Учимся различать конечные результаты обучения: знания, качества, навыки и умения

Обучение в любом образовательном заведении предполагает не просто точечное изучение определенного набора дисциплин, но и развитие соответствующих знаний и навыков. Освоение любой программы нацелено на становление и совершенствование конкретного набора. Как правило, он состоит из знаний, навыков, качеств и способностей. Давайте разбираться, что значит каждая из перечисленных категорий.

Учимся различать конечные результаты обучения: знания, качества, навыки и умения
Обучение в любом образовательном заведении предполагает не просто точечное изучение определенного набора дисциплин, но и развитие соответствующих знаний и навыков. Освоение любой программы нацелено на становление и совершенствование конкретного набора. Как правило, он состоит из знаний, навыков, качеств и способностей. Давайте разбираться, что значит каждая из перечисленных категорий.

Результаты обучения – что это такое?

Обучение на любом уровне образования – процесс целенаправленный. Притом в конечном счете учащийся обретает целый багаж определенных компетенций, которые могут быть представлены на различных уровнях, в самых разных вариациях и соотношениях. В общей практике принято выделить три ключевых компетенции, развиваемые в процессе освоения образовательной программы на любом уровне: знания, навыки и способности.

Результаты обучения – это конечный результат, который позволяет оценить качество подготовки учащегося, качество образования в целом и соответствие обретаемых полномочий реальным требованиям рынка и пр.

Из чего состоят результаты обучения?
Из чего состоят результаты обучения?

Впервые данная категория была внедрена и затем получила всемирное распространение в рамках Болонской декларации, то есть с 2003 года. К ее составу и качествам предъявляются особые требования.

Во-первых, обретаемые знания должны быть контролируемыми, проверяемыми. Данная парадигма предполагает, что любой полученный багаж компетенций можно перепроверить любым удобным способом: банальный опрос поможет установить владение теоретическими аспектами, а выполнение заданий и поручений – практическую подготовку.

Во-вторых, результаты обучения подлежат оценке в рамках единой или утвержденной внутри учебного заведения шкалы. То есть компетенции, постигаемые в процессе обучения, измеримы и сопоставимы с заданными нормами, параметрами, обладают четкими свойствами и характеристиками.

Таким образом, результаты обучения – это конечный результат, утвержденный и действующий в рамках любой образовательной траектории. Данный параметр ограничен по объему, ширине, глубине и качеству. Фактически, это набор теоретических представлений и прикладных навыков, которые могут быть пригодны как в повседневной, так и профессиональной жизни.

Знания, как итог обучения: понятие, признаки и свойства, особенности применения

В общем смысле знания представляют собой теоретический багаж, затрагивающий конкретные предметы дисциплины или образовательную траекторию в целом (то есть определённую отрасль, научную плоскость и пр.).

Что входит в категорию "знания"?
Что входит в категорию «знания»?

Знания в системе образования представлены в виде таких составляющих элементов, как:

  • Понятие, категории, термины и определения, которые могут затрагивать повседневные моменты или профессиональную деятельность, научные факты и пр.;
  • Набор общих или специальных правил, теорий, законов и аксиом;
  • Инструкции и алгоритмы, планы, методики.

Фактически, знания можно представить в виде системы теоретических параметров, которые складываются из конкретных фактов и представлений. То есть это незримый, но ощутимый набор полномочий, который помогает выработать достойное и эффективное решение в отношении любой проблемы, ситуации.

Знания выступают руководством к действиям в любой ситуации. В рамках общего среднего образования данная категория обретает общеразвивающий или базовый характер. По программам профессионального образования индивид получает специальный теоретический багаж, позволяющий ему действовать в определённой отрасли или научной области.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Навыки, обретаемые в процессе обучения

Помимо теоретической парадигмы во время обучения в школе, колледже или вузе индивид также развивает набор определённых прикладных полномочий. Их называют умениями или навыками, практической деятельностью.

Навыки, получаемые школьником или студентом, являются результатом преобразования знаний в материальный или «действенный» вид (поступки, практическая деятельность и получение конечного и реального результата).

Умения – это грамотная комбинация интеллектуальной и практической деятельности, то есть действия, предпринимаемые индивидом и приводящие к конкретному итогу, решению и пр. Чаще всего они представлены в виде способов работы, операций, нацеленных на решение определенной проблемы.

Порядок развития навыков в процессе обучения в вузе
Порядок развития навыков в процессе обучения в вузе

В числе классических умений, развиваемых при постижении образовательной программы на любом уровне, можно отметить: анализирование информации, распознавание категорий и правил и их уместное применение, восприятие новой информации устно/письменно, проведение различных операций (математические расчеты, моделирование, черчение и пр.) и т.д.

