Выполнение студенческих и научно-исследовательских работ предполагает не просто изучение действующих канонов и текущего положения дел, но и определение насущной проблемы и поиск ее оптимального и эффективного решения в одном лице. Далеко не всегда автор может проверять выдвинутую гипотезу сразу на практике. Порой для определения степени риска, затратности, роли и потенциального результата прибегают к специальным методам – прогнозным.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, сущность и функции прогнозных методов исследования
Теоретическое погружение в тему с дальнейшим анализом реалий позволяет автору понять, как действуют в жизни научные каноны, насколько огни эффективны и правдивы, актуальны. Но для развития теории и совершенствования практической деятельности важно не просто установить проблему и причинно-следственные связи, спровоцировавшие ее появление, но и предпринять достаточные и грамотные действия, позволяющие решить ее с минимальным ущербом. Притом генерировать идею и моментально внедрять ее в практику рискованно и нецелесообразно. Для предварительной оценки новшеств следует полагаться на методы прогнозирования.
Прогнозирование – это процесс предвидения, позволяющий спроектировать оптимальную траекторию развития мысли и деятельности, минимизировав негативные последствия и угрозы и повысив прочность, эффективность каждого шага. Данный прием востребован среди студентов при выполнении курсовых, дипломных работ, научных статей, среди исследователей – при подготовке диссертаций и монографий, а также среди практиков – экономистов, юристов, психологов, социологов, политологов и пр.
Методы прогнозирования выполняют множество функций, наиболее важными из которых являются:
- Корректная оценка реалий, теорий и проектирование будущей деятельности с установлением альтернативных путей решений (поиск альтернативы);
- Определение оптимального объема необходимых ресурсов для решения проблемы;
- Констатация ограничений исследования и ограничений объекта при внедрении новшеств (определение границ с целью минимизации риска убытков или провала);
- Определение возможностей и перспектив с учетом внутренних и внешних факторов;
- Минимизация негативных последствий и сценариев в ходе планирования и проектирования работ;
- Развитие инноваций и их оценка, поиск путей для оптимального внедрения и расширения научных границ.
Прогнозные методы исследования востребованы в самых разных научных областях: экономика и финансы, менеджмент, психология и социология, медицина, политология, демография и пр. Обратите, что для применения прогнозных приемов нет существенных ограничений, но они целесообразны лишь там, где уместна предварительная и приблизительная оценка – чаще всего в гуманитарной среде.
В технической или прикладной деятельности важен более тотальный подход с точными расчетами, схемами, чертежами, моделями и пр. Поэтому методы прогнозирования считаются менее популярными в технических, естественнонаучных изысканиях, где предпочитают проверять гипотезу экспериментальным путем по принципу «здесь и сейчас» (притом предварительное прогнозирование результатов не исключается и не машет автору НИР или НИОКР).
Таким образом, прогнозные схемы при выполнении курсовых и дипломных работ помогают студентам предусмотреть всевозможные пути решения проблемы, оценить их и выбрать наиболее подходящий вариант, описав его в рекомендательной главе. Более опытным исследователям (кандидатам и докторам наук, практикующим специалистам) данные подходы позволяют минимизировать риски и негативные последствия, выработать оптимальную траекторию развития и инноваций с учетом всевозможных факторов.
Прогнозные сценарии позволяют заглянуть в будущее на основе текущей информации, сформировав «прогнозную реальность» и изучив ее со всех сторон, спроектировав действия для улучшения ситуации.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды прогнозных методов исследования и сфера их применения
Каждый прием будет использоваться с учетом имеющейся информации в рамках рассматриваемой темы или ситуации. Поэтому прогнозные методы принять делить на две категории в зависимости от вида располагаемых первоисточников:
- Формализованные – когда доминирующая часть сведений носит количественный характер и позволяет устанавливать взаимосвязи, влияние посредством применения более точных наук: математические расчёты и анализ данных, проектирование с помощью чертежей и эскизов и пр.
- Интуитивные методы, когда автор располагает информацией «качественного характера», которая описывает определенные свойства и тенденции без конкретики. В данном случае провести математические расчёты практически невозможно, поэтому все прогнозы будут основаны на принципах логики, интуиции и опыте автора.
Опытные студенты и практики рекомендуют полагаться и проверять каждый сценарий формализованными методами прогнозирования (по возможности), притом использование этой категории схем целесообразно также при качественном (интуитивном) прогнозировании для минимизации рисков, провалов и излишних затрат для оптимизации пути по решению проблемы.
То есть, даже если вы спроектировали решение интуитивным методом, по возможности лучше всего его проверить с помощью формализованного подхода, собрав для этого хотя бы минимальный объем соответствующей информации.
В составе формализованного подхода «предвидения» можно выделить следующие подвиды приемов:
- Метод экстраполяции, основанный на анализе данных прошлого и текущего периода с целью определения устойчивых тенденций, причинно-следственных связей, изменений и пр.;
- Метод регрессионного и корреляционного анализа, содействующая установлению причинно-следственных связей и определению результатов посредством факторного анализа;
- Метод математического и компьютерного моделирования, который позволяет воссоздать модель (ситуацию) и оценить ее с учётом массы факторов, условий, определить провоцирующий факторов и степень его воздействия, изменения, выработать оптимальный вариант решения и сформировать четкий план по его внедрению с конкретными и точными оценками: результат, динамика, какой параметр необходимо изменить и как, оценка рисков и угроз, определение оптимальной траектории и пр.;
- Нормативный метод, учитывающий конкретные научные правила, действующие ограничения и нормы, формулы и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Формализованные методы прогнозирования больше свойственны экономистам и управленцам, юристам, медикам (фармакологам и пр.), где от точности действий может зависеть конечный результат: прибыль, затратность, эффективность, рентабельность и пр.
Интуитивные схемы прогнозирования чаще всего применяются студентами при написании курсовых, дипломных и иных работ по таким предметам, как психология, социология, политология, частично юриспруденции и пр. Здесь акцент делается не на количестве, а качестве результата – положительное или негативное изменение, восприятие (степень удовлетворенности, мнение и пр.). В рамках данной категории можно выделить следующие подвиды приемов:
- Анкетирование;
- Эксперимент (чаще всего естественный – наблюдение, но также для выработки решения допускается проведение лабораторного (искусственного) эксперимента);
- Аналитические приемы: мозговой штурм, дискуссия, метод средних (по средним значениям прошлых наблюдений, метод аналогии);
- И пр.
Также целесообразно классифицировать все прогнозные сценарии в зависимости от количества задействованных участников и факторов на индивидуальные (оценка частной ситуации), коллективные (изучение глобальных процессов и явлений, привлечение большого числа испытуемых или объектов) и пр.
Особенности применения прогнозных методов исследования студентами
Обратите внимание, что в студенческой среде выполнение курсовых и дипломных работ на уровне бакалавриата чаще носит индивидуальный характер – изучение конкретной темы в узких масштабах – на примере предприятие или небольшой группы лиц. Магистрантам же приходится углубляться в тему и проблему, привлекая больше информации и формируя план действий на комплексной основе, оценивая как количество, так и качество результатов. Притом комбинация прогнозных схем напрямую будет зависеть от уровня подготовки автора НИР, сферы его деятельности (научная принадлежность), возможности применения специфических приемов и оборудования, цели проекта (простая оценка ситуации или выработка решения, теория или практика и пр.).
В студенческих работах по экономике, менеджменту, частично юриспруденции важна точность. Поэтому ключевыми приемами прогнозирования здесь выступают формализованный или комбинированный вариант: матмоделирование, экономический анализ, факторный анализ, ретроспективный анализ данных, регрессионный и корреляционный анализ, экстраполяционные схемы, метод аналогии, нормативный подход и пр.
В работах «наблюдательного» характера, среди которых выделяются курсовые, дипломные и научные проекты по социологии, психологии, дипломатии свойственно полагаться на качественные схемы формирования сценариев будущего: опросы, наблюдения, анкетирование, беседы, ретроспективные схемы, методы аналогии и научно-нормативные подходы и пр.
Таким образом, подбор методов прогнозирования при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ зависит от характера исследования и его особенностей (цель, объект, гипотеза). В идеале следует применять комплексный подход, но чаще всего авторы стараются использовать проверенные методики с учётом располагаемой ими информации.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы применения методов прогнозирования при выполнении курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ
Прогнозирование результатов и оценка перспектив – это завершающая стадия при написании любого исследования. Ее миссия – оценить предложения автора по решению конкретной проблемы со всех сторон: эффективность, необходимость и целесообразность посильность, рискованность, актуальность и пр. Более того, с помощью подобных схем исследователь может определить не просто простейший или классический путь по устранению проблем, но и выработать инновационный и более совершенный подход с учетом индивидуальных особенностей объекта!
Прогнозировать результаты и оценивать предлагаемые сценарии целесообразно только после предварительного анализа ситуации, который позволит диагностировать и конкретизировать проблему установить причинно-следственные связи, определить возможности и риски объекта НИР.
Поэтому общая схема по реализации прогнозных методов исследования в ходе написания курсовых, дипломных и научных работ будет сведена к следующему алгоритму:
- Выбор темы НИР, проектирование работы;
- Сбор и обработка информации: теория, практика;
- Анализ объекта исследования: ретроспективный (исторический), анализ текущего положения дел, определение трендов и тенденций, изменений и их характера, провоцирующих факторов, конкретизация основных моментов: что изменилось, к чему привело, сравнение с нормами и научными канонами;
- Определение путей по решению проблемы – формирование альтернативных сценариев. На данном этапе важно сперва оценить «классические приемы» и решения, затем учесть основные моменты текущей ситуации и спроектировать схемы с учётом индивидуальных особенностей (преобразование традиционных подходов, инновации);
- Оценка каждого предложенного сценария. Притом здесь лучше всего в рамках каждой траектории формировать три варианта развития событий – положительный, нейтральный, негативный. Если студент не в силах спроектировать «три сценария», то важно учесть максимум факторов и обстоятельств, возможности объекта для проектирования оптимального решения. Притом предложенный путь должен быть оценен на предмет эффективности: что изменится и к чему перемены приведут, на чем отразятся, на сколько это выгодно для объекта (окупаемость, польза) и пр.
Фактически прогнозирование призвано спроектировать решение проблемы и оценить его, определить оптимальный и эффективный вариант. Использование столь уникального подхода свойственно чаще всего при выполнении дипломных и научно-исследовательских работ, диссертаций и монографий. Изложение соответствующей информации производится в последней главе – рекомендательной, с учетом требований по структуре, содержанию и оформлению по ГОСТ.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности прогнозных методов исследования
Обратим внимание на следующие моменты прогнозирования:
- Прогнозные приемы носят больше информативно-аналитический и рекомендательный характер и моментально реализовываться на практике они не обязаны;
- Все сценарии носят приблизительный характер: все расчеты – лишь примерное представление будущего. Точность в данном деле в целом невозможна. Поэтому при реализации рекомендаций и прогнозных сценариев могут наблюдаться отклонения от намеченной траектории, отличия в реальных результатах и прогнозных;
- Несмотря на «примерность», каждое предложение и действие тщательно аргументируется автором. Притом при выполнении дипломных и научных работ результаты прогноза фактически подтверждают или опровергают выдвинутую гипотезу, подчеркивая правоту автора (авторскую позицию).
Качество прогнозирования в студенческих работах напрямую зависит от качества задействованных первоисточников, подготовки исследователя. Облегчить написание курсовых, дипломных и научных работ с использованием прогнозных методик готова команда Дисхелп, в которой трудятся квалифицированные эксперты: педагоги, ученые, практики. Мы гарантируем высокое качество услуг, индивидуальный подход и конфиденциальность данный каждому клиенту!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!