Замечали ли Вы, что одним освоение предметов и профессии дается очень легко, а другим приходится кропотливо сидеть над домашним заданием, учебниками и массой информации, чтобы разобраться даже в простейших темах? Притом это замечают не только преподаватели, но и сами учащиеся. Все зависит не только от эрудированности и начитанности студента, но и его учебных способностей и навыков.
Продуктивность в учебе – один из серьезных показателей. Чем глубже учащийся проникнется темой, тотальнее подготовится к предстоящему испытанию (от банальной проверки домашнего задания до контрольной работы, зачета или экзамена), тем лучше будет результат и качество обучения.
Продуктивность зависит не только от одной стороны. Преподаватели могут воздействовать на данный критерий посредством привлечения внимания и побуждения интереса у учащихся к дисциплине или направлению. Также она предполагает наличие желания учащегося познавать многое, погружаться в море информации и разбираться в ней, способов работы с материалом зависит более 70% успеха.
СОДЕРЖАНИЕ
Что значит «продуктивность» в учебе?
В большинстве случаев под этим термином понимают успехи, достигаемые в процессе обучения. На самом деле эта категория гораздо шире и включает в себя несколько понятий. Продуктивность в учебной деятельности проявляется в следующих аспектах:
- Наличие всех необходимых материалов для освоения предмета: лекции, семинары, учебные пособия, первоисточники с учетом учебного плана и плана занятий, домашнего задания, самостоятельных работ и вопросов для самообучения;
- Степень восприятия и понимания пройденной информации: разобрался ли в ней студент, сумел ли выделить ключевые термины и методики, приемы, суть;
- Запоминание материала и его практическое использование. Главное, не просто прочесть и один раз пересказать на занятиях, но и извлечь из пройденного курса суть, основные понятия, развить соответствующие навыки и научиться пользоваться ими в дальнейшем. Важно изучить и запомнить информацию, найти ей в дальнейшем практическое применение.
Таким образом, под продуктивностью в обучении следует понимать целый комплекс мероприятий и действий, способствующий изучению и усвоению информации, ее перспективному использованию в профессиональной и повседневной жизни. Чем выше продуктивность студента, тем шире его компетенции, глубже знания и качественнее навыки, выше уровень профессиональной пригодности.
Продуктивность в учебе носит «накопительный характер». Поэтому чем ближе к выпуску из ВУЗа, тем одним учащимся сложнее даются предметы (так как они не пользуются ранее полученным багажом), а другим – легче.
Продуктивность в образовательной деятельности может проявляться в разных сегментах:
- Активное участие студента на занятиях;
- Участие в научных конференциях и исследованиях;
- Посещение дополнительных кружков и секций по интересам (пересекающимся с каким-либо предметом);
- Положительная успеваемость и легкое преодоление аттестаций (контрольных, самостоятельных работ, тестирование, зачетов и экзаменов);
- Успехи в учебе и науке: участие и/или победы в различных межВУЗовских олимпиадах и соревнованиях, стремление к обретению ученой степени, получение гранта, повышенной стипендии и пр.;
- Стремление к самообразованию и самообучению, дополнительному обучению и пр.
Как повысить продуктивность в учебе?
Рано или поздно каждый студент задумывается, как улучшить свое положение на «учебной арене». Чаще всего данная мысль приходит к нему по мере приближения сессии, когда приходится моментально погружать в огромный поток информации, изучать дисциплины, вникать или как минимум зубрить и запоминать их.
Сегодня мы расскажем, какие приемы помогут развить и повысить продуктивность в учебе.
Чтобы развить продуктивность, как специальный и/или дополнительный критерий личности, важно обладать следующими качествами:
- Планирование.
На каждый предмет необходимо выделять определенное время, чтобы его изучить, вникнуть, запомнить и пр. Поэтому важно уметь тщательно планировать свой день, грамотно расставлять приоритеты, определять последовательность действий и контролировать время. В этом деле приходит на помощь тайм-менеджмент.
Самый простой вариант развить навыки по планированию: составьте список дел на день грядущий с вечера. Сначала просто выпишите на лист бумаги, что Вам необходимо выполнить завтра, а затем пронумеруйте все пункты с учетом их важности и обязательности. Сперва нужно выполнить неотложные (приоритетные) работы, их должно быть не более трех. Их Вы реализуете несмотря ни на что. Остальные постулаты будут второстепенными и выполнить их можно «по возможности».
Обязательно учите время на реализацию каждого пункта. Притом лучше всего сразу же понять, как и когда, какое мероприятие будет реализовываться в течение дня (между какими делами: например, после ВУЗа и между домашними делами, после обеда и пр.).
- Концентрация.
Чтобы разобраться в предмете или теме, важно не просто бегло прочесть материал, но и сконцентрироваться на нем: выделить ключевые моменты, разобраться в нюансах, сложностях, непонятных моментах, вникнуть в него и пр.
Концентрация предполагает посвящение себя именно этому одному делу, предварительно создав подходящие условия для его реализации: хорошее освещение в комнате, наличие необходимых материалов и инструментов, тишина, погружение в предмет и пр.
- Оперативность.
Оперативность является частью планирования, но мы решили выделить его в отдельный компонент продуктивности. Большинство студентов предпочитают выполнять порученные им задания в «последний момент или день». На самом деле такой подход усложняет их жизнь, так как в этот самый последний момент им приходится перегружать себя. Что мешает Вам выполнять задания по мере их поступления: в тот же день или в ближайшее свободное время? Как гласит народная мудрость, не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Некоторые задания могут быть довольно сложными, потребовать больше времени и сил. Оперативное начало решения намеченных задач позволит избежать проблем и бессонных ночей, спокойно и неторопливо разобраться, ликвидировать пробелы и пр.
- Активность.
Какой же студент обойдется без активности? Под данным термином чаще всего понимают быстроту действий. На самом деле он включает в себя более глубокий смысл. Активность предполагает участие в различных полезных мероприятиях, которые позволят углубить знания, обрести дополнительные навыки и качества (как профессиональные, так и личностные), будут способствовать саморазвитию.
Важно, чтобы активность была полезной, то есть приносила определенный смысл и пользу в жизнь учащегося, а не перегружала его излишними делами и проблемами. Чаще всего студент более активен в тех направлениях, которые ему интересны. Но опять-таки, для активности также нужно определенное время…
Самые эффективные способы по повышению продуктивности студента
Способ №1. Концентрация и отказ от многозадачности.
Сегодня нередко можно встретить в объявлениях работодателей «умение работать в режиме многозадачности». Далеко не каждый человек обладает навыками всем известного Юлия Цезаря. Порой лучше уметь качественно быстро и грамотно делать что-то одно, чем разрываться между несколькими делами, выполняя их «как получится».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Студенту следует отказаться от многозадачности и параллельном выполнении нескольких дел. Лучше всего выполнять план поэтапное, приступая к решению каждой последующей задачи по мере преодоления предыдущей. Такой подход позволит не только успешно справиться с проблемой, но и подойти к делу качественно и ответственно, получить более глубокие знания и закрепить навыки.
Способ №2. Распределяем нагрузку: работа + перерыв = высокая продуктивность.
Бесконечно работать не могут даже приборы и инструменты. Перегрузка негативно сказывается на физическом, моральном и интеллектуальном развитии, способствует «профессиональному выгоранию». Чтобы не допустить такого «надломленного» состояния важно комбинировать нагрузку с перерывами в работе. Такой подход позволит не только лучше усвоить материал, но и частично отвлечься от монотонной работы, переключиться и освежить голову, подготовить ее к новому багажу знаний и навыков.
По статистике, студенты, включающие в учебную деятельность небольшие перерывы (по 10-30 минут) быстрее запоминают материал и лучше разбираются в нем. Недаром даже в ВУЗах между парами есть перемены (короткие и длинные)!
Способ №3. Самоанализ.
Еще на этапе планирования дел важно понять, какая последовательность действий или их комбинация будет более успешной для Вас. В этом деле следует учесть собственные способности и предрасположенности: какие дела Вам даются легче и быстрее, как быстро Вы устаёте от изучения того или иного предмета, с чего лучше начать (со сложного или простого), какими способностями Вы обладаете (хорошая зрительная или слуховая память и пр.). По максимуму используйте имеющиеся таланты и возможности, ориентируйтесь н собственные биоритмы (часы активности). Такой подход не только облегчит учебный процесс, но и позволит повысить продуктивность.
Способ №4. Мотивация – залог успеха.
Важно не просто ставить перед собой задачи и выполнять их во что бы то ни стало. Чтобы повысить интерес, ускорить процесс обучения и повысить качество поглощения знания, важно правильно замотивировать себя. Не забывайте «благодарить» и «вознаграждать» себя за успехи и покорение очередных учебных вершин. Такой подход сделает ученый процесс более привлекательным и оживленным. Например, по мере изучения темы сделайте небольшой перерыв с чашечкой чая и любимым печеньем. Чем не награда за подвиг?
Способ №5. Абстрагируемся: исключаем лишнее.
Здесь речь пойдет не о том, что достаточно изучить минимум информации. Это не так! Чем больше студент узнает и глубже погрузится в тему/предмет, тем лучше для него! В процессе обучения важно отключиться от всего лишнего, чтобы лишний раз не отвлекаться. Откажитесь на время подготовки от интернета, телефона, телевизора и прочих гаджетов (если они вам не пригодятся!), не отвлекайтесь по мелочам (предупредите близких, чтобы не мешали) и пр.
По статистике, затягивают процесс изучения и подготовки материала именно пустая трата времени: позвонила подруга и разговор затянулся на полчаса и более, отвлекся на песню в рекламе и пр. Создайте достойные условия для обучения и следуйте к намеченной цели, не отвлекаясь по пустякам.
Способ №6. Практика или принцип «повторение – мать учения».
Все полученные знания должны находить применение на практике. Притом не всегда важно в какой форме они будут применены: непосредственно в рамках выбранной профессии ил «попутно», облегчая решение задачи. Чтобы освоенный материал не был изучен напрасно, а позже благополучно позабыт (ведь память стирает то, чем мы не пользуемся длительное время), необходимо периодически использовать его или повторять.
Способ №7. Следуйте привычному распорядку дня.
Выполнение любого задания должно вписываться в привычный режим дня и темп индивида. Как гласит народная мудрость, война войной, а обед по распорядку. Поэтому для повышения продуктивности важно следовать «рабочему расписанию»: выделять время на отдых, сбалансированно питаться, давать организму время на восполнение сил, высыпаться и пр. Исключайте или минимизируйте перегрузки, так как они могут сорвать нервную систему и усложнят учебный процесс.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!