Услуги по разработке программ повышения квалификации

Получить профессиональное образование – означает обрести базовые или классические, частично современные знания и навыки в рамках определённой отрасли и профессии. Но с течением времени требования к уровню подготовки и ново спеченного или уже действующего специалиста изменяются. Поэтому возникает необходимость дополнительного обучения и прохождения курсов повышения квалификации.

Услуги по разработке программ повышения квалификации
Получить профессиональное образование – означает обрести базовые или классические, частично современные знания и навыки в рамках определённой отрасли и профессии. Но с течением времени требования к уровню подготовки и ново спеченного или уже действующего специалиста изменяются. Поэтому возникает необходимость дополнительного обучения и прохождения курсов повышения квалификации.

Что это такое: суть курсов повышения квалификации?

Курсы по повышению квалификации – это отдельная, дополнительная программам обучения уже сформированных специалистов, обладающих достаточными знаниями для работы. В данном случае это специальная образовательная программа в рамках дополнительного профессионального образования, которая выполняет следующие функции:

  • Дополняет и актуализирует знания и умения слушателя с учетом произошедших в профессиональной среде новшеств, а также с учетом новшеств на его предприятии (где он трудится);
  • Восполняет имеющиеся пробелы в подготовке (как теоретической, так и практической);
  • Содействует саморазвитию индивида и повышению шансов на карьерный рост;
  • Содействует развитию инноваций, научной мысли и прогресса.

Курсы по повышению квалификации призваны предоставить дипломированным специалистам или выпускникам колледжей и вузов актуальную информацию. Всем известно, что скорость обновления классический профессиональных образовательных программ низкая (в среднем раз в 5 лет, на протяжении которых может произойти масса новшеств и перемен общего и сугубо профессионального плана). Поэтому на практике приветствуется прохождение данных форматов обучения.

Роль курсов повышения квалификации
Роль курсов повышения квалификации

По окончании обучения в рамках курсов повышения квалификации слушатель получает документ, подтверждающий факт обучения и обретения им конкретных знаний и навыков. В данном случае он будет иметь на руках не диплом, а удостоверение. Его предоставление в отдел кадров позволяет продолжить сотруднику спокойно трудиться без каких-либо ограничений, получить допуск к работе и показать свою состоятельность и профессиональную пригодность.

Виды и формы курсов повышения квалификации

Курсы повышения квалификации – это не просто стандартная программа обучения. Данная программа имеет массу вариаций.

В зависимости от сроков реализации принято выделять экспресс-курсы и краткосрочные, долгосрочные курсы. К первой категории относят те виды подготовки специалистов, которые реализуются менее месяца. Как правило, а их посещение и изучение уходит около 1-2 недель (а порой и вовсе несколько дней). Здесь вся информация подается в очень сжатой форме, строго по сути, освещая лишь наиболее значимые новшества, новейшие методики и подходы, термины, изобретения и пр.

В рамках краткосрочных курсов принято выделять те занятия, которые отнимают у слушателей около одного 1-3 месяцев. Здесь программа считается наиболее полной, в меру насыщенной теорией и практикой. Информация подается в более объемной и доступной форме, с примерами и образцами, также могут быть предусмотрены задания практического плана и пр.

Долгосрочные курсы реализуются на протяжении 3-6 месяцев. Чаще всего подобные виды действуют в отношении сложных наукоемких отраслей и технических специализаций, в промышленных отраслях и пр.

Виды курсов повышения квалификации
Виды курсов повышения квалификации

В зависимости от формы реализации курсов повышения квалификации принято выделять очные, заочные и дистанционные. Здесь прослеживается аналогия с обучением на базе колледжей и вузов, но в любом случае обучение по рассматриваемым курсам будет в сопровождении наставника – педагога, практикующего специалиста и пр. Притом самообразование никто не отменял. Во время лекций слушателям будут освещены наиболее важные и/или сложные моменты, а в рамках рекомендованной к изучению литературы они смогут углубить познания, обрести наиболее полные представления о техниках и методиках работы и пр.

Как правило, очные курсы повышения квалификация более растянутые, подробные, требуют отрыва от «производственной деятельности». Заочные занятия в рамках дополнительного профессионального образования проходят в вечернее время и в сжатой форме. Дистанционные курсы повышения квалификации носят комбинированный характер: они могут быть развернутыми и сжатыми, но с обязательным использованием интернет-технологий и акцентом на самообразование.

В зависимости от финансовой составляющей принятое выделять платные и бесплатные курсы повышения квалификации. На практике, все подобные занятия являются платными, но плательщиком могут выступать разные лица: непосредственно работник или дипломант, работодатель, государство и пр. Если финансирует обучение работодатель или государство, то для слушателя данная услуга оказывается бесплатной.

Также можно выделить еще два вида курсов повышения квалификации: обязательные и добровольные. К первой категории относят те виды профессиональной деятельности, которым необходимо проходить раз в 3-5 лет курсы по повышению квалификации или ее подтверждению. Такая обязанность возлагается на медиков, работников правоохранительной среды, водителей жд- и городского транспорта, пилотов и пр.

Добровольная аккредитация предполагает что работник лично проявил инициативу и решил пройти дополнительное обучение. В большинстве случаев данное решение принимается сотрудником для повышения собственной конкурентоспособности, повышения шансов на карьерный рост, переход на новое рабочее место (обновленное оборудование и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности реализации курсов повышения квалификации

Курсы повышения квалификации обладают рядом специфических черт, каждая их которых подчеркивать важность и особенности соответствующей образовательной программы.

Первой характерной для курсов повышения квалификации чертой является узость, которая проявляется в принадлежности программы к определенной отрасли и специальности. То есть все подобные форматы обучения учитывают специфику, инновации и новшества, произошедшие в рамках конкретной отрасли, сфере деятельности, а также профессии. В связи с этим освоение дополнительной профессиональной ниши позволяет сделать работника приспособленным к новшествам, более профессионально пригодным и компетентным.

Вторым специфическим признаком рассматриваемого вида обучения выступает планомерность. Он проявляется в том, что каждое заявленное направление тщательно проектируется под отрасль и специальность, по возможности – требования работодателя (материально-техническая база, обновления и пр.). В данном случае все курсы предполагает выделение определенным тем, заданий, последовательности погружения и пр.

Специфическая черта программ курсов повышения квалификации

Описание, разъяснение: в чем проявляется особенность?

Роль/результат

Узость обучения Программа напрямую связана с конкретной отраслью или сферой деятельностью, специальностью или предприятием, где происходят инновации и реформы Совершенствование специализированных, узких профессиональных знаний и навыков
Планомерность Учебный процесс тщательно планируется с учетом сроков реализации программы, глубины погружения в направление, специфичность тем и их состав Конкретизация новшеств и способов их донесения до целевой аудитории
Практическая ориентация Развитие новейших или особых навыков с учетом новшеств, достижений НТП, характера реформ Повышение уровня профессиональной пригодности специалиста с расширением рабочих полномочий возможностей по карьерному росту и пр.
Инновации В рамках обучения будут отмечены сугубо новейшие техники, тенденции, правила работы, отличные от типичных профессиональных программ. Акцент – на современности Содействует развитию НТП на предприятии, обновлению оснащения и оборудования без привлечения дополнительного или новейшего персонала
Краткосрочность Чаще всего программа реализуется в короткие сроки, по минимуму отвлекая (или вовсе не отвлекая, а параллельно) сотрудника от работы и обновляя его профессиональный состав Быстрое или оперативное развитие персонала
Целеполагание Курсы нацелены на конкретный персонал и направлен на развитие конкретных компетенций, соответствующих реалиям, требованиям работодателей и пр. Соответствие ожиданиям рынка труда или работодателя

Третья особенность – практический характер или практико ориентированность. Курсы повышения квалификации призваны предоставить не сугубо теоре6тические представления об инновациях в отрасли, но и развить соответствующие практические навыки: как пользоваться современным оборудованием, новым методом, техникой и пр. Поэтому курсы повышения квалификации позволяют подготовить специалиста к работе с новшествами, научит его пользоваться соответствующими категориями и инструментами, быстро адаптироваться в новых условиях и пр.

Четвертая специфическая черта курсов повышения квалификации – инновации. На них освещаются на базовые или классические, всем известные правила, а именно современные подходы к решению реальных проблем, наиболее распространенных вопросов, характерных для предприятий соответствующей отрасли, лиц с конкретной профессией. То есть специалист обретает новые знания и навыки, соответствующие НТП и реалиям.

Пятая специфика – сжатость и срочность. Данные категории подчеркивают, что обучение проходит в строго очерченные сроки. Чаще всего они краткосрочные и быстрые, а подаваемая информация в них – сугубо профессиональная (для разбирающегося специалиста), то есть сжатая (строго по сути без отвлечений на базовые термины и правила).

Шестая черта курсов повышения квалификации – целенаправленность. Освоение программы преследует конкретную цель: обучить работе, предоставить знания по определенным темам и новшествам согласно профилю, обеспечить подготовку в соответствии с требованиями заказчика или работодателя и пр.

Структура и содержание программ повышения квалификации

Как мы уже отметили выше, любая образовательная деятельность подлежит тщательному планированию согласно требованиям работодателей, действующих законодательных ограничении и норм, особенностей отрасли и специализации и пр. Поэтому любой курс подлежит тщательному планированию, и программа повышения квалификации – не исключение из данного правила.

Классическая структура образовательной программы курсов повышения квалификации включает в себя следующие моменты.

Формальности в виде титульного листа, оглавления, списка литературы и пр. мы опустим. Рассмотрим структурные и содержательные особенности программы курсовых повышения квалификации.

Первый раздел – пояснительный. В нем разработчик приводит сведения, подчеркивающие:

  • Специфику программы: цель, задачи, общие сроки реализации;
  • Компетенции: чему научатся слушатели, что нового узнают, где применимы полученные знания;
  • Целевая аудитория: для каких специализаций и отраслей подходит курс;
  • Соответствие законодательным требованиям: перечень нормативных актов, регламентирующих образовательный процесс и подчеркивающих особенности программы, характер, сферу действия и реализации и пр.

То есть в рамках пояснительного раздела важно подчеркнуть направление обучения, его узость, роль, легальность и характер, принадлежность к конкретной отрасли и специальности, новизну и ценность и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Данные нюансы освещаются в рамках соответствующих подпунктов:

  • Нормативная база, регламентирующая реализацию курсов повышения квалификации;
  • Цель программы;
  • Задачи программы;
  • Сроки реализации и средняя нагрузка с акцентом на аудиторную и самостоятельную работу;
  • Форма обучения;
  • Требования к слушателям: уровень начальной подготовки, опыт работы по специальности или в отрасли и пр.;
  • Формализованные (ожидаемые) результаты обучения (компетенции).

Формальные разделы

Пояснительный (вводный) раздел Содержательный раздел

Организационный раздел

Титульный лист Цель и задачи курса Учебный план (общий) Материально-техническая база
Оглавление Целевая аудитория, сфера применения курса Календарно-тематический план Учебно-методическая база
Приложения Объем и сроки (общие) реализации ФОС и КОС Критерии оценки слушателей
Сопутствующие документы Нормативно-правовая база Аттестация (формат и особенности) Сведения о разработчиках

Далее следует основная часть образовательной деятельности – содержательный раздел, в котором приводится непосредственно план обучения в детализированном виде.

В рамках содержательной части программы курсов повышения квалификации будут подчеркнуты следующие моменты.

Во-первых, здесь будет приведен учебный и календарно-тематический план с конкретизацией тем. То есть разработчик приводит полный перечень моментов, которые будут освещены в рамках обучения, характер занятий (лекции и семинары).

Во-вторых, каждая тема подлежит тщательному планированию по часам: сколько часов будет выделено на разъяснение и погружение в тему в рамках лекций, сколько часов – на практические занятия для оттачивая соответствующих навыков. Мастерства и пр.

В-третьих, отражение общих часов (то есть полная продолжительность обучения) с констатацией формы итоговой аттестации. Чаще всего проверка знаний и степени освоенности программы производится посредством классического экзамена (свойственно очной и заочной форме) или тестирования (дистанционные программы).

В рамках календарно-тематического планирования производится конкретизация каждой заявленной темы с разбивкой на основные моменты: термины, подходы, особенности, наличие практических заданий или кейсов и пр. Также здесь же помечается наличие и место проведения плановых межаттестационных проверок в виде самостоятельных работ, лабораторных работ.

То есть содержательный раздел устанавливает последовательность погружения в программу, ее тематическую насыщенность, виды и формат занятий, соотношение теории и практики и пр.

Третий раздел курсов программ повышения квалификации – организационный. Его миссия состоит в освещении вопросов, связанных с условиями реализации. Ключевыми аспектами здесь выступают следующие аспекты:

  • Материально-техническая база для проведения курсов повышения квалификации: где будут проходить занятия, наличие специализированного оборудования (с перечнем конкретного оборудования, техники агрегатов и пр.), описание помещений и оснащения. В этом деле важно учесть количество посадочных ученических мест (для формирования учебных групп и пр.);
  • Учебно-методическое обеспечение программы. В данном случае важно отметить, все задействованные в разработке образовательной программы информационные источники, а также дополнительные документы, устанавливающие порядок действий в рамках конкретного занятия (например, при проведении лабораторной работы будет проведен инструктаж, подготовлен кейс или специальное задание, розданы дополнительные инструкции и пр.). Здесь же целесообразно привести список учебной и дополнительной литературы, интернет-материалов и пр.;
  • Критерии оценивания слушателей курсов повышения квалификации по мере освоения намеченной образовательной программы. В данном случае формируется параметр компетенций и соответствующая ей оценка или количество баллов (если действует рейтинговая система);
  • Сведения о разработчиках программы с акцентом на личные данные и уровень и подготовки: наличие ученых степеней и званий, место работы (научная организация) и пр.

В целом, структура образовательной программы курсов повышения квалификации имеет стандартный вид, но ее наполнение (содержание) напрямую подчеркивает отличие от классического профессионального образования и возможности по обновлению, выполнению, актуализации знаний и навыков, расширение компетенций и стремление к соответствию реалиям, достижениям НТП и владению инновациями.

Этапы формирования образовательной программы курсов повышения квалификации

Разработка программы обучения в рамках курсов повышения квалификации – процесс целенаправленный и планомерный, предполагающий построение определенной логики в изучении новшеств и пополнении багажа знаний и умений актуальной информацией и навыками.

Схема формирования образовательной программы курсов повышения квалификации включает в себя следующие этап.

Первый – подготовительный. Он включает в себя анализ новшеств в отрасли или конкретном виде деятельности (специальности и пр.) и определение специальностей, для которых данные инновации играют наиболее важное значение, роль, для каких предприятий и работников подойдет соответствующая программа и пр. То есть в рамках этого шага предстоит определить: что освещать и чему учить, кому необходима новая информация, ее польза и ценность, соответствие отрасли или отдельно взятым предприятиям, констатация целевых знаний и навыков.

Помимо этого целесообразно отметить материально-техническую базу и условия для обучения: какое оборудование, инструменты, специалисты и прочие ресурсы потребуются для наиболее доступного и полного раскрытия тем, сути программы и обучения работников новшествам. Главное – отметить основные ресурсы, достаточные для становления и внедрения инноваций на практике.

Схема разработки программ для курсов повышения квалификации
Схема разработки программ для курсов повышения квалификации

Второй шаг – проектирование программы. В данном случае необходимо выделить вводные, основные и заключительные темы и продумать их наполнение: термины, определения, правила, тенденции инструкции и пр. также необходимо продумать о формате «квалификационной подготовки» — очно, заочно, дистанционно.

Как правило, все курсы повышения квалификации практико ориентированы, поэтому важно предусмотреть варианты практической подготовки: самостоятельные работы, лабораторные работы, задания для самопроверки, литература для самообразования и самоизучения, соотношение лекций и семинаров, кейсовые задания, вариант итоговой аттестации и пр.

Третий шаг – планирование траектории обучения. Здесь разработчику предстоит сформировать учебный план, календарно-тематический план, подготовить пакет заданий для оценки степени развития и понимания темы, задания для контрольной аттестации и пр. То есть в рамках этой стадии происходит распределение задумки на логические составляющие: темы (с учетом последовательности изучения новшеств, этапов погружения и пр.), практические задания (ФОС и КОС), задания для итоговой аттестации, требования к слушателям и особенности оценки их подготовки (критерии).

Допускается подготовка план-конспектов для каждого занятия с целью емкого и одновременно с этим полного раскрытия каждой темы, тотального планирования хода занятия с учетом заявленным академических часов и пр.

Четвертый этап – оформление образовательной программы курсов повышения квалификации. В данном случае описанная схема обучения подлежит отражению в виде официального документа с четкой структурой. Четких регламентов по оформлению нет, но в общем виде документ должен быть выполнен в рамках методического материала инструктивного характера с четкой структурой, в научном стиле.

Расписание занятий по реализации курсов формируется на базе того центра дополнительного образования или вуза, при котором запланировано обучение в рамках заявленной траектории.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Услуги специалистов Дисхелп по разработке программ повышения квалификации

Команда Disshelp следит не только с реформами образовательной среды, но и иными научными областями, достижениями НТП и преобразованием отраслей. Ведь наши специалисты – не только педагогические и научные работники, но и практикующие специалисты, которые лично сталкиваются с реформами, новшествами и делятся личным опытом.

Услуги Дисхелп по разработке программ для курсов повышения квалификации
Услуги Дисхелп по разработке программ для курсов повышения квалификации

Специалисты Дисхелп готовы помочь в проектировании, разработке и оформлении программ курсов повышения квалификации по всем видам деятельности. В нашем арсенале следующие услуги:

  • Проведение исследований в любой отрасли с целью установления новшеств в научной и практической среде и определении необходимости формирования программы курсов повышения квалификации. Мы ответим на ключевые вопросы: что нового произошло в отрасли или науке, какие требования предъявляет работодатель по отношению к инновациям, чему следует научить слушателей и пр.;
  • Проектирование образовательной программы с отражением следующих нюансов: постановка темы курса повышения квалификации, определения направлений подготовки (специализаций), для которых будет необходимо или целесообразно погружение или обучение по ней, примерное тематическое регулирование обучения (выделение основных тем для изучения);
  • Планирование образовательной программы: детализация тем, подбор литературы для обучения и источники для дополнительного изучения, формирование пакетов ФОС и КОС, разработка кейсов и прочих практических материалов. Специалисты Дисхелп готовы полностью и детально продумать каждый шаг по обучению слушателей, обеспечив грамотное тематическую и календарную проработку материалов и курса в целом, подготовить соответствующие задания для самостоятельной работы, практикумов, план-конспекты и пр.;
  • Формирование (оформление) образовательной программы курсов повышения квалификации в виде официального документа с четкой структурой согласно общим нормативным требованиям;
  • Обеспечение методического материала для организации и проведения курса целиком и отдельно взятых тем, формирование наглядного материала, раздаточных файлов, презентаций и пр.;
  • Консультирование клиентов относительно процесса проектирования и разработки образовательной траектории, подбора информационной и методической базы, проработка лекционного и практического материала, подготовка предварительных материалов для первичного тестирования слушателей и пр.;
  • Предоставление услуг по корректуре, редактуре и оптимизации действующих курсов с учетом требований клиента и пр.

Разработкой образовательных программ для курсов повышения квалификации занимаются только квалифицированные в конкретной научной и прикладной отрасли специалисты (педагоги и практикующие эксперты совместно прорабатывают учебную траекторию дополняя друг друга).

Специалисты Дисхелп учитывают все требования и пожелания заказчика, обращая внимания на возможности по реализации программы: пожелания относительно соотношения теории и практики, материально-техническое оснащение учебных помещений и лабораторий, список обязательных компетенций, подлежащих развитию и пр.

При разработке эксперты Disshelp также ориентируются на требования работодателей (рынка труда), параметры ФГОС и ГОСТ и пр.

Благодаря такой комбинации клиент получает качественную траекторию для реализации программ курсов повышения квалификации, соответствующую общим и индивидуальным параметрам качества, приносящую пользу действующим предприятиям и их сотрудникам.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *