Самоанализ и самооценка (при условии, если они объективны, адекватны и достоверны) играют немаловажную роль в развитии и становлении любого специалиста и личности. Именно эти критерии предопределяют сильные и слабые стороны человека, позволяя установить ориентиры для дальнейшего совершенствования.
В педагогической практике принято проводить самоанализ ежегодно или раз в течение нескольких лет (перед переаттестацией или прохождением курсов по повышению квалификации). Результаты аналитической мысли оформляют в виде специального документа, который в дальнейшем не лежит на полке педагога, а отправляется на оценку квалифицированным экспертам и рецензентам.
Миссия самоанализа педагогической деятельности
В процессе оценки проделанной работы и достигнутых результатов практикующий эксперт может определить собственные профессиональные достоинства и недостатки, диагностировать проблемы, с которыми он сталкивался в «трудовой жизни» и способы их решения. Грамотный анализ реализованных мероприятий и полученных итогов позволяет оценить степень соответствия дипломированного специалиста реалиям.
Самоанализ педагогической деятельности актуален именно на тот момент, когда производится оценка работы педагога. Формирование документа позволяет человеку увидеть себя со стороны, наблюдать за трансформациями и изменениями (личными, общественными, профессиональными и пр.). Анализ проделанной работы и полученных результатов призван показать достаточность знаний и навыков, эффективность применяемых методов, направления и способы для дальнейшего развития и повышения результативности.
Самоанализ необходим как преподавателю, так и аттестационной комиссии, администрации образовательного заведения (в котором он работает). Его важность и целесообразность проявляется в частых реформах системы образования, провоцирующих изменения в планировании, методах преподавания и прочих нюансах.
Самоанализ позволяет оценить соответствие имеющихся компетенций с намеченной целью, их достаточность, актуальность, умения педагога пользоваться собственными знаниями и делиться ими с учениками.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы выполнения самоанализа
Самоанализ – это специфическая работа и вид деятельности, который должен быть произведен с учетом конкретного плана действий. Его цель – оценить текущее состояние и достигнутые результаты, диагностировать причины и следствия, конкретизировать проблемные участки на профессиональном фронте и определить пути их решения, совершенствования и дальнейшего развития.
Самоанализ позволяет определить сильные и слабые стороны педагога. Притом эти постулаты можно интерпретировать по-разному: сильные стороны – при презентации или демонстрации профессионализма, а слабые – как пути самосовершенствования.
Самоанализ практикуется не только в преподавательской среде. Он актуален и необходим фактически повсеместно, даже в быту. В целом последовательность действий будет примерно одной и той же (стандартной).
Для начала достаточно ответить на ряд вопросов:
- Какую цель преследовал педагог на протяжении последнего учебного года?
- С какими проблемами он сталкивался в профессиональной жизни и как их решал?
- Какие результаты он достиг, и какой вклад внес в развитие учебного заведения, класса, образования в целом?
- Какие методы он использует на практике, и позволяют ли они привлечь внимание детей, побудить в них интерес к учебе и пр.?
- Применяет ли учитель современные технологии и методики на практике? Как они воспринимаются подопечными?
- Какая работа проводится с родителями учеников, какие отношения складываются с ними у педагога?
- Как давно преподаватель совершенствовал свои профессиональные качества, какими способами, пользуется ли полученным багажом знаний и навыков?
Ответы на эти вопросы позволяют получить общее описание (характеристику) текущего положения дел, определить результативность, сильные и слабые стороны практикующего специалиста. Это, своего рода – анамнез, который станет толчком для более детального анализа.
Важно отметить, что самоанализ – это не статистический отчет, где обязательны расчеты, анализ конкретных показателей, результативности работы. В этом документе важно объективно оценить не только результат, но и непосредственно действия, методы работы, их своевременность и актуальность (что и как привело к результату).
Далее план действий для проведения качественного и полезного самоанализа будет следующим. Здесь целесообразно выделить следующие этапы:
- Определение темы и цели самоанализа.
На данной стадии важно конкретизировать, какую именно сторону профессиональной деятельности намерен исследовать педагог, зачем ему это необходимо. Важно грамотно обосновать актуальность и необходимость анализа, наметить задачи.
- Оценка качества условий профессиональной деятельности.
Здесь педагог должен проанализировать материально-техническую базу (помещение, оснащенность, комфорт, мебель и оборудование и пр.), информационную базу (достаточность и наличие учебных пособий, электронных учебников, инструкций и методичек для педагога и пр.), методическое обеспечение (оценка учебного плана, собственной программы обучения, план-конспектов занятий, отчетов, тестов и иных заданий за последние годы и пр.).
- Оценка качества учебно-воспитательного процесса.
Данный аспект призван очертить проблемы, с которыми сталкивается преподаватель в профессиональной деятельности, способы ее решения, используемые им методы преподавания, определить степень их эффективности (они проявляются не только в успеваемости учеников, но и увлеченности предметами, активности на занятиях и пр.).
- Анализ результативности.
Этот этап предполагает анализ успеваемости учащихся и их достижений, определение динамики. Притом важно полагаться не только на текущие результаты, но и итоги различных проверок: самостоятельные и контрольные работы (внутренние), внешние экспертизы (плановые срезы, проверки, олимпиады и конкурсы, итоги поступления в ссузы и вуз и пр.), анализ динамики формирования социальных компетенций и психологического климата в классе и пр.
- Оценка собственных достижений.
На этой стадии преподаватель должен отметить: какие новшества он использовал (по сравнению с самоанализом за предшествующий период), какие способы саморазвития использовал (курсы, литература и пр.), в каких конкурсах лично участвовал и каких результатов достиг, какой опыт получил и как им пользуется, какие перспективы видит, какие собственные разработки использует.
Самоанализ должен представить всестороннюю оценку практикующего специалиста с учетом внутренних и внешних факторов. Здесь обязательно подвергаются оценке отношения педагога с учениками, родителями, коллегами, личные мотивы и стремления к самосовершенствованию, профессиональная активность, умение привлекать личным примером учеников к научно-исследовательской деятельности и поглощению новых знаний и навыков, определять актуальные проблемы и своевременно решать их, ставить перед собой новые цели и добиваться новых высот и пр.
Структура документа (самоанализа)
С одной стороны, самоанализ педагогической деятельности носит неформальный характер, позволяя эксперту самостоятельно разобраться в результатах собственной работы, компетенций и возможностей, наметить новые ориентиры и пути их достижения. С другой, он представляет собой официальный документ, пригодный для объективной внешней оценки и обретения нового статуса, квалификации или признания со стороны. Поэтому результаты аналитической мысли лучше всего оформлять в виде соответствующего документа.
Требования к самоанализу педагогической деятельности могут разниться в зависимости от региона, образовательного заведения (места работы) и пр. Поэтому перед формированием этого файла важно уточнить основные параметры: структура и содержание, объем, правила оформления и пр.
Стандартные требования к самоанализу выглядят следующим образом:
- Объем документа в среднем достигает 20 страниц печатного текста;
- Структурированность;
Обязательно наличие таких разделов, как титульный лист, оглавление, введение, основная часть (общая характеристика деятельности педагога (образование, опыт работы, краткий экскурс по профессиональной биографии) и учебного процесса: цель, методы и пр., оценка структуры урока, всестороння оценка условия работы и результативности, собственных достижений и перспектив развития), заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении важно показать актуальность и значимость самоанализа, наметить четкую цель и задачи, определить предмет и объект, что и как намерен анализировать автор. В заключении следует показать итоги самоанализа: конкретизировать результативность, сильные и слабые стороны, проблемы в профессиональной деятельности и перспективы.
В приложения важно прикрепить «доказательную базу», подчеркивающую уровень профессионализма: план-конспект занятий, учебную программу, собственные разработки и методики преподавания, результаты промежуточных/итоговых аттестаций учащихся, статистика поступления и пр.
Документ пишется в рамках академического письма. Обязательная проверка уникальности текста не проводится, но не стоит слепо копировать чужие наработки и труды. Самоанализ должен продемонстрировать итоги, качество именно Вашей деятельности.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!