Каждый школьник и студент ежедневно сталкивается с необходимостью написания текста. Данная парадигма представляет собой словесное описание по конкретной теме. Но просто подготовить набор слов и предложений еще не означает, что задание успешно выполнено. Важно, чтобы написанный материал был целенаправленным.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции целенаправленного текста
Выполнение контрольных работ, курсовых проектов, ВКР и иных научно-исследовательских трудов сводится сначала к организации и проведению научного исследования, а заем к его описанию, то есть созданию текста. В данном случае написание именно с помощью письменного изречения происходит отражение проделанной работы, полученных результатов. Но в каждом из проектов ход повествования должен быть целенаправленным. Что это значит?
Целенаправленный текст |
Текст без четкой цели |
Повествование – поэтапное, четкое, аргументированное | Общее описание ситуации без каких-либо деталей и выводов |
Язык – грамотный, аргументированный | Лексика простая, повседневная. Минимум доказательств |
Поэтапное развитие сюжета | Нет строгой и четкой логики, основная база – рассуждения автора |
Информационная основа – проверенные и релевантные материалы | |
Наличие определенного результата с акцентом на тему, план, выводы | Результат общий или размытый, слабо аргументированный |
Целенаправленный текст представляет собой форму письменной или устной коммуникации (в зависимости от ситуации и обстоятельств). Такой материал призван следовать определенной траектории, описывать конкретные мыли, факты и результаты, освещать авторскую позицию и обосновывать ее для получения конечного результата. Притом итог может быть различным: расположение к себе целевой аудитории, получение положительной отметки за проект или задание и пр.
То есть все, что мы говорим и пишем, будет иметь конкретные ориентиры и границы. В данном случае целенаправленность текста связано с результатом его воздействия: выводам автора и их восприятию со стороны целевой аудитории.
Целенаправленность рукописи – это особая характеристика, подчеркивающая ее тематическую приверженность, ориентацию, авторскую позицию и результативность. Данная характеристика подчеркивает способность мыслей, фактов, выводов автора привлекать, убеждать читателей в чем-либо, следовать конкретному плану и ориентирам, получать конкретные результаты и использовать их в перспективе в различных целях.
Целенаправленный текст выполняет массу функций:
- Ориентирующая. Качественный материал с четко очерченными ориентирами и границами помогает пользователю разобраться в изучаемом вопросе, парадигме, понять все тонкость и возможности применения тех или иных элементов, подходов и пр.;
- Мотивирующая или дезмотивирующая. Автор с помощью грамотного сочетания слов, интонаций может привлечь к избранной теме внимание со стороны целевой аудитории или наоборот, оттолкнуть от дальнейшего изучения вопроса.
- Коммуникационная. С помощью текста автор общается с пользователями, выражая свои соображения, идеи, выводы и пр. Вместе с обратной связью исследователь получает «пищу для размышления» и переработки, развития и пр.
- Конкретизирующая. Грамотно подготовленный материал призван очертить определенный вопрос, позицию, выделить соответствующие факты, которые помогут добиться соответствующих результатов (которые изначально были утверждены в качестве потенциальных результатов – определенного ориентира, к которому стремится автор).
Согласитесь, что текст в зависимости от особенностей его написания, специфических черт, идеи способен как мотивировать, так и разубеждать, создавать определенное настроение и пр. Это также является одним из составных элементов целенаправленности.
Создание ориентированного на цель материала – процесс непростой, требующий от автора широкого лексикона, грамотности и подкованности, таланта.
Обратите внимание, что любой проект, произведение будет целенаправленным! Без этого критерия материал получается бессмысленным и голословным, не отражающим сути.
Признаки и особенности целенаправленного текста
Как же отличить целенаправленный текст от банального описания без каких-либо параметров, ориентиров, предназначения? Неужели такие рукописи бывают? В век информационных технологий, свободы слова порой можно встретить самые разные форматы повествования. Чтобы понять, целенаправленный текст или нет, достаточно отметить следующие сигнализирующие характеристики.

Первый критерий – наличие хронологии или как минимум последовательности в суждениях, взаимосвязи между элементами. Если материал подчеркивает связь определенных моментов, фактов, выводов и выливается в одну общую картину, имеет тематические рамки, то такой формат явно пишется ради кого-то и для чего-то, то есть имеет определенное значение. Рукопись с определенной целью всегда имеет четкую структуру.
Второй симптом – результативность. Если автор подчеркивает конкретное достижение, акцентирует внимание на определенных этапах и моментах, а в конце отмечает определенный итог, аргументирует его, то он явно стремился показать состоятельность своей идеи, рассуждений и сумел этого добиться, чем не цель? Притом результат повествования также может выливаться в развитие определенных прикладных качеств и умений: аналитика, проведение математических операций, сравнительного анализа, обоснование и пр.
Третий параметр – грамотное задействование терминологии. В целенаправленном тексте будет не просто описание ситуации, феномена, но и призыв к конкретным действиям, мотивация и обоснование необходимости в них. В таких случаях важно хорошо оперировать лексемами, подобрать достойные альтернативы, грамотно выстраивать предложения с определенной тональностью и пр. Целенаправленный текст должен быть убедительным, а она базируется на употреблении соответствующих терминов, приемов и пр.
Четвертый критерий – направленность. В данном случае важно выделить определенную тему и причину ее изучения, отражения. Также материал может быть ориентирован на конкретную целевую аудиторию, где важно правильно подобрать соответствующий стиль повествования, приемы и подходы. Факты и пр. То есть у каждой рукописи бедует как минимум две границы: формальная и целевая. Первая – по теме, вторая – по аудитории. Притом оба ориентира будут соприкасаться при выполнении исследования и подготовке рукописи.
Подготовка текста с определенной целью – процесс специфический. Среди особенностей таких трудов можно выделить их адаптировать под конкретные условия: тема, форматирование, объем, уникальность, пользовательская аудитория и пр.
Еще одной специфической чертой таких работ выступает содержательность. То есть при выполнении исследований и их описании будет наблюдаться сочетание определенных слов, формирование понятных предложений и конструкций, определенная структура и пр.
Также выделять целеориентированную рукопись будут языковые средства и стилистические манеры. Автор будет учитывать формальные требования к качеству материалов, но и для определенного (желаемого) воздействия на пользователей вынужден прибегать к соответствующим методам: утверждение, аргументация, сравнение, критика, обоснование и пр. Он будет стремиться пояснить каждый шаг и его связь с предыдущим и последующим действием, а в конце отметит полученный результат.
Таким образом, целенаправленный текст будет иметь четкие тематические и формальные границы, логику и опорные слова-параметры, которые помогут создать нужный акцент и впечатление на целевую аудиторию. Без соответствующих аспектов материал утрачивает свою ценность, силу и становится банальным описанием ситуации или феномена. Целеориентированный документ отличается своей убедительностью и эффективностью, разнообразием в интерпретации данных и четком подведении итогов.
Виды целенаправленного текста
Далеко не каждый материал можно считать целеориентированным. На самом деле можно выделить несколько разновидностей проектов, которые относятся к строго целевым.

Все студенческие и научные работы являются целенаправленными. Учебные труды расширяют кругозор и учат использовать соответствующие теории и методы, инструментарий, научные статьи и диссертации – ориентированы на развитие инноваторских качеств и повышение компетентности в соответствующем сегменте. То есть их цель – научить, развить, показать, обосновать и пр.
Художественные произведения также являются целеориентированными. Они с помощью более яркого эмоционального и красивого языка подчеркивают специфику действий, поведения, ситуации в целом, помогая понять: как правильно поступать, устанавливать причины и следствия, а также развивая аналитические навыки и умение грамотно выражать свои мысли и пр.
В зависимости от характера воздействия на пользователей можно выделить следующие вариации целеориентированных трудов:
- Информативные. Их миссия состоит в общем освещении темы, вопроса с целью установления коммуникаций, просвещения. Как правило, такие рукописи основаны на фактах, мнениях, общенаучных материалах и пр.
- Убедительные. Они ориентированы на то, чтобы оказать определенное воздействие на пользователя и спровоцировать его на конкретные действия, переманить на свою сторону (обзавестись единомышленниками) и пр. Они базируются на грамотном сочетании мнения автора и фактов, логических убеждениях и соответствующих приемах, выразить конкретное мнение и пр.
- Инструктивные. Их задача состоит в разъяснении правил, способов для реализации. Они чаще всего представлены в виде инструкций, советов, статей, которые описывают конкретный план действий и особенности каждого шага.
- Развлекательные. Такие рукописи призваны разнообразить досуг пользователей, отвлечь их от иных задач и дел, помочь переключится на «новую волну» и обрести заряд энергии, определенного настроения и пр. Данная категория может быть представлена в виде анекдотов, рассказов, сказок, историй из жизни и пр. Притом помимо развлекательного, они могут носить и развивающий, и поучительный характер. Недаром говорят, что в каждой шутке есть доля правды.
Целенаправленные рукописи также можно классифицировать в зависимости от возраста и особенностей целевой аудитории: для ДОУ, МОУ, студентов, исследователей и ученых. Каждый из них будет призван обогатить слушателей новыми знаниями и развить определенные навыки и качества.
Согласитесь, что классификация целенаправленных рукописей на этом не ограничивается. Фактически каждый материал имеет определенную суть, а значит и цель. Лишь несвязный, малограмотный и непонятный по значению материал становится бессмысленным и дезориентированным.
При подготовке целенаправленного текста важно учитывать его ориентацию, тематическую приверженность и иные требования. Каждый из форматов имеет свои правила и критерии, признаки, методы, которые нужно учесть при составлении. Знание и понимание различий между соответствующими разновидностями облегчит подготовку качественных рукописей.
Правила написания целенаправленного текста
Согласитесь, что в целом писать курсовые и дипломные работы, научные статьи и диссертации и даже художественные произведения свойственно и дано не всем. Каждая рукопись – отдельный жанр со своими границами и ориентирами. Но можно выделить несколько базовых правил, которые помогут в создании целеориентированных рукописей.

Во-первых, автор должен излагать материал предельно четко и ясно. То есть важно писать не сугубо научных или эмоциональным, а простым, понятным языком. Чем проще – тем лучше. Важно избегать двузначности.
Во-вторых, важно излагать суть текста последовательно и связно. То есть для достижения цели нужно располагать определенной информацией, которой автор будет оперировать и подводить пользователя к определенной точке и результату. Именно так зарождается обоснованный материал, который подчеркивает значение каждого параметра, их связь и влияние, отражает авторскую позицию и пр. Только логика и аргументация в единой связке помогут показать и обосновать тему, суть, идею и результат.
В-третьих, актуальность и релевантность данных. Целенаправленный текст должен учитывать интересы и потребности целевой аудитории, а значит – освещать текущие тенденции, проблемы, вопросы, идеи и пр. Чтобы придать ему весомости, важно цитировать авторитетов, привлекать известные факты, убедительно выражать собственное мнение.
В-четвертых, важен конкретный конечный результат и степень его обоснованности, надежности. Неважно насколько длинной получилась траектория описания и рассуждения. Автор должен подвести читателя к концу и показать, что он хотел отметить, к каким выводам и итогам пришел, что они могут дать и пр. Целенаправленный текст всегда логически и формально завершенный!
То есть при подготовке качественных материалов важно обозначить конкретную цель, грамотно и связно описывать соответствующие моменты и факты, выражать собственное мнение, используя систему актуальной и надежной информации, получая конкретный результат. Только при соблюдении указанных принципов рукопись будет целеориентированной.
Порядок подготовки целенаправленного текста
Итак, как же подготовить интересный и полезный текст? Согласитесь, указанные параметры напрямую подчеркивают главные характеристики целенаправленности.

Первым делом нужно определить, о чем он будет. То есть автору предстоит выбрать конкретную тему, проблему или вопрос и обозначить соответствующую цель его освещения. Фактически уже здесь происходит проектирование общей структуры и логики, осознание опорных моментов и слов и пр. Тематика выбирается автором самостоятельно с учетом различных обстоятельств и факторов: интересов, требований и пр.
Второй шаг – выделение целевой аудитории. В данном случае важно понять, на каком языке и на базе какой информации писать материал, как донести суть до пользователей, какие методы и приемы использовать с учетом видовой принадлежности текста и пр. Здесь же важно понять, на основе каких первоисточников будет производиться описание и обоснование идеи, выводов, результатов, как обогатить рукопись и сделать е более привлекательной и пр. То есть параллельно определению основных читателей проходит общий информационный сбор.
Третий этап – планирование текста. Без этого составить целенаправленный и качественный документ немыслимо. Поэтому важно все разложить «по полочкам»: наметить план, выделить тезисы и ключевые слова, распределить первоисточники и пр. В целом повсеместно работает классическая триада: вступление, основная часть и заключение.
Четвертый шаг – написание. Здесь с учетом вышеописанных условий, границ и инструкций автор излагает собственное мнение или проводить соответствующее исследование и описывает его. В данном случае важно следовать намеченному плану и подобранным первоисточникам. Писать материал нужно грамотно, полагаясь на вышеописанные правила и особенности.
Пятая стадия – корректура и редактура. Автору предстоит провести вычитку и самоанализ подготовленной рукописи и учесть соответствующие параметры и целенаправленность. В рамках доработки материалов нужно устранить имеющиеся ошибки и недочеты, недопонимания и пр.
Здесь же важно провести финальную вычитку, чтобы удостовериться в том, что материал сильный, эффективный и оказывает должное воздействие на целевую аудиторию. По необходимости нужно внести соответствующие правки, дополнить текст новыми фактами или пересмотреть текущие формулировки и выводы и пр.
Последний шаг – публикация. Согласитесь, что подготовленный текст не должен пылиться. Важно, чтобы он «работал». Поэтому нужно найти место для его достойного применения, а затем учитывать «обратную связь» для дальнейшего развития темы и пр.
В целом, подготовка целенаправленных текстов — процесс привычный для каждого школьника и студента. Он основывается на выражении личного мнения по конкретному вопросу с четким обоснованием на основе достоверной и качественной информации. Главное следовать намеченной последовательности и тогда успех будет гарантирован.
Сложности в выполнении целенаправленного текста
Написать целенаправленный текст не просто. Студентам, аспирантам и простым авторам предстоит столкнуться с самыми разными сложностями.
Проблемы при написании целенаправленного текста |
Решение |
Постановка цели | Анализ темы, аналогичных работ, определение собственных интересов и мотивов, учет формальных требований к тексту. Разработка плана повествования |
Определение тональности и стилистики | Учет вида работы, места защиты и публикации, внешних требований и факторов |
Информационная база | Акцент на теме и цели, идее и авторской позиции. Обязателен фактчекинг |
Лингвистическая корректность | Использование онлайн-платформ, нейросетей и ИИ, сторонних специалистов для вычитка, корректуры и редактирования, доработки |
Внешние факторы-ограничения | Учет сроков сдачи материалов, требований по форматированию, объему, плагиату и пр. |
Первым нюансом при подготовке целеориентированных рукописей выступает определение цели. В данном случае автор зачастую не понимает, как сузить тему до определенного момента, о чем именно ему писать и какую именно информацию он желает донести до читателей, что хочет сказать и какое воздействие оказать.
Второй сложностью на пути создания целенаправленного материала является определение соответствующего тона и стиля. Если рукопись формируется в свободном жанре, то важно соблюдать нормы цензуры и культуры, этики. Если же текст пишется в рамках студенческой или научной работы, то придется также учитывать стилистические ограничения – научный стиль, емкость, обоснованность и пр. То есть важно поманить как можно и как нужно писать, маневрировать между этими гранями.
Еще одним вопросом при разработке качественного материала является информационная база. В данном случае авторы не всегда улавливают разницу между первоисточниками, не понимают и не умеют пользоваться принципами фактчекинга, не видят разницы между достоверными и сомнительными сведениями и пр. Притом не менее важно понимать уместность ресурсов в контексте рукописи, способы ее употребления с определенной целью и соответствующим результатом. Все подобранная источниковая база призвана подчеркивать предназначение текста, его суть и идею автора, результаты и выводы.
Самой очевидностью сложностью при написании любых произведений и работ является лингвистическая корректность. Она состоит в том, что материал должен быть изложен доступно, понятно и грамотно – то есть без ошибок, описок. Не каждый автор может гордиться безупречным владением правилами русского (или иного) языка. Но студенческие, научные и иные работы с ошибками не вызовут доверия и не достигнут желаемого эффекта.
Также могут возникнуть трудности, связанные с временными ограничениями. Студенческие и научные работы должны быть подготовлены к определенному сроку, в противном случае возникнет академическая задолженность с соответствующими ей рисками и угрозами, ущербом для студента. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении статей, ведь у каждого издания есть своя частота и периодичность печати и пр. Поэтому придется учитывать соответствующие параметры. Главное – чтобы срочность выполнения текста не отразилась на его качестве.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Как проявляется целенаправленность текста в курсовых и дипломных работах?
Подготовка студенческих работ – процесс изначально строго регламентированный и целенаправленный. Курсовые проекты, ВКР, отчеты по практике – все они преследуют конкретную цель с учетом осваиваемого уровня образования, программы, направления и пр.
Итак, в чем же проявляется принцип целеполагания при выполнении академических трудов?
- Каждый проект призван раскрыть конкретную тему с акцентом на исследовательский вопрос, авторскую позицию. То есть в каждой работе четко очерчены границы исследования и намечен потенциальный результат;
- При выполнении студенческого и научного проекта важна разработка научного аппарата, где будут освещаться цель исследования, задачи, основные первоисточники. То есть уже на стадии проектирования и планирования выдвигается определенная траектория с соответствующими ориентирами, этапами, методами и пр.
- Курсовые и дипломные работы, диссертации и отчеты имеют определенную структуру. То есть ход повествования изначально ясен, формализован, унифицирован. Но авторскую логику и оригинальность никто не отменял;
- В основу таких проектов кладут только проверенную и достоверную информационную базу. Притом все первоисточники будут распределены согласно плану документа, контексту исследования с определенным акцентом и ракурсом употребления.
- В конце исследования студенту предстоит отметить свои достижения и выводы и сопоставить их с утвержденной целью. То есть важно показать, что исследование завершено и намеченные ориентиры достигнуты, обоснованы, корректны.
Таким образом, курсовые, дипломные и научные работы призваны не просто предоставить новые знания, но и развить определенные качества и навыки у авторов, поделиться «соображениями» и результатами с другими пользователями, научить грамотно пользоваться информацией и проинструктировать других. У каждого документа будет подчеркнуть конкретная цель.
Советы по написанию целенаправленного текста
При подготовке к написанию целенаправленного текста, важно разобраться во всех признаках и нюансах.
Выделите конкретное направление. В рамках которого будет излагаться информация, мнение. То есть важно обозначить четкие границы и учитывать их при построении плана повествования.
Продумайте ход и логику рукописи. Разработайте общий план, который поможет понять, что и где писать. Выделите опорные слова, моменты. Опирайтесь на собственное мнение, идею.
Если вы пишите студенческий проект, то обязательно конкретизируйте научный аппарат. Здесь цель исследования предстанет в самом явном виде и поможет понять, о чем писать, как это делать, что для этого нужно.
Собирая информацию в рамках исследовательского вопроса или философствования, нужно убедиться в ее качестве. Неважно, пишите вы статью, диплом или простой рассказ. Старайтесь оперировать проверенной информацией. Так вы сможете доказать состоятельность идеи и мнения, расположить к себе целевую аудиторию и пр.
Учитывайте стилистические и иные особенности повествования, вид целенаправленного текста и его особенности.
Пишите просто и ясно. Не нужно составлять сложные и витиеватые предложения, громоздкие абзацы. Будьте точны в выражениях.
Учитывайте действующие нормы авторского права при использовании чужих трудов и мнений, результатов. Более того, не забывайте о формальных требованиях к рукописи. Они могут выдвигаться со стороны учебного заведения, редакции журнала, паблика или группы и пр. Как правило, они затрагивают стилистические особенности и тонкости форматирования.
Не забывайте, что монотонность – не приветствуется нигде. Чтобы текст был эффектным, не утрачивал целеориентации, нужно грамотно выбирать способы интерпретации. Не бойтесь использовать графики и иллюстрации (конечно же, в рамках действующих регламентов и правил форматирования). Не забывайте анализировать их.
Если сомневаетесь, что сможете самостоятельно проверить рукопись и устранить все замечания, то стоит задуматься об обращении к квалифицированным специалистам. Такой ход в разы повышает объективность оценки относительно качества материалов и повышает уровень их корректности, грамотности, целенаправленности.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
любой текст будет целенаправленным будь то в простой беседе, будь то при его написании. в каждом предложении пользователь пытается донести что-то до собеседника. нет цели – тогда будет просто набор слов.
я бы еще отметила. что у текста будет общая цель – она обычно выражается по теме. также каждый из фрагментов, абзацев, разделов будет преследовать тоже цель, которая будет раскрывать общую. то есть каждое слово, абзац, параграф создаётся ради конкретной миссии и получения конкретного результата.