Система подготовки научного персонала в Российской федерации развивается непрерывно. Вопрос о привнесении изменения в аспирантуру был остро поднят еще в 2020 году, когда общее число аспирантов снизилось в двое в сравнении с прошлым годом и лишь 9% смогли защитить диссертацию. Согласно данным РАН в данный момент в России около 75000 кандидатов и в районе 25000 докторов наук. МГТУ им. Баумана совместно МФТИ и МАИ проводили исследования поступление в магистратуру и аспирантуру, однако, учитывая все грядущие изменения ситуация может поменяться.
СОДЕРЖАНИЕ
О каких изменениях идет речь?
1. На смену ФГОСам придут унифицированные федеральные требования (ФГТ) к проведению аттестации.
По сути, этот переход оказывает основное влияние на студентов, преподавателей и методистов. Процесс данного перехода отразили в ФЗ № 317 от 30.12. 2020. Принципиальная разница между ФГТ и ФГОСами в том, что ФГТ является требованиями к структуре, проведения аттестации и условиям организации образовательного процесса. То есть там отсутствуют требования к содержанию самой работы. Качество и наполненность работы будет определять комиссия, в отличии от ФГОСов где требования были жестко зафиксированы, что лишало аспиранта пространства для маневра. Теперь же траекторию защиты работы, можно выстраивать отдельно под каждого аспиранта.
2. Государственная аккредитация для аспирантуры больше не требуется.
Но это не значит, что образовательные программы никак не будут контролироваться, процесс гос. аккредитации изменён на лицензирование. Это крайне благоприятно скажется на организациях, так как снимет с них бюрократическую нагрузку и высвободит время и ресурсы, что позволит сосредоточиться на самих программах, а не на бумажной волоките связанных с их утверждением.
3. Аттестация будет проходить в форме предзащиты.
Это значит, что привычная итоговая аттестация, наполненная в большинстве своем излишними требованиями, такими как устные и письменные экзамены различные тесты и письменные работы, которые вводились чиновниками, уходят в прошлое и на смену старым требования приходит предзащита. Данное изменение выгодно для аспирантов, благодаря сближению аттестационных и пред-защитных процедур, процесс защиты диссертации станет более осмысленным и полезным, для аспиранта. Если до вступления новых правил аспират проходил путь через: кандидатский, итоговую аттестацию, предзащиту и обсуждение диссертационного совета, а только потом следовала защита, то с новыми правилами, как минимум одно звено будет исключено. И важно то что требования к итоговой аттестации и предзащите будут идентичны. Для аспирантов это благо так как теперь вместо того что бы пытаться угнаться за различными требованиями на разных этапах защиты, аспирант может сосредоточить свое внимание на общем качестве своей работы.
4. Диссертационный совет теперь может проводиться онлайн.
Отчасти по причинам связным с ограничениями, установленными в пандемию, был создан новый формат проведения диссертационных советов. Текущий формат проведения диссовета позволяет половине участников не присутствовать очно, однако очное присутствие обязательно для председательствующего, ученого секретаря и непосредственно соискателя.
Сам по себе смешанный формат ни как ни отразиться на голосовании оно, так и останется тайным и будет охватывать голоса всех участников диссовета. Данное нововведение не являлось запланированным и стало лишь следствием вступлением в силу документа регламентирующего проведения подобных мероприятий во время пандемии.
Однако онлайн формат показал свою эффективность и дело не в том, что это просто удобный для многих формат участия важно отметить то, что теперь на диссовете могут присутствовать специалисты в затрагиваемой области из различных стран и регионов. Это повышает общий уровень дискуссий во время обсуждения работы и как следствие ее качество. Онлайн формат показал полностью свою жизнеспособность и на данный момент ни выявлено причин, по которым он не будет использоваться в дальнейшем.
5. Диссертационный совет теперь доступен для участия и вузов и ученых.
Положении о проведении диссовета снизило количество участников с 19, как это было ранее до 11. Теперь докторов наук, работающих по специальности, в диссовете должно быть пять, а не семь как было ранее. Независимо от формы участия кворум может быть достигнут в присутствии 2\3 членов совета. Эта же доля участников остаётся необходимой для принятия решения о присуждении ученой степени соискателю. Такой режим работы позволяет быть системе аттестации более гибкой в целом и позволит вовлечь в работу специалистов, которые имея степень кандидата наук, являются безусловными лидерами в своей сфере. Обратная связь специалистов такого уровня является крайне важной вовремя диссовета и вклад, который они могут внести в качестве оппонентов или же рецензентов по-настоящему важен и в целом окажет благотворное влияние на общее качество работы.
Учитывая выше озвученные изменения можно с уверенностью утверждать, что, во-первых, оценка научной деятельности становиться задачей работников сферы науки и это есть невероятное благо для всего научного сообщества. Здесь не должна идти речь об упрощении процесса защиты, хотя оно и присутствует, речь идет больше о повышение качества работ, а как следствие рост уровня подготовки научного персонала.
За прошедшие 10 лет, была замечена тенденция к снижению количества диссоветов и как следствие снизились показатели аспирантуры. Часто встречаются организации ведущие подготовку аспирантов но не имеющих собственного диссовета. До вступления вышеупомянутых мер на аспиранта ложилась не только задача пройти программу аспирантуры, так же ему требовалось найти диссовет, согласовать организационные моменты, соблюсти все их требования, пройти предзащиту, защиту и т.п. Естественно такое положение вещей в самом механизме не позволяло аспирантам защищаться в срок, при том независимо от их уровня подготовки.
Меры представленный выше дают большую гибкость для организации процесса защиты, а также направленны на повышения качества работ. У организаций ведущих подготовку аспирантов, появилось больше возможностей для организации диссоветов собственных либо в сотрудничестве с другими университетами. Благодаря эти изменениям, несмотря на то что общая планка к качеству научных работ становиться выше, аспирантура однозначно становиться более привлекательной и дружелюбной к аспирантам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!