На базе общеобразовательных заведений действует не только обязательная к изучению траекторию с набором определенных дисциплин, заданий. Школьники и студенты могут также дополнительно развиваться, ориентируясь на собственные интересы или потребности в освоении конкретной науки. Для этого существуют так называемое дополнительное образование. Именно на его базе происходит реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (сокращенно ДООП).
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки ДООП
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой специфическую траекторию по подготовке учащихся. Она нацелена на разнообразие и обогащение обязательной программы новыми материалами и подходами. Такие направления подготовки ориентированы на потребности в развитии со стороны школьников и студентов.
Программы ДООП выполняют несколько важных функций:
- Дополняющая или расширяющая. Она проявляется в том, что такие траектории призваны привнести новые аспекты, методы, мероприятия, информацию, которых нет в базовой и обязательной к освоению программе. То есть она помогает углубиться в конкретное направление, получить больше сведений по интересующим темам и пр.
- Развивающая. Ее миссия – способствовать обретению учащимися новых качеств и компетенций, расширяющих их возможности и предоставляющих фору, повышение конкурентоспособности в общей массе и пр.
- Социальная. Данная парадигма ориентирована на спрос со стороны учащихся, а также помогает им адаптироваться в определенной сфере, постичь специфические инструменты, теории и прочие парадигмы.
- Познавательная и личностно-психологическая. В рамках ДООП индивиды удовлетворяют собственные потребности в развитии, саморазвитии, позволяя им самосовершенствоваться и легче, быстрее достигать намеченных целей (учебных, научных, профессиональных и пр.). Более того, при таком раскладе слушатели также улучшают свой личностный рост, получая удовольствие от учебы, расширяя список контактов (с педагогами и сверстниками, одногруппниками), приобретая новые качества (лидерство, упорство, творческие черты и пр.).
Программы дополнительного образования имеют массу признаков, подчеркивающих их суть и оригинальность. Во-первых, они преподносятся в различных форматах, не свойственных типичной траектории базовой подготовки при школах, колледжах и вузах: мастер-классы, вебинары, тренинги, тьюторство и менторство, репетиторство, групповые секции по интересам. При учебных заведениях также можно встретить подобные сценарии в качестве внеурочной деятельности.
Во-вторых, посещение таких форматов подготовки носит сугубо добровольный характер. То есть индивиды лично выбирают направленности ДООП, в какой науке или теме они намерены развиваться, ищут подходящие для себя варианты и формы обучения, центры допобразования и пр.
В-третьих, такие варианты обучения предлагаются на базе различных учебных центров: при школах, СУЗах и вузах, а также на базе частных центров и пр. Притом они могут быть как бесплатными, так и платными, но стоимость подготовки по ним будет более лояльной, доступной.
В-четвертых, программы ДООП более актуальные и по содержанию отличаются от типичной базовой программы подготовки, которая обязательна к освоению согласно ФГОС. В данном случае допобразование призвано ее дополнить и разнообразить, заинтересовать слушателей, помочь освоить им более интересные, специфические методики, подходы, приемы и пр. То есть такие парадигмы помогают сделать знания и прикладные навыки учащихся более актуализированными, современными, соответствующими требованиям внешней среды.
Таким образом, освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ призваны повысить качество подготовки индивида, дополнить его базовые компетенции новыми и наиболее актуальными знаниями, умениями.
Команда ДиссХелп готова помочь пользователям разобраться в понятии и особенностях программ дополнительного образования, проконсультировать по всем возникающим вопросам относительно их разработки, выбора и пр.
Особенности ДООП
Общеобразовательные дополнительные программы принято выделять в отдельную нишу – дополнительное образование. Поэтому имеет место выделить особенности таких инструментов в развитии слушателей, студентов и пр.
Чем же программы ДООП отличаются от обязательных, типовых программ обучения?
Основание для сравнения |
Обязательная образовательная программа |
Дополнительная программа |
Регламенты и ориентиры | ФГОС | ФГОС и интересы пользователей. Новшества в выбранной сфере деятельности |
Развитие | Базовое | Углубленное в определенной науке/теме или отрасли |
Обучение | Обязательно для каждого человека | Добровольное, инициативное |
Направление | Общее | Конкретное, в рамках определенной науки |
Формат обучения | Уроки, лекции, семинары, пары, НИР | Тренинги, практикумы, мастер-классы, групповые занятия в специальных центрах, тьюторство и менторство, репетиторство, экскурсии, тренировки и пр. |
Вариации | Стандартные, унифицированные | Авторские, экспериментальные, адаптированные |
Во-первых, несмотря на то, что все траектории обучения ограничены конкретными нормативами и правилами ФГОС, программы ДООП все же обладают своей уникальностью – ориентированы на запросы, интересы, потребности в развитии со стороны социума. То есть здесь используется соответствующая дополнительная информация, которой нет в традиционной программе, также могут использовать специфические методы, приемы, технологии и пр. То есть все будет укладывать в требования ФГОС, дополнять и расширять базовые знания.
Во-вторых, в большинстве случаев общеобразовательные программы идентичны, не имеют явных отличий в разных учреждениях. Виной такому однообразию выступает строгие регламенты и общие требования рынка труда. Дополнительные траектории развития слушателей более разнообразные и здесь выбор будет велик. То есть в целом. Можно сказать, что базовая программа (при школе, вузе) выбирается только с уклоном на определенные навыки, направленности. Выбор ДООП ориентирован на удовлетворение потребностей в саморазвитии, то есть здесь «свобода выбора» шире, возможностей больше и пр. Такие траектории более разнообразные, ориентированы на различные целевые аудитории, уровень подготовки, предлагают разный набор предметов, занятий и пр. То есть здесь индивид сможет подобрать наиболее выгодный и интересный дл себя вариант подготовки. Притом выбор и обучение производиться сугубо на инициативной и добровольной основе. В любой момент пользователь может прекратить освоение дополнительного направления или траектории.
В-третьих, общеобразовательные программы чаще всего носят комплексный характер, затрагивая каждый предметный сегмент на минимальной или базовой глубине, для общего кругозора и понимания. Дополнительные формы обучения же более предметно и научно-ориентированы, позволяют глубже исследовать конкретный сегмент, темы, проблему, плоскость, освоить соответствующие инструменты и пр. То есть ДООП обычно более узко ориентированные, точечные, дополняющие базовую парадигму обучения.
В-четвертых, способы проведения занятий в рамках общеобразовательной и дополнительной парадигмы существенно отличаются. При реализации основных программ используется типичная комбинация лекций и семинаров, практикумов. В рамках дополнительного образования чаще всего применяют индивидуальные и групповые формы (курсы), опираясь на современные форматы: мастер-класс, тренинг, вебинар, онлайн-курс, стажировка, репетиторство и тьюторство, консультирование и пр.
В-пятых, не менее важно выделить вариативность программ дополнительного образования. То есть их выбирают исходя из потребностей в саморазвитии на основе интересов, мотивов дополнительной подготовки. Если общеобразовательные траектории унифицированы и практически всегда однотипны, то ДООП более разнообразны. Они бывают самых разных видов и имеют свои особенности, подчеркивающие их отличия и одновременно с этим связь с базовыми траекториями, темами и пр. В частности, в ДООП нередко относя программы по повышению квалификации, аттестации работников, переквалификации, а также внеурочные виды деятельности при образовательных заведениях (всевозможные кружки и секции, конференции и пр.).
Таким образом, программы дополнительного образования призваны расширить базовые знания учащихся, помочь им повысить уровень своей подготовки и конкурентоспособности, обрести наиболее актуальные представления и компетенции в необходимости области. Они реализуются в самых разных форматах. Их посещение носит сугубо добровольный характер.
Профессионалы DissHelp готовы помочь разобраться во всех тонкостях разработки и подготовки ДООП посредством проведения консультаций, предоставлении ответов на все интересующие вопросы разъяснение тонкостей и пр. С нами понять как подготовить качественную программу ДООП, как ее реализовать, как выбрать соответствующее направление – легко и просто.
