Проведение социологических исследований предполагает не просто теоретическое изучение вопроса, но и практическое погружение посредством исследования реальных событий и проверки эффективности существующих теорий, порядков и пр. притом важно не просто проанализировать определенный объект, но и суметь определить его индивидуальные черты, достоинства и недостатки. Все это делается только в сравнении с «аналогами». В социологии для констатации причинно-следственных связей и получения сравнительной характеристики, выработки аргументированного вывода с акцентом на проблему и потенциальные пути по ее решению, существует отдельный вид исследований – сравнительный.
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность и функции сравнительных изысканий в социологии
Сравнительное социологическое исследование представляет собой классический вид изысканий, в центре которого выбран определенный подход к изучению объекта. Главным методом, как вы уже наверняка догадались, выступает сравнительный анализ. Притом сопоставлению будет подлежать как объект в целом, так и его отдельные параметры, составные элементы и пр.
Миссия сравнительного исследования в социологии состоит в следующем:
- Всестороннее изучение темы с получением всецелой картины относительно конкретной проблемы, определение ее восприятия с разных ракурсов, позиций и пр.;
- Установление причинно-следственных связей и воздействующих факторов в сравнении с аналогичными ситуациями и пр.;
- Выявление сходств/различий, достоинств и недостатков в рамках исследуемой темы с целью прогнозирования результатов, выработки оптимального решения с учетом мнения социума;
- Определение глубины проблемы и силы ее воздействия, восприятие со стороны объекта аналогичных единиц и пр.
Сравнительное социологическое мероприятие может проходить в рамках узкого научного исследования, призванного определить конкретные стороны вопросы в сравнении с аналогичными тенденциями. Также оно может выступать частью более глобального изыскания и помогать автору в сборе информационной или доказательной базы, оценке масштабов проблемы, установлении всех воздействующих факторов и прочих нюансов для выработки более усовершенствованного механизма и решения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сравнительное социологическое исследование: что подлежит сопоставлению и анализу?
Научный аппарат сравнительного социологического исследования будет более утонченным и конкретизированным. Его миссия – выделить проблему НИР и показать ее важность, значимость и необходимость решения. Притом изучение вопроса будет основываться на сравнении с аналогичными категориями, но с разных точек.
Автору НИР предстоит сопоставлять информацию следующего плана:
- Проблема в разных временных отрезках. В данном случае исследователь сможет определить «исторический ход» и модификации, трансформации проблемы, перенять былой опыт в ее решении, оценить достоинства и недостатки каждого предложенного механизма, выявить сходства и отличия общественного мнения, как изменилось отношение к рассматриваемом вопросу с течением времени и что на это повлияло;
- Действие проблемы, объекта и иных ключевых параметров в различных подсистемах и на разных уровнях с учетом «индивидуальных особенностей» респондентов. То есть здесь ситуация подлежит анализу в разных возрастных или квалификационных группах (как воспринимается проблемами лицами 18 и 50 лет, лицами со средним и высшим образованием и пр.), сравнение общественного мнения с учетом местоположения респондентов (по городам, регионам и пр.);
- Информация по одному и тому же вопросу, но полученная разными исследовательскими группами с учетом задействованного ими инструментариями, подходами, коммуникационными навыками и пр.
Притом нередко глобальное социологическое изыскание включает в себя все вышеописанные варианты сравнений. На его реализацию уходит больше ресурсов, сил и времени, но оно позволяет получить более полную картину относительно исследуемого вопроса, установить четкие границы действия проблемы, отношение к ней и прочие нюансы.
Для констатации проблемной зон и погружения в нее недостаточно просто сопоставить первоисточники или сравнить имеющиеся материалы. Для всестороннего изучения темы автору НИР приходится прибегать к целой комбинации приемов:
- Сначала сбор информации, который в социологическом исследовании возможен на теоретическом уровне (изучение актуальных аналогичных НИР) и практическом (проведение социологического опроса/эксперимента и пр.);
- Систематизация собранных сведений и их анализ с дальнейшей констатацией фактов, тенденций, их описанием и обоснованием с научной точки зрения;
- Выделение проблемы в интересующем ракурсе и определение причинно-следственных связей, сравнение ситуаций и выявление сходств/различий, подходов к решению и оценка их уместности в настоящее время;
- Констатация текущего положения дел в рамках утвержденной темы, выделение особенностей в различных разрезах: разные периоды, «пограничный подход» (территориальная сегментация), социальная сегментация (статус, опыт, возраст и пр.), определение изменений в отношении к проблеме (восприятие, воздействие, решения) и т.д.;
- Определение инновационного или усовершенствованного решения, сравнение предлагаемого механизма с аналогами и пр.
Обратите внимание, что сравнение в НИР должно быть уместным и корректным. Согласитесь, сравнивать законы средневековья и современности не совсем правильно, ведь проследить каждый этап трансформации в этом случае не удастся, а подобные пробелы могут оказаться значительными, способными разъяснить возникающие тенденции, расхождения во мнении и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности подготовки и проведения, оформления сравнительного социологического исследования
Любое социологическое исследование независимо от характера, вида и предназначения подлежит тщательному планированию. Подготовка к сравнительному НИР по социологии потребует тщательной проработки научного аппарата, который послужит центральным звеном. Все остальные «аналоги» и критерии оценивания позволяют выявить изменения, симптоматику проявления проблемы с различных позиций и определить отношение к ней, возможности разрешения.
Итак, для начала предельно важно констатировать ключевые моменты исследования:
- Тема и проблема – констатация этих параметров позволит корректно сформулировать главный, контрольный вопрос;
- Цель и задачи, призванные предопределить миссию НИР: зачем нужно исследование, что предстоит изучить и в чем разобраться, как это сделать, какие действия намерен предпринимать исследователь и пр.;
- Объект и предмет – прямые ограничители научно-исследовательской работы. В рамках данного сегмента авто уточняет, на чьем примере буде изучаться проблема (кто станет главным испытуемым или фигурантом его признаки и критерии подбора и пр.), од каких «научных границ» следует изучать проблему (постановка предмета) и т.д.;
- Гипотеза – то есть суждение, предположение, которое намерен проверить автор. В его роли может выступать как решение, так и примерная оценка текущего положении дел (например, как, по мнению автора, считает большинство относительно проблемы, что нужно предпринять, чтобы смягчить негативные последствия и пр.);
- Новизна призвана показать отличия и новшества в рамках исследуемой темы, современная оценка положения дел и какими «новыми способами» можно разрешить проблему;
- Значимость, то есть какой вклад внес автор НИР с учетом полученных им результатов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Далее инициатору сравнительного социологического исследования предстоит подобрать «аналоги» для сравнения и определить ключевые критерии, по которым будет можно провести сопоставление: временной период, сравнительные признаки, критерии оценки (как и что учитывать, как оценивать и пр.).
Затем важно тщательно спланировать эксперимент с учетом сроков и масштабов проведения социологического эксперимента или изыскания: какие материалы пригодны, кого и как опрашивать, сколько вопросов поможет определить проблему и отношение к ней и пр. После планирования и реализации экспериментальной или исследовательской части важно грамотно обработать собранные материалы с учетом критериев оценки. Для этого достаточно систематизировать сведения (по голосам, позициям, результатам и пр.), а затем предоставить описание (анализ данных с выявлением динамики, изменений и прочих нюансов).
Сравнение целесообразно проводить в доступных и понятных форматах. Самый оптимальный вариант интерпретации тенденций, динамики, изменений – графический вариант (график, диаграммы, гистограммы и пр.), но под каждым из них важно предоставить словесное описание и научное обоснование. Оформление отчета по НИР в рамках сравнительной социологии будет соответствовать общепринятым нормам и ГОСТам.
Роль сравнительных социологических исследований
Сравнение – познавательная итерация, призванная не просто изучить конкретный объект, но и определить его специфические черты, понять их суть, установить причину и следствие, диагностировать силу воздействия и мнение общества по отношении к происходящим переменам, изменениям.
Сравнительные исследования в социологической науке помогают изучить все этапы развития в отношении конкретного явления/объекта, а также проследить аналогичные моменты в «аналогах», а затем определить схожие и отличительные черты, их воздействие на результат, определить потенциальный путь дальнейших действий и решений с учетом оптимальности, эффективности и посильности.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!