Целенаправленность текста: понятие, признаки, особенности, порядок подготовки

Каждый школьник и студент ежедневно сталкивается с необходимостью написания текста. Данная парадигма представляет собой словесное описание по конкретной теме. Но просто подготовить набор слов и предложений еще не означает, что задание успешно выполнено. Важно, чтобы написанный материал был целенаправленным.

целенаправленность текста

Каждый школьник и студент ежедневно сталкивается с необходимостью написания текста. Данная парадигма представляет собой словесное описание по конкретной теме. Но просто подготовить набор слов и предложений еще не означает, что задание успешно выполнено. Важно, чтобы написанный материал был целенаправленным.

Понятие и функции целенаправленного текста

Выполнение контрольных работ, курсовых проектов, ВКР и иных научно-исследовательских трудов сводится сначала к организации и проведению научного исследования, а заем к его описанию, то есть созданию текста. В данном случае написание именно с помощью письменного изречения происходит отражение проделанной работы, полученных результатов. Но в каждом из проектов ход повествования должен быть целенаправленным. Что это значит?

Целенаправленный текст

Текст без четкой цели

Повествование – поэтапное, четкое, аргументированное Общее описание ситуации без каких-либо деталей и выводов
Язык – грамотный, аргументированный Лексика простая, повседневная. Минимум доказательств
Поэтапное развитие сюжета Нет строгой и четкой логики, основная база – рассуждения автора
Информационная основа – проверенные и релевантные материалы
Наличие определенного результата с акцентом на тему, план, выводы Результат общий или размытый, слабо аргументированный

Целенаправленный текст представляет собой форму письменной или устной коммуникации (в зависимости от ситуации и обстоятельств). Такой материал призван следовать определенной траектории, описывать конкретные мыли, факты и результаты, освещать авторскую позицию и обосновывать ее для получения конечного результата. Притом итог может быть различным: расположение к себе целевой аудитории, получение положительной отметки за проект или задание и пр.

То есть все, что мы говорим и пишем, будет иметь конкретные ориентиры и границы. В данном случае целенаправленность текста связано с результатом его воздействия: выводам автора и их восприятию со стороны целевой аудитории.

Целенаправленность рукописи – это особая характеристика, подчеркивающая ее тематическую приверженность, ориентацию, авторскую позицию и результативность. Данная характеристика подчеркивает способность мыслей, фактов, выводов автора привлекать, убеждать читателей в чем-либо, следовать конкретному плану и ориентирам, получать конкретные результаты и использовать их в перспективе в различных целях.

Целенаправленный текст выполняет массу функций:

  • Ориентирующая. Качественный материал с четко очерченными ориентирами и границами помогает пользователю разобраться в изучаемом вопросе, парадигме, понять все тонкость и возможности применения тех или иных элементов, подходов и пр.;
  • Мотивирующая или дезмотивирующая. Автор с помощью грамотного сочетания слов, интонаций может привлечь к избранной теме внимание со стороны целевой аудитории или наоборот, оттолкнуть от дальнейшего изучения вопроса.
  • Коммуникационная. С помощью текста автор общается с пользователями, выражая свои соображения, идеи, выводы и пр. Вместе с обратной связью исследователь получает «пищу для размышления» и переработки, развития и пр.
  • Конкретизирующая. Грамотно подготовленный материал призван очертить определенный вопрос, позицию, выделить соответствующие факты, которые помогут добиться соответствующих результатов (которые изначально были утверждены в качестве потенциальных результатов – определенного ориентира, к которому стремится автор).

Согласитесь, что текст в зависимости от особенностей его написания, специфических черт, идеи способен как мотивировать, так и разубеждать, создавать определенное настроение и пр. Это также является одним из составных элементов целенаправленности.

Создание ориентированного на цель материала – процесс непростой, требующий от автора широкого лексикона, грамотности и подкованности, таланта.

Обратите внимание, что любой проект, произведение будет целенаправленным! Без этого критерия материал получается бессмысленным и голословным, не отражающим сути.

Признаки и особенности целенаправленного текста

Как же отличить целенаправленный текст от банального описания без каких-либо параметров, ориентиров, предназначения? Неужели такие рукописи бывают? В век информационных технологий, свободы слова порой можно встретить самые разные форматы повествования. Чтобы понять, целенаправленный текст или нет, достаточно отметить следующие сигнализирующие характеристики.

Характерные черты целенаправленного текста
Характерные черты целенаправленного текста

Первый критерий – наличие хронологии или как минимум последовательности в суждениях, взаимосвязи между элементами. Если материал подчеркивает связь определенных моментов, фактов, выводов и выливается в одну общую картину, имеет тематические рамки, то такой формат явно пишется ради кого-то и для чего-то, то есть имеет определенное значение. Рукопись с определенной целью всегда имеет четкую структуру.

Второй симптом – результативность. Если автор подчеркивает конкретное достижение, акцентирует внимание на определенных этапах и моментах, а в конце отмечает определенный итог, аргументирует его, то он явно стремился показать состоятельность своей идеи, рассуждений и сумел этого добиться, чем не цель? Притом результат повествования также может выливаться в развитие определенных прикладных качеств и умений: аналитика, проведение математических операций, сравнительного анализа, обоснование и пр.

Третий параметр – грамотное задействование терминологии. В целенаправленном тексте будет не просто описание ситуации, феномена, но и призыв к конкретным действиям, мотивация и обоснование необходимости в них. В таких случаях важно хорошо оперировать лексемами, подобрать достойные альтернативы, грамотно выстраивать предложения с определенной тональностью и пр. Целенаправленный текст должен быть убедительным, а она базируется на употреблении соответствующих терминов, приемов и пр.

Четвертый критерий – направленность. В данном случае важно выделить определенную тему и причину ее изучения, отражения. Также материал может быть ориентирован на конкретную целевую аудиторию, где важно правильно подобрать соответствующий стиль повествования, приемы и подходы. Факты и пр. То есть у каждой рукописи бедует как минимум две границы: формальная и целевая. Первая – по теме, вторая – по аудитории. Притом оба ориентира будут соприкасаться при выполнении исследования и подготовке рукописи.

Подготовка текста с определенной целью – процесс специфический. Среди особенностей таких трудов можно выделить их адаптировать под конкретные условия: тема, форматирование, объем, уникальность, пользовательская аудитория и пр.

Еще одной специфической чертой таких работ выступает содержательность. То есть при выполнении исследований и их описании будет наблюдаться сочетание определенных слов, формирование понятных предложений и конструкций, определенная структура и пр.

Также выделять целеориентированную рукопись будут языковые средства и стилистические манеры. Автор будет учитывать формальные требования к качеству материалов, но и для определенного (желаемого) воздействия на пользователей вынужден прибегать к соответствующим методам: утверждение, аргументация, сравнение, критика, обоснование и пр. Он будет стремиться пояснить каждый шаг и его связь с предыдущим и последующим действием, а в конце отметит полученный результат.

Таким образом, целенаправленный текст будет иметь четкие тематические и формальные границы, логику и опорные слова-параметры, которые помогут создать нужный акцент и впечатление на целевую аудиторию. Без соответствующих аспектов материал утрачивает свою ценность, силу и становится банальным описанием ситуации или феномена. Целеориентированный документ отличается своей убедительностью и эффективностью, разнообразием в интерпретации данных и четком подведении итогов.

Виды целенаправленного текста

Далеко не каждый материал можно считать целеориентированным. На самом деле можно выделить несколько разновидностей проектов, которые относятся к строго целевым.

Разновидности целенаправленного текста
Разновидности целенаправленного текста

Все студенческие и научные работы являются целенаправленными. Учебные труды расширяют кругозор и учат использовать соответствующие теории и методы, инструментарий, научные статьи и диссертации – ориентированы на развитие инноваторских качеств и повышение компетентности в соответствующем сегменте. То есть их цель – научить, развить, показать, обосновать и пр.

Художественные произведения также являются целеориентированными. Они с помощью более яркого эмоционального и красивого языка подчеркивают специфику действий, поведения, ситуации в целом, помогая понять: как правильно поступать, устанавливать причины и следствия, а также развивая аналитические навыки и умение грамотно выражать свои мысли и пр.

В зависимости от характера воздействия на пользователей можно выделить следующие вариации целеориентированных трудов:

  • Информативные. Их миссия состоит в общем освещении темы, вопроса с целью установления коммуникаций, просвещения. Как правило, такие рукописи основаны на фактах, мнениях, общенаучных материалах и пр.
  • Убедительные. Они ориентированы на то, чтобы оказать определенное воздействие на пользователя и спровоцировать его на конкретные действия, переманить на свою сторону (обзавестись единомышленниками) и пр. Они базируются на грамотном сочетании мнения автора и фактов, логических убеждениях и соответствующих приемах, выразить конкретное мнение и пр.
  • Инструктивные. Их задача состоит в разъяснении правил, способов для реализации. Они чаще всего представлены в виде инструкций, советов, статей, которые описывают конкретный план действий и особенности каждого шага.
  • Развлекательные. Такие рукописи призваны разнообразить досуг пользователей, отвлечь их от иных задач и дел, помочь переключится на «новую волну» и обрести заряд энергии, определенного настроения и пр. Данная категория может быть представлена в виде анекдотов, рассказов, сказок, историй из жизни и пр. Притом помимо развлекательного, они могут носить и развивающий, и поучительный характер. Недаром говорят, что в каждой шутке есть доля правды.

Целенаправленные рукописи также можно классифицировать в зависимости от возраста и особенностей целевой аудитории: для ДОУ, МОУ, студентов, исследователей и ученых. Каждый из них будет призван обогатить слушателей новыми знаниями и развить определенные навыки и качества.

Согласитесь, что классификация целенаправленных рукописей на этом не ограничивается. Фактически каждый материал имеет определенную суть, а значит и цель. Лишь несвязный, малограмотный и непонятный по значению материал становится бессмысленным и дезориентированным.

При подготовке целенаправленного текста важно учитывать его ориентацию, тематическую приверженность и иные требования. Каждый из форматов имеет свои правила и критерии, признаки, методы, которые нужно учесть при составлении. Знание и понимание различий между соответствующими разновидностями облегчит подготовку качественных рукописей.

Правила написания целенаправленного текста

Согласитесь, что в целом писать курсовые и дипломные работы, научные статьи и диссертации и даже художественные произведения свойственно и дано не всем. Каждая рукопись – отдельный жанр со своими границами и ориентирами. Но можно выделить несколько базовых правил, которые помогут в создании целеориентированных рукописей.

Правила написания целенаправленного текста
Правила написания целенаправленного текста

Во-первых, автор должен излагать материал предельно четко и ясно. То есть важно писать не сугубо научных или эмоциональным, а простым, понятным языком. Чем проще – тем лучше. Важно избегать двузначности.

Во-вторых, важно излагать суть текста последовательно и связно. То есть для достижения цели нужно располагать определенной информацией, которой автор будет оперировать и подводить пользователя к определенной точке и результату. Именно так зарождается обоснованный материал, который подчеркивает значение каждого параметра, их связь и влияние, отражает авторскую позицию и пр. Только логика и аргументация в единой связке помогут показать и обосновать тему, суть, идею и результат.

В-третьих, актуальность и релевантность данных. Целенаправленный текст должен учитывать интересы и потребности целевой аудитории, а значит – освещать текущие тенденции, проблемы, вопросы, идеи и пр. Чтобы придать ему весомости, важно цитировать авторитетов, привлекать известные факты, убедительно выражать собственное мнение.

В-четвертых, важен конкретный конечный результат и степень его обоснованности, надежности. Неважно насколько длинной получилась траектория описания и рассуждения. Автор должен подвести читателя к концу и показать, что он хотел отметить, к каким выводам и итогам пришел, что они могут дать и пр. Целенаправленный текст всегда логически и формально завершенный!

То есть при подготовке качественных материалов важно обозначить конкретную цель, грамотно и связно описывать соответствующие моменты и факты, выражать собственное мнение, используя систему актуальной и надежной информации, получая конкретный результат. Только при соблюдении указанных принципов рукопись будет целеориентированной.

Порядок подготовки целенаправленного текста

Итак, как же подготовить интересный и полезный текст? Согласитесь, указанные параметры напрямую подчеркивают главные характеристики целенаправленности.

Как написать целенаправленный текст?
Как написать целенаправленный текст?

Первым делом нужно определить, о чем он будет. То есть автору предстоит выбрать конкретную тему, проблему или вопрос и обозначить соответствующую цель его освещения. Фактически уже здесь происходит проектирование общей структуры и логики, осознание опорных моментов и слов и пр. Тематика выбирается автором самостоятельно с учетом различных обстоятельств и факторов: интересов, требований и пр.

Второй шаг – выделение целевой аудитории. В данном случае важно понять, на каком языке и на базе какой информации писать материал, как донести суть до пользователей, какие методы и приемы использовать с учетом видовой принадлежности текста и пр. Здесь же важно понять, на основе каких первоисточников будет производиться описание и обоснование идеи, выводов, результатов, как обогатить рукопись и сделать е более привлекательной и пр. То есть параллельно определению основных читателей проходит общий информационный сбор.

Третий этап – планирование текста. Без этого составить целенаправленный и качественный документ немыслимо. Поэтому важно все разложить «по полочкам»: наметить план, выделить тезисы и ключевые слова, распределить первоисточники и пр. В целом повсеместно работает классическая триада: вступление, основная часть и заключение.

Четвертый шаг – написание. Здесь с учетом вышеописанных условий, границ и инструкций автор излагает собственное мнение или проводить соответствующее исследование и описывает его. В данном случае важно следовать намеченному плану и подобранным первоисточникам. Писать материал нужно грамотно, полагаясь на вышеописанные правила и особенности.

Пятая стадия – корректура и редактура. Автору предстоит провести вычитку и самоанализ подготовленной рукописи и учесть соответствующие параметры и целенаправленность. В рамках доработки материалов нужно устранить имеющиеся ошибки и недочеты, недопонимания и пр.

Здесь же важно провести финальную вычитку, чтобы удостовериться в том, что материал сильный, эффективный и оказывает должное воздействие на целевую аудиторию. По необходимости нужно внести соответствующие правки, дополнить текст новыми фактами или пересмотреть текущие формулировки и выводы и пр.

Последний шаг – публикация. Согласитесь, что подготовленный текст не должен пылиться. Важно, чтобы он «работал». Поэтому нужно найти место для его достойного применения, а затем учитывать «обратную связь» для дальнейшего развития темы и пр.

В целом, подготовка целенаправленных текстов — процесс привычный для каждого школьника и студента. Он основывается на выражении личного мнения по конкретному вопросу с четким обоснованием на основе достоверной и качественной информации. Главное следовать намеченной последовательности и тогда успех будет гарантирован.

Сложности в выполнении целенаправленного текста

Написать целенаправленный текст не просто. Студентам, аспирантам и простым авторам предстоит столкнуться с самыми разными сложностями.

Проблемы при написании целенаправленного текста

Решение

Постановка цели Анализ темы, аналогичных работ, определение собственных интересов и мотивов, учет формальных требований к тексту. Разработка плана повествования
Определение тональности и стилистики Учет вида работы, места защиты и публикации, внешних требований и факторов
Информационная база Акцент на теме и цели, идее и авторской позиции. Обязателен фактчекинг
Лингвистическая корректность Использование онлайн-платформ, нейросетей и ИИ, сторонних специалистов для вычитка, корректуры и редактирования, доработки
Внешние факторы-ограничения Учет сроков сдачи материалов, требований по форматированию, объему, плагиату и пр.

Первым нюансом при подготовке целеориентированных рукописей выступает определение цели. В данном случае автор зачастую не понимает, как сузить тему до определенного момента, о чем именно ему писать и какую именно информацию он желает донести до читателей, что хочет сказать и какое воздействие оказать.

Второй сложностью на пути создания целенаправленного материала является определение соответствующего тона и стиля. Если рукопись формируется в свободном жанре, то важно соблюдать нормы цензуры и культуры, этики. Если же текст пишется в рамках студенческой или научной работы, то придется также учитывать стилистические ограничения – научный стиль, емкость, обоснованность и пр. То есть важно поманить как можно и как нужно писать, маневрировать между этими гранями.

Еще одним вопросом при разработке качественного материала является информационная база. В данном случае авторы не всегда улавливают разницу между первоисточниками, не понимают и не умеют пользоваться принципами фактчекинга, не видят разницы между достоверными и сомнительными сведениями и пр. Притом не менее важно понимать уместность ресурсов в контексте рукописи, способы ее употребления с определенной целью и соответствующим результатом. Все подобранная источниковая база призвана подчеркивать предназначение текста, его суть и идею автора, результаты и выводы.

Самой очевидностью сложностью при написании любых произведений и работ является лингвистическая корректность. Она состоит в том, что материал должен быть изложен доступно, понятно и грамотно – то есть без ошибок, описок. Не каждый автор может гордиться безупречным владением правилами русского (или иного) языка. Но студенческие, научные и иные работы с ошибками не вызовут доверия и не достигнут желаемого эффекта.

Также могут возникнуть трудности, связанные с временными ограничениями. Студенческие и научные работы должны быть подготовлены к определенному сроку, в противном случае возникнет академическая задолженность с соответствующими ей рисками и угрозами, ущербом для студента. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении статей, ведь у каждого издания есть своя частота и периодичность печати и пр. Поэтому придется учитывать соответствующие параметры. Главное – чтобы срочность выполнения текста не отразилась на его качестве.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Как проявляется целенаправленность текста в курсовых и дипломных работах?

Подготовка студенческих работ – процесс изначально строго регламентированный и целенаправленный. Курсовые проекты, ВКР, отчеты по практике – все они преследуют конкретную цель с учетом осваиваемого уровня образования, программы, направления и пр.

Итак, в чем же проявляется принцип целеполагания при выполнении академических трудов?

  1. Каждый проект призван раскрыть конкретную тему с акцентом на исследовательский вопрос, авторскую позицию. То есть в каждой работе четко очерчены границы исследования и намечен потенциальный результат;
  2. При выполнении студенческого и научного проекта важна разработка научного аппарата, где будут освещаться цель исследования, задачи, основные первоисточники. То есть уже на стадии проектирования и планирования выдвигается определенная траектория с соответствующими ориентирами, этапами, методами и пр.
  3. Курсовые и дипломные работы, диссертации и отчеты имеют определенную структуру. То есть ход повествования изначально ясен, формализован, унифицирован. Но авторскую логику и оригинальность никто не отменял;
  4. В основу таких проектов кладут только проверенную и достоверную информационную базу. Притом все первоисточники будут распределены согласно плану документа, контексту исследования с определенным акцентом и ракурсом употребления.
  5. В конце исследования студенту предстоит отметить свои достижения и выводы и сопоставить их с утвержденной целью. То есть важно показать, что исследование завершено и намеченные ориентиры достигнуты, обоснованы, корректны.

Таким образом, курсовые, дипломные и научные работы призваны не просто предоставить новые знания, но и развить определенные качества и навыки у авторов, поделиться «соображениями» и результатами с другими пользователями, научить грамотно пользоваться информацией и проинструктировать других. У каждого документа будет подчеркнуть конкретная цель.

Советы по написанию целенаправленного текста

При подготовке к написанию целенаправленного текста, важно разобраться во всех признаках и нюансах.

Выделите конкретное направление. В рамках которого будет излагаться информация, мнение. То есть важно обозначить четкие границы и учитывать их при построении плана повествования.

Продумайте ход и логику рукописи. Разработайте общий план, который поможет понять, что и где писать. Выделите опорные слова, моменты. Опирайтесь на собственное мнение, идею.

Если вы пишите студенческий проект, то обязательно конкретизируйте научный аппарат. Здесь цель исследования предстанет в самом явном виде и поможет понять, о чем писать, как это делать, что для этого нужно.

Собирая информацию в рамках исследовательского вопроса или философствования, нужно убедиться в ее качестве. Неважно, пишите вы статью, диплом или простой рассказ. Старайтесь оперировать проверенной информацией. Так вы сможете доказать состоятельность идеи и мнения, расположить к себе целевую аудиторию и пр.

Учитывайте стилистические и иные особенности повествования, вид целенаправленного текста и его особенности.

Пишите просто и ясно. Не нужно составлять сложные и витиеватые предложения, громоздкие абзацы. Будьте точны в выражениях.

Учитывайте действующие нормы авторского права при использовании чужих трудов и мнений, результатов. Более того, не забывайте о формальных требованиях к рукописи. Они могут выдвигаться со стороны учебного заведения, редакции журнала, паблика или группы и пр. Как правило, они затрагивают стилистические особенности и тонкости форматирования.

Не забывайте, что монотонность – не приветствуется нигде. Чтобы текст был эффектным, не утрачивал целеориентации, нужно грамотно выбирать способы интерпретации. Не бойтесь использовать графики и иллюстрации (конечно же, в рамках действующих регламентов и правил форматирования). Не забывайте анализировать их.

Если сомневаетесь, что сможете самостоятельно проверить рукопись и устранить все замечания, то стоит задуматься об обращении к квалифицированным специалистам. Такой ход в разы повышает объективность оценки относительно качества материалов и повышает уровень их корректности, грамотности, целенаправленности.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Целенаправленность текста: понятие, признаки, особенности, порядок подготовки”

  • любой текст будет целенаправленным будь то в простой беседе, будь то при его написании. в каждом предложении пользователь пытается донести что-то до собеседника. нет цели – тогда будет просто набор слов.

  • я бы еще отметила. что у текста будет общая цель – она обычно выражается по теме. также каждый из фрагментов, абзацев, разделов будет преследовать тоже цель, которая будет раскрывать общую. то есть каждое слово, абзац, параграф создаётся ради конкретной миссии и получения конкретного результата.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *