Независимо от характера исследования и глубины погружения в тему, специальности или дисциплины, в рамках которого оно выполняется, все студенческие и научные проекты основываются на конкретной информации: первичной, вторичной, опытно-экспериментальной. Притом в основу каждой работы кладется не один конкретный вид материалов, а целая комбинация ресурсов. Сегодня мы расскажем, какие виды литературы студенты и исследователи включают в состав своих проектов и чем они отличаются.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и виды литературы при написании студенческих и научных работ
Все курсовые, дипломные и научно-исследовательские работы опираются на конкретную информационную базу. Притом в каждом разделе уместно применение, как отдельного вида, так и всех доступных первоисточников: от справочной и учебной до научной и экспериментальной литературы. Но в любом случае автору изыскания предстоит сначала определить: какие материалы соответствуют теме и характеру исследования, соотношение видов информации в проекте (чего будет больше, чего меньше, что и вовсе следует исключить), а затем тщательно переработать их.
Студенческие и научные работы могут носить сугубо теоретический, прикладной или комбинированный характер. Но независимо от типа НИР, в процессе ее подготовки авторы прибегают к задействованию следующих видов информации:
- Общая литература: учебники, энциклопедии, статьи, готовые студенческие работы, рефераты и доклады;
- Специальная литература: диссертации, монографии, научные и ВАК-статьи, научные работы;
- Экспериментальные данные: личный опыт, результаты от самостоятельно организованного и реализованного исследования или опыта, доказательные базы данных, результаты практической деятельности (статистические сведения и показатели);
- Официальные документы госструктур: правовые акты, отчетность, инструкции и пр.
Притом соотношение каждого вида литературы при выполнении студенческих работ может разниться в зависимости от вида исследования (реферат или курсовая/дипломная работа) требований вуза и ГОСТов к проекту, авторской позиции и ракурса изучения проблемы и прочих нюансов.
Предлагаем Вам рассмотреть особенности каждой литературной категории и ее уместность при выполнении студенческих и научных исследований.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Общая характеристика учебной, справочной и энциклопедической литературы
Опытные специалисты рекомендуют использовать общую информационную базу лишь для описания и раскрытия базовых моментов: раскрытия терминов и определений, описания действующих теорий и канонов, классических схем и формул для решения задач/проблем и пр.
Данная категория первоисточников уместна чаще всего в теоретическом разделе курсовой, дипломной или научной работы. Притом задействованный объем информации этого типа должен быть минимален, примерно до 10-15% от всего объема проекта. Как правило, общая литература описывает ранее достигнутые результаты, устоявшиеся правила, позволяя получить общую картину по теме НИР.
В числе общей литературы принято выделять следующие касты:
- Учебник или учебное пособие, представляющее собой свод основных моментов в рамках конкретной дисциплины или темы. Здесь можно найти разъяснение основным терминам, формулам, методам решения проблем, законы и аксиомы и пр.;
- Энциклопедии и справочные издания, призванные предоставить более глубокие данные в рамках узкой темы или понятия, описать существенные моменты в рамках определенного вопроса или ракурса. Важно отметить, что в энциклопедиях предпочитают описывать преимущественно теории, историю развития проблемы и темы, а в справочниках приводят материалы преимущественно общенаучного и прикладного характера.
Обратите внимание, что в рамках рассматриваемого класса литературы чаще всего приводится данные из прошлого: история зарождения и развития проблемы, принимаемые ранее решения и их эффективность, сходства и отличия теорий в разные эпохи, классические схемы действий, правила, законы и пр. Притом они не проверяются на актуальность.
Миссия таких первоисточников – расширить кругозор, изучить основные тенденции и прошлый опыт в решении интересующего вопроса, раскрыть основные моменты (термины, правила), учесть прошлые ошибки и недочеты исследователей и пр. Поэтому учебная, справочная и энциклопедическая информация применима только при написании теоретического раздела курсовой, дипломной, научной или иной работы (по всем предметам и специальностям).
Кому будет полезна архивная информация?
Еще одним интересным и востребованным видом информации выступают архивные данные. С одной стороны, их можно смело отнести к «доказательным» первоисточникам, так как они учитывают реальный и научный опыт предшественников, описывают конкретные события, действия и полученные результаты, хранятся в специально отведенных для этого помещениях. Притом далеко не все архивные материалы могут быть доступны исследователю. В некоторых случаях, часть информации может быть засекречена и закрыта для обычного пользователя.
Использование архивных данных при выполнении студенческих и научно-исследовательских проектов не является обаятельным. Необходимость в подобного рода ресурсах определятся преимущественно несколькими факторами:
- Научная область и специализация. Чаще всего архивная информация применяется в исторических, политических, социальных, правовых НИР для подчеркивания былого опыта, установления причинно-следственных связей при диагностике проблемы, установления основных вех развития темы и пр.
- Характер исследования. Задействование архивной базы присуще описательным или аналитическим НИР, теоретическому погружению в тему.
- Особенность доказательной базы. Архивные первоисточники способны добавить весомости доказательной базе, отметив конкретные факты и цифры, динамику в показателях или правилах и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди особенностей архивных материалов можно отметить следующие моменты:
- Фактически, сведения, хранимые в специальных базах, очерчивают прошлые моменты и вехи, а значит не являются актуальными, но считаются при этом достоверными и надежными, проверенными временем и историей;
- Доступ к отдельным видам информации может быть закрыт или ограничен. Для допуска к ним придется получить специальный пропуск, сделал соответствующие запросы в ведомства и государственные органы, тщательно обосновав необходимость и важность материалов, их роль и предназначение в НИР. Данное правило обязательно распространяется на сведения, относящиеся к государственной тайне, военной тайне и пр.
- В тексте исследования важно не просто «цитировать» архивные материалы, но и прилагать к проекту официальные документы (копии) в виде приложений, а также отражать их в списке литературы. Обратите внимание, что архивные данные подлежат именно легальному заимствованию и цитированию. Их переработка (перефразирование) не всегда уместно и целесообразно, так как может подвергать сомнениям качество и суть материалов.
Данная литературная категория в большинстве случаев включается в теоретический раздел студенческих и научных работ, но в некоторых случаях допускается подключение в практическом разделе для подчеркивания изменений и динамики отдельных моментов.
Особенности применения научной литературы при выполнении курсовых, дипломных и научных работ
В настоящее время при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ рекомендуется отдавать предпочтение именно научной литературе, которая описывает последние и актуальные тенденции, новшества и достижения в рамках темы/предмета или специализации, инновации и их эффективность. Притом задействование этого вида ресурсов уместно по всем профилям независимо от осваиваемой ступени образования.
Опытные эксперты отмечают, что на долю научной литературы в курсовой или дипломной работе должно приходиться не менее трети от всех первоисточников, а в диссертациях, монографиях – не менее 60%.
Считается, что научные факты – самые надежные, достоверные и обоснованные источники информации для любого вида НИР, так как они тщательно обосновываются и проверяются опытно-экспериментальным путем. Теоретические научные изыскания подлежат подтверждению путем тщательного анализа данных, сопоставления результатов аналогичных исследований, логическому и критическому анализу.
Применение научной литературы уместно в любом разделе:
- В теоретической главе она поможет оценить текущие тенденции и реалии, эффективность действующих мероприятий по решению проблемы, описать их и пр.;
- В практическом разделе позволит воспользоваться современной методикой или нормативами для анализа данных, сравнить результаты авторского исследования с аналогичными данными предшественников, выявит тенденции и их соответствие научным данным и пр.;
- В рекомендательном разделе – определить перспективы развития темы, варианты решения проблемы, усовершенствовать существующие правила и схемы по решению проблемы с учетом последних новшеств и предложений теорий и правил, инструкций.
Научная литература в курсовой, дипломной работе позволяет обосновать позицию автора подчеркнуть актуальность темы исследования и проверить выдвинутую гипотезу, описать реалии. В научных исследованиях (диссертациях и монографиях) именно данный вид информации является основным и важным при выполнении всех разделов, так как позволяет оценить текущее положение дел с минимумом отвлечений на прошлое (историю) и определить перспективы развития событий, показать необходимость и целесообразность перемен.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сходства и отличия учебной, справочно-энциклопедической и научной литературы
В целом, каждый вид информации обладает своими специфическими чертами, которые можно обосновать со следующих позиций:
- Актуальность данных. К числу наиболее актуальных первоисточников относят научную литературу и результаты прикладных исследований за последние 3-5 лет.
- Достоверность. Учебная и справочная литература обладает достаточной аргументационной базой, но она описывает лишь определенные вехи развития проблемы с минимальным акцентом на современные тенденции. Наиболее достоверной и пригодной в текущих изысканиях считается также научные первоисточники.
- Обоснованность. Все учебники, справочники и энциклопедии представляют собой переработанные научные труды (как современных, так и прошлых) и являются надежными, проверенными и обоснованными. Но все же к числу приоритетной и наиболее аргументированной информационной базе НИР относят научные труды и статьи, результаты опытно-экспериментальных исследований.
В зависимости от вида задействованных ресурсов можно выделить следующие особенности каждой рассмотренной литературной категории:
- Учебники, справочники, энциклопедии, всевозможные обзоры и данные СМИ нуждаются в тщательной перепроверке данных на актуальность соответствие реалиям, уместность и возможность применения. Лучше всего их включать только в теоретический раздел для пояснения ситуации и отдельных нюансов, особенностей.
- Архивная информация свойственная не всем изысканиям, но ее включение в НИР позволяет тщательнее обосновать позицию автора определить тенденции и их характер, установить причинно-следственные связи и пр. Чаще всего данный вид кладут в основу теоретической главы или гуманитарных изысканий.
- Научная литература – основа всех студенческих и научно-исследовательских работ, применяемая на всех этапах исследования. Как правило, этот вид материалов не нуждается в тотальной перепроверке (достаточно банального сравнения аналогичных исследований и полученных результатов). Притом перед публикацией все научные работы проходят экспертизу качества, поэтому считаются самыми надежными.
Таким образом, первоисточники студенческих проектов и НИР отличатся между собой преимущественно характером обоснования (теоретический или прикладной), актуальностью данных (отражение текущего положения дел или историческое инспектирование проблемы), глубиной погружения.
Чтобы сформировать качественный проект, важно ориентироваться на основные требования к нему, где будут прописаны рекомендации относительно информационной базы, соотношения всех видов аргументов и ресурсов, а также правила по обработке первоисточников с учётом минимального порога плагиата.
Опытные авторы и исполнители рекомендуют полагаться на научную литературу, разбавляя ее небольшими отступлениями с помощью привлечения учебных, справочных, энциклопедических, архивных и иных данных.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Хорошая обзорная статья, просто раскрывающая все основные виды литературы и способы, возможности ее использования, роль в исследованиях. Отдельное спасибо за соотношение видов литературы в НИР. Теперь пользуюсь только ею. Пока ни разу не подвело, педагоги отмечают хорошее качество работ)
Хороший обзор с четким и понятным описанием. Везде написано как-то размыто. Автору спасибо за простое разъяснение, признаки, способы поиска. Разложили все по полочкам.