20 самых часто задаваемых вопросов на защите дипломной работы по экономике

Защита дипломной работы – последний и самый важный рывок в жизни студента, выпускника. От результатов данного этапа зависит дальнейшая судьба автора-дипломанта: получит ли он документ об образовании и допуск к профессиональной деятельности или будут вынужден потерпеть фиаско, за которым последует череда восстановления, повторного обучения и перезащиты и пр. Одним из важнейших моментов в рамках итоговой аттестации студента является ответ на дополнительные вопросы к проекту.

20 САМЫХ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫХ ВОПРОСОВ НА ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
Защита дипломной работы – последний и самый важный рывок в жизни студента, выпускника. От результатов данного этапа зависит дальнейшая судьба автора-дипломанта: получит ли он документ об образовании и допуск к профессиональной деятельности или будут вынужден потерпеть фиаско, за которым последует череда восстановления, повторного обучения и перезащиты и пр. Одним из важнейших моментов в рамках итоговой аттестации студента является ответ на дополнительные вопросы к проекту.

Вопросы на защите ВКР по экономике: что, где, когда и сколько?

Дипломный проект по экономике отличается от себе подобных проектов. В его составе будет раскрываться узкая тема, присутствовать аналитика и предложение решения с соответствующим обоснованием (оценка эффективности мероприятий, прогнозирование результатов, определение выгодности и пользы и пр.). Поэтому без массы расчетов, анализа тенденций, определения различных изменений и сравнений с действующими нормами здесь не обойтись.

Написать хороший дипломный проект по экономике — не значит моментально получить за него отличную отметку. Еще ни один выпускник вуза не обходился без дополнительных вопросов на защите! Притом избежать данную участь в целом невозможно. Даже если автор аттестационной работы все разложил по полочкам, комиссии нужно убедиться в его компетентности и умении «самообоснования», поэтому любой даже самый простейший вопрос с очевидным ответом ему зададут.

Зачем и почему задают дополнительные вопросы на защите дипломной работы по экономике?
Зачем и почему задают дополнительные вопросы на защите дипломной работы по экономике?

Вопросы к дипломному изысканию могут возникать у различных экспертов, членов аттестационной комиссии: у научного руководителя (если он присутствует на мероприятии), у представителей со стороны объекта исследователя (если они присутствуют), у членов аттестационной комиссии. Также могут задавать вопросы и слушатели присутствующие в аудитории (например, те же одногруппники, которые готовятся к собственной аттестации) – это не запрещено правилами. Инициируют их строго после выступления автора, в ходе обсуждения его проекта (при этом итоговая отметка еще не озвучивается).

Количество вопросов в целом не ограничено и зачастую зависит от полноты и ясности выступления автора ВКР. На помощь «утопающему» в дополнительных вопросах дипломанту может прийти лишь время. Чаще всего в среднем на защиту каждого исследования отводится до 7-15 минут. Притом чем полноценнее, развёрнутее и точнее будет предоставлен каждый ответ, тем меньше вопросов будет задано: во-первых, время ограничено, во-вторых, автор изначально сможет показать уровень собственной подготовки и понимание темы. В среднем каждому выпускнику предстоит ответить на 1-2 или до 5 вопросов.

Все вопросы будут затрагивать сугубо тему дипломной работы. Они не будут крутиться вокруг пройденной программы в целом или определенной дисциплины. Их миссия — оценить знания дипломанта, уровень его компетентности, готовности и профессионализма, умения отстаивать собственную точку зрения и аргументировать ее, применять знания на практике и пр.

Как отвечать на дополнительные вопросы на защите дипломной работы по экономике?

Дипломная работа по экономике – емкая, но предельно точная, обоснованная со всех сторон. Поэтому и ответы на поставленные перед автором вопросы должны быть такими же: обоснованными, краткими, лаконичными, но точными и грамотными.

Чтобы не портить впечатление о себе, как о «новоиспеченном специалисте», важно правильно себя вести, преподнести и понятно ответить на все возникшие у комиссии вопросы.

Поэтому первым и самым важным правилом, ключом к успеху является такой постулат: не молчите. Даже если не знаете правильного, точного ответа, не молчите. Постарайтесь хоть как-то выбраться из ситуации, опираясь на ключевые слова в вопросе, рассуждая «вокруг них» и перебирая наиболее подходящие факты из текста ВКР.

Правила корректного и грамотного ответа на вопросы на защите ВКР по экономике?
Правила корректного и грамотного ответа на вопросы на защите ВКР по экономике?

Вторым правилом успеха на защите является спокойствие и концентрация. Не стоит показывать волнение, страх, панику нервно трястись за кафедрой, теребить научный доклад или подергиваться, демонстрировать лишние жесты или заикаться. Конечно, защита дипломной работы волнительный, но еще не парализующий этап. Здесь важно продемонстрировать умение воспринимать вопросы, ориентироваться в информационном поле и грамотно излагать свои мысли.

Третье правило заключается в том, чтобы предоставить точный ответ. Независимо от того, знает ли дипломант точный ответ или нет, важно начинать речь с ключевых слов (суть вопроса), продолжив их рассуждениями или конкретными фактами из проекта.

Таким образом, ответ на каждый вопрос на защите должен быть лаконичным, аргументированным и точным. Для этого выпускнику необходимо хорошо владеть информационной и доказательной базой, понимать то, о чем он пишет и рассказывает, а также держать себя в руках.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие вопросы задают на защите дипломной работы по экономике: 20 самых популярных вопросов (с ответами)?

Итак, защита дипломного проекта в самом разгаре. К чему быть готовым выпускнику? Правильно – к дополнительным вопросам. Чаще всего они помогают комиссии разобраться в неозвученных автором моментах или убедиться в его профессионализме и компетентности.

Дополнительные вопросы на защите дипломной работы по экономике могут возникать на фоне следующих факторов:

  • По тексту дипломной работы, если член аттестационной комиссии случайно зацепился глазом за интересный термин, факт, вывод и пр. Он может попросить разъяснения: что, зачем и почему и пр.;
  • На основе выступления выпускника. В данном случае вопросы будут затрагивать преимущественно тезисную часть или некоторые тенденции. Авторскую позицию (почему он выбрал эту методику, о чем свидетельствует выявленная тенденция, какие факторы оказывают влияние на объект и пр.);
  • На основе предоставленной рецензии/презентации и пр. Чаще всего вопросам подвергаются сомнительные моменты или недостатки, отмеченные рецензентом. Притом ответ на такой вопрос в значительной степени предопределяет исход аттестации: если автор хотя бы стремится обосновать свой выбор (даже если это получается не столь убедительно), это уже плюс к его карме.

Вопросы на защите экономической дипломной работы чаще всего затрагивают практическую часть проекта. Но не стоит надеяться, что Вас попросят озвучить или расшифровать формулу, объяснить действие показателя и пр. Вопросы будут затрагивать общие или наиболее острые моменты исследования, требуя конкретизации: что, почему, зачем, как и пр. Поэтому важно предоставить всестороннее развернутый ответ, но при минимуме слов (никакой лирики, все точно и четко).

Выполнение дипломной работы по экономике немыслимо без общих и специфических моментов. К первой категории относят всесторонний анализ деятельности объекта с целью диагностики проблемы: технико-экономическая характеристика, финансовый анализ и пр. Вторая черта связана непосредственно с темой исследования и предлагаемым решением проблемы (рекомендации и обоснование автора).

Классификация вопросов на защите дипломной работы по экономике
Классификация вопросов на защите дипломной работы по экономике

Предлагаем Вам взять на заметку наиболее распространённые вопросы, возникающие у комиссии на защите экономической ВКР:

  • Вопрос 1. Какие факторы влияют на финансовую устойчивость объекта? В данном случае дипломанту предстоит отметить, от чего зависит данный показатель и выделить основные «провокаторы» по объекту. Классический ответ может выглядеть: на финансовую устойчивость оказывают внешние и внутренние факторы. Первые – экономическая политика страны, законодательство, темпы роста экономики и ВВП, спрос на продукцию, конкуренция. Вторые – соотношение капитала (собственного и заемного), ценообразование на предприятии, объем производства, качество выпускаемой продукции, соотношение расходов и доходов компании и пр.

Отвечая на данный вопрос важно отметить общие моменты с акцентом на текущее положение дел объекта, факты, показатели и их динамику.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Если время позволяет и комиссия не против, можно дать определение «финансовой устойчивости».

  • Вопрос 2. Есть ли у организации партнеры с высоким риском? Для ответа на данный вопрос дипломанту предстоит сначала отметить, кто такие «партнеры с высоким риском», в чем проявляется риск и как с ними работать. В идеале должна быть рекомендации по смене партнера на более безопасного. Определить «рискованного контрагента» можно по характеру поступающих от него платежей: чаще всего они неравномерны, нестабильны, с просрочками. Для подтверждения ситуации нужно хорошо ориентироваться в тесте, привести конкретные факты (из отчетности, анализ движения средств, дебиторская задолженность и пр.).
  • Вопрос 3. Что Вы понимаете под… (любой профессионализм)? В данном случае ответ на вопрос целесообразно начинать с определения (научного): под … понимают (и далее по науке), а затем привести пример в рамках ВКР на базе исследуемого объекта (как действует категория в частном случае, в чем она проявляется и пр.).
  • Вопрос №4. Не приведет ли повышение квалификации или переобучение персонала к их потере (не захотят ли они найти работу получше, пооплачиваемее и пр.). Что делать в этом случае? Здесь необходимо отметить, что риск ухода работника из предприятия действует постоянно, но важно предпринять меры по его удержанию: предложить достойные условия труда, найти компромисс, предложить новый способ оплаты труда (обязательно с перспективами роста доходов, карьеры) и пр. Важно правильно заинтересовать и замотивировать персонал, и не давать пустых обещаний (они должны быть посильны и обоснованными). Ориентироваться при даче ответа следует на средний уровень оплаты руда по региону, текущий уровень оплаты труда на предприятии, фонд зарплаты и доходы организации, возможности пересмотра системы оплаты труда и мотивации, тенденции по зарплате за последние годы (росла ли, как и почему) и пр.
  • Вопрос 5. Вы предлагаете использовать новый прием «факторинг». Что это такое? В данном случае вопрос может быть любым, затрагивающим рекомендательную часть исследования, которая нацелена на решение проблемы. Автору предстоит дать простое определение основным категориям и терминам (приему, способу), описать его своими словами, что и как работает, в чем суть и достоинства подхода. Притом неплохо будет привести прогнозные данные – что изменит использование метода, какие результаты буду достигнуты и пр.

Не грех воспользоваться ранее данным советом: начинайте ответ с ключа: «Факторинг – это… Он применим в случаях… В нашем случае он позволит…».

Какие моменты затрагивают вопросы на защите ВКР по экономике?
Какие моменты затрагивают вопросы на защите ВКР по экономике?
  • Вопрос 6. Что показывает коэффициент…? Данный момент затрагивает практическую часть диплома в аналитическом разделе. Здесь важно предоставить краткое определение показателя и отметить его тенденции на примере изучаемого объекта: на каком уровне он находится, соответствует ли он нормам, его динамика на протяжении рассматриваемого периода, чем он может быть полезен и пр.

Подобный вопрос может затрагивать любой расчетный показатель, поэтому знайте все коэффициенты (зачем они нужны, что показывают, о чем свидетельствуют их изменение). Притом точно запоминать формулы не обязательно, главное знать: какие данные задействуются при расчете и зачем они нужны, что влияет на изменение и пр.

  • Вопрос 7. Каково текущее положение дел на объекте исследования? В данном плане студенту предстоит отметить основные моменты: чем занимается объект исследования, какая проблема была диагностирована у нее. Причины ее появления попытки решения и что он предлагает для ее устранения/смягчения. Чтобы ответ был полным и аргументированным достаточно ориентироваться на технико-экономическую характеристику и ключевые «проблемные» показатели.
  • Вопрос 8. Какое решение проблемы Вы предлагаете и почему? Согласитесь, вопрос риторический. В данном случае важно кратко отметить, какие действия предлагает предпринять автора и показать их эффективность на основе сделанных прогнозов (к чему они приведут и пр.). Ответ на данный вопрос отмечается в рекомендательной главе и заключении исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В отдельных случаях придется аргументировать свой выбор: почему именно этот инструмент поможет и пр. При таком раскладе следует учесть провоцирующий появление проблем фактор и возможности его устранения.

  • Вопрос 9. В чем отмечаются инновации, новизна идеи вашего проекта? Чаще всего дипломанты используют традиционные подходы и их комбинации в решении проблем при выполнении ВКР. Инновация в ВКР проявляется прежде всего в том, что в рамках исследуемого объекта ранее данный подход или комбинация, технология не применялась. Именно это следует подчеркнуть в ответе, предоставив четкие доказательства эффективного выдвинутого способа.
  • Вопрос 10. Как Вы определяли прибыль организации после перемен? Отвечая на данный вопрос следует учитывать методику прогнозирования, а также провоцирующий фактор (как его замещали, изменяли, ликвидировали). Дипломант может дать определение прибыли организации (выручка за вычетом расходов), а далее отметить, какой из указанных компонентов был измене, почему и к чему привел. Лучше всего полагаться на результаты факторного анализа данного показателя.
  • Вопрос 11. Какие показатели свидетельствуют о наличии проблемы (конкретной проблемы по теме исследования)? Здесь ответчик должен предоставить список конкретных коэффициентов, изменение которых отражает наличие (симптомы) проблемы. Все это приводится в аналитической главе, ее выводах.
  • Вопрос 12. Согласится ли руководство компании на реализацию идеи? В данном случае ответ должен быть однозначным или с небольшим сомнением. Притом выпускник должен отметить эффективность предлагаемого решения, намерение помочь, а также стремление администрации объекта к устранению проблемы, выгоду и пользу рекомендаций, заинтересованность в благополучном результате.
  • Вопрос 13. В каком состоянии находятся основные/оборотные или иные фонды компании? В этом деле важно опираться на результаты анализа, отметив доминирующие показатели (весомые по доле, значительные изменения в динамике). Если такого анализа не проводилось можно это отметить (что тема не предусматривает проведение анализа основных или оборотных фондов) или посмотрев на финансовую отчетность (бух. баланс) сымпровизировать и проанализировать.
На чем акцентированы самые популярные вопросы на защите диплома по экономике?
На чем акцентированы самые популярные вопросы на защите диплома по экономике?
  • Вопрос 14. Почему автор предлагает именно текущую комбинацию мероприятий, а не классическую схему и пр.? Ответ на данный вопрос кроется в оценке эффективности мероприятий. Важно показать, что они лучше, полезнее и выгоднее для объекта, позволяют в большей степени разрешить проблему, минимизировать потери. Все это основывается на результатах прогнозов или апробации.
  • Вопрос 15. В чем заключается авторская позиция или гипотеза? Ответ на этот вопрос кроется в предлагаемых мероприятиях и проверке предположения автора. Она освещается во введении, а доказательная база представлена в виде весомых или ключевых показателей. Дипломанту следует отметить причины и симптомы проблем, единении, низкую эффективность ранее предпринятых мер (если они были) и показать предлагаемый путь с учетом прогнозных данных.

Студенту предстоит показать, что он предлагает и показать, почему это выгодно/полезно.

  • Вопрос 16. Каковы перспективы вашего метода? В данном случае студенту следует показать, что его прием или подход может использоваться как на базе объекта (в частном порядке), так и адаптировал под нужды иных компаний, отрасли в целом. Главное выделить общие мероприятия и факторы, которые следует учесть при их планировании и адаптации. Здесь же целесообразно отметить, где могут быть применены результаты проекта и как: в какой отрасли, на каких предприятиях, на каких условиях и пр.
  • Вопрос 17. Почему автор исправил или не исправил замечание руководителя, рецензента, учел ли он его? Ответ на этот вопрос должен показать, что исследователь учел критику и подошел к ней обоснованно, конструктивно. Если он не счел нужным исправлять план действий, то важно это обосновать (достаточно отметить эффективность мероприятий). Если же изменил что-либо, то также следует подчеркнуть: что скорректировано, как это сказалось на модели или результатах и пр. (отметить, что он предлагал изначально и прогнозные значения, что предлагает теперь и какие результаты получены).
  • Вопрос 18. Достигнута ли цель исследования? Здесь важно отметить изначально намеченную цель проекта и полученные результаты, провести линию их взаимосвязи с акцентом на решение проблемы.
  • Вопрос 19. Насколько достоверны результаты исследования? При ответе на данный вопрос следует опираться на качество использованной информации, ее актуальность, а также верность и точность расчетов, метод прогнозирования. Важно показать, что все сделано верно, а результаты носят если не точный, то приблизительный характер, подчеркивающий тенденцию и возможные перемены. Если автор полагался на прогнозные методы, то итоги будут сугубо рекомендательными, а если апробация – то более точными.
  • Вопрос 20. Чем руководствовался автор при выработке решения проблемы? Здесь достаточно отметить результаты анализа данных: какие тенденции были отмечены, о чем они свидетельствуют и пр. Далее при выработке решения важно учитывать возможности и потребности объекта, грамотно расставив приоритеты.

Если проанализировать часто задаваемые членами аттестационной комиссии вопросы на защите дипломной работы, то можно понять, что они затрагивают сугубо тему проекта и сам материал, выступление автора. Серьезных отклонений от описанного и сказанного не бывает. Все вопросы затрагивают определенную часть аттестации: письменный проект (любой пункт, главу, раздел, вывод и пр.), выступление (что и как сказал автор), презентацию или иной интерпретационный материал (что на нем и почему, зачем и пр.).

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как подготовиться к дополнительным вопросам на защите ВКР?

Чтобы быть на высоте на защите диплома по экономике, важно тщательно подготовиться к данному этапу. Во-первых, качественно выполнить исследование, систематизировать полученные результаты в логически связаны и последовательный тест, оформить его согласно требованиям ГОСТ и вуза.

Как подготовиться к дополнительным вопросам на защите ВКР по экономике?
Как подготовиться к дополнительным вопросам на защите ВКР по экономике?

Во-вторых, учесть советы и замечания научного руководителя, результаты рецензирования. На данном этапе становятся видны недостатки ли потенциальные вопросы: что не так, почему, как и пр.

В-третьих, подготовьте защитную речь и проанализируйте ее: все ли существенные моменты учтены, тенденции отмечены, выводы обоснованы, точны и пр.

В-четвертых, внимательно изучите свое исследование, а непосредственно на защите будьте внимательны и сконцентрированы вникайте в вопрос, старайтесь отвечать с учетом реализованных мероприятиях и полученных результатов. Главное – знать, о чем вы писали и рассказывали, понимать это.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “20 самых часто задаваемых вопросов на защите дипломной работы по экономике”

  • Спасибо за хороший обзор, подсказки. Можно смело готовиться к защите и не опасаться каверзных вопросов: дальше диплома (темы) не уйдут, а если писал сам или хотя бы разобрался в написанном, то ответить на вопрос не составит труда. Как раз писала ВКР по экономике. Надеюсь ваши подсказки мне помогут. Позже отпишусь о результатах)

  • Хочу сказать Вам огромное спасибо за такой полезный блог. Статьи легкие, читать приятно и интересно. Готовилась к защите ВКР по вашим советам, старалась учесть все правила, советы, ошибки и пр. Вот знаете, все сработало! Защитила дипломную работу на отлично. На защите я была морально и физически готова к дополнительным вопросам. Эта статья – прям кладезь. Успехов Вам!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *