В рамках исследовательской деятельности авторам приходится сталкиваться с разными источниками информации. Притом разнятся они не только по происхождению, но и по функциональной приверженности в проекте: тематической приверженности, необходимости и уместности применения в контексте, роли в исследовании и пр. Фактически любой проект состоит из основной общей информации и фактов, результатов, выводов. Давайте разбираться, что есть что.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции фактов в исследовательской работе
Выполнение курсовой работы, диплома или диссертации требует тщательного сбора и переработки массы первоисточников. Именно они формируют основную и дополнительную базу исследования. С их помощью универсант описывает ключевые аспекты по теме, поясняет специфику применения тех или иных приемов, подходов и пр. Но ведущая роль в составе НИР отводится преимущественно фактам.
Под фактами следует понимать самые объективные и безоговорочные данные, на основе которых можно смело выстроить новую концепцию или показать состоятельность/несостоятельность тех или иных утверждений. То это своего рода изначально правильный фундамент данных, которые не требует перепроверки и был проверен, обоснован ранее.

В проектной деятельности фактам уделяется особое внимание. К ним предъявляются довольно жесткие, но одновременно с этим справедливые требования:
- Достоверность и точность. Такие сведения должны быть тщательно перепроверены и убедительными, подчеркивать определенные тенденции и пояснять их особенности с научной или практической точки зрения. То есть факт – это проверенное, качественное утверждение.
- Однозначность. Применение каждого аргумента в составе академического труда должно быть целенаправленным и корректным, растолковано грамотно и правильно.
- Контекст. Использование любых доказательств (будь то одиночных или комплексных) должно быть уместно употреблено. Не просто для обоснования конкретного параметра, итога, но и учитывать уместность его применения в рамках текущего контекста, смысла материала, темы в целом.
- Объективность. Подобного рода материалы подчеркивают общее признание, действие повсеместно или в определенных условиях. То есть такие утверждения соответствуют действительности, не зависят от прихоти сторонних лиц.
То есть факт – это основа основной информационной и центральное звено доказательной базы академического проекта. С его помощью студенты обосновывают или опровергают определённые моменты в ходе исследования, подчёркивают те или иные тенденции и выделяют их особенности.
Среди основных функции фактов в исследовательских проектах можно отметить:
- Описательная. С помощью фактов автор может подчеркнуть тенденции и особенности тех или иных процессов по теме, продемонстрировать разнообразие мнений и подходов к решению исследовательского вопроса и пр.;
- Обосновательная или удостоверяющая. Она состоит в том, чтобы убедить читателей в эффективности, правомерности и целесообразности тех или иных действий, эффективности полученных результатов и пр.;
- Опровергающая. Данная миссия противоположна предшествующей. Она критикует и обесценивает соответствующие идеи, предположения, результаты, подчёркивая их несостоятельность и т.д.;
- Сопроводительная. Употребление тех или иных фактов по тексту придает весомости соответствующим фрагментам и этапам НИР, промежуточным результатам и пр. То есть грамотное применение доказательств позволяет автору показать корректность утверждений, пояснить отдельные параметры и особенности, «узаконить» и сопроводить отдельные моменты.
Таким образом, факты – основа доказательной базы исследования, с помощью которой автор подчеркивает правоту и корректность выдвинутой им идеи и полученных результатов.
Что такое результаты и их значение в исследовательской работе?
Результаты исследования – это полученные в ходе изучения темы и проведения собственного научного исследования сведения, подчеркивающие авторскую позицию, мнение и возможности решения исследовательского вопроса.
Результаты можно расценивать как ответ на поставленные в проекте промежуточные и конечные вопросы. Именно на их основе происходит в дальнейшем написание заключения, выводов по главам и пунктам и пр. То есть именно данная категория подчеркивает успехи исследователя, его намерения, способности и пр.

Ни одна исследовательская работа немыслима без получения результата. Притом он может быть изначально промежуточным – отмечается в рамках каждой главы, являясь лишь частичным ответом на поставленный вопрос или связующим звеном между отдельными этапами и процедурами и пр. Но в заключении отражают окончательный результат, подчёркивающий ответ на исследовательский вопрос и демонстрирующий степень достижения цели.
Результаты выполняют следующие функции в студенческих и научных работах:
- Следственная. Для получения того или иного итога, автор выполняет определенные действия, манипуляции, а по мере их реализации отмечает соответствующие достижения. То есть для его получения автору предстоит тщательно разобраться в теме, нюансах и провести «собственное расследование»;
- Сравнительная. Все полученные студентом итоги подлежат оценке или сопоставлению с конкретными научными фактами, нормативами, правилами, ране полученными результатами и пр. То есть на основе текущих располагаемых сведений автор определяет соответствующие тенденции, изменения и определяет причинно-следственные связи;
- Описательная. Все итоги и умозаключения автор не просто констатирует, но и поясняет ход и особенности их получения. Именно на основе уточнения и описания результатов фактически формируется основная часть проекта.
К рассматриваемой категории предъявляются определённые требования. Во-первых, они должны быть точными и проверенными. Во-вторых, все полученные итоги автор может растолковать только однозначно, согласно теме и плану исследования. В-третьих, описание результатов должно быт корректным и грамотным. Понятным.
Таким образом, результаты представляют собой конечные точки при выполнении каждой задачи исследования, а также ответ на поставленные вопросы по заявленной теме. Именно они подчеркивают самостоятельность и завершенность НИР, разрешимость изучаемой проблемы.
Суть и особенности формулирования выводов
Выводы представляют собой умозаключения, к которым пришел исследователь по мере проведения намеченных мероприятий и после обработки соответствующих результатов. То есть, по сути, это грамотно обработанный и преподнесенный результат с обоснованием на основе собранных фактов и перспективной оценкой темы.
Выводы – это интерпретация результатов исследования с четким толкованием и обоснованием. Именно на их основе в дальнейшем студент будет формировать рекомендации, прогнозировать соответствующие итоги и возможности.

Среди основополагающих функций выводов в исследовательской работе можно выделить:
- Обобщающая. В данной части студенческой или научной работы автор уточняет полученные им результаты и подчеркивает их значение, изменения общую тематическую картину (как они отражаются на сути исследовательского вопроса);
- Уточняющая. На основе таких положений автор конкретизирует собственную идею и позицию, детализируя ракурс и границы исследования, тонкости его проведения, степень достоверности располагаемой информации;
- Пояснительная. В выводах универсант проясняет существенные моменты исследования и особенности текущих результатов, возможности их дальнейшего применения и т.д.;
- Описательная. В рассматриваемом разделе или части исследовательской работы автор емко очерчивает основные мероприятия и следствия, предоставляя краткую и информативную картину, проясняющей ход НИР и соответствующие итоги, степень их обоснованности.
В студенческой или научной работе важно правильно сформулировать вывод. Это сделать — далеко непросто. Важно понимать, что именно в нем освещать, как это можно емко преподнести, обобщить и выделить тенденции, суть, перспективы. Притом все это обычно делается буквально в нескольких предложениях.
Самая оптимальная формула по написанию выводов в академическом проекте выглядит следующим образом. Для начала можно поставить вводную обобщающую конструкцию, которая подчеркнет обобщение, констатацию: таким образом, исходя из вышесказанного, по результатам анализа, исследования и пр. Далее важно конкретизировать либо основной результат или связке нескольких итогов и отметить ход их получения. Например, «в ходе анализа показателей. Было выявлено изменение…». Затем нужно подчеркнуть и обосновать характер отмеченного отклонения, пояснить его значение и роль.
Обратите внимание, что выводы – это не дублирование или копирование данных из основной части исследования, а тщательно переработанные и сжатые основные итоги и их емкая интерпретация с четким обоснованием.
Таким образом, именно в выводах автор подчеркивает достоверность и особенности полученных в ходе исследования результатов, проводит критическую оценку и отмечает перспективы их применения.
Сходства и отличия между фактами, результатами и выводами
Далеко не каждый универсант понимает разницу и одновременную связь между фактами, результатами и выводами. Казалось бы, все эти данные – разновидности информационной базы, но каждый из них выполняет определенные функции.
Основания для сравнения |
Факты | Результаты |
Выводы |
Основа | Научная литература, учебники, статистические данные, законы и пр. | Ход исследования | Результаты исследования и факты |
Применение | Обоснование, опровержение, пояснение | Констатация достижений автора и его позиции | Описание и обоснование достижений автора, обобщение данных |
Роль в исследовании |
Обеспечение логичности, связности и аргументированности, завершенности исследования |
Начальной стадией развития любого исследования являются факты. Именно на них выстраивается основная концепция исследования и идея автора. Посредством грамотного оперирования аргументами, специальной литературой исследователь подчеркивает надежность и достоверность текущих итогов и достижений.
Результаты же является следствием определённых действий, мероприятий, реализованных исследователем согласно плану и цели проводимого изыскания. То есть результаты — это своего рода ответ на поставленный вопрос.
Факты и результаты тесным образом связаны между собой. Без доказательств невозможно обосновать и оценить результаты. Без результатов исследования факты становятся вспомогательным инструментом описательного или уточняющего типа.
Но умелое сочетание фактов и результатов является фундаментом при формировании выводов. То есть вывод – это способ емкого отображения ключевых параметров, тенденций на основе проведенного исследования, полученных результатов, достижений, умозаключений и собранной доказательной базы. То есть это эффективная игра слов на основе результатов и аргументов.
Таким образом, связь между рассматриваемыми категориями очевидна, как и разница между ними.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по работе с фактами, результатами и выводами в исследовательской работе
Далеко не каждая информация является фактом. Поэтому сначала тщательно перепроверьте ее, убедитесь, что это точно факт, а не убеждение, описание, пояснение и пр.
Результаты исследования в основной части проекта важно преподносить комплексно и разнообразно, используя методы группировки и структурирования информации, ее преобразования в табличный или графический вид.
Выводы всегда подытоживают тот или иной этап исследования, подчеркивая соответствующие достижения, умозаключения. Но все они должны быть аргументированными и однозначными, а для этого важно грамотно сочетать результаты и факты, уметь обобщать данные, сужать ход исследования.
При отражении каждого их указанных параметров, важно быть предельно внимательным, грамотным и четким, однозначным, учитывать особенности темы и цели исследования. Притом отражать эти категории нужно как отдельно, так и совместно, но емко и информативно.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!