Учеба – процесс длительный и непростой, требующий определенных навыков и нацеленный на получение новых знаний. Притом обучение школьников и студентов занимает не один день, а несколько лет. Немудрено, что в ходе освоения образовательной программы у учащихся вырабатываются определенные привычки и ассоциации.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль привычек в учебном процессе
Наверняка каждый из вас заметил, что одни дела поддаются выполнению быстрее, легко и непринужденно и входят в традицию, а какие-то мероприятия и действия человеку приходится выполнять по указке, под тотальным контролем. Притом те шаги, которые он выполняет добровольно и с интересом откладываются в памяти с позитивной точки зрения, а варианты развития с принуждением – отталкивают его от учебы, порождая неприязнь, отрицательные ассоциации и лень.
Формирование привычек в ходе обучения в школе, колледже или вузе – дело наживное и второстепенное, но напрямую зависящее от мотивации и желания индивида развиваться в выбранном направлении.
Под привычкой понимают действие, предпринимаемое лицом сугубо на добровольной и инициативной основе. Как правило, подобные шаги выполняется учащимся «на автомате». Притом они могут быть как осознанными, так и неосознанными.
Осознанные предполагают, что индивид предварительно оценил ситуацию и принял решение о реализации определенных действий. Неосознанная привычка предполагает банальное выполнение дел «по памяти», по аналогии с предшествующими типичными мероприятиями и пр.
В целом, привычка учащегося – это выработанный им единый подход, который он будет практиковать и реализовать в удобной для него ситуации. Привычка – это универсальное средство для решения соответствующих проблем.
Положительные стороны привычки |
Отрицательные стороны привычки |
Упрощает ход решения проблем | Не всегда оказывается применимой, не приносит должного эффекта |
Содействуют повышению успеваемости | При определенных обстоятельствах и действиях смогут негативно сказываться на качестве подготовки учащегося |
Содействуют развитию тайм-менеджмента и правильной расстановке приоритетов | Порой требуют преодоления лени и падения настроения, могут наблюдаться срывы |
Позволяет выработать грамотную мотивацию | Могут вызвать переутомление и стресс при выработке новых привычек |
На основе рассматриваемой парадигмы школьник или студент может, как улучшать успеваемость и постигать новые горизонты, так и ухудшать ситуацию или предпринимать некорректные, неправильные шаги.
Важно отметить, что привычки свойственны в любом виде деятельности: начиная от повседневной жизни и заканчивая обучением, построение карьеры (профессиональной и научной и пр.). Важно правильно оценивать их и умело пользоваться, выбирая подходящий момент и оценивая эффект или ущерб.
Привычка в учебном процессе играет неоднозначную роль. С одной стороны, она облегчает ход освоения программы, темы или выполнения задания. В данном случае студент вырабатывает определенный алгоритм действий, который может безотказно действовать при определенных условиях, ситуации.
Также правильно выработанная привычка помогает учащемуся в построении траектории обучения и распределении нагрузки: расстановке приоритетов, достижении цели, установлении связей и полезных контактов и пр.
Помимо этого, «автоматизированные действия» учащегося помогают ему в грамотном построении распорядка дня, что в свою очередь позитивно сказывается на его физическом, интеллектуальном и психоэмоциональном состоянии.
С другой стороны, привычка может негативно отражаться на эффективности обучения, погружения в предметы и учебный план. В данном случае будет наблюдаться явное снижение успеваемости на фоне некорректного поведения.
Таким образом, привычка – это выработанный индивидом рефлекс, автоматическое действие, реакция на ситуацию, задание и пр. В зависимости от того, как оно влияет на исход событий, они могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие на обучение и качество подготовки учащегося.
Виды привычек в жизни студента
Обучение – процесс многогранный, требовательный и целенаправленный. Привычки в данном деле могут сыграть серьезную роль в качестве подготовки дипломанта. Поэтому важно своевременно анализировать «рефлексы», ассоциации и «автоматические действия, поступки», чтобы пополнять соответствующую копилку эффективными и позитивными движениями.
![классификация привычек среди студентов Какие бывают привычки у студентов?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/07/word-image-34223-1.png)
Опытные психологи выделяют два основных вида привычек в жизни студента: положительные и отрицательные.
Положительные (позитивные) привычки представляют собой устоявшиеся, типичные для конкретного индивида действия, которые приводят к положительным результатам.
В числе положительных привычек студента можно отметить:
- Приверженность режима дня и тщательное планирование мероприятий, действий;
- Акцент на учебе и выполнение в первую очередь домашнего задания, подготовка к занятиям, а затем все остальные дела и встречи;
- Периодическое повторение пройденных материалов независимо от потребности в них на предстоящем занятии, частоте употребления соответствующих знаний и пр.;
- Задавать вопросы для прояснения ситуации, темы, уточнения и пр. Данная привычка не просто позволяет оперативно устранить пробелы в знаниях, но и отказаться от стеснения, публичных выступлений, обрести уверенность в себе и пр.;
- Соблюдать субординацию. Данная привычка демонстрирует не только умение общаться, но и подчеркивает воспитанность учащегося, умение корректно действовать в любой ситуации, подбирать нужные слова, уважать мнение окружающих и учитывать его, держат дистанцию и пр.;
- Стабильно посещать занятия, даже если дисциплина с трудом поддается усвоения, а педагог оказался слишком придирчив. Данный подход поможет не просто завоевать авторитет, но и постепенно урегулировать учебные нюансы, постепенно разобраться в темах и правил, лучше усвоить и запомнить пройдены курс, без проблем поучить допуск к зачету или экзамену;
- Вовремя выполнять задания, взять в привычку – сначала выполнить домашнее задание, а затем приступать к иным делам. Данный шаг поможет оперативно и своевременно подготовиться к предстоящим семинарам и практическим занятиям, повысить успеваемость и активность на занятия без ущерба личной жизни и интересам;
- Ограничить время пребывания в сети интернет, социальных сетях и переключить внимание на более полезные дела, мероприятия, общение в реальной жизни и интересную организацию досуга с акцентом на ЗОЖ и пр.;
- Не лениться на лекциях и вести конспекты хотя бы частично. Конспектирование лекций позволит лучше запомнить информацию, а также выделить основные моменты, необходимые к изучению, повторению при подготовке к зачетам и сессии, семинару и пр.
То есть положительные привычки призваны облегчить учебный процесс и жизни студента, правильно организовать его день и время, а также выработать единый алгоритм действия при решении определенных проблем, в случае пребывания в определенных условиях и ситуации и пр.
![воздействие положительных и негативных привычек на студента Роль и влияние привычек на жизнь студента](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/07/word-image-34223-2.png)
Второй вид привычек – отрицательный (негативный). В данном случае устоявшиеся в памяти мероприятия приводят к нежелаемым или негативным последствиям или потенциально вредят положению студента, его статусу. В рамках этой категории принято выделять:
- Опаздывание на пары. Данная привычка может спровоцировать проблемы с посещаемостью. Принципиальные педагоги могут отмечать «опаздунов» в качестве отсутствующих, что впоследствии может привести индивида к отработке «пропущенных» занятий и тем;
- Конфликты с преподавателями. Если студент не умеет корректно вести себя в сложной ситуации и часто переходит на повышенные тона, оскорбления, угрозы или провоцирует драку в коллективе, оскорбляет педагога, притом подобное поведение для него воспринимается нормой и часто демонстрируется, то такой ход событий может привести к отчислению из-за несоблюдения дисциплины, правил суза/вуза, а также к гражданской и административной ответственности;
- Лень. Данная привычка – самая распространенная. Она проявляется в отказе от выполнения любых важных дел, заданий, подготовки к предстоящим занятиям в пользу второстепенных или неважных мероприятий (встречи с друзьями, пребывание в социальных сетях и виртуальное общение и пр.). Именно лень становится причиной всех проблем в учебе, которые впоследствии приводят к отчислению из колледжа или университета;
- Прогуливание занятий. К сожалению, данная негативная привычка приводит к проблемам в усвоении дисциплины и даже академической задолженности;
- И пр.
Отрицательные привычки замедляют ход обучения, ухудшают качество подготовки студента, отвлекая его от изучения материалов и выполнения заданий.
Таким образом, существующие виды привычке способны оказать непосредственное воздействие на результаты обучения и жизнь учащегося, облегчая или отягчая его положение и скорость освоения образовательной программы.
Правило 21 дня: как сформировать привычку за три недели?
Для начала следует отметить, что стать привычкой может любое действие. В данном деле для выработки «автоматического подхода» важно соблюдать следующие принципы.
![Принципы выработки полезных привычек Базовые правила для выработки привычек](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/07/word-image-34223-3.png)
Во-первых, стабильность. Предпринятое мероприятие должно быть автоматизировано путем неоднократного повторения, реализации с учетом однородности ситуации, факторов и пр.
Во-вторых, память. Чтобы действие было доведено до автоматизма, важно запомнить и усвоить его. Притом запоминать важно не весь алгоритм в целом, а лишь суть, основные движения и каноны. Поэтому необходимо определить четкую траекторию и запомнить ее (в идеале записать и повторять для наилучшего запоминания). О методиках быстрого запоминания информации мы писали ранее. Они также успешно работают при выработке привычек.
В-третьих, частота использования. Для выработки привычки, необходимо как можно чаще ею пользоваться в любой удобной ситуации. Только так организм сможет автоматизировать ее.
Привитие привычки – дело добровольное и чаще всего самопроизвольное. Но важно также понимать, что вырабатывать «автоматические действия» можно осознанно и целенаправленно. В этом деле на помощь приходит «метод 21 дня». Он был разработан одним ученым из США – врачом Мольцем. Именно он заметил, что организм человека привыкает к новшествам в течение трех недель. В частности, он оценил отношение пациентов, перенесших хирургические вмешательства и преобразования во внешности. Даже человек с ампутированными конечностями начинал принимать себя таким, какой он есть, спустя 21 день.
Ученый сделал вывод, что в течение 231 дней человек способен рассеивать старые образы, ассоциации и заменять их новыми.
Более того, для проверки этой гипотезы был организован эксперимент. Небольшой группе испытуемых выдали очки, которые переворачивали изображение верх тормашками. Участники исследования носили их, не снимая, в течение 21 дня. По окончании опыта, мозг объектов научился самостоятельно переворачивать изображения и воспринимать их, как должное, нормальное. То есть человек адаптировался к новым условиям в течение 3 недель. Отвыкали подопытные аналогично – в течение 21 дня. Притом проект оказался успешным. Лишь малая часть испытуемых оказалась вне зоны действия правила.
Важно отметить, что правило 21 дня может воспитывать как положительные, так и отрицательные привычки. Поэтому важно тщательно оценивать каждый шаг и правильно выстраивать траекторию выработки «автоматизма».
![Суть правила 21 дня для выработки привычки Основа методики "21 день" для выработки привычек](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/07/word-image-34223-4.png)
Для выработки положительных привычек согласно концепции 21 дня, достаточно придерживаться следующих правил:
- Определите цель для выработки привычки и постарайтесь определить минимальный алгоритм действий, который приведет к ожидаемому или нужному результату. Примите твердое решение о воспитании конкретного шага, действия и оценить его, определить плюсы и минусы, замотивировать себя на его выработку;
- Тщательно планируйте свое время и не тратьте его впустую. Включайте «привычку» в повседневный «рацион» и жизнь, пользуйтесь ею ежедневно и неоднократно в течение 21 дня;
- Откажитесь от бесполезных вещей, мероприятий и действий. Переключите внимание на цели, приоритеты (которые важно предварительно расставить);
- Ставьте напоминания для точного выполнения «привычки» и выработки автоматизма, традиции, притом не забывайте поощрять себя за повторение, реализацию и итог. Важно соблюдать принцип стабильности и не пропускать ни одного дня!
- В течение трех недель важно развивать одну (но не более трех, но все же лучше — одну) привычку. Только так можно добиться автоматизма и эффекта. Притом не торопитесь забывать о ее реализациями по истечении указанного периода. В среднем на «повторение» и закрепление уходит около 40 дней.
Таким образом, выработать привычку за 21 день реально и возможно, но важно быть в этом деле предельно внимательным, осознанным и замотивированным. Не забывайте оценивать «привычку» и корректировать ее (в этом случае потребуется более трех недель для закрепления), чтобы результат от ее реализации был положительным.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![помощь студентам disshelp.ru](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Как побороть негативные привычки?
Правило 21 дня поможет не только вырабатывать новые полезные рефлексы, ассоциации и автоматические действия, но и «перевоспитывать» студента. В данном случае речь идет о борьбе с отрицательными привычками.
Для борьбы с негативными «автоматическими действиями» необходимо первым делом выделить их. Для этого предстоит провести тщательный самоанализ и определить причины негативных исходов и снижения успеваемости, качества подготовки учащегося, что привело к этому (именно какие действия или бездействия, частота их присутствия в жизни студента).
Для борьбы с негативными установками важно проделать следующий путь:
- Изменить отношение к учебе или пересмотреть свое поведение, учесть собственные ошибки и опыт и пр. В данном случае важно осознать ошибку, лично принять решение об исправлении. В данном деле немаловажную роль играет правильная мотивация и самомотивация;
- Тщательное планирование каждого дня с акцентом на выработку полезной привычки, ликвидацию отрицательного рефлекса и ассоциаций. В этом деле на помощь учащемуся придут классические принципы тайм-менеджмента;
- Активность. В «перевоспитании» привычки важна активность и частое использование нового сценария, приверженность конкретным мероприятиям, новшествам;
- Борьба с ленью и негативом. Выработать новую привычку или ликвидировать негативную старую придется порой через «не хочу и не могу». Будьте готовы к борьбе с самим собой. Иногда придется заставлять себя действовать по определенному сценарию;
- Контролируйте ход выработки привычки, самодисциплина. Для этих целей следует завести календарь и регулярно отмечать активность, реализацию действий и пр. Недаром народная мудрость гласит: повторение – мать учения. В отношении борьбы со старыми устоями повторение – самый лучший способ их забыть и переключиться на новый лад.
Таким образом, в выработке полезных привычек и борьбе негативными рефлексами важны мотивация, самодисциплина и самоконтроль, правильная мотивация и целеполагание, а также частое повторение действий в течение не менее 21 дня.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
за 21 день ты только внедришь новую привычку, начнешь к ней приспосабливаться. Но чтобы она стала именно привычкой нужна регулярность ее применения (спасибо, что это отметили). Притом важно не просто пользоваться ею чаще, а именно в нужные и подходящие моменты.