Деятельность любого учебного заведения, педагога и учащегося так или иначе сопряжена с погружением в информационное поле в рамках осваиваемой программы, дисциплин и тем. Ведущую роль в учебном процессе играет литература, включающая в себя теоретический и практический материал.
Анализ учебной литературы – один из важнейших этапов проектирования, планирования и проведения занятий на всех уровнях образования сегодня мы расскажем о специфике данного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ
Суть анализа учебной литературы
Для начала давайте разберемся, какая литература считается учебной. Под учебной литературой понимают специальные пособия (учебные, методические), раскрывающие конкретный перечень тем, категорий в рамках заявленной научной области, дисциплины и пр.
Под анализом учебной литературы понимают целенаправленный процесс по ее изучению и определению существенных моментов: структура, содержание, соответствие требованиям ФГОС и целям образовательной программы, соответствие учебному плану и рабочему плану по программе, соответствие требованиям педагога и пр.
То есть анализ учебной литературы призван удостовериться, что задействованная в процессе обучения методическая и информационная база достаточна для изучения предмета, развития соответствующих минимальных или иных навыков и качеств подопечных.
Изучение и оценка учебников и методических пособий, специальной литературы для обучения и развития подопечных позволяет тщательно спланировать ход занятий, откорректировать учебный и рабочие планы, план-конспект занятий, актуализировать темы, усовершенствовать методы обучения. То есть данная мера напрямую сказывается на качестве подготовки учащегося, глубине погружения в предмет или отдельные темы, необходимость дополнительного изучения отдельных моментов и пр.
Анализ учебной литературы предполагает выполнение следующих функций:
- Сравнительная, которая опирается на изучении источников информации по темам, дисциплине из разных первоисточников, выбор наиболее доступных и понятных для целевой аудитории вариантов. То есть анализ книг и ресурсов позволяет определить наиболее пригодные варианты для обучения на основе сравнения данных;
- Учебная. Исследование литературы нацелено на выбор качественных первоисточников, которые можно положить в основу изучения. В данном случае важно, чтобы изучение учащимся заявленных данных приносил пользу – новые знания, обучал конкретным правилам, техникам и методикам, расширял кругозор и повышал уровень эрудиции;
- Практическая. Изучение учебника сводится не просто к прочтению теории, но и развитию определенных умений, свойственных как отдельно стоящей науке, дисциплине, так и общим компетенциям. Поэтому анализ учебной литературы позволяет понять, какие умения и навыки разовьет индивид, где и как они могут быть применены в перспективе;
- Проектировочная и коррекционная. Исследование учебных материалов и книг позволяет тщательно спланировать ход занятий в рамках изучаемой дисциплины или науки, вовремя внести коррективы в учебный план, рабочую программу по предмету, календарно-тематический план и план-конспекты, предоставив подопечным более актуальную и нужную информацию, «пищу для ума»;
- Коммуникационная. Только через учебники и научную литературу происходит незримое взаимодействие опытных и квалифицированных экспертов с начинающими специалистами, учащимися. В ходе такого «визуального контакта» происходит обмен опытом. Притом анализ литературы позволяет определить основные моменты обучения: категории, правила, методы и пр.
- Констатационная. В данном случае анализ учебной литературы позволяет удостовериться в том, что в учебнике приводится достоверная и качественная информация развивающего характера. Также проведение столь специфической процедуры позволяет оценить соответствие описанных знаний, заданий требованиям ФГОС и учебному плану, возможности задействования ресурса в ходе подготовки учащихся.
Таким образом, анализ учебной литературы позволяет определить «подходимость», достаточность и актуальность используемой в ходе обучения литературы, варианты ее грамотной комбинации для подготовки квалифицированных специалистов. Более того, исследование и оценка соответствующих материалов позволяет педагогу грамотно подобрать методы работы и тщательно спланировать ход занятий, а учащимся – без лишних проблем и сложностей постигнуть новые горизонты, развив соответствующие навыки и качества.
Кто и когда проводит анализ учебной литературы?
Анализ учебной литературы – процесс специфический, требующий определенной квалификации и навыков. Поэтому проводить его может только компетентный специалист.
Чаще всего данная процедура реализуется преподавателями в ходе подготовки, разработки учебных программ. Притом делается это еще на этапе тематического проектирования. Далее в ходе планирования занятий (годовое, календарно-тематическое и пр.) происходит конкретизация источников информации с учетом времени, места и объема из использования.
«анализатором» учебной литературы могут выступать внутренние и внешние эксперты. Притом их «расположение» зависит от их положения в системе образования. Ко внутренним специалистам относят работников того образовательного учреждения, на базе которой происходит применение соответствующих ресурсов. Внешние эксперты чаще всего представлены в виде контрольно-надзорных органов или компетентных специалистов, педагогов, действующих за пределами определённой образовательной организации.
Каждый педагог самостоятельно определяет информационную базу, достаточную и пригодную для проведения занятий, опираясь на личные представления, видение, опыт и пр. Поэтому анализ учебной литературы – процедура индивидуальная, но сугубо экспертная.
Обратите внимание, что исследование и оценку учебных материалов могут проводить не только работники государственных или иных учебных заведений, но и специалисты, занимающиеся частной практикой: репетиторы, тьюторы, разработчики индивидуальных программ обучения и пр.
Если школьник или студент решил заняться самообразованием или дополнительным изучение дисциплины, отдельных тем, то ему также предстоит подобрать подходящую для погружения литературу посредством анализа. В этом случае анализ ресурсов позволит подобрать новые, ранее не изученные материалы, с учетом уровня текущей подготовки, покорить новые научные и практические вершины, расширить кругозор и повысить уровень эрудиции, профессиональной или специальной подкованности и пр.
Анализировать учебные пособия, книги и первоисточники также могут контрольно-надзорные органы: МинОбразования и науки, Рособрнадзор, МинПросвещения, специальные комитеты и комиссии. В данном случае реализация столь серьезной процедуры необходима для проверки качества указанной в пособии материалов, ее соответствия реалиям и действующим параметрам ФГОС, ГОСТ, целям образовательной программы, структуре рабочих программ и учебного плана, план-конспектам и пр.
Таким образом, изучение и оценка учебной литературы позволяет определить грамотную и эффективную траекторию изучения дисциплины, темы, подобрать оптимальные и понятные ресурсы с учетом особенностей целевой аудитории и актуальных образовательных стандартов.
ОЦ Дисхелп готов помочь в проведении анализа учебной литературы, пособий, программ и стандартов, гарантировав высокое качество услуг и индивидуальный подход к каждому клиенту! Наши специалисты станут лучшими внешними экспертами, которые предоставят полную и аргументированную оценку материалов, подчеркнув возможности применения каждого из них.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правила проведения анализа учебной литературы
Анализ учебной литературы – это не просто сравнение между собой различных учебников в рамках одной и той же научной плоскости, дисциплины или уровня образования в данном случае проводится комплексная внутренняя и внешняя оценка материалов. Первый вид предполагает исследование структуры, содержания и ее специфики, а вторая – определение соответствия заявленных материалов программе и плану обучения, возможностям целевой аудитории и педагога.
Реализация анализа учебной литературы учитывает ряд общих правил.
Во-первых, проводить анализ учебной литературы посильно и уполномочено только компетентное лицо, которое имеет как минимум высшее педагогическое образование и обладает соответствующими знаниями, представлениями и навыками в рамках поверенной ему научной плоскости. Согласитесь, что эксперт должен как минимум понимать, что он изучал и изучает, какие сведения и в каких объемах, ширине и глубине содержатся в ресурсе, какие походы и мнения существуют, насколько полно раскрыта заявленная парадигма и пр.
Во-вторых, исследование учебных материалов и пособий – процедура ограниченная. Притом ограничений в данном деле масса: начиная от дисциплины, учебного и календарно-тематического плана рабочих программ, текущий уровень подготовки целевой аудитории, количество академических часов (выделенных на предмет и тему), специфика образовательной программы (ее характер, научная или отраслевая принадлежность), материально-техническая база образовательного заведения, уровень подготовки и опыт педагога (его представления по теме, планы обучения и пр.). Согласитесь, что экономистам ни к чему изучать физику или сложные технические науки, достаточно иметь по ним базовые знания и представления, но разбираться в математических методиках, аналитических операциях и специальных экономических подходах – обязательно. От этого и будет зависеть комплекс учебной литературы!
В-третьих, анализ учебной литературы – полномасштабный процесс, затрагивающий массу факторов и параметров. Полнота анализа учебных материалов предполагает их сопоставление с ФГОСами и ГОСТами, текущими требованиями к качеству подготовки выпускников, особенности каждого ресурса (что и в каком объеме рассмотрено, чем можно дополнить, что исключить) и пр. Важно, чтобы сравнение первоисточников позволяло выделить достоинства и недостатки каждого из них, определить взаимодополняющие или дублирующие материалы, грамотно скомпоновать их в рамках учебного процесса с учетом специфики образовательной программы и пр.
В-четвертых, изучение особенностей задействованной или планируемой к использованию учебной базы позволяет оценить ее легальность, от есть степень соответствия минимальным требованиям качества обучения, ожиданиям педагога, учащегося, контрольно-надзорных органов и реальных условий внешней среды. Если учебник не удовлетворяет заявленным параметрам, то его использование нецелесообразно.
В-пятых, результаты анализа учебной литературы должны быть предельно точными и обоснованными. В выводах относительно применения рассматриваемого ресурса важно подчеркнуть, в каком месте он может быть включен в рамках учебного процесса, какие фрагменты или разделы пригодны для изучения, какой характер носит первоисточник (основная или вспомогательная литература, учебная или методическая и пр.).
В-шестых, одним из ключевых канонов проведения анализа учебной литературы выступает планомерность. Исследовать и оценивать материал можно только в рамках конкретного плана (учебного, индивидуального, логического, структурного, тематического и пр.). Проводить анализ без грамотной постановки цели и определения н\границ, этапов невозможно.
Таким образом, исследование и оценка учебной литературы – процесс мыслительный, аналитический и комплексный, предполагающий учет множества факторов и определяющий роль, место и объем каждого первоисточника в системе обучения индивидов.
Инструкция по проведению анализа учебных мате6риалов и пособий
Итак, давайте же разбираться, как проводится анализ учебных пособий и материалов на практике.
Во-первых, данная процедура уместна на любом этапе обучения: начиная от проектирования и разработки образовательных программ, планов и заканчивая и реализацией (корректировка и пр.).
Во-вторых, анализ учебной литературы нацелен на формирование оптимальной и эффективной информационной базы в рамках заявленного предмета, темы или образовательной программы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Проведение анализа учебной литературы предполагает прохождение нескольких этапов.
Первый шаг – подготовительный. Для его реализации необходимо тщательно ознакомиться со всеми действующими регламентами, планами и программами, общими моментами. В частности, эксперту пригодятся следующие документы: действующие варианты ФГОС с учетом уровня образования, внутренние документы учебного заведения (устав, материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав), действующий вариант образовательной программы и ее составляющих элементов (рабочая программа по каждой дисциплины, календарно-тематическое планирование, учебный план, ФОС и КОС и пр.).
В числе ключевых ориентиров в рамках подготовительной стадии проведения анализа учебной литературы выступает:
- Изучение действующих нормативов и ограничений, правил обучения по предмету;
- Выделение возможностей учебного заведения и педагогов в части обучения целевой аудитории;
- Текущая образовательная программа: рабочая программа, КТП, план-конспект занятия, список основной литературы и источников информации в рамках каждого занятия и пр.
Также в рамках подготовительной стадии возможно побеседовать с преподавателем, который разъяснит методы обучения, подход к теме, ключевые моменты и цели занятия и пр.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
||
Этап |
Действие эксперты |
Результат |
Этап 1. Подготовительный | Изучение образовательной программы и требований ФГОС
Изучение рабочих программ, календарно-тематического плана, ФОС и КОС Изучение план-конспекта занятия |
Общие представления о ходе изучения дисциплины/темы
Выделение ключевых моментов изучения: термины, правила, методы, формат занятий и типы заданий и пр. |
Этап №2. Основной, аналитический | Анализ текущей или выдвигаемой педагогом-предметником литературы
Подбор литературы по теме/дисциплине Сортировка материалов с учетом плана обучения |
Выделение основной и дополнительной литературы в рамках учебного процесса, изучения дисциплины и темы |
Этап №3. Заключительный | Подведение итогов по результатам анализа учебой литературы | Рекомендации относительно использования источников информации по предмету/теме, формирование комбинации учебной литературы для каждого занятия и пр. |
Второй этап – основной, аналитический. В его основе лежит тщательное изучение первоисточников с учетом специфики предмета и темы занятия, уровня текущей подготовки целевой аудитории, цели обучения и пр. Здесь эксперты предстоит внимательно изучить основную литературу или подобрать соответствующие учебные первоисточники по теме/дисциплин/программе, внимательно их изучить и определить возможности их использования в рамках учебного процесса с учетом роли, специфики, масштабов, целесообразности и необходимости.
Основной этап анализа учебной литературы сводится к проведению следующих операций:
- Изучение структуры содержания учебного материала с выделением ключевых категорий, правил, методик, последовательности и логичности изложения информации и иных особенностей;
- Сопоставление учебного пособия с действующими требованиями ФГОС;
- Сопоставление учебного пособия с текущей образовательной программой, рабочей программой, планом занятия, материально-техническими и иными возможностями педагога и учебного заведения;
- Определение роли и места материалов, их фрагментов в ходе занятия, с акцентом на их специфику, глубину и ширину погружения в тему и пр.
Третий шаг в рамках анализа учебной литературы – формулирование выводов и подготовка грамотной и эффективной комбинации первоисточников с учётом заявленной цели обучения и иных нюансов (дисциплина тема, целевая аудитория и пр.). Данный шаг позволяет сформулировать обоснованные выводы относительно возможностей использования первоисточников, определения их доли и места в рамках учебного процесса, учет характера (основная или вспомогательная литература), их достаточности для подготовки учащихся и пр.
Таким образом, анализ учебной литературы позволяет подобрать эффективную комбинацию ресурсов для обучения индивидов с учетом ключевых факторов и требований. Данная процедура нацелена на выявление актуальной и качественной учебной информационной базы, определение места и роли, объема каждого подобранного материала в рамках изучаемого предмета и темы.
Услуги Дисхелп по проведению анализа учебной литературы на заказ
Сегодня на плечи педагогов ложится огромная нагрузка, начиная от проектирования образовательных и рабочих программ и заканчивая их реализацией, от учебной до воспитательной работы с подопечными, ведения профессионального документооборота (бумажного и цифрового) и пр. Поэтому нередко для проведения анализа учебной литературы привлекают сторонних экспертов.
Как мы уже отметили выше, проводить столь серьезную аналитическую работу могут только высококвалифицированные и опытные специалисты с педагогическим образованием. Найти таких можно в нашей команде Disshelp!
Эксперты Дисхелп занимаются различными видами деятельности:
- разработкой, корректурой и обновлением образовательных программ рабочих программ и план-конспектов занятий;
- подбором учебной, научной и методической литературы для организации и проведения любых мероприятий: учебных занятий научно-исследовательской деятельности, научных конференций, выполнения студенческих и научных работ и пр.;
- анализ учебной и научной литературы с определением возможностей ее применения в рамках учебного процесса с учетом всех ключевых факторов: цель обучения, образовательная программа, материально-технические возможности учебного заведения, рекомендации и пожелания педагога, требования ФГОС и ГОСТ и пр.;
- формирование успешной и эффективной комбинации учебных материалов для полноценного изучения дисциплины, темы, науки и развития соответствующих умений навыков и качеств.
Специалисты Дисхелп проведут качественный, структурный, тематический и иной анализ учебного пособия, оценят его актуальность и соответствие действующим правилам и требованиям, предоставят обоснованные выводы и рекомендации относительно его применения в рамках конкретного учебного процесса (или общие советы по использованию конкретных материалов).
Подбор учебной, научной и методической литературы предопределяет успех обучения на всех уровня образования. Эксперты Disshelp готовы помочь в совершенствовании образовательных программ на основе современных и новейших учебников, развитии научных тенденций и инноваций в педагогике, проработке общей и индивидуальной траектории обучения.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!