Современная система профессионального образования ориентирована на подготовку специалистов, владеющих не только теорией и соответствующими представлениями по профессии, но и реальными рабочими навыками. Но разве возможно обрести трудовые качества и умения исключительно на базе учебного заведения, не покидая стен аудитории? Конечно же нет, ведь вузы не имеют достаточной технической, материально-технической базы, современного оборудования, используемого в производственном процессе и цикле в своем распоряжении. Несмотря на наличие практиков в преподавательском составе, возможности по становлению квалифицированных рабочих кадров оказываются ограниченными.
Поэтому наряду с традиционной «классической» (теоретической) моделью обучения лидирующие позиции занимает дуальное образование.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Дуальное образование – это представление современного профессионального становления студентов, когда в колледжах и вузах вводят теоретическую и практическую подготовку одновременно/параллельно, выделяя для выработки соответствующих умений и качество специальный период, место и пр. Простыми словами, дуальное обучение – это умелое сочетание теории и практики, позволяющее подготовить высококвалифицированных специалистов полностью готовых к трудовым будням.
В России данная модель образовательного процесса появилась сравнительно недавно, но несмотря на свою «молодость», сумела зарекомендовать себя исключительно с положительной стороны, повысив свою востребованность и ценность.
Родиной дуального образования считается Европа – Германия и Австрия, где впервые начали практиковать новый формат. На начальной стадии он был похож на простую стажировку выпускников колледжей и вузов, но после был модифицирован и внедрен в образовательный процесс в виде практики на базе действующих предприятий, предприятий-партнеров и пр.
Механизм дуального образования
Суть дуального образования в системе СПО заключается в том, что образовательные заведения в целях практической подготовки специалистов привлекают сторонние организации: действующие компании, где необходимы или имеются опытные кадры в рамках предлагаемых образовательных программ, направлений подготовки, способных поделиться личным опытом, научить студентов правильно пользоваться теоретическими знаниями, работать с конкретным оборудованием и пр.
Дуальная система обучения основывается на следующих правилах:
- Начальная и полная теоретическая подготовка ведётся в стенах образовательного заведения: аудиторная работа, научная деятельность, работа в местных лабораториях и пр.
- Практическая подготовка производится по мере усвоения базовой части, но проходит в другом, весьма специфическом месте – на территории действующей организации;
- Учебный план по каждой специализации создается на основе требований Минобрнауки, действующих ГОСТов, а также полагаясь на рекомендации работодателей и предприятий (практики), с учетом актуальных требований, предъявляемых к соискателям и работникам, уровню их подготовки и пр.;
- Соотношение теории и практики в дуальном обучении разнится от традиционной классической подготовки. На долю теории отводится минимум, где осваивают азы, терминологию, правила методы работы – до 40-50% от учебного процесса. Практика же позволяет закрепить и понять пройденное: как это работает, где и как пользоваться и пр. На долю практической подготовки в ссузах и вузах принято отводить не менее 40-60%, но данный принцип выполним далеко не всегда. Нередко вузы относят к числу практики работу в лабораториях, на семинарах и практикумах, а продолжительность реальной стажировки ограничена – 3 недели, 1 раз в семестр и пр. Для сравнения: за рубежом студентов стараются направлять на практику в течение всего семестра/триместра по несколько дней в неделю.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Теория должна тесным образом пересекаться с практикой: темы связаны с реальностью, приводятся примеры из реальной жизни, рабочей ситуации, деятельности фирмы и пр.
- Основной акцент в развитии реальных профессиональных навыков и качеств делается в ходе производственной практики, на старших курсах. При этом на данный вид стажировки отводится не менее 75% от общего учебного годового плана;
- Обретение практических навыков происходит в реальных «рабочих» условиях, где практикант осознает каждый шаг, наблюдает за процессом и принимает непосредственное участие в нем;
- Тематика письменных проектов сопряжена с практикой и носит соответствующий характер. В курсовых и научно-исследовательских работах учащиеся колледжей и вузов проводят анализ конкретного объекта (практики), анализируют его проблемы и с учетом полученных знаний, навыков и реальных данных о его деятельности, возможностях вырабатывают эффективное и реалистичное решение.
- Практическая подготовка проходит под кураторством опытного наставника, который будет следить за ходом выполнения поручения, правильностью действий, безопасностью подопечного, давать рекомендации и советы, показывать работу соответствующих механизмов (программ, оборудования и пр.), раскрывать все нюансы и способы их решения с учетом имеющихся возможностей.
Чаще всего в реализации дуальной системы обучения на базе колледжей и вузов действуют базовые кафедры, которые сотрудничают с соответствующими компаниями. Как правило, студенты для прохождения стажировки и практической подготовки попадают в них «по распределению», но также допускается поиск объекта собственными силами с четом заявленных требований вуза: масштабы и вид деятельности, наличие подходящей материально-технической базы и пр. Притом важно, чтобы учащийся был не просто формально на практике, но и выполнял реальные задания с учетом уровня его подготовки.
Система дуального обучения тщательно планируется с выделением соответствующего времени на практическую подготовку вне учебного центра: периоды прохождения практики, место, график практиканта, план практики и система индивидуальных дополнительных заданий, подготовка документации по практике (договор, отчет, характеристика и пр.).
Специфика дуального обучения в России
Если проанализировать особенности образовательной системы РФ, то можно увидеть, что рассматриваемый нами формат подготовки для родины не нов. В частности, еще в период СССР школьники получали реальные навыки по отдельным предметам или направлениям на базе специальных учебных комбинатов, куда направлялись в старших классах. Более того, студенты колледжей и вузов также проходили практику в рамках выбранной программы и направления подготовки на базе действующих предприятий. Что же изменилось с тех пор?
Дуальное обучение в России сейчас практикуется преимущественно в рамках программ бакалавриата, где происходит становление «рабочих кадров». Ведь по своей миссии магистратура и аспирантура призваны углубить знания учащихся, привить им любовь к науке и исследованиям, где практика возможна как на базе лабораторий и научных центров, так и на конкретном предприятии.
При дуальной форме важно:
- Правильно подобрать место для практики: наличие квалифицированных кадров, способных курировать деятельность практиканта, развивать его навыки и качества;
- Стажировка в той отрасли, которая соответствует профессии;
- Готовность реальной организации действовать с вузом в одной «упряжке»: важно документально оформить отношений (заключить договор), допускать студента к рабочим процессом под присмотром наставника, наличие соответствующих условий для практической подготовки с учетом уровня познаний учащегося и пр.
Обратите внимание, что при дуальном образовании практика студента чаще всего оплачивается (на уровне официального стажера, то есть около 50-75% от средней зарплаты практика). Чем не мотивация для учащегося, чтобы совершенствоваться и работать лучше?
Где в России практикуется истинное дуальное образование?
Если проанализировать образовательные программы действующих колледжей и вузов, то можно сделать вывод: дуальная система подготовки квалифицированных специалистов в РФ действует повсеместно, так как прохождение практики предусмотрено по всем направлениям подготовки. Единственным отличием в этом плане есть лишь продолжительность реальной производственной подготовки учащихся, которая зависит от выбранной специализации и учебного центра: прикладники стажируются дольше и тщательнее, чем гуманитарии, которые проводят больше времени за научными исследованиями.
Поэтому если абитуриент планирует выпуститься практико-ориентированным специалистом, ему необходимо правильно подобрать ссуз/вуз и соответствующий профиль, исходя из следующих моментов:
- Состав учебной программы: список профильных предметов и анализ вырабатываемых профессиональных качеств, навыков;
- Соотношение теории, научной деятельности и практики: практики должно быть больше;
- Наличие базовой кафедры или списка организаций, которые готовы (брали ранее) студентов на практическую подготовку. В идеале – учебный центр распределит практикантов по предприятиям-партнерам;
- Возможности учащихся по проявлению инициативы и подключения творческих способностей в ходе решения проблем, но под строгим присмотром куратора-практика, обязательна работа за специализированным оборудованием/программой в рамках осваиваемой специализации (бухгалтеры – работа в 1С, ведение документооборота, слесари – работа с конкретными инструментами и оборудованием и пр.);
- Документальное оформление практики и закрепление полученных навыков: формирование отчетов, характеристика и оценка стажера руководителем от предприятия, заключение договора с указанием условий прохождения (график, отплата, права и обязанности и пр.).
Дуальная система профессиональной подготовки дипломированных специалистов позволяет качественно адаптировать теоретические знания в практические, подготовить молодого специалиста к трудовым будням (морально, физически и пр.), ускорить процесс трудоустройства выпускника (по статистике, более 60% практикантов успешно трудоустраиваются на место практики).
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!