Специфика подготовки курсовых и дипломных работ по метеорологии

Одним из специфических и интереснейших направлений подготовки, которое основано на сочетании естественных и технических наук для исследования окружающей среды и определения ее особенностей, состояния и пр. Чтобы стать метеорологом, достаточно поступить на соответствующую программу. Ее освоение не обходится без выполнения курсовых работ и ВКР. Написание и защита студенческих работ и дипломного проекта по метеорологии обладает специфическими чертами, о которых мы расскажем ниже.

Специфика подготовки курсовых и дипломных работ по метеорологии
Одним из специфических и интереснейших направлений подготовки, которое основано на сочетании естественных и технических наук для исследования окружающей среды и определения ее особенностей, состояния и пр. Чтобы стать метеорологом, достаточно поступить на соответствующую программу. Ее освоение не обходится без выполнения курсовых работ и ВКР.

Написание и защита студенческих работ и дипломного проекта по метеорологии обладает специфическими чертами, о которых мы расскажем ниже.

Тематические особенности курсовых и дипломных работ по метеорологии

Метеорология – современная наука о строении и свойствах природных явлений в атмосфере, небесном пространстве и влиянии на окружающую природу технологий, человечества. Нередко и недаром данное научное направление называют «физикой природы».

Студенческие работы, посвященные метеорологии захватывают ее определенные разделы, в каждом из которых выделяется актуальная проблематика, направление для изучения с акцентом на особенности постигаемой профессии и состав образовательной программы. В числе наиболее приоритетных разделов метеорологии, по которым студенты выполняют курсовые и дипломные работы можно выделить следующие варианты.

Раздел метеорологии

Ключевые проблемы

Пример тем для курсовых и дипломных работ

Климатология Определение климатических особенностей территорий, циклоны и их влияние на местность, порядок определения циклонов и антициклонов, определение направления и скорости ветра и пр. Характеристика климатических условий в регионе (на примере конкретного региона)

Причины климатических изменений (на примере региона, города и пр.)

Особенности определения направления и скорости ветра

Влияние климата на развитие растений

Динамическая метеорология Физические и атмосферные процессы, явления Порядок определения состава атмосферы

Оценка воздействия современных технологий, промышленности на строение атмосферы

Общая циркуляция атмосферы

Специфика теплового режима атмосферы

Изучение приборов и методов измерения метеосостояния и процессов

Измерение атмосферных осадков

Синоптическая метеорология Проблемы в правильном определении прогноза погоды местности, прогнозирование погоды, деятельность метеостанции Специфика работы метеостанций

Методика прогнозирования погоды

Порядок определения надвижения циклона и антициклона

Определение атмосферного давления

Темы в рамках климатологии затрагивают проблемы, связанные с текущими явлениями по определению климата, оценке и установлению причинно-следственных связей климата на определенной территории.

Тематические границы курсовых и дипломных работ по динамической метеорологии предполагает исследование процессов, протекающих в атмосфере. В данном случае исследователь затрагивает оценку текущих явлений и процессов, влияющих на строение и состав атмосферы, изменения атмосферы и связь с изменениями погоды, климата, определение движения атмосферы.

Направления исследований в рамках синоптики предполагает исследование особенностей в прогнозировании погоды: методика, приемы, сложности, ошибки и погрешности, оценка погодных условий в разных или соседних регионах, определение причин изменения погоды и пр.

Так или иначе, темы по метеорологии связаны с экологическими и техническими особенностями. Экологическая сторона проявляется в оценке текущего состояния определенных явлений, процессов, констатации воздействия на нее со стороны человечества и технологий. Техническая предполагает использование специфического оборудования для диагностики проблемы или выработки ее решения.

Тема курсовой или дипломной работы может быть сугубо теоретической, основанная на сопоставлении различных подходов, мнений, законов и правил, методик и оценке их эффективности. Прикладное направление исследования по метеорологии сводится к выполнению эксперимента (естественного или лабораторного), его описанию и выработке оптимального и эффективного, обоснованного решения.

Таким образом, темы курсовых и дипломных работ по метеорологии связаны с оценкой текущего состояния отдельных природных элементов, связи климатических и синоптических явлений, процессов и деятельность человека.

Структура и содержание курсовых и дипломных работ по метеорологии

Студенческие работы по метеорологии обладают четко очерченной структурой. Чаще всего распределение материалов производится согласно классическим канонам с акцентом на смысловую нагрузку и окраску, план работы.

Планы курсовой и дипломной работы по метеорологии отличаются незначительно. В обоих случаях будет присутствовать теоретический и практический раздел, но в ВКР также важно представить рекомендации по решению проблемы (то есть разработать и оформить рекомендательную главу).

Традиционная структура курсовой или дипломной работы выглядит следующим образом.

Из чего состоит курсовая или дипломная работа по метеорологии?
Из чего состоит курсовая или дипломная работа по метеорологии?

Основная часть исследования складывается из трех больших пунктов – глав. Первая глава – теоретическая. Она посвящается теоретическим и научным аспектам в рамках заявленной темы: разъяснение ключевых терминов, правил, описание методики по диагностике проблемы, выделение существующих приемов и методов исследования, описание типичных решений и походов для устранения проблемного звена.

Вторая глава – аналитическая. Она предполагает исследование текущей или реальной ситуации с детальным описанием основных моментов: общая характеристика явления или процесса, оценка изменений (в динамике, на основе сравнения с нормативами или результатами аналогичных исследований и пр.).

Если исследование носит теоретический характер, то в данном случае необходимо проанализировать или сопоставить несколько приемов, правил, законов или позиций в отношении одной и той же проблемы.

В случае, когда тема курсовой или дипломной работы является прикладной, то необходимо исследовать реальный объект или явление, которое можно лично увидеть и оценить. Чаще всего в данном случае затрагивается работа метеорологических станций и работников, сложности в их работе. Также допустимо проведение естественного или лабораторного эксперимента для оценки проблемы, установления причинно-следственных связей и провоцирующих факторов, а затем для выработки оптимального решения.

Описание эксперимента предполагает предоставление плана эксперимента (программы мероприятий) и анализ полученных результатов. Притом анализ проводится на основе сопутствующих документов, которые включают в раздел Приложения или в качестве дополнительного пакета к проекту. Сам по себе эксперимент может носить экологический, естественнонаучный характер или технический. Первые два вида предполагают анализ и оценку природных явлений, а последний – использование специального оборудования, определение влияния техники и технологий на проблему, использование современного оборудования и It-технологий для диагностики и решения обозначенной проблемы и пр.

Третья глава – рекомендательная. Она свойственна дипломным работам. В данном случае проводится параллель между проблемой, причинами, факторами, силой воздействия на объект исследования и определение возможностей по смягчению или решению проблемы. В данном случае автор демонстрирует результат научного исследования «в авторской проработке», выдвигая конкретный путь, механизм или инструмент для воздействия на конкретный сегмент. Притом важно не просто описать подобранный алгоритм, но и доказать его состоятельность, преимущество, ценность и новизну.

Специфика подготовки введения и заключения в студенческих работах по метеорологии
Специфика подготовки введения и заключения в студенческих работах по метеорологии

Основную часть сопровождают два раздела. В начале проекта отражается введение. В этой части автору предстоит обосновать тему и показать ход проделанной работы, отметив актуальность выбранного направления в области метеорологии. Исследователь описывает научный аппарат с акцентом на заявленную проблему, план изыскания.

В заключении автору важно показать полученные результаты и обосновать их с научной, экспериментальной или иной точек зрения. Исследователь обобщает и подчеркивает специфику работы, эффективность полученных результатов, а также определить перспективы дальнейшей разработки темы.

Этапы выполнения курсовой или дипломной работы по метеорологии

Написание курсовой или дипломной работы по метеорологии (или соответствующим разделам метеорологии) предполагает реализацию определенных мероприятий и действий.

Первый этап выбор и проектирование темы исследования. В данном случае важно учесть особенности постигаемого направления и дисциплины, в рамках которой заявлено выполнение исследования.

Разработка плана курсовой или дипломной работы основывается на общих правилах (изложенных в методических рекомендациях) и проблеме, заявленной в теме. В данном случае важно выделить теоретический и практический раздел с ориентиром на цель исследования, разбив тему на этапы – пункты (задачи исследования).

Второй этап – уточнение исследовательской или практической части. В данном случае важно уточнить состав и наполнение аналитической и рекомендательной главы. Если автор намерен оценивать действующие правил, законы, теории, методики, то важно подчеркнуть ключевые характеристики для сопоставления, способы определения эффективности, достоинства и недостатки и пр.

Если же исследование по метеорологии предполагает проведение эксперимента, то важно разработать план эксперимента, выделив основные мероприятия, сроки их реализации, необходимое оборудование или ресурсы, этапы, критерии оценки и пр.

Схема подготовки курсовых и дипломных работ по метеорологии
Схема подготовки курсовых и дипломных работ по метеорологии

Третий этап сбор информации по теме исследования для раскрытия темы. При формировании теоретического раздела лучше всего полагаться на научную литературу для описания актуальных и современных взглядов, методов и приемов, алгоритмов и программ по диагностике и воздействию на проблему и пр. Для подготовки аналитической части в зависимости от темы следует использовать научную, статистическую парадигму или результаты эксперимента.

Подготовка рекомендательной части сводится к констатации фактов и особенностей в аналитическом разделе: причины и следствия, проблема, симптомы и влияние на объект и пр. Чаще всего студенты полагаются на методы прогнозирования, компьютерного и математического моделирования с акцентом на метеорологические законы и принципы (в проработке проблемы). Реже для оценки эффективности выработанного решения полагаются на апробацию.

Также на данной стадии целесообразно убедится в достоверности и надежности доказательной базы и всех задействованных в раскрытии темы ресурсов.

Четвертый этаппереработка первоисточников и структурирование информации. В данном случае автор распределяет собранные материалы согласно плану курсовой или дипломной работы, грамотно их преподносит с учетом классических принципов логичности, связности, обоснованности.

При работе с информацией важно минимально копировать материалы и грамотно заимствовать, перерабатывать (перефразировать), умело связывать и устанавливать конкретную последовательность, логику исследования с учетом плана и общих правил.

От качества переработки подобранных материалов зависит оригинальность проекта, требования к которой также важно соблюдать.

Пятый этапоформление курсовой или дипломной работы с учетом действующих правил ГОСТ. О них мы писали в нашем блоге ранее.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по подготовке курсовой или дипломной работы по метеорологии

Выполнение студенческой работы по метеорологии затрагивает судьбу студентов-экологов и метеорологов с учетом узости осваиваемой профессии. Все они так или иначе связаны с природными явлениями и техническими средствами (диагностика проблемы, изучение местности, прогнозы погоды и пр.).

В основной части курсовой или дипломной проекта важно полагаться на тщательно проверенные сведения, в противном случае выработанное решение будет неэффективным или ошибочным.

Все полученные результаты должны быть обоснованы с научной точки зрения или в экспериментальном порядке. Притом ход эксперимента или исследования важно описывать лаконично, с учетом собранных доказательств.

Ценность проекта проявляется в воздействии на проблему, а новизна – в предлагаемых автором инновациях (в рамках конкретного объекта и предмета исследования), подчеркнутой им позиции.

Итоги подготовки курсовой или дипломной работы должны быть логически завершенными и соответствовать поставленной цели.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!