Суть дистанционного обучения в ВУЗах: плюсы и минусы

Сегодня осваивать выбранную специальность можно, как в традиционной форме, так и в особых условиях, с максимальным комфортом. Одной из таких возможностей является внедрение дистанционного обучения.

Суть дистанционного обучения в ВУЗах: плюсы и минусы
Сегодня осваивать выбранную специальность можно, как в традиционной форме, так и в особых условиях, с максимальным комфортом. Одной из таких возможностей является внедрение дистанционного обучения.

Особенности обучения в ВУЗе нам дистанционной основе

Обучение в онлайн-режиме доступно для каждого. Данный формат предполагает установление виртуального контакта между студентами и преподавателями согласно учебному плану и утвержденному в образовательном заведении расписании. Взаимодействие учащихся и наставников происходит на специальных площадках: через личный кабинет студента, посредством использования специальных программ и приложений (видеосвязи, вебинаров), контента (электронных лекций, учебных пособий и пр.) и пр.

Дистанционное обучение в современных условиях
Что такое дистанционное обучение?

Образовательный процесс строится на умелом сочетании занятий: лекций и семинаров, выполнении различных письменных проектов, прохождении тестов, онлайн-собеседований и экзаменов. Студент и педагог при этом находятся в совершенно разных местах: в разных городах, странах, филиалах и пр.

Дистанционное обучение в России возникло примерно 15-20 лет назад, но современный вид оно обрело буквально в последние 3-5 лет с развитием интернет-технологий, средств коммуникаций, научно-технического прогресса.

Освоить данным образом возможно далеко не все специальности. В частности, некоторые профили требуют реального присутствия учащегося на занятиях в Вузе, прохождения практики. К числу таких направлений профессиональной подготовки относят медиков.

Сегодня дистанционное обучение активно внедрятся в образовательную отрасль РФ. К нему подключены школы, СУЗы и ВУЗы. Для каждого класса или направления формируется специальная учебная программа с кейсом заданий для саморазвития, совершенствования знаний и навыков, видами аттестации.

В большинстве случаев схема работы дистанционного обучения выглядит следующим образом:

  • Педагог и студент встречаются на онлайн-занятии, где совместно изучают определенную дисциплину тему или студент изучает видео-материалы, готовые электронные лекции и пр.;
  • По каждой теме предусмотрено выполнение «домашнего задания», для освоения новых научных горизонтов и обретения, закрепления соответствующих навыков. Время выполнения может быть ограничено. Готовую работу учащийся должен направить на проверку преподавателю по указанным им контактам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Современное дистанционное образование представлено в самых разных видах:

  • Обучение в Вузе с целью освоения профессии;
  • Курсы по переподготовке кадров повышению квалификации для дипломированных специалистов;
  • Дополнительные курсы для студентов в целях обретения новых знаний и навыков вне или в рамках осваиваемой специальности (например, курсы 1С: Предприятие Гранд-Смета курсы для графических дизайнеров и пр.).

Специалисты выделяют следующие особенности дистанционного обучения в России.

Во-первых, возраст слушателей дистанционных курсов в РФ варьируется от 20 до 35 лет, а за рубежом данной привилегией пользуются преимущественно лица в возрасте 50+.

Система дистанционного бучения Moodle
Особенности дистанционной формы

Во-вторых, за рубежом дистанционное обучение используется преимущественно ради продвижения по карьерной лестнице: расширения профессиональных возможностей, повышение квалификации, совершенствование знаний и навыков. В России же студенты выбирают данный формат исключительно из-за удобства освоения профессии, возможности совмещать работу и учебу.

В-третьих, лишь 15% учащихся успешно заканчивают обучение на дистанционной основе. Остальные ввиду слабой дисциплинированности, ответственности расслабляются, перестают заниматься и попадают в ряды отчисленных из-за неуспеваемости.

Достоинства дистанционного обучения

Дистанционное обучение – относительно новая сфера деятельности и методика освоения профессии, которая до сих пор вызывает массу споров относительно ее пользы и недостатков. К числу явных преимуществ относят:

  • Доступность и экономичность.

Средняя стоимость обучения студентов очного отделения в РФ достигает 150-450 тысяч рублей, заочного – 60-250 тысяч рублей в зависимости от осваиваемой специализации. Дистанционное обучение выглядит намного привлекательнее и обходится учащимся (или их родителям) дешевле почти в 2 раза. Средний диапазон цен на этот формат профессиональной подготовки достигает 30-120 тысяч рублей. Учащийся сможет заметно сэкономить на освоении профессии и получить при этом диплом о высшем образовании с присвоением квалификации.

Также доступность проявляется в том, что студент может получать новые знаний и навыки в любой точке земного шара, обучаться в любом ВУЗе, практикующем соль необычный вариант.

Плюсы дистанционной формы обучения
Достоинства дистанционного формата
  • Гибкость.

Гибкость обучения в дистанционном формате проявляется в том, что учащийся должен самостоятельно изучить доминирующую часть учебного плана (более 60-70%). Как когда он будет «грызть гранит науки» студент решает самостоятельно. Поэтому для успешного и эффективного усвоения учебной программы необходимо тщательно планировать свой день, быть дисциплинированным и ответственным, внимательным.

  • Конкретика.

Конкретика дистанционного обучения начинает проявляться с момента выбора профессии и формы обучения. Здесь студент получает лишь те знания и навыки, к которым сам стремится: изучает, осваивает, совершенствует. Если он не изучит определенную литературу, то что-то недополучит.

Каждый учащийся сам определяет цель своего пребывания на дистанционной основе в Вузе, решает (что он будет изучать, а от чего может воздержаться), какая успеваемость его устроит и пр.

Более того, дистанционное обучение имеет короткие сроки (по сравнению с очным и заочным образованием). Освоить профиль можно за 1-2 года. Здесь не будет общеразвивающих предметов (если и будет, то малая часть – около 10-15% от учебного плана). Студенты изучат лишь то, что им пригодится в трудовой деятельности, получат конкретные знания по выбранной специализации.

  • Актуальность знаний.

Дистанционное обучение – самое свежее направление профессиональной подготовки, поэтому учебные планы здесь больше всего соответствуют реальным потребностям отрасли: теоретические основы включают современные условия и параметры, дисциплины, возможности и пр. Более того, учебные программы по каждому профилю ежегодно совершенствуются.

  • Индивидуальное или групповое обучение по выбору.

Абитуриент еще на этапе поступления может выбрать как групповую, так и индивидуальную форму обучения. Данные услуги предоставляют не только репетиторы, но и государственные ВУЗы. За учащимся будет прикреплена группа педагогов, создано индивидуальное расписание занятий, сессий и пр.

  • Широкие коммуникации для связи с преподавателями.

Любое взаимодействие с преподавательским составом осуществляется онлайн. Как правило, педагоги оставляют несколько контактов для связи с ними: электронная почта, мессенджер, личный кабинет учащегося (чат) в ВУЗе и пр.

Недостатки дистанционного обучения в высшем образовательном заведении

У каждой палки два конца. Помимо преимуществ, дистанционное обучение имеет ряд существенных недостатков:

  • Ограниченный выбор направлений подготовки и отсутствие практики.

Далеко не все профили можно освоить в данном формате. Чаще всего студенты могут получить высшее образование в режиме «онлайн» по следующим направлениям: педагогика и психология, гуманитария, юриспруденция, программирование и пр.

В профилях, где требуется обязательное прохождение практики, обретение реальных навыков по профессии (например, хирург, строитель, техник и пр.) дистанционка невозможна.

Минусы ДО
Недостатки дистанционной формы обучения
  • Отсутствие живых знакомств, встреч и контактов.

Все взаимодействие с одногруппниками, преподавателями, администрацией ВУЗа строится только посредством интернет-связи: электронная почта, скайп, Zoom. Сам по себе процесс общения присутствует на онлайн-занятиях, но не более того.

Студент очного и заочного отделения может взаимодействовать с однокурсниками и кураторами в настоящем времени: в неформальной обстановке (за пределами ВУЗа), непосредственно в учебном заведении и пр. Дистанционное обучение данную возможность пресекает. Исключением является лишь момент, когда учащиеся, педагоги проживают или находятся в одном городе.

  • Перебои с интернет-связью.

Дистанционное обучение возможно только при использовании Интернета. К сожалению, до сих пор далеко не во всех регионах имеется данная возможность. На момент обучения студент должен иметь стабильный Интернет, чтобы присутствовать на онлайн-занятиях, выполнять домашнее задание и своевременно оправлять его на проверку, проходить тестирование, аттестацию и пр.

  • Отсутствие жесткого контроля.

Школьников и студентов очных/заочных отделений чаще всего контролируют родители. Дистанционная форма обучения предполагает полную свободу действий: изучай, когда хочешь или можешь, но проходи рубежи вовремя. Поэтому эксперты отмечают, что отсутствие мотивации, дисциплины и самостоятельности может привести к отчислению из ВУЗа.

Дистанционное освоение специальности подходит преимущественно уже практикующим дипломированным специалистам или тем, кто намерен совмещать работу и учебу во что бы то ни стало. Обучаясь в режиме «онлайн» студентам приходится противостоять собственной лени.

Выбирая форму обучения, важно тщательно взвесить собственные возможности, способности и желания. Дистанционное образование уже признано во всем мире. Более того, данный формат позволяет не прерывать процесс профессиональной подготовки в любой ситуации. Большая часть заданий будет письменная. В их выполнении помочь могут высококвалифицированные специалисты образовательного центра DissHelp.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

3 комментариев к “Суть дистанционного обучения в ВУЗах: плюсы и минусы”

  • хорошая статья, подчеркивающая, что дистанционка подходит не всем учащимся: школьники не на столько самостоятельны, ответственны и дисциплинированны. Студенты – другое дело, но и то и там есть исключения. По мне: дистанционное больше подходит уже взрослым людям, практикующим специалистам, нежели тем, кто впервые осваивает профессию

  • не вижу ничего хорошего в дистанционном обучении, ни для школьников, ни для студентов. Знаний 0, практики никакой, живое общение на минимуме. Притом большая часть работ будет либо заказана, либо списана, но сам студент не сделает ничего (только минимум). Полная деградация общества.

  • Дистанционная форма обучения — это вынужденный процесс освоения знаний с учетом развития цифровой системы . Новизна подобной формы обучения заключается в необходимости приспособления человека к условиям информационного века. А теоретическая и практическая значимость в этом случае сводится к реформированию и пересмотру не только рабочих программ, но и методологии освоения (познания) самой дисциплины (тесты, презентации, «мозговой штурм», диалоговая форма общения и т.д.) — со стороны преподавателя , и вынужденная мобилизация сил и самоорганизация — со стороны слушателя (студента, учащегося и т.д.)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *