Проведение конкурсов студенческих проектов: путь студенческого проекта от идеи до реализации

Обучение в университете предполагает не только посещение занятий, выполнение домашнего задания и привлечение учащихся к проектной деятельности. Помимо типичных курсовых работ, отчетов о НИР или практике, универсантам порой приходится отстаивать свои интересы, показывать таланты, генерировать идеи на более масштабных мероприятиях – конкурсах студенческих проектов. Но зачем они нужны, кому полезны и что дают? Давайте разбираться.

Проведение конкурсов студенческих проектов: путь студенческого проекта от идеи до реализации

Обучение в университете предполагает не только посещение занятий, выполнение домашнего задания и привлечение учащихся к проектной деятельности. Помимо типичных курсовых работ, отчетов о НИР или практике, универсантам порой приходится отстаивать свои интересы, показывать таланты, генерировать идеи на более масштабных мероприятиях – конкурсах студенческих проектов. Но зачем они нужны, кому полезны и что дают? Давайте разбираться.

Что такое конкурс студенческих работ? (понятие, функции, кто проводит, зачем)

Конкурс студенческих проектов представляет собой вид исследовательской или творческой деятельности вузовцев. Этот формат относится к категории внеурочной деятельности. Притом участие студентов в нем производится сугубо на добровольной основе, по личной инициативе.

Понятие и функции конкурса студенческих работ
Понятие и функции конкурса студенческих работ

Цель таких состязаний состоит в следующем:

  • Привлечение учащихся к научно-исследовательской активности и творческой работе с учетом их интересов и профессиональной подготовки;
  • Повышение уровня самостоятельности и самообразования;
  • Развитие навыков по работе с информацией и выработке (генерации и обосновании) собственных идей;
  • Выявление и развитие талантов, способностей в определенной сфере деятельности, сегменте;
  • Развитие НТП и построение научной карьеры в перспективе и пр.

Конкурс студенческих проектов и обучение в вузе – два отличных процесса, но при этом они боа нацелены на углубленное изучение определенной темы, исследовательского вопроса, отрасли или науки. В числе основополагающих функций данного мероприятия можно выделить:

  • Информационная. Благодаря таким мероприятиям происходит обмен опытом и мнениями, идеями, информацией в целом. Благодаря такому тандему и дискуссии каждый участник почерпнет для себя что-то новое и интересное, обретет единомышленников и союзников, установит прочные деловые и иные полезные связи;
  • Мотивирующая. Эта задача проявляется в том, что конкурсант не просто освещает свои достижения, но и заряжается энергией других участников, осознает особенности и роль исследований, намечает новые пути для развития темы, заимствует полезные методы и инструменты у новых друзей и пр.;
  • Творческая. Она состоит в том, что индивид не просто выполняет обзор или готовит реферат, статью, а занимается самостоятельным развитием темы, выполнением исследования, основываясь на собственных представлениях, разработках, понимании вопроса и идее. Для разработки гипотезы или предложения важна фантазия и профессионализм.
  • Научная. Независимо оттого, какую тематику и проблематику или сферу деятельности выбрал автор, он так или иначе будет проводить научное исследование. Оно необходимо не только для познания избранного направления, но и выдвижения новой концепции, гипотезы и ее обоснования, отражения ее ценности и новизны.

Конкурс студенческих проектов проводится на базе различных организаций. Он может проходить внутри вуза и выступать способом привлечения учащихся к НИР или для отбора конкурсанта для более серьезного испытания.

Специфика подготовки студенческих проектов для конкурса
Специфика подготовки студенческих проектов для конкурса

Также данное мероприятие нередко проводят на базе различных научных центров. В этом случае рассматриваемый формат позволяет получить новые идеи, наработки для совершенствования отрасли или научной парадигмы, деятельности конкретного объекта и пр. Нередко подобные исследования получают гранты и финансирование на дальнейшее развитие.

Помимо этого, можно выделить «всероссийский студенческий проект». Это мероприятие проводится по стране в целом с акцентом на определенные направления, темы, отрасли. Чаще всего оно затрагивает современные проблемы ведущих предприятий и необходимость развития инноваций, НТП.

Таким образом, проведение подобного рода состязаний выгодно для каждой из сторон. Участники тем самым выражают и отстаивают свои идеи, делятся и обмениваются опытом. Устанавливают полезные контакты и связи для дальнейшего сотрудничества, учатся на собственных ошибках и перенимают опыт у более продвинутых экспертов и единомышленников. Организаторы же получают новые идеи и наработки, которые помогут им в решении общенаучных и отраслевых проблем, вопросов, в продвижении ТП и пр. Также стоит отметить пользу для научных руководителей, ведь участие (а особенно победа) в столь серьезных парадигмах повышает их авторитет и засчитывается в качестве «консультационного опыта».

Виды и особенности конкурсов студенческих проектов

Давайте поговорим о том, какие же бывают конкурсы студенческих работ и каковы особенности их реализации.

Какие бывают конкурсы студенческих проектов?
Какие бывают конкурсы студенческих проектов?

Зависимости от масштабов проведения, можно выделить:

  • Всероссийские – проводятся по стране в целом и нацелены на общее развитие НТП по отраслям, решение текущих и острых проблем. В данном случае чаще всего требуется предоставить научный труд и доклад. Подобные мероприятия устраивают чаще всего научные центры и организации, крупные промышленные холдинги и пр.;
  • Региональные – проводятся по решению региональных властей для поддержки страдающих отраслей и развития инноваций, поддержания экономики и НТП. Здесь приветствуются НИР, научные статьи, обзоры, бизнес-проекты. Такие состязания проводятся по решению региональных властей, областных организаций;
  • Муниципальные. Чаще всего подобного рода инициативы соприкасаются с нуждами и проблемами города. Района. Темы студенческих проектов затрагивают соответствующие вопросы и идеи по их решению с емким, но четким обоснованием. В таких конкурсах чаще всего требуется предоставить на экспертную оценку комиссии бизнес-проекты, инвестиционные проекты, НИР. Подобные события организуются органами местного самоуправления, администрацией города или местными крупными фирмами.
  • Внутривузовские. Подобные состязания чаще всего носят исследовательский и творческий характер. Они привлекают учащихся к активной НИР, мотивируя к построению научной карьеры, развитию лидерских качеств и пр. Здесь студенты выдвигают курсовые и дипломные работы, статьи и научные доклады, отчеты с предложением решить проблему частного или общенаучного характера.

Обратите внимание, что чем крупнее и серьезнее конкурс, тем жестче требования и глубже будет исследование в рамках студенческого проекта.

Также можно выделить конкурс студенческих проектов по характеру исследования:

  • Научный, призванный развивать новые тенденции и решать проблемы с определенной отрасли, науке. Здесь идея состоит в оптимизации и совершенствовании существующих подходов и механизмов, инструментов, разработке инноваций.
  • Творческий. Предполагает выделение новейших направлений и тенденций, возможностей в сфере искусств, культуры, духовного просвещения. Чаще всего носит исследовательский и креативный характер.

Но в любом случае, будь то творческая или научная работа – автору предстоит тщательно обосновать выдвигаемую и гипотезу и полученное решение, показать перспективы его применения.

Неважно, какой масштаб и формат, характер исследования предстоит выполнить. Чтобы победить в конкурсе студенческих работ важно предложить нечто новое и тщательно это аргументировать, проверить и показать. Для этого важно уметь пользоваться первоисточниками, проявлять творческий и профессиональный креатив, генерировать идеи и не бояться проверять их.

Какие студенческие проекты направляют на конкурс? (виды, условия, требования)

Согласитесь, что направлять на конкурс банальную курсовую работу или научную статью нерезонно. Важно, чтобы подготовленный документ представлял не просто ценность для избранной плоскости, но и учитывал различные организационные моменты: параметры и требования, условия участия и пр.

Конкурс студенческих проектов – это особое мероприятие со своим «уставом». Притом в каждом случае он индивидуален.

Студенческие проекты для конкурса
Студенческие проекты для конкурса

Какие же материалы направляют на такие состязания? Здесь все зависит от характера, цели проведения и требований организаторов. Чаще всего на подобного рода мероприятия направляют следующие варианты академических и научных трудов:

  • Научно-исследовательская работа или отчет о НИР. Этот формат приемлем для научных конкурсов и грантов, где четко очерчен список соответствующих направлений или исследовательских вопросов, есть определенные требования кА качеству исследования, проблематике и пр.
  • Творческая работа. Этот вариант уместен в соответствующей среде: культура и искусство, дизайн и пр. Миссия таких трудов состоит в развитии новых тенденций и оптимизации текущих, рани процессов, улучшении методологии и инструментария, качества и пр. Участникам предстоит проявлять не просто фантазию и воображение, но и подключить собственные наклонности, способности, найти вариант их «отражения» и обоснования.
  • Научный доклад или научная статья. Этот тип направляется чаще всего на научные конференции и научные конкурсы. Притом в последнем случае он носит больше сопутствующий характер и прилагается к основной НИР.

Также бывают случаи, когда на конкурс студенческих проектов направляют типичные работы универсантов:

  • Курсовые работы. Этот тип академических трудов чаще всего направляют на внутривузовские конкурсы для выделения и поощрения, мотивации активных учащихся.
  • Дипломные работы. Так как эти исследования носят больше прикладной характер, то нередки такие работы универсантов отправляют на общегородские конкурсы, молодежные гранты, а также состязания, проводимые действующими организациями и научными центрами (стремящимися оптимизировать свою деятельность, внедрить инновации и пр.).;
  • Инновационные проекты. Чаще всего такие труды готовятся студентами-практикантами или стажерами. Они направляются на конкурс, проводимый на базе соответствующего объекта исследования с целью получения финансирования для апробации и внедрения идеи, ее продвижения и развития.
  • Бизнес-проекты и бизнес-планы. Такие труды готовят преимущественно студенты экономического факультета или комбинированных направлений с целью развития собственного бизнеса. Подобного рода состязания могут проводиться на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Победители получают «подъемные» средства для старта или получают финансирование на льготных условиях.

Согласитесь, что формат и тип письменного труда, который будет направлен на конкурс студенческих проектов зависит преимущественно от условий и требований организаторов. В большинстве случаев параметры приема академических трудов на конкурсной основе выглядят следующим образом.

Обратите внимание, что далеко не все студенческие проекты допускаются к конкурсу и оценке.

Организаторы состязания могут заявить о приеме конкретного типа письменных работ: только научные статьи, доклады, НИР, творческие проекты и пр. Здесь важно уточнить именно тип проекта и «завернуть» свое предложение в соответствующем виде. Также могут быть выдвинуть требования по объему и визуализации материалов. Могут стоять ограничения в части применения графиков и диаграмм, таблиц и пр.

Более того, необходимо уточнить такие параметры, как объем труда, требования по плагиату и оформлению, список сопроводительной документации и пр.

Студенческие проекты должны полностью удовлетворять заявленным параметрам и условиям. Поверьте, все эти нюансы играют важную роль в ходе отбора заявок на участие в конкурсе. Малейшее отклонение от требований чревато дисквалификацией и провалом. Поэтому следует изначально учитывать все правила и факторы.

Как подготовить студенческий проект на конкурс? (этапы): анализ конкурсов, тема и идея, информационная база, проведение исследования, написание работы, оформление документа, подготовка к конкурсу

Итак, как же принять участие в конкурсе студенческих проектов? Для начала необходимо проштудировать ближайшие и доступные для индивида мероприятия. Конкурс студенческих проектов проводится в течение всего года и не зависит от учебного процесса. Поэтому можно приступать к мониторингу в любое время. В данном случае важно понимать, в каком направлении индивид намерен работать. Чтобы сузить круг поиска подходящих мероприятий.

Схема подготовки студенческого проекта к конкурсу
Схема подготовки студенческого проекта к конкурсу

Обратите внимание, всероссийский студенческий проект и подобного рода состязания предлагают более широкий список направлений для исследования, нежели внутривузовские и местные конференции.

По мере подбора списка ближайших состязаний достаточно оценить следующие факторы: студенческие проекты и темы, требования к качеству исследования, оформление работ, пакет документов для участия, организационный сбор и прочие траты, сроки приема документов и сроки проведения конкурса и пр.

Второй шагвыбор или формулировка темы студенческого проекта. В данном случае важно, чтобы направление исследования и его формулировка были четкими, совпадали с мероприятием из намеченного списка. Чтобы подобрать заголовок своей работе, важно уже располагать определенной идеей и наработками, представлениями, мотивами. Поэтому выбор тематики и проблематики работы студента зависит в большей степени от их мотивации, интересов и предстоящих состязаний.

То есть на этой стадии автор должен понимать, над чем ему предстоит работать и с чем, каким он видит решение и пр.

Обратите внимание, что первые два шага можно поменять местами. В рамках первого сценария индивид сначала подбирает интересные для него конференции и состязания, а затем приступает к поиску темы и ее изучению. Также допустим обратный ход, когда тема и наработки уже есть и остается подобрать подходящий конкурс студенческих работ. То есть в любом случае: тема исследования и направление, цель мероприятия (научная принадлежность и тематическая приверженность) должны совпадать!

Студенческие проекты, темы будут соприкасаться с условиями конкурсов. Невозможно направить работу по информатике на конкурс по живописи, не так ли?

Третий шаг предполагает сбор информации по избранной тематике и проблематике. В данном случае студиоз приступает к теоретическому погружению в избранную им парадигму с целью всестороннего обзора и выработки инновационного пути, разработки концепции и гипотезы. На этой стадии важно не просто собирать доступные материалы, но и проверять их качество. В конкурсную работу важно включать только проверенные, надежные и достоверные факты, авторитетные мнения и пр. Студенческие проекты в этом случае переходят на новый, более требовательный и жесткий уровень.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Четвертый шагпроведение собственного исследования. Именно здесь начинается проверка собственной гипотезы и ее обоснование со сбором доказательств, анализом данных, обобщение результатов и подведением итогов. Без всех этих мероприятий подготовить документ, достойный внимания специальной комиссии и для участия в состязании невозможно.

Здесь важно придерживаться общих правил, научных канонов и следовать намеченному плану действий (согласитесь, что каждый автор не просто импровизирует, но и планирует свои действия для достижения соответствующего результата).

Пятый этап – описание результатов исследования. Студенческие проекты для конкурсов требуют не просто учета формальных или базовых требований (ГОСТы), но и выполнение принципов четкости, емкости, аргументированности, результативности, индивидуальности. При подготовке рукописи для состязания важно учитывать все формальные и качественные параметры: грамотно структурировать материал, писать в определенном стиле, учитывать объем рукописи и требования к плагиату, первоисточникам и пр.

Шестой шаг – оформление. В данном случае необходимо учесть правила форматирования, установленные организаторами мероприятия. Внимательно изучите правила предоставления и оформления материалов и старайтесь не отклоняться от заданных параметров.

В данном случае особое внимание следует уделить: настройке общих (постоянных) параметров (поля, шрифт), расположение текста, шрифт и его размер, интервал между строками, требования к ссылкам и сноскам. Спискам, приложениям, порядок использования графических материалов и пр. Не забываем о контроле объема документа и его проверке на плагиат.

Седьмая стадия при подготовке на конкурс студенческих проектов – сбор полного пакета документов и их направление комиссии. В данном случае важно сначала провести оценку рукописи на соответствие всем заявленным условиям и требованиям. Важно оперативно исправить недочеты, чтобы не потерпеть фиаско.

Помимо этого, претенденту предстоит подготовить полный пакет документов, чтобы его труд и кандидатура были допущены до состязания. Чаще всего к таковым файлам относят:

  • Научная или творческая работа;
  • Заключение от кафедры университета о выдвижении труда на конкурс;
  • Реферат, тезисы или научный доклад, в некоторых случаях требуется подготовить синопсис;
  • Сведения об авторе документа и научном руководителе;
  • Рецензии, аннотации, отзывы – только по требованию или условиям организаторов;
  • Иные сопроводительные файлы.

В целом, траектория подготовки материалов на конкурс студенческих проектов типична и предполагает проведение «тематического расследования» с выдвижением авторской идеи, ее проверкой и обоснованием, а также оформление соответствующих моментов в определенном письменном формате. Важно точно следовать рекомендациям и условиям организаторов.

Как упростить ход выполнения студенческого проекта на конкурс?

Студенческие проекты могут быть как единоличным трудом, так и коллективным. В данном случае суровых запретов на авторство здесь нет. Важно лишь уточнить условия допуска к конкурсам и порядок отражения автора и соавтора.

Групповая деятельность облегчает ход выполнения исследования и подготовки материалов. В этом случае усилия авторов объединяются, а качество научной или иной мысли растет. В таком студенческом проекте студент студенту не только друг, но и союзник, советчик. Важно, чтобы авторы разбирались в общих и узких сегментах, тесно взаимодействовали и дополняли, действия и результаты друг друга. Только в этом случае можно добиться успеха.

Участники проектной деятельности
Участники проектной деятельности

Бывают ситуации, когда в студенческом проекте студент студенту становится соперником. Чаще всего такой ход наблюдается, когда один из авторов начинает доминировать или между ними возникает некий азарт и конкуренция: кто больше добьется, кто сможет предложить более эффективное решение, чьи факты помогут «следствию» и пр.

Подготовить академическую работу для конкурса или конференции бывает непросто. Ведь данный вид деятельности может не соприкасаться с учебой и выходить за его рамки, являясь частью внеурочной деятельности или саморазвития индивида. Как же упростить ход написания такого материала? В этом случае можно придерживаться ряда правил:

  • Тайм-менеджмент. Именно грамотное распределение сил и времени, ресурсов стоит во главе успеха. Чаще всего сложности возникаю на фоне перегрузки или нехватки времени. Поэтому изначально нужно составить «расписание» или план действий на каждый день, включив в него как минимум 30-60 минут на выполнение письменного труда для конкурса. Главное – распределить время и нагрузку с учетом крайних дат сдачи материала организаторам;
  • Использование наработок. Чаще всего студенты выбирают те направлениям, по которым уже имеют представления или опыт в исследовательской деятельности. Наверняка, за плечами есть курсовая работа по этой же или схожей тематике, научные статьи, рефераты и пр. Если таковая база имеется, то считайте что как минимум треть источников информации уже в кармане! Использование таких материалов облегчает информационный сбор и выработку идеи.
  • Делегирование полномочий. Согласитесь, что от участия в конкурсе студенческих проектов можно отказаться в любой момент, а вот от выполнения учебных обязанностей та отойти не удастся. Поэтому при возникновении преград, сложностей можно либо перенести участие в состязании (наверняка, конкурс такого рода не единственный) или привлечь соавторов, сторонних исполнителей. Главное – четко распределить обязанности.
  • Помощь научного руководителя. Студент на фоне слабого опыта или неглубоких познаний не всегда может справиться с поставленными задачами и проблемами. В этом деле можно обращаться за советом и подсказками к куратору, ведь он также заинтересован в высоком качестве исследования.
  • Выбор известной и понятной для автора темы студенческого проекта. В данном случае траектория исследования в разы упрощается, ведь индивид уже понимает, что ему предстоит проделать, какие материалы и инструменты пригодятся. Какую идею он может развивать.
  • Подбор конкурса с посильными условиями. Чтобы не усложнять ход исследовательской или творческой деятельности, универсанту важно изначально понять, что от него ожидают и сумел ли он подготовить соответствующий материал в установленные сроки. Объективно и адекватно оценивайте свои возможности и способности. В данном деле суета и спешка чреваты ошибками и провалом.

Таким образом, чтобы упростить процесс выполнения исследования и подготовки к конкурсу студенческих проектов, важно тщательно взвесить все факторы, выбрать посильное направление и тематику, подготовить имеющиеся наработки и заручиться поддержкой научного руководителя, соавторов или сторонних квалифицированных экспертов-консультантов.

Притом отлагать начало выполнения НИР не стоит. Лучше всего тщательно спланировать каждый шаг и распределить имеющиеся ресурсы и время.

Рекомендации по подготовке студенческого проекта к конкурсу

Написание академических трудов обычно не вызывает у вузовцев серьезных проблем. Но конкурс студенческих проектов требует более глубокого исследования и грамотного описания хода и результатов изыскания. Чтобы победить в столь серьезном испытании, важно следовать следующим советам.

Во-первых, для начала нужно тщательно изучить условия участия в подобного рода мероприятиях и оценить степень их посильности. Студиоз должен понимать, что от него требуется, когда он должен подготовить материал и в какой форме, о чем писать и что предлагать. То есть претенденту следует осознать суть работы и составить план действий.

Во-вторых, если решили привлечь соавтора для выполнения научно-исследовательского или творческого проекта, то тщательно распределите обязанности, чтобы они не дублировались, но тесным образом соприкасались и облегчали ход подготовки материала. Учтите, что совместная деятельность в данном случае должна восполнять пробелы и не мешать рабочие каждого из исследователей.

В-третьих, не стоит забывать о том, что студенческие проекты будут выполняться под контролем научного руководителя без этого человека ни один организатор не примет заявку к участию. Поэтому нужно выбирать опытного наставника, который сможет помочь словом и делом, выделить время на консультации и пр.

В-четвертых, глубина исследования в этом случае будет серьезной, практически на уровне диссертации, но в более скромных масштабах. Поэтому важно запастись доказательствами, терпением и пр.

В-пятых, для подготовки качественного научно-исследовательского труда важно тщательно спроектировать и спланировать ход изучения темы и решения проблемы. Только наличие тщательно продуманной траектории поможет автору получить достоверный результат и добиться успеха.

В-шестых, перед отправкой материалов организаторам убедитесь, что подготовили полный пакет документов, а студенческий проект не содержит грубых и глупых ошибок. Не пренебрегайте вычиткой и самоанализом. Если сомневаетесь, что сможете сами проверить рукописью, то обратитесь за помощью к научному руководителю или привлеките сторонних экспертов (корректоров, редакторов, авторов и пр.).


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Проведение конкурсов студенческих проектов: путь студенческого проекта от идеи до реализации”

  • участие в конкурсе – ответственность очень большая. Здесь на одном энтузиазме далеко не уедешь. Требования к качеству проекта возрастают в разы, помощь со стороны педагога – минимальна. Здесь уже просто учитывать ГОСТы и раскрыть темы – мало. Если готовы к критике, умеете отстаивать свои права и границы – то можно попробовать. Но для победы важна значимость и новизна, то есть нужно предложить что-то неординарное. Это бывает сложно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *