Отечественная система образования многие черты и направления черпает из Европы и стран-лидеров, стараясь соответствовать реалиям, инновациям, рекомендациям и ожиданиям работодателей. Так, у нас появилась профессия «менеджера», «управленца», а также зародилась многоуровневая база высшего образования. Но на этом прогресс не стоит на месте.
Учебные программы в высших образовательных заведениях и колледжах постоянно совершенствуются: внедряются новейшие технологии и методики преподавания, оборудование и техника, появляются новые предметы, меняется или расширяется направление подготовки (учитывает сферу применения дипломированного специалиста, отрасль, науку и пр.), стремится к развитию конкретных профессиональных качеств и навыков, пригодных в суровых реалиях и трудовых буднях.
Теперь в системе образования при обучении студентов обращают внимание на дополнительные критерии и сферы развития. К одной из таких сторон относят понятие soft kills.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Миссия вуза – подготовить специалиста к трудовым будням, придав ему минимальный или необходимый багаж знаний и профессиональных навыков. Но сегодня требования к претендентам на ту или иную должность стали более абстрактные. Работодатели предпочитают видеть у себя в команде «универсального солдата», способного пройти огонь и воду, решить любую задачу, работать по принципу «один за пятерых или всех». На самом деле для этого необязательно покорять несколько профессий параллельно или учиться всю жизнь. Порой достаточно развить в себе дополнительные гибкие умения, которые называют иностранным термином «soft kills».
Soft kills – это навыки по выстраиванию отношений, деловых связей и коммуникаций, расширяющие круг общения и возможности человека. По сути, к образованию они не имеют прямого отношения, но данная категория тесным образом соприкасается другим понятием – hard skills, которое представляет собой набор конкретных навыков и качеств для решения узкой (профессиональной) проблемы.
Фактически soft skills позволяет грамотно управлять коммуникациями и профессиональными качествами (hard skills). Поэтому современная система профессионального образования не только прививается определенные знания, обучает пользоваться ими непосредственно в определенны обстоятельствам, с учетом конкретных условий, возможностей, о и адаптирует их повсеместно посредством развития дополнительных «гибких навыков».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие навыки и качества относят к категории «soft skills»?
Важно понимать, что при любом раскладе, имея любое образование (будь то ссуз или вуз) специалисту предстоит работать в команде: реальной или виртуальной (зависит от характера работы). Избежать взаимодействия с обществом невозможно: как минимум Вы будете контактировать с начальством, смежными отделами или специалистами, различными ведомствами, заказчиком и пр. Чтобы построить эффективные и качественные отношения, приносящие выгоду каждой из сторон, необходимо обладать дополнительными «непрофессиональными» параметрами:
- Общительность, умение идти на контакт в любой ситуации независимо от того, насколько приятен вам человек, были ли Вы с ним знакомы ранее, какие слухи о не слышали и пр.;
- Вежливость и коммуникабельность. Просить или обращаться за помощью нужно явно не в приказном тоне. Старайтесь построить доброжелательные отношения, позволяющие расположить к себе оппонента;
- Широкий кругозор, эрудированность. «Подвешенный язык» спасет из любой ситуации, поможет выкрутиться из любой передряги. Но чтобы просто, красиво и грамотно изъясняться, необходимо понимать суть вопроса, разбираться в нюансах, знать действующие правила и приемы. Для этого придется много читать, заниматься самосовершенствованием и самообучением. Поверьте, с грамотными и начитанными людьми работать гораздо легче и приятнее.
- Адаптация и установление контактов. В этом деле немаловажную роль играют настрой собеседника, готовность специалиста всеми путями убедить его в чем-либо. Для этого важно обладать определенными навыками психолога: подобрать правильные слова, жесты, действия, оценить готовность собеседника к дальнейшим действиям и пр.
- Организационные навыки. Для решения проблемы или выполнения определённых услуг необходимо тщательно спланировать работу, чтобы определить ключевые компоненты и какие материалы или ресурсы потребуются, посильна ли миссия для одного специалиста или необходимо привлечь сторонних экспертов, сколько времени потребуется, последовательность действий и пр. Индивид должен грамотно организовать свое время, рабочее пространство и иные составляющие, расставить приоритеты, делегировать полномочия и пр., чтобы достичь намеченной цели.
- Критическое мышление. Данный навык позволяет не просто проанализировать ситуацию со всех возможных ракурсов, но и определить максимально эффективное решение, определить «короткий путь», учесть факторы и минимизировать негативное влияние каждого из них и т.д.
- Творческий подход. Согласитесь, действовать строго на определенному стандарту, шаблону всегда невозможно. Каждая ситуация по-своему уникальна, поэтому приходится «маневрировать» всеми доступными и посильными способами. Без инициативы или творческой жилки не обойтись.
Все указанные компоненты soft skills лишь косвенно относятся к профессиональным навыками и качествам, но без успешного «микса» soft skills и hard skills добиться достойного результата не удастся, поэтому современная система профессионального образования ориентирована на всесторонне развитие специалистов.
Как soft skills проявляется в учебном процессе?
Поступление в ссуз или вуз — это смена окружения, привычной среды обитания, «уровня сложности» и переход на новый жизненный этап. Поэтому первым навыком здесь выступает адаптация. Она развивается под воздействием различных факторов:
- Личные побуждения студентов: знакомство с одногруппниками, поиск единомышленников, установление тесного контакта с конкретными людьми, знакомство с педагогами и пр.
- Содействие педагогов: знакомство на первом занятии, описание требований, помощь в социализации (разрешение конфликтов или напряженных ситуаций), привлечение к научно-исследовательской деятельности в индивидуальном или групповом порядке, поручение выполнения «командных работ» и т.д.
Выполнение домашнего задания, решения задач по всем дисциплинам позволяет у студентов развить навыки тайм-менеджмента: планирование дня, поиск оптимального решения (творческий подход), умение работать в команде (делегирование полномочий или привлечение сторонних экспертов с учетом их компетентности и пр.).
Учебная программа построена не просто на изучении конкретных дисциплин, напрямую соотносящихся с профессий. Она охватывает широкий спектр предметов, нацеленных на расширение кругозора, исследование проблем с разных ракурсов, развитие определённых коммуникативных качеств и навыков: общительность, взаимодействие, объединение студентов для решения проблемы (например, подготовка к экзамену – распределение вопросов и пр.). На первых курсах присутствуют базовые и общеразвивающие предметы, способные научить слушателей работать с большим объемом информации (выделять суть, ключевые моменты, делать выводы, обрабатывать данные и пр.).
В частности, выполнение курсовой работы позволяет развить у учащегося следующие качества: самостоятельность и самодисциплина взаимодействие с куратором, планирование дел и времени, сбор и обработка информации, грамотное изъяснение позиции, следование четким регламентам и стандартам (нормоконтроль). Чем не успешное сочетание soft skills и hard skills?
Также обучение в образовательном заведении развивает коммуникативные навыки и параметры:
- Способности грамотно и понятно изъясняться;
- Аргументироваться и отставать позицию;
- Выступать на публике: перед одногруппниками на семинарах, перед коллегами и публикой на всевозможных научных конференциях;
- Объективно оценивать ситуацию и искать эффективное и реалистичное решение: использование профессиональных качеств и навыков, планирование и организация мероприятий, общение и взаимодействие с третьими лицами (консультации у научного руководителя, общение с одногруппниками и т.д.);
- Грамотно планировать дела и время, чтобы не отвлекаться на сторонние занятия, сконцентрировать на конкретной цели и пр.
Как развивать и пользоваться навыками soft skills студенту?
Обучение в вузе, так или иначе, поможет новоиспеченному специалисту освоить профессиональные горизонты и развить в себе «гибкие навыки». Но при желании студент может продолжить самосовершенствование. Для этого достаточно:
- Выделить для себя интересную тему или научную область и развиваться в данном сегменте: читать, заниматься научно-исследовательской деятельностью. Учитывайте собственные таланты и способности, предрасположенности;
- Расширить круг взаимодействия с окружающими: посещение дополнительных секций (творческих, научных, спортивных);
- Развитие лидерских качеств: умение убедить и повести за собой, заслужить определенную репутацию и доверие со стороны окружающих;
- И т.д.
Наличие компетенций в сфере soft skills в значительной степени облегчает жизнь, позволяя свободно и легко устанавливать контакты и связи, находить друзей и единомышленников, работать в команде. Новоиспеченные специалисты, умеющие грамотно преподнести собственные достоинства и преимущества, показать профессиональную состоятельность и пригодность посредством «гибких навыков», легко проходят собеседование, продвигаются по карьерной лестнице, выполняют любую задачу (независимо от уровня сложности) и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!