Умения, которые отработаны до автоматизма и доведенные до совершенства, переходят в категорию навык. Поэтому изначально учащиеся постигают знания, затем преобразовывают их в умения, которые при стабильном использовании становятся навыками.

В числе общих навыков, можно отметить информационная ориентация, принятие решений, обоснование собственной позиции и пр. К профессиональным навыкам относят более узкие действия, которые индивид легко реализует при выполнении соответствующих полномочий, то есть они действуют в определенных ситуациях и обстоятельствах, отрасли или науке и пр.

Какие качества и способности развивает индивид в процессе обучения?

Образовательная деятельность – это не просто зубрежка и развитие конкретных действий, приемов и пр. На самом деле каждая учебная ниша нацелена на всеобщее и дополнительное, то есть комплексное становление не просто специалиста, но и личности!

Какие качества развивает студент вуза в ходе обучения?
Какие качества развивает студент вуза в ходе обучения?

В ходе освоения соответствующей программы происходит развитие или совершенствование следующих индивидуальных качеств и способностей:

  • Лидерство и умение убеждать, вести за собой других, добиваться успеха посильными и доступными способами;
  • Творческие таланты и возможности индивида, учитывающие его интересы, предрасположенности, желания и представления;
  • Физические способности и возможности: выносливость, терпение, темпы или активность, моторика и пр.;
  • Социальные наклонности: формирование представлений по применению определённых подходов в решении проблем, убеждение, мотивация, содействие и взаимодействие;
  • Интеллектуальные параметры: обучаемость, внимательность, концентрация внимания, память, понимание и осознание изученных теоретических канонов и пр.

С одной стороны, каждая образовательная программа нацелена на развитие определённых личностных качеств и способностей, но у каждого человека есть свои предрасположенности и интересы. При желании каждый учащийся может развиваться дополнительно, опираясь на свои таланты и возможности, расширяя свои компетенции, повышая конкурентоспособность и получая при этом удовольствие.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что важнее: знания, навыки или качества (способности)?

Соотношение рассматриваемых категорий напрямую зависит от состава постигаемой образовательной программы и уровня образования. В рамках общего среднего образования акцент делается на теоретическую подготовку и базовые умения, навыки. То есть школьники обретают знания и минимальный набор общих навыков и качеств. На основе данного набора они выбирают будущую профессию и поступают в колледж или вуз для ее постижения.

Знания

Навыки

Качества

Теория, представления Практика Таланты и интересы
Развивают на лекциях, семинарах, во время аудиторной работы и самообразования Развивают на семинарах и практикумах, лабораторных работах, стажировках Развиваются в ходе аудиторной и практической работы, индивидуально или совместно с кем-либо, в рамках учебного процесса и вне него и пр.
Характер: общий, научный, профессиональный (специальный) Характер: общий, специальный Характер: личностное развитие, творческое развитие, спортивное развитие и пр.
Основа: термины, определения, факты, представления

Основа: действия на основе знаний

Измеримы

Не всегда подвергаются измерению

Все три категории можно объединить в термин «компетенции»

В рамках профессионального образования акцент и соотношение знаний, умений, навыков и качеств зависит от массы факторов:

  • Характер выбранной специальности: гуманитарному типу свойственно преобладание знаний (теории), прикладному – навыков (практики);
  • Состав образовательной программы при учебном заведении. Одна и та же специальность может иметь различный предметный состав, отличаться форматами занятий. Если преобладает больше аудиторная работа и исследовательская деятельность, то выпускник получает больше теоретических представлений, то есть знаний. В случае акцентирования внимания на практикумах, стажировках, лабораторных работах – больше умений и навыков в определённой научной или отраслевой плоскости;
  • Цель обучения. В зависимости от того, какую цель преследует индивид, может зависеть соотношение указанных параметров. Если его цель – просто получить диплом об образовании, то он постигает азы и не усердствует с освоением новшеств. Если учащийся заинтересован в погружении в профиль, то он будет стремиться как можно глубже постичь соответствующие компетенции.

Соотношение знаний, умений и навыков, качеств зависит также от того, какие усилия индивид прилагал для постижения соответствующей траектории, какие цели преследовал. Для учащегося порой достаточно обрести минимальный набор знаний и развить базовые умения, чтобы получить допуск к интересующей его деятельности и допуск к работе. Но на рынке труда могут ценить прикладные характеристики (то есть навыки).

Для построения научной карьеры важным оказывается и знания, и навыки, и качества. Исследователю предстоит пользоваться текущим багажом компетенций, проявлять фантазию и творческий подход для продвижения НТП, изобретения и внедрения инноваций.

Не стоит забывать, что все вышеописанные категории принято объединять в одно тонкое и емкое понятие – компетенции. От набора компетенций зависит судьба индивида: возможности карьерного и научного роста, его роль в организации или отрасли/науке и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *