Обучение в любом образовательном заведении предполагает не просто точечное изучение определенного набора дисциплин, но и развитие соответствующих знаний и навыков. Освоение любой программы нацелено на становление и совершенствование конкретного набора. Как правило, он состоит из знаний, навыков, качеств и способностей. Давайте разбираться, что значит каждая из перечисленных категорий.
СОДЕРЖАНИЕ
Результаты обучения – что это такое?
Обучение на любом уровне образования – процесс целенаправленный. Притом в конечном счете учащийся обретает целый багаж определенных компетенций, которые могут быть представлены на различных уровнях, в самых разных вариациях и соотношениях. В общей практике принято выделить три ключевых компетенции, развиваемые в процессе освоения образовательной программы на любом уровне: знания, навыки и способности.
Результаты обучения – это конечный результат, который позволяет оценить качество подготовки учащегося, качество образования в целом и соответствие обретаемых полномочий реальным требованиям рынка и пр.
Впервые данная категория была внедрена и затем получила всемирное распространение в рамках Болонской декларации, то есть с 2003 года. К ее составу и качествам предъявляются особые требования.
Во-первых, обретаемые знания должны быть контролируемыми, проверяемыми. Данная парадигма предполагает, что любой полученный багаж компетенций можно перепроверить любым удобным способом: банальный опрос поможет установить владение теоретическими аспектами, а выполнение заданий и поручений – практическую подготовку.
Во-вторых, результаты обучения подлежат оценке в рамках единой или утвержденной внутри учебного заведения шкалы. То есть компетенции, постигаемые в процессе обучения, измеримы и сопоставимы с заданными нормами, параметрами, обладают четкими свойствами и характеристиками.
Таким образом, результаты обучения – это конечный результат, утвержденный и действующий в рамках любой образовательной траектории. Данный параметр ограничен по объему, ширине, глубине и качеству. Фактически, это набор теоретических представлений и прикладных навыков, которые могут быть пригодны как в повседневной, так и профессиональной жизни.
Знания, как итог обучения: понятие, признаки и свойства, особенности применения
В общем смысле знания представляют собой теоретический багаж, затрагивающий конкретные предметы дисциплины или образовательную траекторию в целом (то есть определённую отрасль, научную плоскость и пр.).
Знания в системе образования представлены в виде таких составляющих элементов, как:
- Понятие, категории, термины и определения, которые могут затрагивать повседневные моменты или профессиональную деятельность, научные факты и пр.;
- Набор общих или специальных правил, теорий, законов и аксиом;
- Инструкции и алгоритмы, планы, методики.
Фактически, знания можно представить в виде системы теоретических параметров, которые складываются из конкретных фактов и представлений. То есть это незримый, но ощутимый набор полномочий, который помогает выработать достойное и эффективное решение в отношении любой проблемы, ситуации.
Знания выступают руководством к действиям в любой ситуации. В рамках общего среднего образования данная категория обретает общеразвивающий или базовый характер. По программам профессионального образования индивид получает специальный теоретический багаж, позволяющий ему действовать в определённой отрасли или научной области.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Навыки, обретаемые в процессе обучения
Помимо теоретической парадигмы во время обучения в школе, колледже или вузе индивид также развивает набор определённых прикладных полномочий. Их называют умениями или навыками, практической деятельностью.
Навыки, получаемые школьником или студентом, являются результатом преобразования знаний в материальный или «действенный» вид (поступки, практическая деятельность и получение конечного и реального результата).
Умения – это грамотная комбинация интеллектуальной и практической деятельности, то есть действия, предпринимаемые индивидом и приводящие к конкретному итогу, решению и пр. Чаще всего они представлены в виде способов работы, операций, нацеленных на решение определенной проблемы.
В числе классических умений, развиваемых при постижении образовательной программы на любом уровне, можно отметить: анализирование информации, распознавание категорий и правил и их уместное применение, восприятие новой информации устно/письменно, проведение различных операций (математические расчеты, моделирование, черчение и пр.) и т.д.
Умения, которые отработаны до автоматизма и доведенные до совершенства, переходят в категорию навык. Поэтому изначально учащиеся постигают знания, затем преобразовывают их в умения, которые при стабильном использовании становятся навыками.
В числе общих навыков, можно отметить информационная ориентация, принятие решений, обоснование собственной позиции и пр. К профессиональным навыкам относят более узкие действия, которые индивид легко реализует при выполнении соответствующих полномочий, то есть они действуют в определенных ситуациях и обстоятельствах, отрасли или науке и пр.
Какие качества и способности развивает индивид в процессе обучения?
Образовательная деятельность – это не просто зубрежка и развитие конкретных действий, приемов и пр. На самом деле каждая учебная ниша нацелена на всеобщее и дополнительное, то есть комплексное становление не просто специалиста, но и личности!
В ходе освоения соответствующей программы происходит развитие или совершенствование следующих индивидуальных качеств и способностей:
- Лидерство и умение убеждать, вести за собой других, добиваться успеха посильными и доступными способами;
- Творческие таланты и возможности индивида, учитывающие его интересы, предрасположенности, желания и представления;
- Физические способности и возможности: выносливость, терпение, темпы или активность, моторика и пр.;
- Социальные наклонности: формирование представлений по применению определённых подходов в решении проблем, убеждение, мотивация, содействие и взаимодействие;
- Интеллектуальные параметры: обучаемость, внимательность, концентрация внимания, память, понимание и осознание изученных теоретических канонов и пр.
С одной стороны, каждая образовательная программа нацелена на развитие определённых личностных качеств и способностей, но у каждого человека есть свои предрасположенности и интересы. При желании каждый учащийся может развиваться дополнительно, опираясь на свои таланты и возможности, расширяя свои компетенции, повышая конкурентоспособность и получая при этом удовольствие.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что важнее: знания, навыки или качества (способности)?
Соотношение рассматриваемых категорий напрямую зависит от состава постигаемой образовательной программы и уровня образования. В рамках общего среднего образования акцент делается на теоретическую подготовку и базовые умения, навыки. То есть школьники обретают знания и минимальный набор общих навыков и качеств. На основе данного набора они выбирают будущую профессию и поступают в колледж или вуз для ее постижения.
Знания |
Навыки |
Качества |
Теория, представления | Практика | Таланты и интересы |
Развивают на лекциях, семинарах, во время аудиторной работы и самообразования | Развивают на семинарах и практикумах, лабораторных работах, стажировках | Развиваются в ходе аудиторной и практической работы, индивидуально или совместно с кем-либо, в рамках учебного процесса и вне него и пр. |
Характер: общий, научный, профессиональный (специальный) | Характер: общий, специальный | Характер: личностное развитие, творческое развитие, спортивное развитие и пр. |
Основа: термины, определения, факты, представления |
Основа: действия на основе знаний |
|
Измеримы |
Не всегда подвергаются измерению |
|
Все три категории можно объединить в термин «компетенции» |
В рамках профессионального образования акцент и соотношение знаний, умений, навыков и качеств зависит от массы факторов:
- Характер выбранной специальности: гуманитарному типу свойственно преобладание знаний (теории), прикладному – навыков (практики);
- Состав образовательной программы при учебном заведении. Одна и та же специальность может иметь различный предметный состав, отличаться форматами занятий. Если преобладает больше аудиторная работа и исследовательская деятельность, то выпускник получает больше теоретических представлений, то есть знаний. В случае акцентирования внимания на практикумах, стажировках, лабораторных работах – больше умений и навыков в определённой научной или отраслевой плоскости;
- Цель обучения. В зависимости от того, какую цель преследует индивид, может зависеть соотношение указанных параметров. Если его цель – просто получить диплом об образовании, то он постигает азы и не усердствует с освоением новшеств. Если учащийся заинтересован в погружении в профиль, то он будет стремиться как можно глубже постичь соответствующие компетенции.
Соотношение знаний, умений и навыков, качеств зависит также от того, какие усилия индивид прилагал для постижения соответствующей траектории, какие цели преследовал. Для учащегося порой достаточно обрести минимальный набор знаний и развить базовые умения, чтобы получить допуск к интересующей его деятельности и допуск к работе. Но на рынке труда могут ценить прикладные характеристики (то есть навыки).
Для построения научной карьеры важным оказывается и знания, и навыки, и качества. Исследователю предстоит пользоваться текущим багажом компетенций, проявлять фантазию и творческий подход для продвижения НТП, изобретения и внедрения инноваций.
Не стоит забывать, что все вышеописанные категории принято объединять в одно тонкое и емкое понятие – компетенции. От набора компетенций зависит судьба индивида: возможности карьерного и научного роста, его роль в организации или отрасли/науке и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!