При выполнении диссертаций в аспирантуре человек почти всегда сталкивается с понятием «справочный аппарат диссертации».
Что же это такое? Оказывается, расшифровка этого термина довольно простая. Попытаемся раскрыть ее суть в данной статье.
Главные понятия справочного аппарата
Справочный аппарат диссертации – это список тех материалов и библиографических ссылок, которые были использованы при написании работы.
Его еще называют научным аппаратом. Как правило, научный аппарат диссертации делится на две связанные между собой части: список используемой литературы и подстрочные ссылки.
Список используемой литературы, в свою очередь, складывается из:
- научных статей;
- нормативно-правовых актов;
- электронных ресурсов;
- результатов статистических исследований и опросов;
- документации организации;
- учебных пособий;
- собственные монографии;
- научные работы других ученных;
- других источников информации, допустимых для диссертации.
Кроме того, в справочный аппарата включаются комментарии самого автора и вспомогательные указатели. Все эти элементы необходимы для того, чтобы сделать научную работу более понятной и читабельной.
Стоит также помнить, что количество источников зависит от вида диссертации. В кандидатской диссертации достаточно 150 источников, в докторской – 250 и более.
Как правильно оформлять научно-справочный аппарат?
Составить научно-справочный аппарат — это пол дела. Нужно еще и правильно его оформить. Ведь оформление служит показателем квалификации автора и рассказывает о его грамотности. Расскажем об основных требованиях при оформлении научного аппарата:
Список используемой литературы должен состоять абсолютно из всех изданий которые были использованы при работе.
Он помещается в диссертации после заключения. Есть 2 способа оформить список литературы (в алфавитном порядке либо по порядковому номеру расположения).
Алфавитный порядок образуется по первой букве фамилии автора. Далее указывается год издания или год публикации источника, а также город издания и название издательства. Работы одного автора тоже располагаются в алфавитном порядке по первой букве названия.
Нормативно-правовые акты должны располагаться в порядке их юридической силы. Далее в скобках указывается дата принятия каждого раздела в хронологическом порядке. Также следует указать номер статьи, вид документа и номер принятия решения.
Библиографические ссылки – упоминание о том, о чем говориться в научной работе в библиографическом порядке. Например, подстрочные ссылки располагаются внизу страниц и отмечаются звездочкой или цифрами.
Электронные ресурсы тоже могут быть использованы в диссертации. Однако не стоит ими злоупотреблять.
Помните, что стоит тщательно проверять каждый электронный материал на достоверность и адекватность, а также на наличие смысловых и грамматических ошибок.
Электронные ресурсы подразумевают под собой все материалы, взятые с сайтов, электронных газет и журналов, научных порталов.
Чтобы обозначить электронный адрес, перед ссылкой используют URL. При обозначении других электронных ресурсов перед ними всегда должно стоять обозначение [Электронный ресурс].
Если электронный ресурс локальный (диск или другой носитель информации), то его обозначают названием, например 2 – DVD-ROM.
Также при указании любого электронного материала нужно указать рядом с ним дату обращения к этому источнику информации.
Помимо этого, если доступ к электронному ресурсу ограничен и нужна платная подписка, это тоже потребуется указать.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как правильно оформлять вспомогательный материал?
Приложение обычно тоже является частью научно-справочного аппарата. В него включаются все материалы, задействованные во время исследования. Обычно вспомогательные материалы это:
- краткое описание используемых методик;
- цитаты из источников;
- письма, интервью;
- фотографии.
Все эти данные как правило представляются в виде графиков, таблиц, рисунков и других графических форм.
При этом нужно помнить, что все материалы должны быть представлены полностью, чтобы их можно было проверить.
Под каждым рисунком или таблицей должна быть подпись с названием, под фотографией (по возможности) — авторство.
К тому же требуется указывать откуда взята та или иная графическая информация (Интернет, книги, журналы и так далее).
Приложение обычно располагается в самом конце диссертации. Если же в научной работе есть вспомогательные указатели, то приложения формируется до этих указателей.
Ссылки на данные приложения в главном тексте обозначаются в круглых скобках. Если приложения имеют большой объем, лучше оформить их отдельно в папке с титульным листом, идентичному титульному листу диссертации.
В конце заметим, что структурированный научный аппарат способен произвести на членов научного совета хорошее впечатление и расскажет о грамотности автора.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!