Как Вы думаете, где и с кем больше всего времени проводит квалифицированный педагог? Конечно же, на рабочем месте, т есть в образовательном заведении со своими подопечными (школьниками или студентами), передавая им знания и личный опыт, развивая в них специальные и общие навыки, профессионализм и пр. Трудовая деятельность преподавателя способна приносить не только удовольствие, но и вызывать профессиональное выгорание.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Впервые о синдроме «выгорания» открыто заговорили в конце прошлого столетия. Рассматриваемую категорию одним из первых озвучил американский психолог Герберт Фрейденберг.
Под профессиональным выгоранием педагогов понимают хроническое истощение сил и ресурсов: эмоциональных, физических, психологических, волевых и иных. То есть это негативный и разрушительный процесс, который воздействует на организм изнутри, но вызывают столь серьезные изменения различные факторы.
Обратите внимание, что выгорание называют именно профессиональным, а это значит, что оно тесным образом связано с трудовой деятельностью преподавателя. То есть истоки и корни проблем лежат в образовательной плоскости.
![Сущность профессионального выгорания педагога](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/09/word-image-29372-1.png)
Сам по себе процесс профессионального выгорания – это все пережитые переживания, стрессы, проблемы, с которыми преподаватель столкнулся на рабочем месте, в процессе профессионального развития.
Следует отметить, что профессиональное выгорание ставят на одну ступень с эмоциональным, но самое важное в рассматриваемой нами категории – ее связь с работой, то есть профессиональной деятельностью.
Психологи отмечают, что с профессиональным выгоранием чаще всего сталкиваются люди, которые относятся к системе «человек-человек», то есть их работа напрямую сопряжена с общением, людьми. Именно к данному виду относится педагогическая среда.
На практике, пожалуй, невозможно найти человека, который бы не пострадал от рассматриваемого процесса.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Что провоцирует развитие профессионального выгорания педагогов?
Деятельность педагога строго регламентирована и подвержена воздействию внутренних b внешних факторов. Поэтому вызывать профессиональное выгорание среди преподавателей могут следующие причины, описанные в таблице ниже.
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
Психологический климат в коллективе и отношения с коллегами | Юридические и иные изменения в образовательной среде: обновление ФГОС, внедрение новейших технологий и методик обучения и пр. |
Собственное отношение к работе, рабочим обязанностям, подопечным | Принуждение со стороны начальства |
Удовлетворенность условиями и результатами работы | Ненормированный рабочий день и неконтролируемая рабочая нагрузка |
Эмоциональное состояние | Монотонность работы |
Физические отклонения: усталость, вялость, бессонница | |
Низкая самооценка | |
Давление со стороны непосредственного начальства | |
Творческое истощение |
Также стремительное профессиональное выгорание педагога могут вызвать следующие причины (наиболее распространенные на практике):
- Личностные: низкая самооценка и чувство собственного достоинства, эмпатия, подавленность, авторитарность по отношению к другим, впечатлительность и зависимость от общественного мнения, трудоголизм, самоудовлетворение выполненной работой, самокритика слабая стрессоустойчивость и пр.;
- Статусно-ролевые основания: отсутствие карьерного (профессионального) и личностного роста, отсутствие авторитета в глазах коллег и подопечных, низкий социальный статус, негативные установки и ограничения свободы и роста в профессии и пр.;
- Профессионально-организационные. Данные причины чаще всего связаны с условиями работы и рабочими обязанностями, требованиями работодателя: режим работы, объем обязанностей, монотонность педагогической деятельности, конфликты на рабочем месте (с учениками, коллегами, родителями).
Фактически, независимо от причины, породившей профессиональное выгорание преподавателя, она напрямую будет связана с его трудовой деятельностью и отношением к своей работе.
Симптомы профессионального выгорания среди педагогов
Проявления профессионального и эмоционального выгорания идентично во всех сферах деятельности, но при этом также возможно выделить специфические черты в зависимости от характера и «профессиональной» среды.
![Признаки профессионального выгорания педагога](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/09/word-image-29372-2.png)
К общим чертам выгорания личности можно отнести:
- Появление чувства постоянной усталости, отсутствие сил, физическое истощение;
- Нарушение психологического и душевного спокойствия, которое проявляется в виде плохого настроения, бессонницы, головных болей, изменением аппетита (притом неважно в какую сторону: переедание или голодание), развитие синдрома «жертвы» и чувства вины;
- Проявление негативных жестов по отношению к окружающим: злость, ненависть, срывы, неконтролируемые эмоции (истерики), изменение собственного отношения к работе (неполное исполнение возложенных обязанностей, снижение показателей успеваемости подопечных и пр.);
- Отказ от профессионального совершенствования и развития: нежелание дополнительно учиться, проходить аттестацию и курсы по повышению квалификации, осваивать современные и новейшие методы преподавания, появление страха перед работой с детьми и общению с детьми/родителями и п.;
- Проблемы со здоровьем, психосоматическое воздействие на организм: частые простудные и иные заболевания, головные боли и пр.;
- Усиление пассивности на работе и нежелание выходить на работу (именно в профессиональную среду), появление интереса и желания перейти в другую сферу деятельности, повышение степени неудовлетворенности от условий работы, текущих результатов и достижений на рабочем месте, несоответствие ожиданий и реальности по профессии и пр.
То есть в целом, профессиональное выгорание преподавателя можно выразить с помощью четырех основных компонентов: эмоциональная усталость, неудовлетворенность рабочими условиями, формальное отношение к работе и отстраненность от организации.
Этапы профессионального выгорания педагога
Обратите внимание, что изначально профессиональное выгорание преподавателя возникает сугубо на «личном», внутреннем уровне, которое впоследствии по мере накопления переливается во внешний мир и становится очевидным ля всех окружающих.
Сам по себе процесс профессионального выгорания педагога – процесс неординарный и индивидуальный. Он во многом зависит от профессионального, психологического, физического уровня подготовки индивида.
В теории существует масса различных теорий и градаций профессионального выгорания, где ученые допускают от 3 до десятка стадий. К классической схеме выгорания педагога относят следующие этапы:
- Первый – энергетический дефицит, когда наблюдается отторжение от работы, снижение интереса к ней, появляется отягощение простейших (или тот же объем) обязанностей дается сотруднику тяжелее и сложнее, снижение степень удовлетворенности к собственной работе и полученным результатам. На данной стадии начинает возникать первая самокритика.
- Второй – разочарование в профессиональной среде, организации и работе, порождающее раздражительность, сбои в работе и забывчивость, снижение профессиональных показателей, появление усталости и апатии, проявление все большего числа ошибок, снижение мотивации, повышение негатива со стороны коллег и руководства, давление и замечания по работе. Все это в единой связке вызывает стресс у педагога;
- Третий – измождением. Он включает в себя увеличение недовольства и самокритики, отчуждение от работы и проявление физиологических нарушений: ухудшение самочувствия, бессонница, иммунодефицитные состояния и проявления болезней, чувство вины и подавленности, нехватка времени и сил на работу и пр.;
- Четвертый – прогрессирование хронических заболеваний (по числу или тяжести заболевания, частоте возникновения), колоссальное снижение работоспособности и стремления к повышению качества трудовой деятельности, результативности. Вслед за этим снижается и качество жизни.
- Пятый этап характеризуется полным равнодушием по отношению к работе и окружению, общественной оценке, «опущение рук» и проявление хронической усталости, недомогания, стресса и апатии. Именно данная стадия порождает защитные функции организма в виде депрессии, абстрагирования от реальности, «паузы» на профессиональном горизонте для определений путей по решению проблемы и дальнейшей судьбы. Именно на этом шаге индивид чаще всего принимает решение о смене профессии, дополнительном обучении и пр.
Обратите внимание, что описанная нами градация эмоционального выгорания действует не всегда и может отличаться: как дополняться, так и не иметь некоторых стадий ил проявлений. Но суть рассматриваемого вопроса от этого не меняется.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Как педагогу справиться с профессиональным выгоранием?
Важно отметить, что на первых стадиях профессиональное выгорание «пострадавшим лицом еще не ощущается. Но по мере проявления первой клинической картины или сигналов, следует тщательно проанализировать ситуацию, провоцирующие факторы и установить причину, характер изменений.
Особенности преодоления профессионального выгорания педагога |
||
Этап профессионального выгорания |
Симптом |
Способ воздействия |
Этап №1. Дефицит энергии. | Упадок сил, снижение мотивации, отягощение при выполнении простейших рабочих обязанностей | Небольшой перерыв в работе, подключение промежуточных перерывов, проявление фантазии на рабочем месте и внесение разнообразия в монотонные будни |
Этап №2. Разочарование в профессионально среде. | Снижение результативности в работе, проявление ошибок в простейших или ранее привычных мероприятиях и действиях, несоответствие реалий и ожиданий, проявления апатии, напряженные отношения с коллегами и руководством | Переоценка ситуации и поиск возможностей по устранению негативных явлений с акцентом на причину |
Этап №3. Измождение | Рост негативных эмоций, плохое настроение, нежелание идти на работу, недобросовестное выполнение профессиональных обязанностей, физическое и моральное истощение, ухудшение самочувствия, бессонница | «Перенастройка» и «перезагрузка», перерыв в трудовой деятельности, писк альтернатив или подключение новейших методов и инструментов, работа с психологом, поиск «внутренней энергии» |
Этап №4. Прогрессирование хронических заболеваний | Тотальное снижение работоспособности, увеличение частоты конфликтов на рабочем месте, напряженность, замечания и давление со стороны руководства | Лечение заболеваний, отдых, «пауза» в профессиональной деятельности с акцентом на самовосстановление |
Этап №5. Равнодушие и охлаждение | Усталость, апатия, минимальная зависимость от общественного мнения, депрессия | Изменения на рабочем месте инициатива по коррективам рабочей траектории, смена профессии или места работы, тщательное планирование и распределение рабочих обязанностей, нагрузки и пр. |
То есть первым делом в случае возникновения профессионального выгорания педагога является самоанализ, который будет затрагивать как сугубо профессиональную среду, так и «внутриличностные» сегменты.
Вторым этапом по преодолению профессионального выгорания педагога является констатация причин его возникновения и факторов-провокаторов, на основе который будет проектироваться траектория по преодолению возникших проблем. Важно минимизировать негативное влияние внешней среды на педагога, выстроить грамотную мотивацию и проявить творческий потенциал для изменения внутреннего отношения к работе и возобновлению интереса к профессии.
Третий этап – поиск возможностей для профессионального обновления. В данном случае возможны колоссальные перемены (например, смена рабочего места, переход в новый филиал или трудоустройство в иное образовательное заведение, смена «категории детей» п возрасту, предмету и пр.). Если же педагог намерен остаться на текущем месте работы, то целесообразно продумать, как «освежить взгляд» на нем: включение в учебный процесс новых подходов, материалов, техники. Но здесь также следует учесть материально-техническую базу учебного заведения, возможности подопечных и пр.
Четвертый этап – тщательное планирование профессиональной деятельности с выделением времени на отдых, саморазвитие, досуг и пр. Опытные специалисты уже давно твердят, что профессиональная деятельность педагога – не вся его жизнь, важно позаботиться и о личной жизни. Работа не должна ущемлять права и возможности индивида.
Независимо от того, насколько серьезны и глубоки проблемы на рабочем месте, никогда не стоит торопиться ставить крест на карьерном и профессиональном, личностном росте. В этом непростом деле важна грамотная мотивация и подход к организации рабочих условий, желание оптимизировать профессиональную деятельность и сделать ее привлекательной и удовлетворяющей собственные ожидания, потребности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Профилактика профессионального выгорания педагога
От профессионального выгорания не застрахован никто, н в особой зоне риска находятся именно педагоги, которые сталкиваются с различными негативными моментами, сложностями практически ежедневно: начиная от бюрократизма и заканчивая индивидуальной работой с учениками или студентами, взаимоотношениями в коллективе и условиями работы.
Преподаватели, столкнувшиеся с профессиональным выгоранием, знают, что выбраться из этой колеи непросто. Поэтому в перспективе, получив опыт в работе с данным явлением, стараются предупредить и избежать подобных ситуаций и проявлений.
В качестве наиболее эффективных мер по профилактике профессионального выгорания педагога можно отметить следующие мероприятия:
- Во-первых, нужно грамотно и осознанно выбирать профессию, чтобы в будущем не сожалеть об освоенной специальности и не искать «запасной аэродром», новую сферу деятельности;
- Во-вторых, к работе нужно относиться обособленно, а не как к «истории всей жизни». Все рабочие моменты и проблемы, задания должны оставаться сугубо на рабочем месте. Не нужно тащить домой груду бумаги, волокиты, а также проблем и плохого настроения. Научитесь абстрагироваться от работы сразу по истечении рабочего дня, закрывая весь негатив в кабинете;
- В-третьих, тщательно планируйте рабочий день. Именно тайм-менеджмент и грамотная расстановка приоритетов поможет не только разгрузить педагога, но и повысит результаты и качество его работы;
- В-четвертых, стремлению к переменам и обновлению. Притом для внедрения инноваций не обязательно дополнительно учиться, порой достаточно проявить фантазию и разнообразить учебный материал, дополнить лекцию мультимедийными компонентами, измени формат занятий (вместо традиционной лекции или семинара провести деловую игру, кейс-стади и пр.);
- В-пятых, перестать копаться в себе и заниматься самопоеданием. Самокритика в умеренном объеме способа принести пользу, но при постоянном самокопании она чревата снижением самооценки, возникновением апатии, депрессии, негатива по отношению к работе. В данном случае целесообразно переключить на поиск позитивных моментов в работе с акцентом на понравившиеся моменты, инструменты и их активным использованием;
- В-шестых, не стоит пренебрегать отдыхом. Притом отдых должен быть не только после рабочего дня. Но и непосредственно на рабочем месте. Согласитесь, что в любой компании предусмотрен «обеденный перерыв». В это время работник должен отвлечься от работы и восполнить силы для продолжения рабочего дня, а не заниматься «разгребанием завалов» и пр. Небольшие перерывы в работе повышают продуктивность и качество полученных результатов;
- В-седьмых, если педагог начал ощущать усталость и нежелание идти на работу, то чтобы не усугубить ситуацию, целесообразно сделать небольшой перерыв. В этом случае можно попытаться поговорить с руководством и взять пару дней отгула, небольшой отпуск или в случае обострения хронических заболеваний уйти на больничный для восполнения энергии, творческого и профессионального поиска, восстановления организма физически морально. Важно именно сменить обстановку и временно ограничить профессиональные будни. Такой ход позволит переоценить ситуацию и оперативно среагировать на ухудшения.
Не стоит относиться к профессиональному выгоранию поверхностно или несерьезно, ведь все проблемы со здоровьем начинаются с психологии и отношения индивида к себе, рабочему месту и окружающим. В разработке мер п преодолению и профилактике профессионального выгорания важно именно делание индивида справиться с возникшими неурядицами, борьба со страхом и грамотная мотивация. Облегчить столь непростой путь поможет Фантазия педагога, а также понимание окружения, опыт коллег (которые также когда-то столкнулись лицом к лицу со столько специфичным недугом).
Обратите внимание что меры по профилактике и преодолению профессионального выгорания педагога скажутся не только на его внутреннем мире, но и качестве работы. Перемены могут затронуть тематическое планирование занятий (использование современного материала, новейших подходов к его освещению и пр.), психологический климат в коллективе среди учащихся (повышение авторитета в глаза студентов, доброжелательное расположение к себе аудитории), изменение формата занятий и пр. При этом любые реформы не должны противоречить действующей образовательной программе и законодательным нормам, внутренним правилам учебной организации.
Таким образом, профилактика профессионального выгорания основывается на грамотном распределении времени и сил на работу, развитию навыков по абстрагированию работы от личной жизни, умелому расстановке приоритетов и использованию принципов тайм-менеджмента, поиску способов разнообразить монотонные рабочие будни.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!