Апелляционная система существует в большинстве университетов мира. Возможность оспорить балл обеспечивает справедливое оценивание знаний студента. В европейских университетах предвзятое отношение преподавателей встречается реже, чем на территории бывшего СССР. Действуют традиции высшего образования, а также множественные сдерживающие факторы, которые и препятствуют необъективному оцениванию курсовых работ или же при сдачи выпускной квалификационной работы. Тем не менее, вероятность проблем все-таки есть, поэтому апелляции оценок крайне решительный шаг.
Чтобы исключить фактор предвзятости, индивидуальной неприязни преподавателя к конкретному студенту как раз и существует система апелляций. Единой системы оспаривания экзаменационных и иных оценок в европейских ВУЗах нет, несмотря на то, что все они придерживаются Болонской системы. Более того, правила апелляций свои собственные в каждом конкретном университете. Говорить о единой структуре можно лишь относительно судов, которые рассматривают спорные вопросы в самых крайних случаях.
Несмотря на все отличия, неформальная система апелляций более или менее похожа в каждой стране. Отличаются разве что процедуры использования своего права и дальнейшего рассмотрения спорной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое апелляция в европейских ВУЗах
Апелляция — это формат обжалования несправедливо выставленной оценки. По крайней мере, если таковой ее считает студент. Возможность обжаловать нежелательный балл прописана в большинстве положений об университетах. В каждом европейском ВУЗе существует своя собственная система обжалования.
В основной части случаев алгоритм такой:
- Студент обращается с заявлением на имя директора учебного заведения или главы подразделения (факультета), излагая конкретные факты, а также заявляя собственные требования.
- Факультет или сам глава университета рассматривает обращение в установленные нормативными положениями сроки. Обычно в течение от нескольких дней до нескольких недель. Зависит от сложности ситуации и возможности быстро установить изложенные факты.
- По результатам рассмотрения апелляции студент может получить новое право на сдачу экзамена. В некоторых случаях апелляцию отклоняют.
В части ВУЗов действуют специальные апелляционные комиссии. А в других университетах студенты и вовсе не теряют время на обжалование в своем собственном ВУЗе, направляя все обращения на имя местной администрации, чиновников, отвечающих за образовательный процесс, его организацию и проверку качества.
В последнем случае вероятность объективной оценки выше. Так действуют, в частности, студенты из Германии, где на кону сама возможность получить высшее образование.
Интересный факт: немецкая система образования довольно сурова. После нескольких неудачных пересдач студент теряет возможность сдавать конкретный предмет на территории определенной земли или всей страны. Поэтому студенты идут на многочисленные ухищрения.
Апелляция позволяет добиться справедливого оценивания и существенно ограничивает усмотрение и тем более произвол преподавателей. В крайнем случае есть возможность пойти выше и обратиться за разрешением спорной ситуации в рамках судебного института. Но на это студенты идут в крайних случаях, поскольку речь идет о длительной и довольно непростой бюрократической процедуре.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В каких случаях требуется апелляция
Апелляция требуется в большинстве спорных ситуаций. Критерий вероятного успеха оспаривания балла — это реальное положение вещей. Если студент таким образом пытается затянуть выставление оценки или просто оговорить преподавателя, ни о каком повышении балла и возможности повторной сдачи речи не идет. Система работает в обе стороны, действует как независимый арбитр.
Обратиться с апелляцией можно в нескольких случаях:
- Преподаватель поставил заведомо несправедливую оценку. Такое в европейских ВУЗах встречается реже. Попасть в европейский ВУЗ без достаточных качеств, необходимых для преподавания человеку сложно. Кроме того, попытки занизить оценку из-за личной неприязни чреваты серьезными проблемами: вплоть до увольнения, запрета заниматься педагогической деятельностью и существенных судебных взысканий в пользу студента. Но все равно такое встречается. Апелляция позволяет решить спорные вопросы и поставить преподавателя на место.
- Преподаватель задает вопросы за пределами установленной учебной программы. Учебная программа, утвержденная университетом, считается той базой, которое учитель обязан придерживаться. Самостоятельно по своей инициативе спрашивать за ее пределами не приветствуется. Хотя формально и не воспрещается. Все же студенты нередко апеллируют к подобному факту, чтобы получить более высокий балл.
- Преподаватель спрашивает с пристрастием. Пристрастное отношение включает в себя более жесткий опрос. Опять же, такой подход может рассматриваться как попытка «завалить» неугодного учащегося. Потому не допускается. Европейские традиции высшего образования требуют, чтобы преподаватель относился одинаково ко всем студентам.
- Есть основания подозревать, что экзаменатор совершил ошибку. От ошибок не застрахованы даже профессора. Однако далеко не всегда можно с ходу доказать свою правоту и добиться сиюминутного исправления балла за контрольную, проверочную или экзаменационную работу. В такой ситуации остается лишь обратиться с апелляцией по конкретному предмету. Учитывая, что значительная часть проверок проводится в письменной форме, установить объективный уровень знаний студента и факт ошибки преподавателя совсем несложно.
А также неоднозначно составленные вопросы, ошибки в вопросах и пр. Апелляция может стать хорошей возможностью добиться справедливости в самых разных ситуациях.
Куда жаловаться на несправедливое оценивание
На несправедливую, неправильную оценку можно жаловаться в самые разные институты. Многое зависит от конкретной ситуации, а также установленной самим ВУЗом процедуры апелляции. Как правило, обжалование возможно в нескольких структурах:
- У руководства родного факультета. В таком случае рассмотрением соответствующих заявлений занимается глава подразделения, который лично или через своих помощников проверяет все изложенные в обращении факты.
- У главы всего университета. Уровень выше, однако не всегда руководитель ВУЗа занимается разрешением споров. Это зависит от организации конкретного университета.
- В специальной комиссии. Апелляционные комитеты создаются специально для рассмотрения спорных вопросов, разрешения конфликтов между преподавателями и студентами. Действуют они далеко не во всех странах и не в каждом ВУЗе. Но есть такая структура имеется, это серьезно облегчает дело и ускоряет весь процесс обжалования.
- В административных структурах. Некоторые студенты предпочитают обращаться к чиновникам сферы образования. Такая практика наиболее широко распространена в Германии и Австрии. Однако существует и в других странах, пусть и не так широко. Фактически структуры образования, чиновничий аппарат — одна из последних инстанций перед судом.
- Суд. Занимается рассмотрением обращений студентов в наиболее сложных спорных ситуациях. Свои задачи суд решает неспешно. Потому может потребоваться много времени до того, как конфликт будет исчерпан и полностью разрешен. В этом основная сложность. С другой же стороны, в суде студент имеет наибольшие шансы опротестовать оценку и получить максимально непредвзятое и объективное решение.
Жалобы можно подавать в разные структуры. Никакого формального правила, как именно нужно обжаловать несправедливую оценку нет. Однако по логике вещей учащиеся действуют ступенчато. Начиная с руководства факультета и заканчивая судом, если прочие варианты не сработали.
Какие оценки можно оспорить
С точки зрения европейских нормативов, оспорить можно самые разные оценки:
- Баллы за контрольные и проверочные работы. С точки зрения образовательного процесса этот формат играет огромную роль для допуска к экзаменам и промежуточной аттестации. Потому низкий балл может сыграть со студентом злую шутку.
- Баллы за промежуточную аттестацию, экзамены. Наиболее частый вариант. Промежуточная аттестация позволяет студенту продолжать образование. В некоторых странах, например, в Германии, это жизненно важно. Студенту дают несколько попыток: от 3 до 7. После исчерпания установленного лимита обучающийся теряет возможность сдавать этот предмет на конкретной земле или по всей стране. А значит, получить образование по специальности человек не может.
- Баллы за итоговую аттестацию, государственные экзамены. Часто вопрос стоит так же остро.
Нередко апелляцию подают для коррекции результатов вступительных испытаний. Это хорошая возможность попасть на место в университетах, где есть экзамены для поступления. Например, так устроена образовательная система Чехии.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Отличия апелляции в России и странах Европы
Отличия апелляционных систем России и стран Европы существенные. Их можно представить кратким списком:
- В России нет реально функционирующей апелляционной системы. Можно написать заявление на имя декана факультет, ректора университета. Но далеко не факт, что на него ответят. Если же решение будет принято, по приказу декана будет создана комиссия, которая и решит вопрос. В основной части случаев ожидать справедливого решения не стоит, это формальность.
- В России возможность получить действительные результаты, эффект от апелляции минимальная. Все по тем же причинам, поскольку структуры ВУЗа завязаны друг на друга и практически всегда стоят на стороне корпоративного интереса, защищая преподавателя и его правоту.
- Наконец, суды в России неохотно принимаются за дела подобного плана. А значит рассчитывать на объективную оценку опять же не приходится.
Подобные неутешительные моменты касаются абсолютно всех университетов, даже ВУЗов топового уровня. Такие реалии связаны с моральным устареванием всех структур образовательной системы в стране. По мнению специалистов, в ближайшее время ждать радикальных перемен не стоит. Единственное, что может спасти ситуацию на месте — коллективное обращение и коллективные действия целой группы студентов.
Как подать апелляцию
Чтобы подать апелляцию в европейском ВУЗе для начала нужно изучить внутренние положения конкретного университета. Найти его можно на официальном сайте ВУЗ. Интересующие сведения могут располагаться в любой части документа. Некоторые университеты выносят положение об апелляции в отдельный раздел.
Если речь идет об обжаловании результатов промежуточных работ, аттестации в университете, порядок примерно такой:
- Студент подает заявление на имя главы факультета или всего университета.
- Глава рассматривает вопрос собственными силами или делегирует его своим помощникам, создает специальную комиссию.
- В установленные сроки специалисты проверяют факты, устанавливают кто прав.
Если результаты признаны недействительными, несправедливыми, есть балл повышают автоматически. Или же дают студенту возможность сдать экзамен повторно.
Во многих странах действует возможность апелляции результатов вступительных испытаний. Чтобы пересмотреть решение необходимо подать апелляцию на имя главы факультета, декана. Писать рекомендуется по существу, отражая реальные основания для пересмотра. Апелляционное обращение рассматривается на протяжении 1-2 месяцев.
Как правило, ничего сложного в подготовке апелляционного обращения нет. Главное ознакомиться с внутренними документами факультета, университета и определить, куда именно направлять свое заявление.
Крайним вариантом выступает суд. Но в этом случае речь идет не об апелляции, а о полноценном исковом заявлении с представлением доказательств по существу.
Сколько времени рассматриваются апелляционные обращения
Апелляционные обращения рассматриваются в течение установленного нормативного срока. Какого именно — зависит от конкретного университета, факультета ВУЗа, а также сложности поставленного вопроса, спорной ситуации.
Как правило, апелляции на результаты контрольных, проверочных работ, промежуточной аттестации рассматриваются в более короткие сроки. От нескольких дней до недели. Плюс-минус. На результаты итоговой аттестации, государственных экзаменов — в 1.5-2 раза дольше.
Что же касается итогов вступительных испытаний, тут сроки установлены в пределах нескольких недель. Но все зависит от страны и университета. Так, если говорить о Чехии или Польше, обращения подобного плана рассматриваются на протяжении 1-2 месяцев.
Сроки рассмотрения апелляций устанавливаются индивидуально и в некоторых случаях могут быть больше сказанного.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
На какие результаты можно рассчитывать
Апелляция как система оспаривания несправедливых оценок выступает хорошей возможностью исправить нежелательную оценку. Тем не менее, подача апелляционного обращения это не гарантия результата. Никто не может сказать точно, удовлетворит ли университет заявление или все останется как есть.
Важный момент касается правоты студента. Если преподаватель действительно занизил оценку или ошибся оставлять все как есть точно нельзя. Однако даже правота не становится гарантией положительного результата. Большую роль играет качество составленной апелляции.
Специалисты рекомендуют обращать внимание на конкретные факты, аргументировать свою позицию. Нет смысла говорить об организации экзамена: что не пишет ручка, освещение тусклое и т.д. Нужно говорить о конкретных нарушениях. Если работа письменная, добиться результата проще, поскольку есть объективный текстовый материал, ответ. Но даже в этом случае необходимо внимательно следить за содержанием документа.
Суд как институт для оспаривания оценок
Обращение в суд — это крайняя мера, к которой прибегают, когда других вариантов не остается. Судебное решение ситуации требует грамотно составленного иска, доказательной базы для подтверждения правоты и справедливости собственных слов. Это не в пример более сложная процедура и вариант разрешения ситуации. Требуется хотя бы минимальное знание местного национального законодательства.
Если решено урегулировать конфликт через суд, имеет смысл обратиться к грамотному юристу, который сможет дать необходимые консультации и поможет определить стратегию отстаивания своих интересов.
К счастью, в большинстве случаев удается обойтись без судебных органов. Решить вопрос на месте, в рамках ВУЗа или административного аппарата системы образования.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!