая обучением, построение карьеры (профессиональной и научной и пр.). Важно правильно оценивать их и умело пользоваться, выбирая подходящий момент и оценивая эффект или ущерб.
Привычка в учебном процессе играет неоднозначную роль. С одной стороны, она облегчает ход освоения программы, темы или выполнения задания. В данном случае студент вырабатывает определенный алгоритм действий, который может безотказно действовать при определенных условиях, ситуации.
Также правильно выработанная привычка помогает учащемуся в построении траектории обучения и распределении нагрузки: расстановке приоритетов, достижении цели, установлении связей и полезных контактов и пр.
Помимо этого, «автоматизированные действия» учащегося помогают ему в грамотном построении распорядка дня, что в свою очередь позитивно сказывается на его физическом, интеллектуальном и психоэмоциональном состоянии.
С другой стороны, привычка может негативно отражаться на эффективности обучения, погружения в предметы и учебный план. В данном случае будет наблюдаться явное снижение успеваемости на фоне некорректного поведения.
Таким образом, привычка – это выработанный индивидом рефлекс, автоматическое действие, реакция на ситуацию, задание и пр. В зависимости от того, как оно влияет на исход событий, они могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие на обучение и качество подготовки учащегося.
Виды привычек в жизни студента
Обучение – процесс многогранный, требовательный и целенаправленный. Привычки в данном деле могут сыграть серьезную роль в качестве подготовки дипломанта. Поэтому важно своевременно анализировать «рефлексы», ассоциации и «автоматические действия, поступки», чтобы пополнять соответствующую копилку эффективными и позитивными движениями.
Опытные психологи выделяют два основных вида привычек в жизни студента: положительные и отрицательные.
Положительные (позитивные) привычки представляют собой устоявшиеся, типичные для конкретного индивида действия, которые приводят к положительным результатам.
В числе положительных привычек студента можно отметить:
- Приверженность режима дня и тщательное планирование мероприятий, действий;
- Акцент на учебе и выполнение в первую очередь домашнего задания, подготовка к занятиям, а затем все остальные дела и встречи;
- Периодическое повторение пройденных материалов независимо от потребности в них на предстоящем занятии, частоте употребления соответствующих знаний и пр.;
- Задавать вопросы для прояснения ситуации, темы, уточнения и пр. Данная привычка не просто позволяет оперативно устранить пробелы в знаниях, но и отказаться от стеснения, публичных выступлений, обрести уверенность в себе и пр.;
- Соблюдать субординацию. Данная привычка демонстрирует не только умение общаться, но и подчеркивает воспитанность учащегося, умение корректно действовать в любой ситуации, подбирать нужные слова, уважать мнение окружающих и учитывать его, держат дистанцию и пр.;
- Стабильно посещать занятия, даже если дисциплина с трудом поддается усвоения, а педагог оказался слишком придирчив. Данный подход поможет не просто завоевать авторитет, но и постепенно урегулировать учебные нюансы, постепенно разобраться в темах и правил, лучше усвоить и запомнить пройдены курс, без проблем поучить допуск к зачету или экзамену;
- Вовремя выполнять задания, взять в привычку – сначала выполнить домашнее задание, а затем приступать к иным делам. Данный шаг поможет оперативно и своевременно подготовиться к предстоящим семинарам и практическим занятиям, повысить успеваемость и активность на занятия без ущерба личной жизни и интересам;
- Ограничить время пребывания в сети интернет, социальных сетях и переключить внимание на более полезные дела, мероприятия, общение в реальной жизни и интересную организацию досуга с акцентом на ЗОЖ и пр.;
- Не лениться на лекциях и вести конспекты хотя бы частично. Конспектирование лекций позволит лучше запомнить информацию, а также выделить основные моменты, необходимые к изучению, повторению при подготовке к зачетам и сессии, семинару и пр.
То есть положительные привычки призваны облегчить учебный процесс и жизни студента, правильно организовать его день и время, а также выработать единый алгоритм действия при решении определенных проблем, в случае пребывания в определенных условиях и ситуации и пр.
Второй вид привычек – отрицательный (негативный). В данном случае устоявшиеся в памяти мероприятия приводят к нежелаемым или негативным последствиям или потенциально вредят положению студента, его статусу. В рамках этой категории принято выделять:
- Опаздывание на пары. Данная привычка может спровоцировать проблемы с посещаемостью. Принципиальные педагоги могут отмечать «опаздунов» в качестве отсутствующих, что впоследствии может привести индивида к отработке «пропущенных» занятий и тем;
- Конфликты с преподавателями. Если студент не умеет корректно вести себя в сложной ситуации и часто переходит на повышенные тона, оскорбления, угрозы или провоцирует драку в коллективе, оскорбляет педагога, притом подобное поведение для него воспринимается нормой и часто демонстрируется, то такой ход событий может привести к отчислению из-за несоблюдения дисциплины, правил суза/вуза, а также к гражданской и административной ответственности;
- Лень. Данная привычка – самая распространенная. Она проявляется в отказе от выполнения любых важных дел, заданий, подготовки к предстоящим занятиям в пользу второстепенных или неважных мероприятий (встречи с друзьями, пребывание в социальных сетях и виртуальное общение и пр.). Именно лень становится причиной всех проблем в учебе, которые впоследствии приводят к отчислению из колледжа или университета;
- Прогуливание занятий. К сожалению, данная негативная привычка приводит к проблемам в усвоении дисциплины и даже академической задолженности;
- И пр.
Отрицательные привычки замедляют ход обучения, ухудшают качество подготовки студента, отвлекая его от изучения материалов и выполнения заданий.
Таким образом, существующие виды привычке способны оказать непосредственное воздействие на результаты обучения и жизнь учащегося, облегчая или отягчая его положение и скорость освоения образовательной программы.
Правило 21 дня: как сформировать привычку за три недели?
Для начала следует отметить, что стать привычкой может любое действие. В данном деле для выработки «автоматического подхода» важно соблюдать следующие принципы.
Во-первых, стабильность. Предпринятое мероприятие должно быть автоматизировано путем неоднократного повторения, реализации с учетом однородности ситуации, факторов и пр.
Во-вторых, память. Чтобы действие было доведено до автоматизма, важно запомнить и усвоить его. Притом запоминать важно не весь алгоритм в целом, а лишь суть, основные движения и каноны. Поэтому необходимо определить четкую траекторию и запомнить ее (в идеале записать и повторять для наилучшего запоминания). О методиках быстрого запоминания информации мы писали ранее. Они также успешно работают при выработке привычек.
В-третьих, частота использования. Для выработки привычки, необходимо как можно чаще ею пользоваться в любой удобной ситуации. Только так организм сможет автоматизировать ее.
Привитие привычки – дело добровольное и чаще всего самопроизвольное. Но важно также понимать, что вырабатывать «автоматические действия» можно осознанно и целенаправленно. В этом деле на помощь приходит «метод 21 дня». Он был разработан одним ученым из США – врачом Мольцем. Именно он заметил, что организм человека привыкает к новшествам в течение трех недель. В частности, он оценил отношение пациентов, перенесших хирургические вмешательства и преобразования во внешности. Даже человек с ампутированными конечностями начинал принимать себя таким, какой он есть, спустя 21 день.
Ученый сделал вывод, что в течение 231 дней человек способен рассеивать старые образы, ассоциации и заменять их новыми.
Более того, для проверки этой гипотезы был организован эксперимент. Небольшой группе испытуемых выдали очки, которые переворачивали изображение верх тормашками. Участники исследования носили их, не снимая, в течение 21 дня. По окончании опыта, мозг объектов научился самостоятельно переворачивать изображения и воспринимать их, как должное, нормальное. То есть человек адаптировался к новым условиям в течение 3 недель. Отвыкали подопытные аналогично – в течение 21 дня. Притом проект оказался успешным. Лишь малая часть испытуемых оказалась вне зоны действия правила.
Важно отметить, что правило 21 дня может воспитывать как положительные, так и отрицательные привычки. Поэтому важно тщательно оценивать каждый шаг и правильно выстраивать траекторию выработки «автоматизма».
Для выработки положительных привычек согласно концепции 21 дня, достаточно придерживаться следующих правил:
- Определите цель для выработки привычки и постарайтесь определить минимальный алгоритм действий, который приведет к ожидаемому или нужному результату. Примите твердое решение о воспитании конкретного шага, действия и оценить его, определить плюсы и минусы, замотивировать себя на его выработку;
- Тщательно планируйте свое время и не тратьте его впустую. Включайте «привычку» в повседневный «рацион» и жизнь, пользуйтесь ею ежедневно и неоднократно в течение 21 дня;
- Откажитесь от бесполезных вещей, мероприятий и действий. Переключите внимание на цели, приоритеты (которые важно предварительно расставить);
- Ставьте напоминания для точного выполнения «привычки» и выработки автоматизма, традиции, притом не забывайте поощрять себя за повторение, реализацию и итог. Важно соблюдать принцип стабильности и не пропускать ни одного дня!
- В течение трех недель важно развивать одну (но не более трех, но все же лучше — одну) привычку. Только так можно добиться автоматизма и эффекта. Притом не торопитесь забывать о ее реализациями по истечении указанного периода. В среднем на «повторение» и закрепление уходит около 40 дней.
Таким образом, выработать привычку за 21 день реально и возможно, но важно быть в этом деле предельно внимательным, осознанным и замотивированным. Не забывайте оценивать «привычку» и корректировать ее (в этом случае потребуется более трех недель для закрепления), чтобы результат от ее реализации был положительным.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как побороть негативные привычки?
Правило 21 дня поможет не только вырабатывать новые полезные рефлексы, ассоциации и автоматические действия, но и «перевоспитывать» студента. В данном случае речь идет о борьбе с отрицательными привычками.
Для борьбы с негативными «автоматическими действиями» необходимо первым делом выделить их. Для этого предстоит провести тщательный самоанализ и определить причины негативных исходов и снижения успеваемости, качества подготовки учащегося, что привело к этому (именно какие действия или бездействия, частота их присутствия в жизни студента).
Для борьбы с негативными установками важно проделать следующий путь:
- Изменить отношение к учебе или пересмотреть свое поведение, учесть собственные ошибки и опыт и пр. В данном случае важно осознать ошибку, лично принять решение об исправлении. В данном деле немаловажную роль играет правильная мотивация и самомотивация;
- Тщательное планирование каждого дня с акцентом на выработку полезной привычки, ликвидацию отрицательного рефлекса и ассоциаций. В этом деле на помощь учащемуся придут классические принципы тайм-менеджмента;
- Активность. В «перевоспитании» привычки важна активность и частое использование нового сценария, приверженность конкретным мероприятиям, новшествам;
- Борьба с ленью и негативом. Выработать новую привычку или ликвидировать негативную старую придется порой через «не хочу и не могу». Будьте готовы к борьбе с самим собой. Иногда придется заставлять себя действовать по определенному сценарию;
- Контролируйте ход выработки привычки, самодисциплина. Для этих целей следует завести календарь и регулярно отмечать активность, реализацию действий и пр. Недаром народная мудрость гласит: повторение – мать учения. В отношении борьбы со старыми устоями повторение – самый лучший способ их забыть и переключиться на новый лад.
Таким образом, в выработке полезных привычек и борьбе негативными рефлексами важны мотивация, самодисциплина и самоконтроль, правильная мотивация и целеполагание, а также частое повторение действий в течение не менее 21 дня.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
за 21 день ты только внедришь новую привычку, начнешь к ней приспосабливаться. Но чтобы она стала именно привычкой нужна регулярность ее применения (спасибо, что это отметили). Притом важно не просто пользоваться ею чаще, а именно в нужные и подходящие моменты.