Самообразование у первокурсников: виды, способы применения, роль

Сегодня иметь профессиональное образование – еще не значит быть востребованным и пригодным для работы. В век цифровых технологий и интернета практически все сферы деятельности претерпевают колоссальные перемены, требующие дополнительного развития. Более того, наука и прогресс не стоят на месте. Недаром гласит народная мудрость: век живи – век учись. Сделать индивида более приспособленным поможет самообразование. Заниматься данным видом никогда не поздно, но начинать лучше, как можно раньше. Сегодня мы расскажем об особенностях самообразования студентов-первокурсников (и не только!) и дадим дельные рекомендации по планированию самопогружение.

Самообразование у первокурсников: виды, способы применения, роль
Сегодня иметь профессиональное образование – еще не значит быть востребованным и пригодным для работы. В век цифровых технологий и интернета практически все сферы деятельности претерпевают колоссальные перемены, требующие дополнительного развития. Более того, наука и прогресс не стоят на месте. Недаром гласит народная мудрость: век живи – век учись.

Сделать индивида более приспособленным поможет самообразование. Заниматься данным видом никогда не поздно, но начинать лучше, как можно раньше. Сегодня мы расскажем об особенностях самообразования студентов-первокурсников (и не только!) и дадим дельные рекомендации по планированию самопогружение.

Самообразование – это…: понятие, принципы и роль

Изначально под данным термином понимали процесс, в ходе которого индивид получал новые знания самостоятельно, изучая специальную литературу вне учебного центра. Как правило, такой вид развития основывался на интересах учащегося, а программа подбиралась им самостоятельно (фактически «методом тыка» или чтение без разбора). Даже если слушатель не получал нужных знаний в конкретной области, он как минимум повышал уровень своей эрудиции, расширял кругозор.

Самообразование может проходить в самых разных вариациях: отдельно от обучения или параллельно погружению в профиль, совпадать с осваиваемой или уже освоенной профессией или вовсе отличаться от нее.

Осваивать новые горизонты самостоятельно можно в подобных условиях: при специализированном учебном центре, онлайн, дома за книгой и пр. Притом решение о повышении собственного уровня познаний и навыков должно быть обоснованным, замотивированным и добровольным.

Принципы эффективного самообразования на первом курсе
Принципы эффективного самообразования на первом курсе

Ключевыми принципами самообразования студентов являются:

  • Индивидуальный подход, который предполагает, что учащийся будет осваивать то направление, которое желает, к которому он предрасположен и пр.;
  • Регулярность и ответственность. Без самодисциплины и систематических тренировок, занятий в этом деле не обойтись. Главное – найти время для обучения и не лениться;
  • Инициативность и добровольность. Заставить осваивать что-то новое невозможно (только если это не в составе образовательной программы при вузе). Индивид сам определяет потребность в знаниях и навыках, формирует свою траекторию развития и выбирает наиболее удобный для него способ погружения в новую среду или область. Поэтому самообразование – это исключительно добровольный процесс.

Роль самообразования высока. Во-первых, эта деятельность позволяет углубить познания в выбранной области и обрести новые (более совершенные и современные, актуальные) навыки, делает индивида более приспособленным и востребованным, конкурентоспособны на рынке труда.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Во-вторых, самообразование – процесс безграничный. Учащийся сам решает, что и как ему изучать, в каком объеме, как долго. Надоедает – можно отложить, нравится – продолжаем «копать» глубже и грызть гранит науки.

В-третьих, самообразование – процесс продуманный и целенаправленный, учитывающий особенности индивида, его желания и потребности.

В-четвертых, самообразование у студентов (независимо от курса) позволяет глубже изучить предметы, погрузиться в профиль, ведь далеко не все моменты можно осветить на лекциях и семинарах.

Способы организации самообразования у студентов-первокурсников

Казалось бы, как и когда учащимся первого курса колледжа или вуза заниматься самообразованием, если они только попали в новые условия и еще не освоились? Единственное, что может им помешать – новая учебная нагрузка и новые предметы, непривычные условия и пр.

Процесс самообразования может быть организован разными способами:

  • Инициативный – исключительно по волеизъявлению и желанию студента. В данном случае он будет посещать различные секции по интересам, читать определенную литературу (подобранную самостоятельно или по рекомендации педагогов, тьюторов) и пр.
  • Добровольно-принудительный. Данный вариант чаще всего запрограммирован в учебном процессе при ссузе и вузе. Он включает в себя вопросы для самоизучения (они не разбираются на занятиях, но могут быть включены в список экзаменационных вопросов), выполнение НИР (курсовые работы, ответ по лабораторной работе и пр.).
Как организовать процесс самообразования на первом курсе?
Как организовать процесс самообразования на первом курсе?
  • Теоретический – индивид занимается только теоретическим погружением в область, изучая литературу;
  • Прикладной – когда требуется развитие определённых навыков. Данная часть осваивается «по инструкциям»: разбирается тема, выполняется задание по образцу или инструкции и пр. Такой подход позволяет «самовоспитать» подготовленного практика, владеющим современным инструментарием и пр.

Как составить программу самообразования?

Чтобы изучение литературы и обретение новых представлений и навыков не было напрасным, важно тщательно проработать программу самообучения. Под данным термином следует понимать подобранные темы и литературу, дополнительные инструменты для освоения выбранной области или предмета, навыка.

Программа самообразования должна учитывать следующие аспекты:

  • Цель. Здесь достаточно ответить на основной вопрос: «Зачем мне нужны дополнительные знания и как они пригодятся в перспективе?». Притом на данной стадии важно предопределить: какую науку/область будет изучать студент, продолжительность самообучения, как контролировать процесс обучения и пр. В данном деле поможет Smart-методика;
  • План обучения. Здесь целесообразно пользоваться принципами тайм-менеджмента и проработка детали: что именно будет изучаться и в каком объеме, какая литература или программы подойдет (техника, гаджеты и пр.). Чаще всего затруднения возникают на этом этапе «проектирования самообразования», лучше всего обратиться за помощью к специалистам: на кафедру, к преподавателям вуза, тьюторам или репетиторам и пр. Также важно учитывать текущий уровень подготовки (с чего начинать самообучение) и пр.
Как заниматься самообразованием?
Как заниматься самообразованием?
  • Подбор ресурсов для самообучения. Здесь также лучше всего следовать рекомендациям опытных специалистов или посмотреть примерные программы онлайн-обучения: дисциплины, пособия литература и пр.;
  • Создание условия для самообучения. Здесь важно выделить определенное время для занятий (хотя бы 15-30 минут в день), подобрать комфортное помещение, создать тишину и не отвлекаться по мелочам. Притом занятия должны носить регулярный харак4тер, в противном случае на успех надеться не стоит. Лучше всего – выработать привычку заниматься в определенное время.

Не ограничивайтесь банальным чтением или просмотром вебинаров, видео-уроков. Конспектируйте материалы, делайте пометки, повторяйте пройденное и старайтесь пользоваться новыми знаниями в повседневной жизни.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Советы специалистов ОЦ Дисхелп по организации самообразования

В самообразовании чаще всего заинтересованы студенты старших курсов, которые уже привыкли к нагрузкам, поняли, чем они хотят заниматься, чего им не хватает, в каком русле они могут и желают развиваться. Первокурсники в течение первого семестра не уделяют должного внимания самообразованию. Они просто следуют намеченной трек тории: учебный план – расписание – требования педагогов. После адаптации им становится посильно новое русло, притом они могут выбирать направление и вариант его освоения: дополнительные секции при вузе, вне вуза, онлайн-площадки и пр.

Чтобы самообразование приносило только пользу, специалисты Дисхелп советуют придерживаться следующих правил:

  • Проанализируйте расписание занятий и каждый свой день (нагрузка, свободное время), определите возможности для саморазвития: сколько времени в день готовы посвящать самопогружению и пр. В данном деле самым главным помощником станет тайм-менеджмент. Притом первокурсникам лучше всего приступать к планированию программы самообразования после первой сессии, когда они постигнут «все прелести студенческой жизни», узнать утверждённое расписание и пр.;
  • Важно, чтобы самообразование не мешало учебе: не подрывало успеваемость, не отвлекало, а скорее содействовало (помогало в выполнении заданий и пр.).
  • Самообразование должно приносить новые знания, а не дублировать учебную программу. Допускается углубленное изучение отдельных тем и предметов.
  • Мотивация – залог успеха. Если индивид правильно замотивирован, то он будет изучать предмет (курс) до последнего, не взирая на сложности и нюансы.

Специалисты Дисхелп готовы помочь студентам и всем желающим в формировании программы самообразования. Наши специалисты оказывают тьюторские услуги, грамотно подбирая ресурсы и формируя план обучения. Оформить заявку можно на сайте, заполнив бланк заказа.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Самообразование у первокурсников: виды, способы применения, роль”

  • Если я все правильно поняла, что участие в научных конференциях и подготовка научных статей – дело добровольное. А что делать если преподаватель давит на студента, намекая на неуд или недопуск к зачету, если не будешь участвовать в заочной платной конференции? Ну, не мое то, не интересен мне предмет и пр.

    • Обратитесь на кафедру, напишите заявление о смене преподавателя.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *