IT-специализации становятся все более актуальными и востребованными. Спрос на них возрастает ежегодно, а на фоне пандемии и вовсе достиг небывалых величин. По статистике, более 65% поступающих планировали осваивать информационно-коммуникационный профиль, но поступить удалось лишь 40-43% желающих. В настоящее время освоить соответствующую программу можно в многопрофильных или технических колледжах и вузах на базе факультета информатики.
СОДЕРЖАНИЕ
Какие профессии доступны на факультете информатики?
Данное подразделение свойственно как ссузам, так и вузам. Все направления подготовки здесь так или иначе связаны с компьютерной или мультимедийной техникой, программированием, обработкой данных и информационной безопасностью.
Самыми популярными направления подготовки «ИнформФака» являются:
- Информационные системы и технологии;
- Программирование;
- Графический дизайн;
- Бизнес-информатика, IT-менеджмент в бизнесе;
- Педагогика: преподавание информатики;
- Разработка программ и интернет-приложений;
- Интернет-маркетинг, SMM;
- Управление информационными технологиями в организации, инноватика;
- Цифровая экономика и искусственный интеллект;
- Мобильная связь;
- И пр.
Как мы видим, все предлагаемые программы носят преимущественно «комбинированный характер» в информационно-коммуникационном ракурсе пригодны в любой среде, а в случае узкоквалифицированной подготовки – новоиспеченный специалист обладает тотальными знаниями и навыками в рамках конкретной отрасли, владея специфическими инструментами и приемами. Дипломанты «общей подготовки» же востребованы практически повсеместно: от аналитической и экономической, административной работы до дипломатии, организации кибербезопасности, продвижения товаров и пр.
В зависимости от учебного заведения, его возможностей и материально технической базы, профессорско-преподавательского состава освоение IT-профессии возможно на разных ступенях: от бакалавриата/специалитета до магистратуры и аспирантуры.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чему учат на факультете информатики?
Образовательный процесс по программам в сфере информационных технологий нацелены на развитие научно-исследовательских навыков, а также творческо-практических навыков (анализ, разработка/совершенствование, создание инновационных программ/приложений). Поэтому обучение студентов сочетает в себе три подхода одновременно:
- Теоретическое погружение от простейших до профильных предметов;
- Научно-исследовательская деятельность, предстающая перед учащимися в форме лабораторных работ, экспериментов, анализа существующих программ и достижений НТП по профилю, написание курсовых работ и НИР, ВКР;
- Практическое погружение – стажировка на базе действующих IT-компаний или специализированных отделов (финансовый, маркетинговый, отдел программного обеспечения и пр.).
Погружение в каждый вид деятельности обязателен во всех учреждениях, в противном случае подготовить квалифицированных практиков невозможно.
Базовая часть образовательной программы стандартна и включает в себя:
- Общеразвивающий модуль: история, философия, русский язык, информатика, математика, экономика, статистика, основы менеджмента, основы маркетинга, психология, математическое моделирование, матанализ, эконометрика, иностранный язык и пр.
- Базовый модуль: информатика, физика, высшая математика, теория вероятностей, основы программирования и проектирования, основы информационной безопасности, операционные системы, базы данных, архитектура вычислительных систем, защита информации, обработка и анализ данных, комплексный анализ и пр.
Далее студенты переходят к узкоспециализированной части профессионального воспитания и становления, конкретизировав будущую профессию. Согласно новым правилам, выбор профиля происходит на 2-3- курсе обучения по мере освоения базовой части.
Здесь набор дисциплин полностью зависит от специфики будущей специальности и трудовой деятельности:
- Программисты погружаются в языки программирования, технологии создания новых программ и приложений, способы кодирования информации, настройки различных сервисов и платформ, программ, верификация программного обеспечения и т.д.;
- Специалисты по обслуживанию компьютерной и цифровой техники осваивают внутреннее строение приборов при погружении в дисциплины: схемотехника, приборостроение, электроприборы, BM и периферийные устройства, методы оптимизации устройств, конструирование ПО, теория автоматического управления процессами и т.д.;
- Графические дизайнеры, интернет-маркетологи изучают программные возможности по созданию и оформлению товаров, способы их онлайн-продвижения, графические редакторы и программы и пр.;
- Педагоги разбираются в предмете и методах его преподавания, разработке учебных программ и план-конспектов уроков и пр.
Освоение профильной части тесным образом соприкасается с выполнением НИР, лабораторных работ и научно-исследовательской деятельностью, прохождением практики.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности выполнения НИР на факультете информатики?
Все практические задания в рамках данного подразделения предполагают действие принципа «проверено на себе». Самый простой и распространенный вид практических занятий – лабораторные работы. Они выполняются в следующей последовательности:
- Выделение конкретной темы или задания;
- Изучение действующих правил, алгоритмов и стандартов;
- Проверку их действия в реальности: проведение эксперимента или анализа данных, проверка программы/приложения, определение сильных и слабых сторон;
- Поиск методов оптимизации, совершенствования и решения проблем, инновационных приемов и пр.;
- Формулирование основных выводов по проделанной работе.
Подготовка курсовых, дипломных и научно-исследовательских проектов предполагает более глубокое погружение в профиль и конкретную тему, проблему. Они нацелены на изучение реалий, современных проблем, актуальных условий и поиск оптимальных и одновременно с этим инновационных решений. Без аналитической и проектной части студенту не обойтись.
Общая схема подготовки курсовых работ, НИР и ВКР выглядит следующим образом:
- Теоретическое погружение в тему и проблему с учетом выбранного профиля: раскрытие основных терминов, алгоритмов, законов, правил и пр.;
- Диагностико-аналитическое погружение: характеристика конкретного объекта (предприятие или программа, IT-продукт и пр.), определение проблемы и обоснование ее важности, актуальности и необходимости решения, выделение симптоматики, причинно-следственных связей, проверка данных;
- Технико-проектная часть, предполагающая выработку плана мероприятий по устранению недостатков с учетом возможностей объекта исследования. при этом важно не просто предложить, но и обосновать план действий, подчеркнув его технологическую, экономическую и иную эффективность. На данном этапе научного исследования важно спрогнозировать и/или апробировать результаты, провести сравнительный анализ «до и после» и пр.
- Рекомендательный аспект. Данный момент НИР нацелен на выработку общих рекомендаций по использованию инноваций в различных областях. Он предполагает описание необходимых для внедрения и применения условий, материально-технической базы, подготовки персонала и пр.
При выполнении курсовых, дипломных и научных работ студенту придется выполнять опытно-экспериментальную часть. Она может проходить в форме наблюдения или анализа данных, лабораторной работы, разработки и пр. Главное – грамотно оформить все полученные результаты, техническую и иную документацию, сопроводительные документы и пр.
Профессиональные навыки и качества, плюсы и минусы обучения на факультете информатики
Освоение IT-программ возможно только по мере прохождения отборочного тура, основанного на ЕГЭ по математике, русскому + информатике/физике. В ходе обучения студенты развивают следующие навыки и профессиональные качества:
- Анализ данных вне зависимости от объема располагаемой информации, определение уязвимых мест (проблемы), получение достоверных и точных результатов;
- Навыки программирования: совершенствование ПО и платформ, разработка новых приложений и программ;
- Использование современной техники и инструментария в повседневной и трудовой жизни;
- Способ цифрового сбора и обработки информации, интерпретация данных;
- Планирование, организация и проведение эксперимента (практическая деятельность), развитие административных навыков, работа в команде и пр.;
- Следование действующим правилам и стандартам;
- И т.д.
IT-специалисты весьма перспективны, универсальны в применении и максимально востребованы как сейчас, так и в будущем на фоне развития цифровых технологий.
Будьте готовы к доминированию практических занятий и большому объему информации для самоизучения. Факультет информатики сконцентрирован на подготовке практиков, а значит, как минимум раз в семестр студентов будет ожидать курсовая работа, ежемесячно – до 3-5 лабораторных работ по профильным предметам, подготовка докладов, рефератов и научных статей, участие в научных конференциях – преимущественно на добровольной основе, длительность стажировок (производственная и преддипломная практика) может доходить вплоть до 1,5-2 месяцев (в случае прохождения на территории предприятия-партнера вуза).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации опытных экспертов и специалистов Дисхелп по обучению на факультете информатики
Чтобы обучение давалось легче, важно изначально хорошо владеть современными устройствами (ПК, ноутбук, программы), понимать принцип их работы. Если же работа за компьютером кажется Вам сложной, следует пересмотреть «профессиональные ориентиры» и подобрать наиболее удачную и подходящую профессию.
Подготовка программистов основывается на математических дисциплинах и отдельных сегментах информатики, программирования. Поэтому будьте готовы к расчетам, проектированию, моделированию, максимальной точности действий. Шаг влево, шаг вправо – карается «расстрелом».
Не отлынивайте от практики, лабораторных и контрольных работ. Посещайте все занятия, оперативно ликвидируйте пробелы в знаниях, совершенствуйте навыки.
Установите контакт с преподавателем (речь идет не о подхалимстве, а именно о доброжелательных отношениях). Тогда будет проще получить консультацию или разъяснение по интересующим вопросам и предметам, договориться о пересдаче. Положительная репутация студента и контакт с педагогом творят чудеса, помогая минимизировать риск отчисления или провала на экзамене.
Команда Дисхелп готова помочь учащимся факультета информатики в выполнении всех видов исследований и письменных работ: от рефератов, докладов, курсовых работ до НИР, научных статей и диссертаций, монографий и пр. Каждый клиент получает гарантии качества, конфиденциальности информации и безопасности сделки. Оформить заявку можно здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!