Несмотря на изобилие направлений подготовки при колледжах и вузах, доступность образования на рынке труда на протяжении многих лет наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Притом дефицит отмечается во всех сферах деятельности. Что порождает отсутствие рабочих кадров: качество образования, условия работы или интересы молодежи не совпадают с потребностями реалий? Сегодня мы расскажем, какие профессии считаются дефицитными.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки дефицитных профессий
Текущая ситуация на перекрестке «образование – рынок труда» выглядит следующим образом. Предложения колледжей и вузов относительно направлений подготовки велико и зачастую учитывает потребности того региона или округа, в котором функционирует. Но абитуриенты, выбирая потенциальный путь своего развития, чаще всего ориентируются на собственные делания, интересы и частично возможности (они включают таланты, текущие навыки, финансы и пр.).
В целом дефицитная профессия не означает, что в рамках нужного направления подготовке нет квалифицированных и готовых к трудовым будням лиц. На самом деле на практике доминирует следующая ситуация: диплом об образовании есть, знания и минимальные трудовые навыки имеются, но дипломант не желает трудиться по профессии. Притом здесь оснований такого решения может быть множество: плохие условия труда, низкая зарплата, большая ответственность или смежность с иными должностями (их делегирование), в процессе обучения студент понял о «неподходимости» профиля ля него (притом он не бросил учебу!) и пр.
Явным признаком дефицитной профессии выступают следующие условия:
- В отрасли наблюдается стабильный спрос в отношении отдельных специалистов с указанием минимальных требований к образованию и опыту работы;
- Наличие соответствующих профилей при колледжах и вузах, притом выделенные места могут быть как полностью заполнены, так и частично. Обращаем Ваше внимание, что в дефиците могут оказаться как новые, так и традиционные профили. Притом в каждом регионе/городе и отрасли будут присутствовать различные недостающие звенья.
Фактически, дефицитные направления подготовки проявляются следующим образом: возможность освоения направления имеется, дипломированные специалисты по ним также есть, но на рынке труда квалифицированные кадры отсутствуют.
Причины появления дефицитных профессий
Почему же возникает дефицит отдельных профессий? Причин тому масса:
- Новички, выбирая специальность и место обучения, не учитывают текущие потребности рынка труда, полагаясь на собственные интересы и самодостаточность. В данном случае действует принцип «хороший специалист нужен всегда, я смогу пробиться и занять рабочее место где угодно»;
- Смена внешних условий. В целом, ничто на Земле не постоянно: все течет, все меняется. Каждая отрасль совершенствуется, развивается. Поэтому некоторые выпускники могут оказаться невостребованными на фоне слабой подготовки. Притом «слабость» может быть обусловлена, как ленью или недостаточной мотивацией учащегося, так и составе образовательных программ (они становятся менее актуальными, устаревают), притом в любом случае все это сказывается на качестве подготовки дипломанта.
- Работодатели не готовы принять на руководящую должность новоиспеченного специалиста без соответствующего управленческого опыта;
- Несоответствие уровня образования дипломанта и требований работодателя: например, у выпускника за плечами среднее профессиональное образование вместо высшего или высшее, но по смежной специальности и пр.;
- Неосознанный выбор абитуриента и как следствие стремление устроиться в кардинально или просто иную отрасль, вне полученной специальности;
- Демографические проблемы и ямы, породившие снижение численности населения и как следствие снижение рабочих кадров во всех отраслях;
- И пр.
Причины возникновения дефицитных программ и профессий могут быть, как внешними, так и внутренними, но независимо от этих факторов важно своевременно его восполнять, создавая привлекательные условия для новичков, развивая схему самообразования или дополнительного образования и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обзор самых дефицитные направлений подготовки и профессий 2021-2022
Отрасль №1. Медицина
Начиная с 2019-2020 годов сфера здравоохранения столкнулась с нехваткой медицинского персонала. Притом в дефицитной зоне оказались, как специалисты с высшим, так и средним профессиональным медицинским образованием. Причиной всему стала злосчастная пандемия, породившая массу страхов, рисков, ответственности, ненормированного рабочего дня и прочих факторов. Среди доминирующих оснований, провоцирующих нехватку медиков, стали страхи и риск людей заразиться новым вирусом и отсутствие привычной схемы лечения, большая нагрузка на сферу здравоохранения, отсутствие опытных или просто дипломированных специалистов.
В сфере здравоохранения произошли колоссальные перемены, затронувшие не только практическую, но и подготовительную стадии. Многие программы обучения претерпели изменения: внедряются новые диагностические подходы, методы лечения, появились новые препараты и вакцины, признаки течения заболеваний и пр. Все это в обязательном порядке учитывается не только на практике, но и на подготовке медиков.
В числе ярко выраженных дефицитных профессий в сфере здравоохранения оказались следующие специалисты:
- Врачи общего назначения (то есть терапевты, «лечебники»);
- Узкоспециализированные медики: кардиологи, неврологи, педиатры, травматологи, неврологи, онкологи и пр.;
- Средний и младший медицинский персонал: фельдшера, медицинские сестры, специалисты по медицинскому оборудованию, процедурные сестры и пр.
Обратите внимание, чтобы работать врачом, важно иметь не просто высшее медицинское образование, но и пройти интернатуру, а затем аккредитацию. Поэтому на подготовку дипломированного медика уходит не менее 4-6 лет! Скорость восполнения дефицита кадров низкая.
Что нужно для восполнения дефицита? Самый простой ответ – поступить в медицинский вуз или колледж (самый оптимальный вариант — на программу «Лечебное дело»), а при желании продолжить освоение более узкой профессии в интернатуре.
Отрасль №2. Образование, педагогика.
Второй сферой деятельности, где наблюдается дефицит кадров, выступает образование. Здесь отмечается дефицит преподавателей-предметников, а также опытных педагогов с соответствующими заслугами и успехами в науке (имеющими за плечами собственные разработки, патенты, ученые степени и пр.).
Причина возникновения дефицита педагогических кадров очевидна:
- Слабая скорость обновления образовательных программ;
- Низкие темпы внедрения инноваций в системе преподавания;
- Отсутствие специальных программ по подготовке учителей и преподавателей, готовых работать в дистанционном режиме (а ведь для этого нужно продумать и проработать соответствующие программы. Задания, способы взаимодействия, владеть современными технологиями и пр.). Зачастую данный изъян преподаватели ликвидируют с помощью самообучения;
- Снижение репутации и престижа профессии. Согласитесь, что авторитет педагога 20 лет назад и современное положение учителей кардинально разнится;
- Относительно низкий уровень доходов преподавателей. Многие из них уходят в репетиторство или тьюторство, подчеркивая такие достоинства, как снижение документооборота и бумажной волокиты, хорошая почасовая оплата труда, самостоятельно нормированный рабочий день (нагрузка определяется самим специалистом) и пр.;
- Слабая заинтересованность учеников в изучении предметов или слабая материально-техническая база учебных заведений (особенно школ) и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В числе наиболее дефицитных программ по подготовке преподавателей для школ ссузов и вузов можно отметить «предметников» по естественным наукам (химия биология, география), гуманитарным наукам (обществознание, история, философия и пр.). Наибольший спрос наблюдается в отношении программ, связанных с IT, но выпускники устремляются не в сферу образования, а IT-отрасли.
Отрасль №3. IT-индустрия.
Казалось бы, в век информационных технологий и постепенный переход на дистанционный формат всех отраслей (на фоне пандемии и новых возможностей «без ущербного функционирования»), здесь не должно быть никакой нехватки кадров. Но на самом деле, даже в сфере информационных и компьютерных услуг, промышленности наблюдается высокий спрос на программистов, системных администраторов, инженеров по оборудование, схемотехников, робототехников и прочих узкоквалифицированных специалистов. Притом их деятельность сопрягается не просто с программированием. Но и частично конструкторством, архитектурными основами, разработками программ и приложений, их настройками и адаптацией под нужды заказчика или отрасли и пр.
В числе наиболее недостающих профессий и программ в IT-индустрии можно выделить:
- Робототехника и мехатроника (конструктор, архитекторов или проектировщик компьютерных и иных сетей);
- Автоматизирование техники и систем, программирование (программирование техники, приложений, настройка аппаратуры и пр.);
- Схемотехника (работа с чипами, микросхемами, ремонт и обслуживание, создание новых плат и пр.);
- Компьютерная и информационная безопасность;
- Разработчик программ, приложений и сайтов;
- И пр.
Обратите внимание, что нередко деятельность IT-специалистов сопрягается с технической средой, вызывая необходимость использования дополнительного или особого инструментария, оборудования, знаний и навыков.
Отрасль №4. Инженерия.
Инженеры востребованы в самых разных отраслях народного хозяйства, но наиболее ощутимый дефицит наблюдается в технической среде в рамках узких направлений подготовки: инженер по эксплуатации промышленного оборудования, инженер-проектировщик нефтегазопроводов, инженер по обслуживанию грузоподъёмных и иных машин/агрегатов, агроинженер, биоинженер и пр.
Чтобы стать инженером, необходимо окончить, как минимум магистратуру вуза, до которой доходят немногие выпускники бакалавриата. Более того, дефицит дипломантов также связан с высокими требованиями работодателей: наличие опыта работы в управленском звене, наличие дополнительных навыков (чтение всевозможных чертежей, работа со специальными программами и пр.). Но в целом во всех отраслях, связанных с инженерией, наблюдаются достойные варианты для развития и работы: высокая оплата труда соотносится с уровнем ответственности специалиста.
На сегодняшний день на рынке труда не хватает специалистов со следующим образованием:
- Биоинженерия и биотехнология;
- Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств;
- Цифровые технологии машиностроения;
- Кораблестроение;
- Авиатехника;
- И пр.
Отрасль №5. Экономика, финансы.
Казалось бы, экономические, юридические программы на протяжении многих лет считаются самыми востребованными, но и здесь отмечается нехватка подготовленных и соответствующих реалиям специалистов.
Нехватка дипломантов в указанных отраслях спровоцирована следующими факторами:
- Медленное обновление программ обучения и несоответствие знаний студентов реалиям (законодательство очень часто меняется, экономические условия и внешняя среда – аналогично, скорость внедрения и инноваций превосходит скорость обновления программ и материально-технической базы университетов);
- Некоторые направления подготовки до сих пор не обособлены. Например, маркетологами чаще всего становятся студенты экономического факультета, при этом отдельной специальности «Маркетинг» до сих пор не предусмотрено (она действует в единичных случаях, а чаще всего ключевые элементы маркетинга осваиваются на онлайн-курсах и пр.);
- Дипломированный специалист обретает тотальные практические навыки только на практике или во время стажировки при трудоустройстве, в программе обучения при вузе осваивается преимущественно теория, а работодателю нужен тотально готовый индивид, который может незамедлительно (без дополнительного обучения) приступить к выполнению своих прямых обязанностей.
В экономической среде наблюдается нехватка специалистов по программам «Банковское дело», «Маркетинг», «Логистика». Также отмечается дефицит квалифицированных инвесторов, специалистов по экономической безопасности, налогообложению и пр. Притом недостаток кадров наблюдается на фоне слабой подготовки дипломантов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Отрасль №6. «Рабочие руки»
Следует обратить внимание, что острый дефицит наблюдается во всех отраслях народного хозяйства в отношении специалистов со средним профессиональным образованием. Отраслям нужны не только управленцы, но и «рабочие руки», которые будут выполнять непосредственную (прямую и сложную) работу, содействуя производственному процессу и выпуску товаров, оказанию услуг.
В настоящее время особая нехватка наблюдается в технической среде. Здесь отмечается дефицит таких специалистов, как техник, сварщик, слесарь (по ремонту, обслуживанию оборудования и пр.), водитель, механик и пр. Притом важно выделить следующий момент: недостаток специалистов зафиксирован, как в рамках общего профиля (бакалавров), так и узких направлений (например, автомеханик, слесарь по ремонту промышленного оборудования и пр.).
Стоит ли поступать на дефицитные профессии?
Однозначного ответа на данный вопрос нет, ведь каждый человек самостоятельно принимает решение относительно своего будущего: кем ему быть, где учиться, какую профессию осваивать, где работать и пр.
Конечно, у дефицитных профессий будет несколько преимуществ:
- На фоне нехватки новоиспеченные специалисты будут востребованы на рынке труда: у них будет выбор относительно организации и трудовых условий (график, зарплата, рабочее место, нагрузка, инструментарий и материально-техническая база и пр.), но моментального трудоустройства при этом никто не гарантирует. Конкурсный отбор никто не отменял;
- Хорошо подготовленные специалисты легко смогут найти работу еще во время практики, зарекомендовав себя с положительной стороны;
- И пр.
Но все же выбирать специальность следует с учетом массы факторов:
- Личная предрасположенность к отрасли и сфере деятельности, наличие способностей и талантов, определенных навыков и представлений;
- Заинтересованность и мотивация, оценка перспектив, осознанность;
- Возможности карьерного и/или научного роста и пр.
Опытные эксперты и работодатели отмечают, что не стоит поступать на дефицитные специальности только ради наживы или быстрого трудоустройства по мере выпуска из колледжа или вуза. В данном деле учеба может оказаться сложной или вовсе непосильной, а работа по неподходящему профилю не принесет ни морального, ни физического, ни материального или психологического удовлетворения.
Восполнить кадровый дефицит поможет не просто набор абитуриентов на соответствующие программы, а их осознанный выбор и ответственный подход к делу.
Специалисты Дисхелп готовы помочь в подготовке дипломированных специалистов по всем направлениям и специальностям, гарантируя высокое качество выполнения письменных проектов. Мы облегчим участь студента: подготовим ГДЗ, реферат курсовую или дипломную работу, ответы на билеты и семинарские вопросы и мн. др. Получить квалифицированную помощь от Дисхелп можно после оформления заявки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!