Сходства и отличия научного, понятийного, методологического и методического аппарата исследования

Выполнение каждого исследования предполагает предварительное и тщательное проектирование и планирование действий и этапов по раскрытию заявленной темы, решению конкретной проблемы на определённом уровне: научном, экспериментальном и пр. Притом независимо от типа, характера и вида изыскания каждому автору предстоит проработать несколько видов аппарата: научный, понятийный, методический и методологический. Давайте разбираться, что есть что.

Сходства и отличия научного, понятийного, методологического и методического аппарата исследования
Выполнение каждого исследования предполагает предварительное и тщательное проектирование и планирование действий и этапов по раскрытию заявленной темы, решению конкретной проблемы на определённом уровне: научном, экспериментальном и пр. Притом независимо от типа, характера и вида изыскания каждому автору предстоит проработать несколько видов аппарата: научный, понятийный, методический и методологический. Давайте разбираться, что есть что.

Что такое научный аппарат исследования?

Научный аппарат студенческой или научной работы представляет собой систему ограничений, четко очерчивающих суть и действия автора, нацелены на раскрытие темы и решение заявленной проблемы. Данная категория позволяет грамотно установить глубину и ширину исследовательской мысли, сформировать четкую логику и последовательность мыслей, получить обоснованные результаты и описать их в рамках конкретной работы: курсовая или дипломная работа, НИР, научная статья реферат или доклад и пр.

Без научного аппарата не обходится ни одно исследование!

Научный аппарат проекта представляет собой набор конкретных категорий, позволяющих предоставить краткую характеристику реализованных действий, нацеленных на изучение темы и определение мер по воздействию н проблему. Миссия данного «агрегата» — обосновать выбор темы и подчеркнуть специфические, значимые черты проделанной работы.

Составные элементы научного аппарата исследования
Составные элементы научного аппарата исследования

Научный аппарат студенческой или научной работы включает в себя характерный набор компонентов:

  • Актуальность темы исследования, подчеркивающая реалистичность и действие проблемы в реалиях (в науке или на практике);
  • Цель и задачи исследования, позволяющие определить: зачем и для чего автор изучает тему, стремится урегулировать сложные моменты и решить проблему посильными способами;
  • Предмет и объект, устанавливающие четкие границы исследования в науке и практике;
  • Методы исследования, подчеркивающие приемы, на основе которых автор исследовал и решал намеченные задачи, проблематику;
  • Информационная база. Данный элемент научного аппарата подчеркивает качество первоисточников, умение автора подбирать и использовать литературу и пр.;
  • Гипотеза, подчеркивающая потенциальное решение, подвергаемое проверке. Также в данном компоненте проявляется авторская позиция в рамках исследуемого вопроса;
  • Новизна и ценность, проявляющиеся в новшествах, которые привнес автора при решении проблемы и эффективности, получаемой от реализации описанного им механизма, приема, метода и пр.

Разработка научного аппарата исследования – процесс индивидуальный и напрямую зависящий от автора: его подготовки и владения темой, навыков по работе с информационными источниками, фокуса и ракурса исследования, глубины и ширины и пр. Поэтому проработка данного момента при выполнении студенческих и научных работ учитывает массу факторов:

  • специфику темы и ее формулировку,
  • предмет или направление, в рамках которого предусмотрено выполнение изыскания;
  • представления по теме и наличие пробелов в ранее представленных вариантах воздействия на проблему;
  • требования к качеству исследования и проекту: объем, оригинальность и пр.

Подробнее о составе и характеристику каждого элемента научного аппарата можно узнать из нашей статьи. Также в нашем блоге можно найти правила разработки научного аппарата исследования.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод. Научный аппарат студенческой или научной работы – неотъемлемый и обязательный компонент исследовательской мысли. Без него ни один проект не будет допущен до защиты или публикации. Он призван конкретизировать границы и масштабы изыскания, получить конкретные результаты и показать состоятельность и профессионализм автора.

Специфика проработки понятийного аппарата исследования

Нередко понятий аппарат исследования приравнивают к научному. Но несмотря на совпадение их структурных элементов и визуальное сходство, важно выделить специфические черты рассматриваемой категории.

Понятийный аппарат призван дополнить общий научный агрегат студенческой или научной работы конкретикой: задать определенный фокус или ракурс изучения темы, конкретизировать узость проблемного участка и выделить конкретную позицию автора, ее оригинальность и значимость.

Понятийный аппарат исследования можно представить в виде набора определенных теоретических, научных категорий, которые помогут исследовать важнейшие стороны в рамках заявленной темы.

Структура понятийного аппарата исследования
Структура понятийного аппарата исследования

К рассматриваемой части исследования принято относить следующие моменты:

  • конкретные термины, обороты и идеи, действующие в научной и профессиональной отрасли при решении обозначенной проблемы;
  • правила, концепции, регламенты, затрагивающие тему и проблему исследования: классические каноны, современные теории и инструментарий по воздействию на проблему;
  • научные открытия, подчеркивающие актуальность и ценность исследуемой темы и проблемы, наличие достоинств и недостатков и пр.

Понятий аппарат позволяет оценить проблему с научной и теоретической точки зрения на основе соответствующих фактов, эмпирических данных. Также он позволяет установить истинную актуальность заявленного направления и определить потенциальные пути совершенствования: какие методики менее эффективны и требуют проработки, какие приемы устарели, мнение классиков и современников в отношении темы или проблемы и пр.

Понятийный аппарат позволяет определить автору с конкретным проблемным участком и выбрать посильное направление для изучения и воздействия на проблему, тщательнее обосновать собственную позицию и гипотезу. То есть рассматриваемая категория дополняет и конкретизирует научный аппарат, позволяя тщательнее спроектировать и спланировать ход исследовательской мысли.

Разработка понятийного аппарата позволяет конкретизировать состав теоретической главы исследования и подобрать посильные варианты для практической, экспериментальной или научной разработки темы.

Данный момент в студенческой или научной работе позволяет определить траекторию погружения в выбранную тему:

  • выделить основополагающие термины, категории, без которых раскрыть тему и обосновать авторскую позицию будет непосильно;
  • указать основополагающие научные каноны, труды, которые станут опорой для автора;
  • конкретизировать ширину и глубину исследования с акцентом на сильные и слабые стороны предшественников, выделить конкретный сегмент для работы.

Без разработки понятийного аппарата исследования автор не сможет построить корректную траекторию и полноценно раскрыть заявленную тему, подобрать современный и инновационный способ воздействия на проблему.

Особенности методологического аппарата исследования

Методологический аппарат – еще одна категория, соприкасаемая с вышеописанными аппаратами исследования. Но если проанализировать саму категорию, наименование агрегата, то можно понять его суть и миссию.

Методологический аппарат представлен в виде системы или комплекса мер, приемов, инструментов и действий автора, укладывающиеся в намеченный план работы и научный аппарат, позволяющий реализовать описанные в теоретической главе методики и схемы по диагностике и решению проблемы на посильном для автора уровне.

То есть миссия методологического аппарата – адаптировать имеющиеся ресурсы и инструменты по исследованию темы и воздействию на заявленную проблему под возможности и уровень подготовки автора проекта, а также продемонстрировать его навыки по работе с первоисточниками, данными и пр.

Польза методологического аппарата исследования
Польза методологического аппарата исследования

Рассматриваемый комплекс мер призван конкретизировать логику исследования, повысить точность конечных результатов и выводов исследователя, обозначить корректность и уместность гипотезы, обоснованность авторской позиции. Разработка и реализация указанного набора приемов и способов исследования позволяет уточнить характер исследования, выделить наиболее пригодные и доступные способы раскрытия темы и решения проблемы.

Описание методологического аппарата предстает во введении, а раскрывается в полной мере при формировании основной части, но уже негласным образом – посредством применения метода при описании полученных результатов и пр.

Чаще всего определение и утверждение методологического аппарата ориентировано на научную принадлежность темы и носит комбинированный характер. Исследователи полагаются на общенаучные приемы, а также инструменты и способы по изучению конкретного вопроса, сегмента специфичного плана – принадлежащие конкретной науке или предмету (частные, специализированные и пр.).

Разработка методологического аппарата исследования выступает частью проработки научного аппарата работы. Выбор приемов по изучению темы, диагностике проблемы во многом зависит от научной принадлежности заявленной темы, уровня подготовки исследователя (какие приемы он знает, какими владеет и пр.), а также напрямую отражается на качестве всей студенческой или научной работы, точности результатов и возможности их применения в перспективе.

Таким образом, проработка методологического аппарата позволяет конкретизировать логику и действия автора в рамках раскрытия темы, уточнить порядок действий при написании проекта и получить более достоверные результаты. В его основе лежат определенные мероприятия, способы по диагностике и воздействию на проблему на теоретическом и практическом уровне.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Методический аппарат исследования: понятие и особенности

Студенты при подготовке курсовых, дипломных и иных научно-исследовательских работ нередко путают понятие методологического и методического аппарата. На первый взгляд данные категории идентичны, н на самом деле их миссия и арсенал кардинальным образом разнится.

Методический аппарат исследования представлен в виде четких правил и регламентов, регулирующих ход исследовательской мысли и процесс выполнения студенческой или научной работы с учетом ее вида, места и роли в рамках учебного или академического процесса и пр.

То есть в целом методический аппарат исследования разрабатывать и прорабатывать не нужно. Он уже предоставляется студентам в готовом виде. Методический комплекс по разработке темы исследования описывается в отдельных документах и актах, тесным образом связанных с видом проектной деятельности, тематической принадлежностью: ГОСТы, методические рекомендации, дополнительные инструкции и пр.

Из чего складывается методический аппарат исследования?
Из чего складывается методический аппарат исследования?

Также методическая база исследования может быть представлена в виде нормативных актов, которые автор включает в основную часть изыскания для обоснования авторской позиции, всестороннего обоснования актуальности проблемы и поиска путей по ее решению. Чаще всего она представлена в виде нормативных и законодательных актов, инструкций и пр.

В то же время студент или исследователь может дополнить методическую базу исследования разработкой конкретных инструкций, дополнительных правил и регламентов. Но при их отражении в основной части, важно показать их состоятельность и целесообразность, эффективность. В данном случае методическая база будет выступать в качестве решения или основой при выработке решения, проверке заявленной гипотезы. Она подлежит оформлению в виде плана эксперимента или исследования, а также нормативов, регламентирующих соответствующий процесс и характер полученных результатов.

Таким образом, методическая база исследования предполагает наличие конкретных формальных ограничений, позволяющий оценить качество полученных результатов, перспективы и возможности их применения с подробным описанием каждого этапа.

Сравнительная характеристика научного, понятийного, методического и методологического аппарата исследования

Чтобы выделить специфику каждого из рассмотренных агрегатов при проведении исследования, его роль, предлагаем вам сравнить их между собой.

Сравнительный признак

Научный аппарат Понятийный аппарат Методологический аппарат

Методический аппарат

Составные элементы Актуальность темы, цель и задачи исследования, проблема и гипотеза, методы, информационная база, новизна и ценность исследования Терминология, ключевые правила и концепции, научные каноны и пр. Комбинация приемов и способов, инструментов для раскрытия темы Действующие регламенты, инструкции, нормативы и требования (ФГОС, ГОСТ, инструкции и пр.)
Цель применения Уточнение границ исследования, определение глубины и ширины исследования, установление логики изыскания Выделение существенных моментов и сторон исследования темы, подбор информационной базы Подбор посильных для автора методов для раскрытия темы и решения проблемы Учет требований по отношению к качеству проекта, специфические черты и параметры студенческой или научной работы
Роль Влияет на качество исследования и допуск автора к защите Конкретизирует фокус, ракурс исследования и позволяет сделать проект оригинальным Нацелен на получение более точных результатов исследования Отражается на допуске к защите и качестве полученных результатов, уровне подготовки автора
Наличие в тексте исследования Обязательно
Место в исследовании Введение, основная часть, заключение Преимущественно в основной части проекта Введение и основная часть работы Основная часть исследования, список библиографии
Ключевой вопрос Что и для чего изучать, решать? Как описать проблему и решение? Как исследовать тему и воздействовать на проблему, решать ее? Какие нормы и границы устанавливать, на что ориентироваться?

Обратите внимание, что все указанные виды «аппаратов исследования» являются обязательными в студенческой и научной работе независимо от тематики и проблематики, научной принадлежности, желания автора и пр. Без них ни один проект не сможет быть доведен до ума и не сможет получить допуск к итоговой аттестации.

Основополагающим элементом студенческой или исследовательской работы выступает научный аппарат, который в дальнейшем совершенствуется и корректируется на основе проработки понятийного и методологического компонентов. Притом все указанные комбинации и наборы будут учитывать конкретные условия и требования, изложение на методическом уровне.

Таким образом, без разработки научного, методологического, понятийного аппаратов и учета методической составляющей немыслимо проведение ни одного исследования. Каждый из них играет определенную роль в раскрытии темы и нацелен на повышение качества результатов, перспективы их применения. Помимо этого, формирование указанных агрегатов напрямую влияет на качество подготовки автора и его профессиональное мастерство.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Сходства и отличия научного, понятийного, методологического и методического аппарата исследования”

  • вот если посмотреть со стороны, у каждого аппарата своя миссия: одни формируют тезисы, другие – методы, третьи – логику исследования и п. Но ведь в целом все эти составляющие и есть общий научный аппарат. Просто разбирая их по отдельности, легче понять, что и где отражать, как это делать.

  • подробно все описали, но на самом главное не сказали напрямую. Все эти методологические, методические, понятийные, информационные и прочие аппараты все вместе и образуют научный аппарат.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *