10 сходств и отличий лекций от семинаров

Обучение в школе, колледже или вузе предполагает проведение различных форм занятий. Если на базе среднего общего образования их называют однотипно – уроки, то в заведениях по подготовке дипломированных специалистов принято делить на лекции и семинары.

10 сходств и отличий лекций от семинаров
Обучение в школе, колледже или вузе предполагает проведение различных форм занятий. Если на базе среднего общего образования их называют однотипно – уроки, то в заведениях по подготовке дипломированных специалистов принято делить на лекции и семинары.

Понятие и признаки лекции

Лекция среди студентов и педагогов считается простейшим форматом занятий, призванным ввести учащихся в предмет, разъяснить наиболее сложные или общие моменты, предоставив базовую часть в рамках конкретной дисциплины.

Основные черты лекций
Основные черты лекций

Признаками рассматриваемого формата обучения являются:

  • Односторонний характер: преподаватель – разъясняет или диктует, не задавая лишних вопросов, а студент – запоминает или записывает услышанное;
  • На этом занятии достаточно иметь под рукой тетрадь и ручку для конспектирования. Дополнительные материалы или книги требуются только по настоянию или рекомендации педагога для более глубокого погружения в тему;
  • Носит тематический или модульный характер: каждое занятие посвящается определенному разделу или пункту в рамках конкретного предмета;
  • Количество занятий ограничено учебным планом, поэтому педагоги формируют план-конспект лекций с учетом специализации студентов.

Лекционные занятия проводятся в первую очередь и присутствуют на всех курсах обучения в колледже или вузе. Притом у первокурсников именно лекция играет важную роль во время адаптации, позволяя познакомиться с сокурсниками, преподавателями, правила учебного заведения, инфраструктурой и пр.

На лекциях студенты развивают больше такие качества, как концентрация внимания, конспектирования и реферирования материалов, память.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сущность и особенности семинарских занятий

Семинар – представляет собой прикладное занятие, которое может носить как научно-исследовательский, так и практический характер. На семинарских занятиях преподаватель оценивает уровень подготовки учащихся и помогает им разобраться в пройденных на лекциях темах глубже, тотальнее.

На семинарах в колледже или вузе студенты развивают самостоятельность и разборчивость, навыки по работе с большим объемом информации, применяя творческий подход и современные технологии.

Понятие и особенности семинарский занятий
Понятие и особенности семинарский занятий

Признаками семинарских занятий выступают следующие черты:

  • Студенты всегда получают домашнее задание или вопросы для самоизучения, которые впоследствии выносятся на экзамен и требуют тотального подхода, полного ответа;
  • Помимо теории учащиеся разбирают прикладные задания: решение кейсов и задач, освоение специальных инструментов и методик, развитие реальных навыков;
  • От качества подготовки к семинарскому занятию может зависеть репутация учащегося его взаимоотношения с преподавателем, успеваемость и конкурентоспособность на рынке труда.

Миссия семинарских занятий – развить именно аналитические и практические навыки учащихся в рамках конкретно дисциплины и профессии, дополнить знания, полученные на лекциях.

10 сходств лекций и семинаров

Указанные форматы по подготовке дипломантов – основа любой образовательной программы, позволяющей успешно сочетать теорию с практикой, исследованиями, классические и инновационные подходы. Предлагаем Вам рассмотреть сходства этих занятий.

Сходство №1. Характер занятий может зависеть от подготовки педагога и настроя учащихся, может быть стандартным или плавающим. В данном случае понимается, что лекция или семинар могут проходить в устном или письменном формате, когда отвечающий либо рассказывает, либо записывает свои мысли. Если программа захватывает частично прикладной ракурс (работу или изучение определенной компьютерной программы, специального инструмента (технического, математического и пр.)), то допускается задействование соответствующего инструментария для наиболее полного освещения и погружения в тему.

Сходство №2. Оба занятия проводятся в рамках одной и той же дисциплины, по одной или связанным темам, модулям. На лекциях изучение темы происходит слишком сжато. Ее миссия состоит в освещении наиболее существенных или сложных нюансов. На семинаре же студенты закрепляют и дополняют пройдённый ранее материал, детальнее погружаясь в тему или модуль, привлекая дополнительную литературу, решая различные задачи и кейсы и пр. В данном случае схожесть проявляется в том, что занятия посвящены одному и тому же предмету, разбираются одни и те же темы.

Сходство №3. И лекция и семинар потребует определенной подготовки от каждой из сторон. Как минимум, преподавателю предстоит сформировать план занятий, подготовить задания, лекционный материал для рассказа или диктовки. Студентам же в зависимости от характера занятий важно иметь при себе все для конспектирования, а также подготовленное заранее домашнее задание (ответ на устные вопросы, решение задач, рефераты или статьи и пр.). Поэтому готовиться к лекциям и семинарам предстоит как преподавателям, так и учащимся.

Плюсы и минусы лекций, как формы занятий в вузе
Плюсы и минусы лекций, как формы занятий в вузе

Сходство №4. Домашнее задание есть всегда. Студенты полагают, что на лекциях ничего не задают и готовиться к ним не нужно. Это самое глубокое заблуждение. Почему? Ответ прост: без повторения и понимания ранее поданного материала продолжить освоение дисциплины невозможно. Поэтому перед лекцией важно хотя бы бегло просмотреть последние записи, повторить пройденное. Подготовка к семинару будет более тщательной. Ведь там освещать тему и вопросы будет учащийся самостоятельно, а педагог при необходимости откорректирует траекторию ответа – задаст наводящие вопросы, дополнит ответ студента, разъяснит сложные моменты и пр.

Сходство №5. Посещение лекций и семинаров – обязательно для каждого студента. Неважно, какой вид или формат занятий ожидает учащегося. Явка на него является обязательным условием, чтобы в перспективе легко и просто поучить допуск к зачету или экзамену. Если у студента будут пропуски лекций или семинаров, то их придется своевременно или быстро отрабатывать.

Сходство №6. Проведение занятий возможно как в виде диктанта, так и в виде дискуссии, обсуждения. На лекциях ожидается монолог преподавателя, но что мешает ему завести беседу и просто задавать вопросы для размышления аудитории, обсуждать с ней интересную тему (особенно если она актуальна и популярна на момент изучения). На семинарах же дискуссий, обсуждений избежать просто невозможно.

Сходство №7. Продолжительность занятий. В колледже или вузе действует определенное расписание занятий, которое может быть плавающим или стабильным. Но независимо от этого, каждая лекция или семинар реализуется строго по времени – по парам, то есть продолжительность изучения тем идентична в любом случае и будет соответствовать внутренним правилам учебного процесса (по 45 минут с перерывами или п 90 минут).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сходство №8. Конспектирование материала может быть как инициативой студента, так и его обязанностью (важно уточнять требования педагога). В любом случае делать пометки, записи – лишним не будет, а поможет отметить для себя существенные моменты по теме, сформировать план занятия и представления о нем, подготовить своего рода «шпаргалку» и пр. На семинарах допускается конспектирование всего материала (домашнего задания), а также пометки новых моментов, которых учащийся не умел узнать самостоятельно, но услышал в ответах сокурсников, речи педагога и пр. Все это делается строго в рамках намеченной темы.

Сходство №9. Реализация групповых лекций и семинаров минимизирует затрат ы на подготовку специалистов. Индивидуальные занятия считаются более качественными, но с помощью лекций, семинаров, групповых консультаций вуз затрачивает меньше времени на подготовку специалистов (тема освещается сразу 30-60 индивидам, а не одному). Притом в любом случае качество освоения материала зависит от мотивации и концентрации учащегося.

Сходство №10. Проведение лекций и семинаров возможно в любом формате: очно (классическая программа) или дистанционно (с применением электронных книг и конспектов, заданий, кейсов, программ, онлайн-технологий) и пр. В зависимости от возможностей вуза, формата обучения в рамках специализации (очный, дистанционный), санитарно-эпидемиологической обстановки проведение занятий возможно в любом удобном варианте. Главное – своевременно уведомить об этом учащихся, чтобы они подготовились: вышли вовремя в чат, личный кабинет, пришли в аудиторию и пр.

10 отличий лекций и семинаров

Несмотря на массу сходств, указанные виды занятий в колледже и вузе обладают столь же яркими специфическими чертами.

Отличие №1. Характер преподнесенной информации и обретаемые навыки. На лекциях студентам освещают преимущественно новую информацию, позволяющую вникнуть в суть предмета, темы и развить минимальный набор профессиональных качеств. На семинарах же происходит тотальное погружение в каждый лекционный материал с дополнениями, практическими заданиями и пр.

Таким образом, на лекциях студенты знакомятся с предметом и его частями, на семинарах – углубляют знания, закрепляют пройденный материал, совершенствуются.

Отличие №2. Лекция всегда предшествует семинару. В учебном процессе также действует определенная последовательность действий и обучения. Сначала студенту нужно получить «базу», первые представления по предмету, а затем углублять их и совершенствовать, развиваться конкретные навыки и профессиональные качества. Притом именно на лекции (или на кафедре) студент получает задание, которое ему предстоит подготовить к семинарскому занятию.

Без лекции приступить к прохождению и реализации семинаров просто немыслимо и невозможно. Поэтому, сначала проводят знакомство с темой (лекция), а затем погружение в нее (семинар).

Достоинства и недостатки семинарских занятий в вузе
Достоинства и недостатки семинарских занятий в вузе

Отличие №3. Характер преподнесенной информации. Основное преимущество и особенность лекционных занятий состоит в том, вся информация преподносится крайне сжато, в общем ракурсе, чтобы учащиеся получили минимальные или определенные представления по дисциплине, поняли принцип работы конкретных инструментов и подходов и пр.

На семинаре же тема разбирается досконально, притом всегда предусмотрено практическое развитие студента, чтобы он научился применять теоретический багаж в реалиях, профессиональной и повседневной жизни. В данном случае материал более глубокий, подробный, требующий тщательного «переваривания» и «переработки».

Отличие №4. Главное лицо занятия. На лекциях, как правило, все внимание на себя берет преподаватель, который буквально читает монолог, стараясь донести до студентов все самое важное и необходимое, разъяснить наиболее сложные моменты и нюансы, заинтересовать и развить определенные навыки. В данном случае, главным героем выступает лектор. На семинаре же учащиеся и педагог меняются местами: студенты рассказывают и демонстрируют домашнее задание, выполняют новые практические задания (задачи, кейсы, игры, работа за ПК или иным инструментарием и оборудованием и пр.), а педагог оценивает уровень их подготовки и помогает в прохождении темы (дополняя, консультируя, отмечая детали и наиболее важные моменты).

Отличие №5. Количество студентов на занятии. Как правило, лекция проводится «на потоке», то есть один и тот же предмет (учебная программа) может действовать в рамках одной специальности, но в разных группах одновременно. Также допускается присутствие на лекции студентов смежных профессий. Чья программа обучения в рамках предмета совпадает.

Семинары же проводятся с меньшим количеством участников – в рамках одной конкретной группы, а иногда группа делится на 2 подгруппы (чаще всего на прикладных занятиях, где количество оборудования в вузе ограничено).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Отличие №6. Активность на занятии. На лекциях порой достаточно банального присутствия или как минимум конспектирования, активным здесь будет педагог. На семинарах же, «отсидеться» не удастся. Здесь каждый студент должен проявить активность, чтобы заполучить доверие педагога, показать уровень его готовности и владения материалом, успешно пройти аттестацию и пр.

Отличие №7. Характер работы. На лекциях зачастую преподаватель преподносит информацию сжато, диктуя наиболее важные моменты. В редких случаях педагог философствует и оставляет студентам время на «временные записи по собственному желанию». На семинарах же студент полностью самостоятелен: приходит с уже выполненным домашним заданием, подготовленной базой знаний. Диктовать что-либо не в интересах педагога, но ведение конспектов – обязанность студента, облегчающая его подготовку к последующим занятиям и аттестациям.

Таким образом, на лекциях – свобода действий или диктатура педагога, на семинарах – полностью самостоятельная работа учащихся, подвергающаяся оценке со стороны преподавателя.

Миссия и порядок проведения лекций и семинаров в вузе
Миссия и порядок проведения лекций и семинаров в вузе

Отличие №8. Наличие и отсутствие практики. На лекциях студентам приходится вникать больше в теоретические аспекты и фиксировать формулы без отдельного погружения в их суть, предназначение и возможности использования. Практических навыков вырабатывается по минимуму. В основном на лекциях учащиеся получают минимальные знания и первые представления по теме. На семинарах же происходит утончение теории с параллельным оттачиваем прикладного мастерства: решение задач, анализ данных, сбор и обработка информации п теме (поиск ответов на определенные вопросы), кейсы, деловые игры и пр.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: лекция – преподносит теоретический материал (описания, подходы, законы, теории, формулы). Семинар – помогает развить навыки по применению теории.

Отличие №9. Разные педагоги. В зависимости от нагрузки на профессорско-преподавательский состав, в вузах часто практикуется, когда теорию (лекции) ведет один преподаватель, а практику (семинары лабораторные работы, практикумы и пр.) – другой педагог. При этом обязательным условием для каждого из их является компетентность в рамках преподаваемой дисциплины, привлечение к научно-исследовательской деятельности и пр. Но важно обратить внимание, что аттестацию (зачет или экзамен) проводить будет лектор. Иные варианты утверждаются деканатом заранее и указываются в соответствующем расписании.

Отличие №10. Способ преподавания. Лекции всегда преподносятся в форме монолога – выступлении педагога перед студентами. Семинар же сможет проводиться в самых разных вариациях: простое выступление студентов с ответом на поставленные вопросы, дискуссия, викторина или деловая игра, работа в командах и пр.

В целом, независимо от формата и вида занятий в колледже или вузе, каждое из них призвано преподнести студенту новую, специфическую информацию в более глубоком поле, развить конкретные качества и навыки. Поэтому неважно, семинар или лекция – посещать нужно все предусмотренные учебным планом занятия и предметы, выполняя все задания и поручения, рекомендации педагога.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!