Влияние внеучебной деятельности студента на его продуктивность

Обучение в любом образовательном заведении независимо от постигаемой ступени и уровня, квалификации предполагает обязательное погружение и усвоение выбранной программы и направления. Но помимо этого в школах, сузах и вузах также вниманию учащихся предложено немало дополнительных видов услуг, нацеленных на дополнительное их дополнительное развитие. В этом случае речь идет о так называемой внеучебной деятельности.

Влияние внеучебной деятельности студента на его продуктивность
Обучение в любом образовательном заведении независимо от постигаемой ступени и уровня, квалификации предполагает обязательное погружение и усвоение выбранной программы и направления. Но помимо этого в школах, сузах и вузах также вниманию учащихся предложено немало дополнительных видов услуг, нацеленных на дополнительное их дополнительное развитие. В этом случае речь идет о так называемой внеучебной деятельности.

Понятие, виды и функции внеучебной деятельности студентов

Внеучебная деятельность представляет собой дополнительный вид развития школьников и студентов, нацеленный на расширение их кругозора и компетенций. Исходя из названия, можно понять, что погружение в дополнительные ниши и горизонты происходит вне основной учебы.

Внеучебная деятельность, то есть «вне учебы», помимо нее. Внеучебная деятельность равнозначна внеурочным занятиям.

Рассматриваемая парадигма, несмотря на второстепенный характер, выполняет целый спектр немаловажных функций. Во-первых, познавательная задача рассматриваемой парадигмы предполагает обретение индивидом новых, дополнительных знаний или качеств помимо основной специальности или постигаемой траектории обучения. В данном случае происходит явное расширение кругозора.

Во-вторых, расширяющая задача предполагает пополнение имеющихся способностей и возможностей новыми параметрами, данными, которые помогают обрести новый опыт, компетенции. В данном случае происходит заметное пополнение или дополнение профессиональных и внепрофессиональных границ с акцентом на собственные интересы, возможности и пр.

Особенности внеучебной деятельности студента
Особенности внеучебной деятельности студента

В-третьих, внеучебная деятельность носит воспитательный характер. Данная черта проявляется в необходимости развития самодисциплины для умелого сочетания основной учебы и дополнительных видов деятельности. Помимо этого, с помощью рассматриваемого вида подготовки происходит «закаливание» индивида и развитие способностей по оперативному переключению между текущими задачами и делами, закаливание характера, выдержка и терпение, усидчивость и пр.

В-четвертых, одной их не менее важных функций внеучебной деятельности выступает социальная. С ее помощью индивид учится устанавливать контакты с разными людьми, перенимать опыт у наставников и единомышленников, делиться личными представлениями и умениями, а также развивать полезные связи.

В-пятых, рассматриваемая ниша выполняет задачу личностного роста. Она проявляется в дополнительном развитии индивида согласно его предпочтениям, а также совершенствованию его талантов и способностей, расширению полномочий и представлений, индивидуальному развитию, раскрытию потенциала и развитию лидерских качеств и пр.

Таким образом, внеучебная деятельность позволяет разнообразить классический или типичный учебный процесс в стенах школы, колледжа или вуза, дополнив постигаемые горизонты интересными и полезными для индивида свойствами, качествами и умениями, которые пригодятся ему как в профессии, так и по жизни в целом.

Внеучебная деятельность – это не единая стандартная траектория развития. Рассматриваемый вариант подготовки реализовывается в разных формах и затрагивает самые разные плоскости и ниши. Поэтому можно обозначить следующие виды внеучебной деятельности.

В зависимости от направленности дополнительного развития студента принято выделять:

  • Научный и научно-исследовательский вариант развития студентов. В рамках этого формата индивид проводит научные исследования и глубже проникает в выбранную тему, проблему с учетом собственных мотивов и интересов. Эта парадигма соприкасается с выполнением научных статей, участием в научных конференциях, лабораторными работами, полевыми исследованиями и пр.;
  • Спортивный вид внеучебного развития учащегося предполагает развитие соответствующих навыков и качеств посредством тренировок в рамках выбранного спортивного жанра и стиля, участия в различных спортивных соревнованиях. Более того, эта разновидность позволяет параллельно с физическими данными развивать личностные черты: выдержку, точность, терпение, эмоциональную устойчивость и пр.;
  • Культурное направление призвано развить творческие способности, раскрыть соответствующий потенциал и индивидуальные черты учащегося, направить соответствующие таланты и характеристики в «верное русло». Эта парадигма реализуется на базе дополнительных творческих, культурно-массовых мероприятий на базе суза ли вуза. Студентов привлекают к местной самодеятельности, репетициям, организации и проведению торжеств и иных мероприятий и т.д.;
  • Социальное развитие студентов в рамках внеучебной деятельности предполагает привлечение учащихся к участию волонтерских движениях и благотворительных фондах, социальных центрах, при экологических акциях и движениях. В данном случае наблюдается нравственное и духовное воспитание участников и пр.
  • Патриотическое развитие с акцентом на моральный, психологический ан срой и азы военной подготовки. В данном случае студенты могут параллельно осваивать вторую (дополнительную) профессию военного типа на базе ВУЦ и военных кафедр при вузе и пр. Притом данный тип подготовки будет комбинированным. Он основывается на развитии физических и личностных, профессиональных и общих компетенций.

В зависимости от соотношения внеучебной и профессиональной образовательной деятельности, студенты могут выбирать направление для дополнительного развития, которое будет дополнять или углублять познания и практическую подготовку в рамках основного профиля или кардинально новую, несвойственную профессии парадигму.

Классификация внеучебной деятельности студента
Классификация внеучебной деятельности студента

В зависимости от сроков реализации соответствующих направлений дополнительной подготовки можно выделить краткосрочные, долгосрочные виды внеучебной ниши. Чаще всего дополнительная развивающая деятельность при вузе реализуется в течение всего учебного года, но также допустимы варианты с «краткосрочной продолжительностью», когда курсы реализуются в течение ограниченного периода времени и пр. В данном случае все зависит от программы дополнительного образования, ее состава и характера и пр.

Также можно выделить два варианта внеучебной деятельности. Их градация основывается на финансировании. В этом сегменте можно обозначить бесплатные направления подготовки. Они чаще всего действуют при сузе или вузе в виде всевозможных кружков, секций, курсов и пр. Также можно выделить платные варианты внеучебного образования, которые предоставляются всем желающим (как студентам, так и иным подходящим под условия лицам) на коммерческой основе. Ярким примером последнего формата выступают подготовительные курсы, курсы повышения квалификации, курсы по переподготовке кадров, специализированные программы и пр.

В зависимости от необходимости посещения дополнительных занятий в рамках внеучебной занятости учащихся можно выделить добровольный и принудительный характер. Как показывает практика, выбор направления происходит сугубо в инициативном порядке: индивид самостоятельно решает и выбирает нишу для развития, направляет заявку. Лишь в редких случаях посещение дополнительных занятий приобретает принудительный характер (например, в качестве условия со стороны педагога для допуска к зачетам или экзаменам и пр.). Притом последний формат в целом является незаконным.

Помимо вышеуказанных вариантов внеучебной деятельности можно выделить внутриорганизационные и внеорганизационные формы. Первый предполагает посещение выбранных программ на базе текущего учебного заведения, а второй – на базе иных центров (то есть за пределами родного суза или вуза).

Также можно выделить общие и узкоспециализированные программы в рамках внеурочной деятельности. Общий формат нацелен на общее развитие учащихся с учетом их предпочтений. Он затрагивает культурные, духовные, личностные варианты. Узкоспециализированная программа дополнительного развития нацелена на постижение конкретного русла, темы, курса в более глубоком формате.

Таким образом, студенты могут не просто и не только осваивать одну конкретную профессиональную программу (специальность), но и параллельно с этим развиваться дополнительно вне утвержденного учебного процесса. Данный вид деятельности не запрещен. Индивид самостоятельно подбирает интересное и важное для него направление, подбирает посильные условия и добровольно посещает соответствующие курсы.

Плюсы и минусы внеучебной деятельности

Рассматриваемый вариант развития учащихся (или всех желающих) обладает рядом достоинств и недостатков, каждый из которых подчеркивает специфику дополнительного развития.

Достоинства внеучебной деятельности

Недостатки внеучебной деятельности

Расширение кругозора, повышение уровня эрудиции Дополнительная нагрузка помимо основной программы
Повышение конкурентоспособности в общей массе или конкретном кругу Некоторые программы внедряются и реализуются в принудительном порядке
Умелое применение принципов тайм-менеджмента Сложности в постижении на фоне неграмотного выбора
Расширение списка контактов, деловых и полезных связей Снижение успеваемости индивида на фоне некорректной нагрузки
Личностный рост и социализация индивида Непосильная программа, усложняющая общий ход обучения студента
Раскрытие потенциала учащегося и его грамотное применение Дополнительные траты на сопутствующее развитие
Повышение активности на занятиях, повышение успеваемости студента Эмоциональная и психологическая незрелость
Пополнение портфолио новыми индивидуальными достижениями Ограниченный выбор

Среди очевидных достоинств внеучебной деятельности можно отметить факт значительного интеллектуального и личностного роста. Первый позволяет расширить кругозор и приспособить обретенные знания и компетенции в профессиональном, учебном так и повседневном русле. Вторая категория позволяет сформировать определенных набор качеств, который облегчить обучение по основной программе (специальности) и разовьет социальные и иные связи.

Помимо этого, занятия внеучебной деятельности требуют грамотного перераспределения сил и возможностей. Эта миссия реализуется благодаря развитию и освоению принципов тайм-менеджмента. Данный навык – незаменимый помощник в любой отрасли и нише, который помогает грамотно расставлять приоритеты и оперативно добиваться намеченных задач и целей без ущерба иным делам и личным интересам.

Внеурочная активность студента позволяет раскрыть его потенциал и направить его в необходимое русло для достижения более высоких результатов, что также позволяет добиться успеха и пополнить портфолио, повысив уровень конкурентоспособности в общем и дополнительном ракурсе. Более того, на фоне умелого применения новых качеств и компетенций индивид может облегчить ход постижения основной программы, а также повысит уровень активности и продуктивности на занятиях, облегчить ход погружения в важные ниши и темы и пр.

Среди очевидных минусов внеучебной деятельности можно отметить необходимость дополнительных трат финансов, времени и сил, удвоение (повышение) нагрузки. В свою очередь нерациональное управление ресурсами и возможностями может привести к снижению успеваемости на фоне переутомления, сложности в постижении программ дополнительного образования и пр.

Также важно обозначить непосильность ноши внеучебного плана, если индивид, выбирая направление для дополнительного освоения и погружения, не учитывает уровень ее сложности, текущий уровень собственной подготовки и пр.

Таким образом, внеучебная деятельность способна как повышать продуктивность и успеваемость учащихся, так и негативно отражаться на них. Характер воздействия во многом зависит от корректности выбора и грамотного планирования действий.

Как студенту грамотно подобрать вариант внеучебной деятельности?

Выбор внеучебной деятельности – процедура сугубо инициативная и индивидуальная. Каждый учащийся лично определяет необходимость и направление для дополнительного развития с учетом массы факторов:

  • Личные интересы и мотивы, цели дополнительной подготовки;
  • Текущие представления, знания по выбранному профилю, условия обучения (состав программы, расписание занятий и пр.);
  • Посильность ниши;
  • Характер обучения: теоретический, прикладной, комбинированный;
  • Соприкасаемость с основным направлением обучения: дополнение основной специальности, смежное направление, иной вариант без сочетаемости с основной программой подготовки;
  • Текущая нагрузка и наличие свободного времени и пр.

Первым шагом на пути к дополнительному обучению становится осознание необходимости дополнительного развития и принятие соответствующего решения. К этому результату студент ил школьник приходит самостоятельно, добровольно.

Схема успешной организации внеучебной деятельности
Схема успешной организации внеучебной деятельности

Вторым шагом выбора внеучебной деятельности становится анализ собственных желаний и интересов. В данном случае необходимо отметить пригодные или интересные направления для развития, определить цель их постижения (польза) и т.д. Здесь же важно проанализировать состав и цели программы, оценить степень ее соответствия ожиданиям учащегося и пр.

Третий шаг в рамках грамотного подбора направления и формата внеучебной деятельности становится анализ текущей нагрузки и выделение соответствующих возможностей: когда индивид может посещать занятия или самостоятельно заниматься, какой формат ему удобнее (очный, онлайн и пр.), какой вариант посилен (только бесплатный или платный) и пр.

Четвертый шаг – выбор места обучения. В данном случае необходимо проанализировать все действующие предложения в рамках интересуемой программы или направления, учесть удобство посещения (место расположения, сложности посещения и пр.) и пр. В данном деле составить рациональное расписание помогут принципы тайм-менеджмента.

Лучше всего выбирать то учреждение, до которого легче и проще добраться после основной учебы или которое располагается неподалеку от дома.

Пятый шаг – формирование полного расписания занятости студента с учетом основной и внеучебной деятельности.

Таким образом, чтобы сделать правильный выбор в рамках внеучебной деятельности, важно оценить собственные желания и возможности, определить посильность программы и определить личные мотивы, цели и план развития.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Как организовать внеучебную деятельность с максимальной эффективностью?

Организация внеучебной деятельности позволяет минимизировать риски наступления негативных последствий и в значительной степени улучшить продуктивность, успеваемость и качество подготовки индивида «по всем флангам»: в рамках постигаемой профессии, дополнительной программы, повседневной или профессиональной жизни и пр.

Для начала необходимо оценить текущее положение дел. Для этого рекомендовано в обязательном порядке отметить расписание текущих занятий и дел, отметить основные обязанности и личные дела. Такой ход позволяет констатировать наличие конкретного свободного времени (в какое время или половине дня, общий объем свободного времени и пр.).

Здесь же уместен выбор направления внеурочной деятельности с учетом собственных интересов, мотивов и прочих факторов. Также важно наметить цель и основные задания дополнительного образования, чтобы знать конкретные границы и иметь представления роли дополнительного обучения.

Вторым шагом станет оценка расписания внеучебной деятельности в рамках выбранного направления или программ. Важно соотнести действующее расписание дополнительных секций и кружков, отметить их совпадение со свободным временем индивида и возможности посещения. Притом не стоит забывать о необходимости учета времени на дорогу до занятий и пр. Также не следует пренебрегать выделением времени на отдых между разными видами деятельности для «перегрузки организма» пр.

Третий шаг – грамотная расстановка приоритетов для определения необходимости, места и роли внеучебной деятельности в ходе развития личности, специалиста и пр. В данном случае важно отметить, что внеурочная деятельность всегда носит вспомогательный и второстепенный характер, поэтому все дополнительные занятия ставятся после основных видов деятельности.

Четвертый шаг – формирование общего расписания дел, досуга и прочих моментов. Данная миссия реализуется после расстановки приоритетов и осознания роли, места каждого вида деятельности. Главное – не забыть включить в распорядок дня время на отдых и пр.

Учтите, что именно от грамотной организации подготовки зависит качество знаний, умений, продуктивность и эффективность обучения. Поэтому важно учитывать располагаемые ресурсы, силы и тщательно планировать каждый шаг. Чем больше факторов студент учтет в ходе выбора и проектирования хода освоения всех программ, тем легче ему будет постигать новшества и проще найти применение соответствующим компетенциям.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!