Подготовка любого исследования завершается письменным оформлением полученных результатов. Студенты формируют курсовые, дипломные и иные научно-исследовательские работы с учетом определённых правил и регламентов. Одним из важнейших условий по написанию качественного студенческого проекта является соблюдение критериев научного стиля. Но опытные исполнители и авторы отмечают, что на практике не существует идеальных проектов. В определенных случаях возникает необходимость грамотного отступления от строгих рамок. Так в письменных исследованиях студентов нередко можно встретить так называемые стоп-слова.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Написание курсовой, дипломной или научной работы предполагает постепенное погружение в тему с поэтапным раскрытием существенных моментов, правил, методов и категорий. Но далеко не всегда авторам удается описать ключевые моменты кратко и емко. Порой для воссоздания необходимой хронологии, логики исследования приходится прибегать к задействованию «запрещенных» элементов. К таким парадигмам относят стоп-слова.
Под стоп-словами понимают вспомогательные конструкции, которые не несут смысловой нагрузки в тексте. Они лишь занимают пространство, дополняя объем студенческой работы. Также они участвуют в очертании логики научно-исследовательской деятельности, выступая в качестве связующих элементов.
Стоп-слова обладают следующими специфическими чертами:
- Употребляются чаще всего в разговорной лексике, художественных и публицистических материалах, придавая тексту эмоциональную окраску, динамику или задавая определённый темп повествования (переход к следующему этапу, логическое завершение, связь отдельных точек исследования и пр.);
- Как отдельная категория, а также как составная часть текста стоп-слова не имеют никакой смысловой нагрузки. От есть текст с ними или без них будет иметь один и тот же смысл. Их добавление или очищение не изменит ни логику, ни суть описанных явлений и тенденций, фактов;
- Употребление рассматриваемых элементов возможно в любом удобном месте основной части исследования. Полное отсутствие стоп-слов наблюдается во введении и заключении студенческой работы, где структура раздела четко очерчена, есть конкретные шаблоны для описания научного аппарата и иных составляющих компонентов проектной деятельности и пр.
Употребление стоп-слов в студенческих и научных работах не приветствуется формальными рамками и требованиями. Чаще всего включение данной терминологии в состав НИР приводит к определённым проблемам. Первой и очевидной негативной чертой от задействования в составе студенческих и научных работ стоп-категорий является усложнение восприятия описываемых явлений и тенденций, то есть снижение уровня читабельности текста. Стоп-слова, как дополнительная текстовая единица, лишь загромождает материал, не оказывая существенного влияния на качество интерпретации сути.
Во-вторых, повсеместное или частое использование стоп-лов приводит к снижению информативности текста. На фоне дополнительных конструкций основная идея или конкретные черты, факты могут быть затмены, не столь заметны. В данном случае существенного смещения акцента в смысловой нагрузке не происходит, но читателям приходится перечитывать текст, чтобы определить важные и второстепенные моменты, факты и дополнения, выводы и общие рассуждения.
В-третьих, злоупотребление стоп-словами приводит к снижению оригинальности текста, и как следствие – к проблемам с допуском к защите исследования. Студентам следует опасаться ярого использования данных категорий или уметь грамотно ими оперировать с минимальным ущербом оригинальности и качества исследования в целом.
Таким образом, стоп-слова – это специфическая категория слов, оборотов, которая может использоваться в любом стиле, жанре и произведении. Рассматриваемые элементы не имеют целевого характера, смысла или идеи, дне играют роли в обосновании авторской позиции или проверке гипотезы, но содействуют воссозданию логики научно-исследовательской деятельности, неоднозначно сказываясь на качестве визуальной подачи данных.
Классификация стоп-слов, используемых студентами при написании НИР
Стоп-слова – это не просто определенный вид терминологии. На самом деле это целая парадигма элементов слов и отдельных единиц, которые можно разбить на мелкие группы.
Самая простая градация стоп-слов осуществляется в зависимости от поисковой роли и котировании элементов поисковыми системами (то есть по влиянию на скорость запроса, оригинальность текста и п.). В данном контексте принято выделять общие и зависимые категории. К первой группе относят относительно самостоятельные фразы и обороты, слова, которые можно употреблять в любом контексте без привязки к конкретным фактам или рассматриваемым моментам НИР. Самыми яркими представителями данной группы выступают предлоги, частицы, местоимения личного характера, цифры и пр.
Ко второй группе стоп-слов принято относить зависимые конструкции. То есть это слова, которые могут употребляться только с определённой группой терминов, явлений по тексту. Они носят уточняющий характер и напрямую влияют на скорость и качество поискового запроса по тексту, оригинальность материалов. Например, автор упоминает в тексте исследования труды Толстого, но в данном случае могут быть однофамильцы и пр., поэтому ему предстоит указать инициалы или автора или дату публикации. В этом случае указанные стоп-слова (инициалы, цифры – дата) будут зависимыми.
Согласно употреблению стоп-слов в тексте исследования и их роли в нем, можно выделить следующие виды: связующие (промежуточные) и итоговые (констатационные). Первая разновидность представлена в виде всевозможных связующих и вводных конструкций, призванных подвести читателя к следующему действию, этапу. К этой нише относят простейшие слова и механизмы: далее, затем и пр.
Ко второй группе принято относить категории и фразы, подчеркивающие логические завершение этапа, мероприятия или раздела. В этом случае уместно употребление таких вариантов, как: итак, по результатам, по мнению, в конце анализа, исследование показало и пр.
Также целесообразно классифицировать стоп-слова по их предназначению в тексте. В данном случае можно отметить уточняющие и размытые формулировки. Первые нацелены на акцентирование внимания на конкретных фактах, моментах и тенденциях с помощью использования дополнительных элементов. К данной парадигме относят такие слова, как: например, по данным…, допустим, максимально, предельно, наиболее и пр.
В рамках размытых формулировок происходит банальная увязка различных элементов исследования. В данном русле употребляют конструкции логического характера (связки), итоговые фразы (таким образом, итак, вследствие, впоследствии и пр.).
Чаще всего стоп-слова в тексте студенческих и научных работ предстают в виде канцеляризмов, шаблонов и клише. Об особенностях их использования в курсовых, дипломных и научных работах мы писали ранее.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правила корректного употребления стоп-слов в студенческих и научных проектах
Жестких ограничений в части эксплуатации стоп-конструкций в курсовых, дипломных и научных работах нет. Но злоупотреблять ими не стоит. О последствиях частого применения рассматриваемых элементов текста мы уже отмечали выше.
Как же правильно пользоваться стоп-словами при написании письменных работ студентам и аспирантам, исследователям?
Вариант №1. Определяем целесообразность и уместность включения оборотов и слов вспомогательного характера. Данный принцип предполагает, что воссоздать логику повествования и увязать несколько фактов, аргументов в единую картину без связующего или дополнительного текста невозможно. В этом случае важно грамотно подобрать наиболее уместный вариант, конструкцию.
Вариант №2. Низкая частота употребления стоп-слов. Важно не просто включать дополнительные слова в состав НИР, чтобы упростить процесс изучения материалов, но и делать это аккуратно. Не спешит вписывать клише, шаблоны, связки на каждой странице. Постарайтесь прибегать к их задействованию рационально, оценивая смысловую (логическую) потребность в нем, стилистическое вписывание и пр.
Вариант №3. Оценка информативности и читабельности текста. Употребление дополнительных текстовых конструкций, фраз не должно портить качество исследования и текста в целом усложнять восприятие информации, громоздить лишнюю информацию и снижать оригинальность текста. Использование стоп-слов и дополнительных конструкций в тексте НИР предполагает дополнение материала или наращивание объема исследования в случае необходимости.
Важно отметить, что стоп-слова в научных работах и студенческих исследования не приветствуются, но и не имеют тотального запрета. Поэтому автору предстоит найти «золотую середину» и оценить их употребление в рамках общего контекста и действующих регламентов. Научные руководители часто придираются к подобным изречениям, требуя минимизировать их употребление или полное исключение.
Как и когда следует очистить студенческую работу от стоп-слов?
Стоп-слова трудно вписать в рамки научного стиля или академического письма. Но при проверке студенческих работ нередко возникает необходимость в очищении текста от подобных выражений. Когда авторам предстоит дорабатывать проекты?
Во-первых, при частом употреблении стоп-слов в курсовых, дипломных и научных работах происходит намеренное загромождение фактов, материалов ненужной и бессмысленной информацией. Поэтому в этом случае придется хотя бы частично отказаться от употребления подобных вспомогательных конструкций.
Во-вторых, если предложение прекрасно и более логично, обоснованно звучит без стоп-слов, то почему бы не отказаться от их применения? Данный ход вполне обоснован и позволяет полноценно соблюдать принцип краткости и емкости, простоты и ясности изложения текста.
В-третьих, если включение в текст НИР рассматриваемых выражений противоречит нормам научного стиля, отражается на качестве текста и результатах исследования, сбивает читателей с пути, то важно быстро их ликвидировать, преобразовав информацию на соответствующий лад. Притом для этих целей важно уточнить проблемные участки, уяснить стилистические параметры и пр.
В-четвертых, если стоп-слова были помечены научным руководителем в качестве замечания, до без доработки и их устранения, иного применения автору не обойтись.
Таким образом, очищение студенческих и научных работ от вспомогательных оборотом, канцеляризмов, клише и стоп-слов предполагает переоценку текста, его переработку или исключение отдельных фраз из контекста.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
жаль, что нет прям списка стоп-слов. а ведь именно они способны резко снижать уникальность текста и привносить размытость в формулировки. Но в целом материал неплохой.
Добрый день, Кирилл! Мы рады, что данная статья вам понравилась. Стоп-слова – это специфическая категория слов, оборотов, которая может использоваться в любом стиле, жанре и произведении. Очищение студенческих и научных работ от вспомогательных оборотом, канцеляризмов, клише и стоп-слов предполагает переоценку текста, его переработку или исключение отдельных фраз из контекста.