Виды ДООП и их характеристика
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы можно разделить на десятки подвидов. Каждый из них будет ориентирован на освоение конкретного набора знаний, умений и навыков, учитывать уровень подготовки слушателей и их интересы, мотивы и пр.
В зависимости от того, на каком уровне происходит внедрение и реализация, можно выделить следующие направленности ДООП:
- Общеразвивающие, призванные выйти за пределы стандартной общей программы обучения и получить более обширные представления по определенному спектру наук;
- Предпрофессиональные. Здесь уровень погружения в дисциплины более глубокий, чаще всего ориентирован на подготовку к поступлению в колледж или университет или обретение базовых профессиональных компетенций (по аналогии с профессионалитетом).
В зависимости от принадлежности к конкретной предметной группе, специализации, можно выделить:
- Технические,
- Гуманитарные;
- Естественнонаучные;
- Спортивные;
- Творческие (художественные, музыкальные, танцевальные и пр.);
- И т.д.
В рамках каждой вышеуказанной группы будет происходить погружение в соответствующие науки, темы, развитие конкретного набора качеств и компетенций. В технических науках чаще всего развивают точность, измеримость, концентрацию внимания, в творческих – креатив, индивидуальность и самовыражение, умение сочетать традиции и тенденции, в спортивных – скорость, ловкость, выносливость и пр. Конечно же, подходы в разных предметных областях будут разниться.
В зависимости от характера и авторства, можно выделить экспериментальные траектории, авторские программы, адаптированные или модернизированные вариации и пр.
Исходя из ориентира на целевую группу и формат применения, можно выделить персонализированные (индивидуальные) и групповые (коллективные) направленности ДООП. Первая группа будет ориентирована на интересы, потребности, требования конкретного индивида. Чаще всего к таковым относят репетиторские и тьюторские занятия, частные занятия в рамках определенного предмета, проектные форматы. Групповые предполагают работу с несколькими лицами или группой, классом.
То есть фактически основные отличия в направленности ДООП и их реализации кроются в соответствующем научном направлении, характере программы, ее ориентации на целевую группу и методы обучения. Но именно разнообразие дополнительных форматов позволяет сделать учебный процесс более интересным, насыщенным, персонализированным и полезным.
Команда консультантов и специалистов ДиссХелп готова помочь разобраться во всех тонкостях каждого вида программы ДООП, сориентироваться в особенностях ее разработки и внедрения, применения.
Требования к ДООП
Разработка ДООП происходит не просто на основе импровизации и требований, ожиданий целевой аудитории. В данном деле существую определенные правила, нормы и регламенты, частично унифицирующие состав таких парадигм.
Ключевые требования к ДООП включают в себя следующие аспекты:
- Каждая программа должна быть ориентирована на расширение общего кругозора и знаний в рамках соответствующей дисциплины, науки, а также призвана всесторонне развивать индивида: предметно, личностно, культурно и духовно, психологически и пр.
- Визуально ДООП предстают в виде четко структурированного документа с четким оформлением и пояснением цели, методов обучения, характеристики целевой аудитории, подготовкой дополнительного пакета файлов по организации учебного процесса и пр.;
- Намечаемая траектория обучения должна быть актуальной, отличаться от базовой или типичной основной программы подготовки учащихся, учитывать общие стандарты обучения ФГОС и ожидания, требования пользователей. То есть независимо от направленности ДООП, данная траектория должна грамотно переплетать общие законы преподавания с мотивами и ожиданиями целевой аудитории, особенностями ее развития;
- Дополнительная система обучения также должна быть доступной для пользователей, то есть излагаться и преподноситься на простом и понятном языке, задействовать открытые первоисточники, ориентируясь на возрастные особенности слушателей, их текущие знаний и умения, финансовое состояние (если она реализуется платно) и пр.
- Результативность и целенаправленность – важнейшее из требований к ДООП, устанавливающие границы погружения в выбранное направление и ориентирующее на конечный результат.
Одним из важнейших требований по подготовке ДООП для согласования и утверждения, внедрения и реализации является наличие четкой структуры и качественного содержания. Это правило предполагает, что намечаемая разработчиком траектория обучения будет разбита на последовательные блоки и грамотно описана.
Требования к ДООП по структуре и содержанию предполагают, что документ будет содержать следующие блоки:
- Титульный лист. На нем отражают основные сведения о направленности ДООП, месте ее реализации, предметной или научной принадлежности, выделяют целевую аудиторию, а также сведения о разработчиках, дате и месте ее реализации. То есть анализ первой страницы покажем, где и чему будут обучать, кто может пройти подготовку, когда она будет проводиться, кто разработал программу.
- Пояснительная записка. В ней предоставляется общая характеристика ДООП, ее целевая ориентация и предназначение, последовательность обучения слушателей, сроки реализации, методология преподавания и обучения, планы и прогнозы относительно ее применения.
- Учебный план и календарно-тематический план. В этом документе отражает перечень всех тем, разделов, которые лежат в основе программы ДООП. В этом файле разработчик конкретизирует в рамках каждой темы объем теоретических и практический занятий, выстраивает примерный график занятий.
- Содержание ДООП. В этом разделе предоставляется емкое описание каждой темы с выделение ключевых или опорных категорий, моментов. Уместно приложить план-конспект каждого занятия, где будет подробно пояснены методы обучения, захватываемые материалы и литература с учетом специфики формата занятия.
- Оценка и анализ результатов реализации ДООП. В данном случае разработчик предлагает конкретную шкалу оценки успеваемости и результатов обучения, способы проведения контроля знаний и аттестации целевой аудитории и пр.
- Методическое обеспечение программы допобразования. В данном случае приводится список и характеристика всех задействованных первоисточников, необходимых для реализации соответствующей траектории. То есть здесь воссоздается общий методический и дидактический материал по всему курсу, на основе которого преподаватель будет доносить суть для слушателей, помогать им в развитии.
- Список первоисточников. В этом разделе приводится перечень всех задействованных в ходе подготовки и реализации программы допобразования первоисточников: учебные и методические пособия, инструкции, статьи, энциклопедии, электронные ресурсы и пр. Притом важно предоставить их полное библиографическое описание.
В целом, можно отмети, что структура, описание и оформление ДООП будет типичным, (то есть производится по аналогии с общей образовательной программой и нормами ФГОС). Существенным отличием является лишь ее наполнение – содержание, ориентиры, глубина погружения в предмет, задействованный методологический аппарат и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Помощь в разработке ДООП
Начинающие преподаватели и разработчики нередко сталкиваются с массой нюансов при проектировании и планировании, описании и оформлении программы ДООП.
Разработка ДООП – процесс серьезный, требовательный и отчасти творческий. В данном случае важно понимать ее предназначение и знать все тонкости ее построения и грамотной визуализации.
Команда образовательного центра DissHelp готова оказать широкий спектр услуг помощи в разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Наши авторы проконсультируют по всем вопросам составления, описания, оформления, тематического ориентирования и адаптирования соответствующей системы под требования, ожидания целевой аудитории с учетом норм ФГОС и пр.;
- Эксперты ДиссХелп подскажут, как грамотно спроектировать и спланировать ход погружения в соответствующее направление, какие темы затронуть, что отметит и пр.;
- Наши разработчики готовы взять на себя миссию по побору первоисточников для разработки ДООП;
- Мы готовы помочь с проработкой структуры и содержания программы ДООП, ее оформлением, подготовкой дополнительны документов: учебный план, план-коснпект, КТП и пр.;
- Наши авторы подскажут, как грамотно внедрить программу дополнительного образования, на что обратить внимание при ее реализации и пр.
Также наша команда поможет адаптировать и откорректировать ДООП по результатам ее апробации, произвести вычитку текста и исправить все недочеты и ошибки, доработать предлагаемую клиентом траекторию и состав программы.
Помощь в разработке ДООП от ДиссХелп оказывают высококвалифицированные преподаватели, разработчики с профильным образованием и опытом в соответствующей сфере деятельности. Благодаря их профессионализму наши заказчики получают качественные ДООП, гарантирующие им и их подопечным успех в развитии.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!