Согласитесь, что процесс и эффективность обучения у каждого студента будет разниться. Одним учеба дается легко, другим – тяжело. Кто-то с легкостью получает 4 и 5, а другим заработать на паре или экзамене «тройку» – целый подвиг. Несмотря на то, что образовательная программа едина для всей группы или класса, каждый из учащихся выстраивает свою модель поведения и придерживается конкретной стратегии обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое стратегия обучения?
Учебный процесс в школе, СУЗе и вузе строго регламентирован. Здесь избранное направление или дисциплина четко расписана: когда, что будет проходить учащийся, какие задачи решать, чему научится и пр. Но эффективность подготовки – фактор сугубо персональный, во многом зависящий от конкретных способностей и качеств индивида. Именно поэтому каждый ученик выстраивает для себя определенную траекторию по постижению соответствующей программы – стратегия эффективного обучения.
Она представляет собой набор конкретных действий или план мероприятий по изучению и усвоению определенного материала.
Основная функция стратегии развития – обучение, то есть получение новой информации, знаний и развитие соответствующих качеств, умений. То есть она состоит именно в совершенствовании текущего уровня подготовки индивида, предполагая расширение кругозора и компетенций.
Еще одной задачей рассматриваемой траектории является коммуникационная. В ходе освоения программы индивид выстраивает коммуникации с окружением: одногруппники, преподаватели, администрация вуза, иные представители (организаторы научных и иных конференций, сторонние специалисты-консультанты и пр.), помогая развивать полезные и деловые контакты, обмениваться знаниями и опытом, обзавестись поддержкой и стимулами к совершенствованию и пр.
Третья функция стратегии процесса обучения является четкое перераспределение ресурсов, нормирование учебного процесса и ресурсов. Она предполагает распределение времени, необходимых для успеха в учебе ресурсов, сил, материалов с учетом посильности и доступности для индивида. Здесь происходит выстраивание определенного расписания: основной учебный процесс, время для саморазвития или выполнения домашнего задания, время для отдыха и пр. Притом важно именно сочетать работу и отдых, в противном случае эмоциональное и психологическое, физическое выгорание гарантировано.
Четвертая задача состоит в повышении продуктивности учащегося. В данном случае при грамотно построенном плане действий усвоение материала и развитие соответствующих компетенций происходит быстрее и легче.
Обратите внимание, что выстраивание стратегии обучения необходимо не только школьнику или студенту, но и преподавателям. Она помогает разобраться: что и когда отмечать, развивать, как это грамотно делать. То есть очередной функцией выступает упорядочивание знаний и умений с учетом возрастных особенностей, текущего уровня подготовки целевой аудитории и специфики изучаемой науки.
Таким образом, стратегия развития – обучение, помогающее каждой из сторон учебного процесса грамотно выстроить свое поведение, установить четкие границы и получить качественные представления, навыки. Она ускоряет и облегчает ход погружения в выбранную отрасль или научную плоскость, повышая конкурентоспособность индивида.
Принципы эффективного обучения и построения стратегии
Эффективное обучение представляет собой такой процесс, который приносит индивиду не только новые представления и компетенции, но и удовольствие, не вызывая сложностей или уменьшая, смягчая их. Притом именно оно нацелено на повышение качества образования и подготовки новых специалистов.
Чтобы стратегия эффективного обучения была успешной, работающей, достаточно придерживаться следующих правил:
- Активность. Она предполагает, что студент будет не просто пассивно слушать повествование педагога в рамках занятий, но и работать на них: поддерживать дискуссию, задавать вопросы, обсуждать, стремиться к более высоким показателям, принимать участие в учебном процессе и в рамках внеурочной деятельности, дополнительных секций и пр. Без активности и усердия невозможно быстро и качественно добиться успеха, закрепить пройденный материал и развить соответствующие навыки и качества;
- Организация информационного потока. Она предполагает, что все материалы и сведения, преподносимые для изучения или рекомендованные к самостоятельному изучению, будут тщательно отобраны. Притом индивид должен выбирать интересные и посильные для него виды первоисточников, способы интерпретации: текст, графические материалы, таблицы и пр. Лучше всего пользоваться теми вариантами, которые просты в чтении и запоминании (но это сугубо индивидуальный фактор).
- Повторение. Согласитесь, что наш мозг – уникален. В нем хранится огромнейший поток информации, но те материалы, которыми мы с вами не пользуется или крайне редко пользуемся ими – попросту стираются из памяти за ненадобностью. Поэтому, чтобы добиться успеха в учебе и в дальнейшем выстроить успешную профессиональную, научную карьеру – нужно повторять пройденный материал. Притом такой ход также облегчит участь универсанта при подготовке к сессии или экзамену.
- Практика. Данный принцип предполагает применение полученных знаний на практике, то есть не просто получение теоретических представлений о том или ином явлении , феномене, но и обретении соответствующих умений, навыков по применению полученной порции материалов.
- Индивидуальный подход. Без данного правила достичь успеха не удастся. Какой бы грамотной и тщательно продуманной не была образовательная программа, способности, подготовка индивидов омет разниться. Поэтому важно адаптировать общую траекторию под собственные возможности, цели и потребности в развитии.
Таким образом, для выстраивания стратегии процесса обучения важно учитывать выше описанные принципы. Только так можно облегчить участь студента и повысить качество его подготовки, конкурентоспособности.
Виды стратегии обучения
Стратегия развития – обучение по определенному плану, траектории. Притом она может быть как общей, так и частной. Первый тип предполагает реализацию основного учебного плана, предусмотренного учебным заведением и нормами Минобранауки. Второй – трансформация материалов с учетом текущего уровня подготовки индивида. То есть частный план подготовки ориентирован на конкретные возможности и потребности в развитии учащихся.
Как правило, общая стратегия задание основное направление и ориентиры для развития, а индивидуальная – конкретизирует ее с учетом посильности, необходимости в развитии для облегчения учебного бремени.
В зависимости от целей можно выделить основную и дополнительную стратегию подготовки. Основная – закрепленная ученым планом, дополнительная – дополняющая основной учебный путь новыми сведениями, фактами. Как правило, первый тип действует непосредственно в учебном заведении, а второй – за его пределами в рамках дополнительных курсов, секций. Притом основная стратегия будет обязательна к постижению, а дополнительная – в добровольном порядке с учетом интересов и мотивов индивида.
Помимо этого, можно выделить такие стратегии обучения, как групповое и индивидуальное. В данном случае классификатором выступает именно численность учащихся. Первый вариант предполагает обучение в рамках определенной группы (класса), то есть когда освоением предмета или курса занимается несколько человек. Второй вариант – частное обучение сугубо в персональном порядке. Чаще всего оно предполагает занятия с тьютором, ментором, репетитором.
Указанные типы не единственные в своем роде, но считаются самыми распространенными в сфере образования.
Классическая стратегия эффективного обучения: основные составляющие и этапы
Типичная стратегия развития, обучение предполагает наличие следующих шагов.
Во-первых, важно установить четкие ориентиры– цель, которая поможет понять: что изучать и зачем. То есть она утвердит определенные границы погружения (тематического, предметного и общего), а также замотивирует учащегося к достижению соответствующей планки.
Во-вторых, важно тщательно планировать учебное время. В данном случае речь идет не просто о соблюдении расписания занятий, но и грамотно распределении сил, материалов, ресурсов, нагрузки, которые помогут в разборе темы или усвоении курса. То есть важно не просто много читать, слушать, записывать, но и разбираться в информации, выделять время на ее изучение и упорядочивание, запоминание и пр.
В-третьих, правильная информационная основа ускорит ход тематического погружения и общего развития. То есть индивиду важно полагаться на не источники информации, которые будут для него понятными, укладываться в рамки учебной программы, помогать ему легко и быстро восполнять пробелы и развиваться. В данном случае целесообразно обратиться за помощью к педагогу. Он подскажет основные учебники и дополнительную литературу, полезную для саморазвития в рамках конкретной дисциплины.
Далее в рамках данного этапа последует изучение, запоминание информации и оттачивание соответствующих компетенций.
В-четвертых, контроль и проверка. Правильно выстроенная стратегия эффективного обучения предполагает не только изучение, но и контроль полученных знаний. Поэтому важно периодически проходить всевозможные тесты, выполнять дополнительные задания (КСР и пр.), чтобы контролировать качество подготовки и результаты прохождения материалов. Также уместен самоанализ и самоконтроль. Без этого шага невозможно продвинуться дальше. Ведь наличие пробелов в подготовке индивида усложняет ход дальнейшего погружения по предмету. Притом важно также оценить конечный результат и степень достижения намеченной цели.
То есть оценка и анализ обучения будет как промежуточным, так и итоговым. Первый поможет оперативно установить проблемные места и восполнить соответствующие пробелы, а второй – определить степень выполнения основного учебного плана и при необходимости углубить познания индивида.
В-пятых, ориентация на результат. Чтобы успешно постигать новые горизонты и осваивать соответствующие компетенции важно ориентироваться на цель: притом как в рамках осваиваемой программы, так и личную. Учитывайте личные интересы и потребности в обучении, саморазвитии, не бойтесь выходить за пределы учебного плана (особенно если исследуемый вопрос вам интересен).
Следует отметить, что указанные этапы должны быть реализованы в полной мере. Только в этом случае стратегии процесса обучения могу быть объективно и полноценно оценены и применены в полной мере.
Стратегии обучения в зависимости от текущей эффективности студента
Согласитесь, что эффективность подготовки универсантов – показатель больше субъективный. Но для достижения наиболее высоких показателей обучения можно выделить как минимум три стратегии процесса обучения. В данном случае важно брать в учет скорость, глубину погружения в предмет и индивидуальные потребности и возможности по его изучению.
Стратегия эффективного обучения |
Суть |
Базовые действия |
Поисковая | Общий разбор темы | Построение вопросов и поиск на них ответов в рамках изучаемой темы, предмета |
Распределение | Планирование обучения | Распределение сил и ресурсов по изучению темы, вопроса, дисциплины: организация времени, сбор материалов, переработка данных |
Уточняющая | Разбор проблемных мест по теме или предмету, восполнение пробелов | Уточняющий вопрос и поиск ответа на него |
Схематическая | Краткая запись темы и ее анализ | Схематическое описание темы, определение пробелов, восполнение пробелов, способ запоминания информации |
Мнемоника | Использование воображения, ассоциаций для запоминания информации | Проведение параллели между изучаемой информацией и известными фактами, опытом студента, его воображением и привычками |
Перечитывание | Вычитка текста | Активное чтение помогает углубиться в предмет, пассивное – освежит имеющиеся знания |
Конспектирование с выделением текста | Переработка данных и/или и повторение | Выделение в тексте основных моментов для наилучшего усвоения, запоминания |
В рамках стремления к высокой эффективности можно выделить следующие методы стратегии обучения:
- Поисковая система. Она предполагает определение основных исследовательских вопросов и поиск ответов на них, то есть «вопросительная» тактика поможет студенту понять, что ему нужно изучить, какие моменты непонятным или сложно поддаются усвоению, какие источники информации использовать и как добиться нужного результата. В данном случае постановка ориентиров будет общей, а поиск ответов – частным.
- Техника распределения. Эта мера также именуется, как «интервальное повторение». Она предполагает выделение времени на изучение новых материал и периодическое повторение ранее пройденного блока тем, сведений. Он помогает параллельно действовать в двух системах координат: продолжать изучение новых аспектов и освежать ранее пройденные данные. То есть здесь отмечается и закрепление, и развитие одновременно.
- Флешкарты. Этот подход комбинирует два вышеописанных способа, предлагая индивиду грамотно записывать новые или пройденные материалы в схематичном виде, выделяя основные моменты. Он позволяет и разобраться в теме, и систематизировать новые сведения, и повторит пройденный курс.
Данная градация позволяет действовать параллельно: постигать новое, не забывая старое. При этом посредством повторения индивид освежает свои знания и облегчает ход выполнения домашнего задания или ход подготовки к предстоящей проверке, испытаниям, а новые моменты расширяют текущий уровень подготовки. То есть продуктивность учащегося увеличивается в разы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Методы стратегии обучения ос средней эффективностью можно представит следующим образом:
- Уточняющая тактика. Она предполагает, что учащийся будет задавать дополнительные вопросы или искать информацию по ним самостоятельно с целью устранения пробелов или непониманий. В данном случае индивид акценитрует внимание именно на том, что ему неясно, непонятно. Остальные моменты уходят на второй план (при условии их знания).
- Схематическая база. В данном случае студент может конспектировать темы с помощью зарисовок или схематических записей с выделением ключевых слов, тезисов, парадигм и пр. С одной стороны, он оперативно фильтрует поступающую информацию, с другой – запоминает лишь основное, с третьей – может быстро повторить тематическую базу и по необходимости изучить подробнее ее. Более того, такой вариант позволяет разобраться в причинно-следственных связях явлений и процессов, лучше понять и осознать те или иные техники, алгоритмы и пр.
- Мнемоника. Этот подход позволяет учащемуся лучше запоминать поступающую информацию на основе ассоциаций, собственного воображения и привычных параллелей с уже известными парадигмами. Она нацелена на закрепление пройденного материала и своеобразное запечатление новой порции знаний. Притом она помогает сразу же уточнить и восполнить пробелы для наилучшего запоминания, определения связей и следствий и пр.
То есть стратегии процесса обучения со средней эффективностью нацелены на уточнение неясных моментов и наилучшее закрепление материалов. Здесь акцент делается больше на разборе новой информации.
Методы стратегии обучения с низкой эффективностью предполагает применение следующих схем:
- Перечитывание. Этот прием поможет освежить знания. Но банальное чтение вряд ли поможет восполнить пробелы. В данном случае нужна активность, погружение в тему с разбором информации, анализом данных. Поэтому гарантировать положительный результат при контроле знаний он не может.
- Конспектирование с выделением текста. В данном случае индивид пишут новые конспекты или изучают (повторяют) старые записи. Выделение текста помогает сориентироваться в материале, грамотно его систематизировать, обработать и даже лучше запомнить.
Последняя группа больше ориентирована на повторение пройденного материала. При пассивном подходе нет гарантий успеха на испытаниях. Лучше всего комбинировать указанные варианты. Тогда успех на занятиях и сессии (и не только) будет гарантирован.
Рекомендации по построению и применению стратегии эффективного обучения
Неважно, какой план действий выберет студент. Чтобы получить достойный результат, важно уметь перестраивать соответствующий подход под собственные потребности и возможности. Поэтому сначала оцените, что вам известно по теме, что вы должны знать (согласно учебной программе), какие пробелы и вопросы вызывает тема или предмет, наметьте план действий (изучение основной программы, затем восполнение пробелов, закрепление) и приступайте к его реализации.
Будьте готовы к тому, что стратегия обучения – индивидуальная тропа, требующая обязательного саморазвития. Без нее качественно освоить тему, дисциплину не удастся.
Тщательно планируйте свои дела, выделяя время на изучение и повторение тем. Только при грамотном комбинации действий и распределении ресурсов можно повысить продуктивность в учебе, облегчит ход погружения в предмет и добиться желаемых результатов.
Используйте самые разные или удобные для вас техники запоминания информации и развития практических навыков.
Не бойтесь делать ошибки. Самое главное – учитесь на них, учитывайте в будущем и старайтесь не повторять их.
Помните, что стратегии обучения – это план действий. Притом в доном случае он будет общий – со стороны системы образования, а в другом – персонализированный, адаптированный (частный) под конкретные особенности целевой аудитории (мотивы, способности, возможности и пр.). При построении соответствующей траектории важно понимать, что изучать, как это делать и для чего.
Для получения наивысшего и наилучшего учебного результата, лучше всего грамотно комбинировать несколько простых стратегий. При этом нужно ответственно подойти к планированию и нормированию нагрузки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!