Сегодня иметь профессиональное образование – еще не значит быть востребованным и пригодным для работы. В век цифровых технологий и интернета практически все сферы деятельности претерпевают колоссальные перемены, требующие дополнительного развития. Более того, наука и прогресс не стоят на месте. Недаром гласит народная мудрость: век живи – век учись.
Сделать индивида более приспособленным поможет самообразование. Заниматься данным видом никогда не поздно, но начинать лучше, как можно раньше. Сегодня мы расскажем об особенностях самообразования студентов-первокурсников (и не только!) и дадим дельные рекомендации по планированию самопогружение.
СОДЕРЖАНИЕ
Самообразование – это…: понятие, принципы и роль
Изначально под данным термином понимали процесс, в ходе которого индивид получал новые знания самостоятельно, изучая специальную литературу вне учебного центра. Как правило, такой вид развития основывался на интересах учащегося, а программа подбиралась им самостоятельно (фактически «методом тыка» или чтение без разбора). Даже если слушатель не получал нужных знаний в конкретной области, он как минимум повышал уровень своей эрудиции, расширял кругозор.
Самообразование может проходить в самых разных вариациях: отдельно от обучения или параллельно погружению в профиль, совпадать с осваиваемой или уже освоенной профессией или вовсе отличаться от нее.
Осваивать новые горизонты самостоятельно можно в подобных условиях: при специализированном учебном центре, онлайн, дома за книгой и пр. Притом решение о повышении собственного уровня познаний и навыков должно быть обоснованным, замотивированным и добровольным.
Ключевыми принципами самообразования студентов являются:
- Индивидуальный подход, который предполагает, что учащийся будет осваивать то направление, которое желает, к которому он предрасположен и пр.;
- Регулярность и ответственность. Без самодисциплины и систематических тренировок, занятий в этом деле не обойтись. Главное – найти время для обучения и не лениться;
- Инициативность и добровольность. Заставить осваивать что-то новое невозможно (только если это не в составе образовательной программы при вузе). Индивид сам определяет потребность в знаниях и навыках, формирует свою траекторию развития и выбирает наиболее удобный для него способ погружения в новую среду или область. Поэтому самообразование – это исключительно добровольный процесс.
Роль самообразования высока. Во-первых, эта деятельность позволяет углубить познания в выбранной области и обрести новые (более совершенные и современные, актуальные) навыки, делает индивида более приспособленным и востребованным, конкурентоспособны на рынке труда.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Во-вторых, самообразование – процесс безграничный. Учащийся сам решает, что и как ему изучать, в каком объеме, как долго. Надоедает – можно отложить, нравится – продолжаем «копать» глубже и грызть гранит науки.
В-третьих, самообразование – процесс продуманный и целенаправленный, учитывающий особенности индивида, его желания и потребности.
В-четвертых, самообразование у студентов (независимо от курса) позволяет глубже изучить предметы, погрузиться в профиль, ведь далеко не все моменты можно осветить на лекциях и семинарах.
Способы организации самообразования у студентов-первокурсников
Казалось бы, как и когда учащимся первого курса колледжа или вуза заниматься самообразованием, если они только попали в новые условия и еще не освоились? Единственное, что может им помешать – новая учебная нагрузка и новые предметы, непривычные условия и пр.
Процесс самообразования может быть организован разными способами:
- Инициативный – исключительно по волеизъявлению и желанию студента. В данном случае он будет посещать различные секции по интересам, читать определенную литературу (подобранную самостоятельно или по рекомендации педагогов, тьюторов) и пр.
- Добровольно-принудительный. Данный вариант чаще всего запрограммирован в учебном процессе при ссузе и вузе. Он включает в себя вопросы для самоизучения (они не разбираются на занятиях, но могут быть включены в список экзаменационных вопросов), выполнение НИР (курсовые работы, ответ по лабораторной работе и пр.).
- Теоретический – индивид занимается только теоретическим погружением в область, изучая литературу;
- Прикладной – когда требуется развитие определённых навыков. Данная часть осваивается «по инструкциям»: разбирается тема, выполняется задание по образцу или инструкции и пр. Такой подход позволяет «самовоспитать» подготовленного практика, владеющим современным инструментарием и пр.
Как составить программу самообразования?
Чтобы изучение литературы и обретение новых представлений и навыков не было напрасным, важно тщательно проработать программу самообучения. Под данным термином следует понимать подобранные темы и литературу, дополнительные инструменты для освоения выбранной области или предмета, навыка.
Программа самообразования должна учитывать следующие аспекты:
- Цель. Здесь достаточно ответить на основной вопрос: «Зачем мне нужны дополнительные знания и как они пригодятся в перспективе?». Притом на данной стадии важно предопределить: какую науку/область будет изучать студент, продолжительность самообучения, как контролировать процесс обучения и пр. В данном деле поможет Smart-методика;
- План обучения. Здесь целесообразно пользоваться принципами тайм-менеджмента и проработка детали: что именно будет изучаться и в каком объеме, какая литература или программы подойдет (техника, гаджеты и пр.). Чаще всего затруднения возникают на этом этапе «проектирования самообразования», лучше всего обратиться за помощью к специалистам: на кафедру, к преподавателям вуза, тьюторам или репетиторам и пр. Также важно учитывать текущий уровень подготовки (с чего начинать самообучение) и пр.
- Подбор ресурсов для самообучения. Здесь также лучше всего следовать рекомендациям опытных специалистов или посмотреть примерные программы онлайн-обучения: дисциплины, пособия литература и пр.;
- Создание условия для самообучения. Здесь важно выделить определенное время для занятий (хотя бы 15-30 минут в день), подобрать комфортное помещение, создать тишину и не отвлекаться по мелочам. Притом занятия должны носить регулярный харак4тер, в противном случае на успех надеться не стоит. Лучше всего – выработать привычку заниматься в определенное время.
Не ограничивайтесь банальным чтением или просмотром вебинаров, видео-уроков. Конспектируйте материалы, делайте пометки, повторяйте пройденное и старайтесь пользоваться новыми знаниями в повседневной жизни.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Советы специалистов ОЦ Дисхелп по организации самообразования
В самообразовании чаще всего заинтересованы студенты старших курсов, которые уже привыкли к нагрузкам, поняли, чем они хотят заниматься, чего им не хватает, в каком русле они могут и желают развиваться. Первокурсники в течение первого семестра не уделяют должного внимания самообразованию. Они просто следуют намеченной трек тории: учебный план – расписание – требования педагогов. После адаптации им становится посильно новое русло, притом они могут выбирать направление и вариант его освоения: дополнительные секции при вузе, вне вуза, онлайн-площадки и пр.
Чтобы самообразование приносило только пользу, специалисты Дисхелп советуют придерживаться следующих правил:
- Проанализируйте расписание занятий и каждый свой день (нагрузка, свободное время), определите возможности для саморазвития: сколько времени в день готовы посвящать самопогружению и пр. В данном деле самым главным помощником станет тайм-менеджмент. Притом первокурсникам лучше всего приступать к планированию программы самообразования после первой сессии, когда они постигнут «все прелести студенческой жизни», узнать утверждённое расписание и пр.;
- Важно, чтобы самообразование не мешало учебе: не подрывало успеваемость, не отвлекало, а скорее содействовало (помогало в выполнении заданий и пр.).
- Самообразование должно приносить новые знания, а не дублировать учебную программу. Допускается углубленное изучение отдельных тем и предметов.
- Мотивация – залог успеха. Если индивид правильно замотивирован, то он будет изучать предмет (курс) до последнего, не взирая на сложности и нюансы.
Специалисты Дисхелп готовы помочь студентам и всем желающим в формировании программы самообразования. Наши специалисты оказывают тьюторские услуги, грамотно подбирая ресурсы и формируя план обучения. Оформить заявку можно на сайте, заполнив бланк заказа.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Если я все правильно поняла, что участие в научных конференциях и подготовка научных статей – дело добровольное. А что делать если преподаватель давит на студента, намекая на неуд или недопуск к зачету, если не будешь участвовать в заочной платной конференции? Ну, не мое то, не интересен мне предмет и пр.
Обратитесь на кафедру, напишите заявление о смене преподавателя.