Программа научного исследования представляет собой логически построенный алгоритм действий, который позволяет связать все элементы работы в единое целое.
Роль научной программы исследования
Программа научного исследования выполняет такие функции, как:
- Методологическая. Она заключается в констатировании цели и задач проекта, постановке проблемы, выдвижении гипотезы и определения оптимальных методов исследования, сравнение текущей работы с себе подобными (более ранними трудами).
- Методическая. Она предполагает разработку логического плана: где и что описать, как показать или доказать, какие материалы использовать, какие методы и приемы позволят полноценно раскрыть тему и пр.
- Организационная. Обеспечивает грамотный процесс исследования: поручение конкретных действий определенным людям (участникам исследования), разделение обязанностей между членами коллектива, контроль за ходом исследования.
Реализация этой функции напрямую видна: преподаватель выдает задание студенту и контролирует ход его выполнения.
Программа научного исследования должна иметь четкое, подробное и логически завершенное описание проекта: от начальной стадии (постановки проблемы, цели и задач) до финала (доказательств эффективности предложенных мер).
Из чего складывается программа научного исследования?
Так как программа научного исследования представляет собой подробный план действий и находит свое отражение в вводной части любой научной работы, то она должна содержать следующие элементы:
Проблема. Автору необходимо не только грамотно определить симптомы и определить проблему, но и установить причины ее возникновения.
Проблема – это тот пробел, противоречие, которое мешает установлению оптимального состояния, улучшения ситуации.
Цель. Под целью понимают конечный (желаемый) результат, к которому должен прийти исследователь. Фактически это то, ради чего организуется и реализуется исследование.
В зависимости от вида работы (теоретическая, практическая или смешанная и пр.) цель может разниться. В одном случае она будет направлена на изучение теоретических аспектов, а в другом – изучение теории и выработка конкретных навыков (анализ, определение фактов и др.).
Следует отметить, что цель исследования должна быть согласована и полностью совпадать с темой исследования.
Задачи. Постановка задач призвана конкретизировать, каким образом будет достигнута цель проекта.
Обратите внимание, цель всегда одна, а задач может быть множество. Задача – это конкретное действие, которое должно упростить изучение темы, сделать его на поэтапной основе.
Лучше всего начинать формулировку «задач» с глагола: определить, изучить, проанализировать, исследовать и пр.
Объект исследования. Объект – это нечто абстрактное, обширное, общее, напрямую затрагивающее проблему исследования. Объект научной работы является носителем проблемы.
Фактически это тот (та), на ком (на чьем примере) анализируется конкретная ситуация, проблема, проводится эксперимент.
Объектом исследования может быть предприятие, отрасль, область науки, ведомство или страна в целом.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Предмет научной работы. Это отдельная часть объекта, которая ограничивает область рассмотрения темы.
Предмет исследования, как и цель, тесным образом связан непосредственно с темой, и напрямую согласовывается с объектом.
Чаще всего под предметом понимают теоретические аспекты, в рамках выбранной темы, а под объектом – конкретного носителя проблемы.
Гипотеза. Разработка программы научного и следования предполагает обязательное выдвижение предположения автора, которое на протяжении всей работы будет обосновываться и доказываться.
В конце исследования автор должен будет отметить достоверность своей гипотезы или опровергнуть ее, предоставив при этом неопровержимые доказательства.
Формулировка гипотезы должна быть только утвердительной и конкретной, то есть это что, что выдвигает автор (новая теория, концепция, правило, метод и пр.), что приведет к изменениям в лучшую (или худшую) сторону.
Методы исследования. В этой части предстоит выделить способы сбора и обработки информации, а также приемы, которые позволят решить поставленные задачи и приблизиться к цели.
Самыми распространенными методами исследования являются сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент и пр.
От степени разработанности научной программы исследования зависит успех всего проекта. Фактически данный постулат позволяет составить «скелет» исследования, разработать четкий и слаженный алгоритм действий, который приведет к определенному результату.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!