Фармация и фармакология: обзор направлений, сходства и отличия, особенности обучения

В русском языке встречается немало схожих терминов, которые пишутся и произносятся практически одинаково (не путайте с омонимами!), но «переводятся» по-разному. Одной из таких примечательных пар в образовательной среде выступают программы «Фармация» и «Фармакология» (фармацевтика). Сегодня мы расскажем, чему учит каждая из них.

Фармация и фармакология: обзор направлений, сходства и отличия, особенности обучения
В русском языке встречается немало схожих терминов, которые пишутся и произносятся практически одинаково (не путайте с омонимами!), но «переводятся» по-разному. Одной из таких примечательных пар в образовательной среде выступают программы «Фармация» и «Фармакология» (фармацевтика). Сегодня мы расскажем, чему учит каждая из них.

Чему учат студентов по профилю «Фармация»?

Наверняка Вы не раз слышали о такой профессии, как фармацевт. Притом во многих колледжах и вузах реализуется программа «Фармация». Она предполагает подготовку узкоквалифицированных специалистов, ориентирующихся в медицинской области и естественнонаучной среде.

В общем, и повседневном понимании фармацевт – это всего лишь работник аптеки, «продавец лекарств и бадов». Но в медицинских колледжах и вузах обучают не умению реализовывать аптечный товар, а именно разбираться в каждом препарате, умении подбирать подходящий товар согласно требованию заказчика клиента. Невзирая на совместимость и принадлежность к медицинской среде, программа «Фармакология» захватывает тотальное освоение биологических, химических и смежных научных границ.

Основные дисциплины и направления обучения студентов-фармацевтов
Основные дисциплины и направления обучения студентов-фармацевтов

На самом деле профессиональное воспитание фармацевтов более глубокое. Оно захватывает правила производства медикаментов и бадов с акцентом на сочетаемость различных веществ, элементов, их воздействие на вирусы, бактерии, микробы и человеческий организм в целом. Помимо этого, будущие фармацевты осваивают экономические, управленческие и маркетинговые азы для успешной реализации, содействуя тем самым налаживанию и оптимизации товарооборота.

Подготовка фармацевтов захватывает следующие аспекты:

  • Общая подготовка: история, социология, политология история фармакологии, основы химии, биология, культура и этика, экономика, менеджмент в аптечной сети, логистика, правовые основы в аптечном деле и пр.;
  • Естественнонаучный модуль: биология, химия, органическая и неорганическая химия, биохимия, химический и биологический анализ, ботаника, гигиена и экология человека, основы патологии, микробиология;
  • Технический модуль: основы заготовок и производства медикаментов, биохимические эксперименты, проверка качества лекарственных/нелекарственных препаратов, основы жизнедеятельности, охрана труда и техника безопасности на производстве медикаментов и бадов, заготовка сырья для производства препаратов и пр.;
  • Медицинский блок: анатомия и физиология человека, иммунология, первая доврачебная помощь, психология, генетика человека и основы медицинской генетики, основы медицинской терминологии на латинском языке;
  • Профессиональные дисциплины: лекарствоведение, фармакология, фармакогнозия, отпуск лекарственных безрецептурных и рецептурных препаратов, хранение медицинских товаров и изделий, организация работы аптек, фармацевтический менеджмент и учет, консультирование и работа с посетителями, основы взаимодействия с производителями и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Обратите внимание, что квалифицированный фармацевт способен не только продавать и советовать препараты-аналоги, но и может создавать отдельные препараты по заказу на базе аптечной сети в специальной лаборатории. Чаще всего такая услуга доступна при государственных аптечных сетях, где производят специальные растворы определенной концентрации для различных физиопроцедур и пр.

Следует отметить, что фармация представляет собой не просто специальность, а целую медицинскую отрасль, которая специализируется именно на подборе корректных и эффективных соотношений химических и биологических элементов, веществ при разработке препарата от конкретного недуга, заболевания с учетом различных факторов: хронические и сопутствующие заболевания, скорость воздействия и пр.

Становление фармацевтов немыслимо без НИР и экспериментов (биологические, химические и пр.), работы в лабораториях и специально-оборудованных аудиториях (симуляторы, муляжи, тренажеры и пр.).

Программа «Фармация» действует при топовых многопрофильных и медицинских вузах, а также при медицинских колледжах и вузах в рамках бакалавриата и магистратуры. Притом работать именно фармацевтом могут выпускники ссузов, а для трудоустройства в качестве провизора необходимо иметь диплом магистра. Для поступления абитуриенту предстоит преодолеть экзамены по математике, русскому языку, биологии/химии.

Чему учат студентов по программе «Фармакология»?

Образовательная программа «Фармакология» призвана подготовить экспертов по анализу относительно работы и воздействия конкретного препарата на организм человека. То есть фактически он не принимает участия в непосредственном производстве медикамента, но тщетно следит за ходом его применения, оценивая всевозможные факторы и получаемый результат. Если говорить проще, то фармаколог – это специалист, который следит за применением лекарств и их воздействием на человека: как происходит распределение и всасывание веществ, сила и скорость воздействия на симптом или недуг и пр. Его волнует жизнь препарата после попадания в человеческий организм.

Основные направления обучения в Фармакологии
Основные направления обучения в Фармакологии

Освоить специальность можно преимущественно на базе медицинских или многопрофильных вузов по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Прием абитуриентов основывается на ЕГЭ по математике, русскому языку, химии или биологии.

Программа обучения в рамках данной специальности включает в себя преимущественно естественнонаучные предметы, а также прикладные занятия, экспериментальные НИР и пр.

Основными дисциплинами, постигаемыми студентами в ходе пребывания в вузе или ссузе, являются:

  • Химия: общая, органическая/неорганическая, аналитическая, физическая, коллоидная, химия биологически активных веществ;
  • Биология: общая биология, микробиология, биохимия, молекулярная биология, основы биотехнологии, энзимология, репродукция, протеомика, клеточная технология, экология и пр.
  • Технический блок: биотехнологии в медицине, технология производства пищевых продуктов и БАДов, технология производства лекарственных препаратов, организация хранения и транспортировки медикаментов и медицинских изделий, технология диагностических препаратов, БЖД, организация биотехнологического производства, основы нанобиотехнологии, биобезопасность и пр.;
  • Медицинский модуль: иммунология, физиология человека, вакцинация, препараты (по видам, группам и заболеваниям), иммунология на клеточном уровне, оценка эффективности препаратов и вакцин и пр.;
  • Научно-исследовательская часть, которая включает в себя не просо выполнение курсовых и научных работ, но и участие или организацию экспериментов на базе действующих медицинских и исследовательских центров. Непосредственное участие допускается в отношении магистров и аспирантов. Старшекурсники занимаются наблюдением ил проведением эксперимента над «экспериментальными группами», апробацией новых препаратов ли изучению эффективности и уместности существующих лекарств против болезней, проведение социологических исследований в медицинской среде (среди врачей и пациентов) и пр.

Фармакология – это лишь общее направление подготовки. Обучение по нему предполагает выбор узкого сегмента, в котором будет ориентироваться дипломированный специалист: клиническая и прикладная фармакология, токсикология, фармагнозия, позология, нейрофармакология и пр. Предполагается, что выбор более узкого сегмента в профиле позволит подготовить более компетентного специалиста, досконально разбирающегося во всех нюансах, содействующего совершенствованию отрасли и НТП в медицине.

Чтобы работать фармакологом, важно иметь высшее образование не ниже магистра. Дипломированные фармакологи-бакалавры чаще всего занимают места фармацевтов, провизоров, лаборантов и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности организации и проведения НИР по программам «Фармация» и «Фармакология»

Научно-исследовательские работы по рассматриваемым направлениям подготовки носят экспериментальный характер, требуя тщательной проработки каждого шага. Их выполняют студенты после прохождения практики на базе действующей организации (профильной).

Медицина, а особенно разработка, производство препаратов – дело тонкое, не терпящее погрешностей. Ведь от доли каждого компонента, свойств и совместимости составных элементов могут зависеть человеческие судьбы, жизнь, здоровье.

Структура и содержание НИР по фармации и фармакологии в целом стандартны: теоретическое освещение темы и проблемы, описание экспериментальной части и полученных рекомендаций, выработка решения и его апробация, рекомендации по производству и распространению препарата.

Если выполнение теоретического раздела – самое простое и понятное (важно основываться лишь на научной литературе и проверенных фактах), то проведение исследования и его описание в практическом разделе требует особого внимания.

Фармакологи будут идеально изучать химические и биологические свойства компонентов, их комбинации, и определять наиболее эффективный, оптимальный вариант. Фармацевты же будут изучать особенности подготовки специальных растворов и иных препаратов на азе аптечной сети, методику из создания и хранения, отпуска, а также основываться на результатах фармакологических исследований и вырабатывать тактику по реализации данной продукции, ее продвижению в массы и пр.

НИР по фармакологии будут содержать следующие основные разделы:

  • Теоретическое инспектирование темы с акцентом на современные препараты, достижения в лечении конкретных недугов, на лечение которых нацелена определенная медикаментозная группа, подвергающаяся создании или совершенствованию. Важно писать последние достижения и результаты научных работ, исследований, важно показать необходимость оптимизации для решения проблемы. Например, в последнее время вирусы стали чаще мутировать и адаптироваться r традиционным семам лечения, поэтому эффективность старых препаратов падает, появляется необходимость в создании новых средств более широкого спектра и пр.;
Сущность фармакологии: основные направления деятельности
Сущность фармакологии: основные направления деятельности
  • Практическая часть: аналитический раздел должен содержать изучение текущей ситуации по теме (симптоматика недуга, методика лечении и текущая линейка подходящих препаратов), их сравнительная характеристика и оценка их эффективности, поиск альтернатив или наилучшего решения, разработка и точная проработка новых комбинаций в составе медикаментов, тщательно рассчитанные дозы, описание особенностей технологического и производственного процессов и пр. Рекомендательный раздел призван обосновать выводы и предложения автора НИР, по возможности предоставив реальные факт – результаты апробации.

Учтите, без точных расчетов новой схем и оценки ее эффективности, уместности НИР не будет считать завершенной и качественной. Более того, автору предстоит подчеркнуть инновационный подход: новизну, ценность исследования.

Именно результаты фармакологических НИР способствуют совершенствованию схем лечения и появлению новых медикаментов, после проведения сравнения и оценки эффективности существующих лекарств и техник.

НИР фармацевтов же в большей части основаны на развитии аптечной сети и решения частных проблем: организация аптечного бизнеса, оптимизация учета и хранения препаратов и изделий, совершенствование отпуска медикаментов в розничной сети, порядок изготовления специальных средств (концентрация, порядок смешивания, условия хранения и пр.). Притом и здесь точность и внимательность входит на первое место.

Сущность фармации: чем предстоит заниматься выпускникам?
Сущность фармации: чем предстоит заниматься выпускникам?

В НИР по фармации и фармакологии в обязательном порядке будут присутствовать химический, биологический анализ препаратов, сравнительная характеристика, а затем проработка проблемы (ее решение) и всесторонний анализ решении: биологический, химический, экономический, технологический и пр. не менее важна стадия лабораторной экспертизы объекта исследования и предлагаемого решения. Поэтому в НИР будут присутствовать таблицы, графики, аналитики, результаты испытаний пр.

Притом оформление данных исследований может быть предусмотрено в рамках курсовых работ, отчетов по НИР, научных статей и работ, ВКР. Требования к каждому виду утверждены отдельно.

В целом схема выполнения исследовании по программам «Фармация» и «Фармакология» схож, но характер и ракурс изучения проблемы будет разниться: в одном случае – производство и реализация, во втором – спектр действия, особенности сочетаний компонентов и их воздействия на проблему и пр. То есть фармацевты изучают препарат до употребления, а фармакологи – после.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сравнение программ «Фармакология» и «Фармация»

Пожалуй, самым существенным и очевидным сходством указанных профилей является их принадлежность: медицина, производство и технологии медикаментов, консультирование клиентов и реализация препаратов и пр.

В переводе с древнегреческого приставка «фарма» означает «лекарство», а это значит, что оба специалиста будут изучать именно их (медикаменты) и стремиться усовершенствовать методику лечения, эффективность препаратов и пр.

Совпадение также отмечается в основных дисциплинах, изучаемых фармацевтами и фармакологами. Программа подготовки бакалавров и магистров основана на естественнонаучных предметах: химия, биология, частично медицина. Притом в каждом из указанных случаев студенты погружаются в научно-исследовательский мир и эксперименты. На этом, пожалуй, сходства правлении заканчиваются.

Различия специальностей можно увидеть в следующих моментах обучения и трудовой деятельности:

  • Фармация – более широкое направление подготовки, которое захватывает основы создания медикаментов и различных изделий, а также их распространение и контроль над качеством, анализ эффективности препаратов. Фармакология же исследует препараты только по мере их поступления в организм, определяя спектр их действия, побочные явления, скорость воздействия на недуг и пр.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: фармацевт – это создатель препаратов и их «реализатор», а фармаколог – «надзирающий», уполномоченный удостовериться в качестве продукта и его эффективности по мере употребления.

  • В основные обязанности фармацевтов вход обеспечение запасов аптечных сетей, консультирование потребителей согласно их запросам, отпуск рецептурных и безрецептурных препаратов. Фармакологи же не занимаются продажами вообще. Их миссия состоит в определении востребованности и эффективности медикаментов совершенствовании их качества, механизма воздействия на недуг и пр.

То есть, фармацевты чаще всего работают в аптеках, а фармакологи – в аптечных сетях, фармацевтических компаниях, исследовательских центрах, госструктурах (Минздрав, Рособрнадзор, Роспотребнадзор и пр.). Спектр применения дипломантов разнится.

Выбирая профессию, не путайте их наименования, понятия и специфику, так как от этого будут зависеть Ваши возможности и перспективы, трудовая деятельность и сфера применения.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Фармация и фармакология: обзор направлений, сходства и отличия, особенности обучения”

  • Направления в целом схожие: одно «вытекло» из другого, получается, что и исследования будут смежными, но имеющими разные цели. А выполняете ли Вы контрольные и курсовые работы по этим направлениям и дисциплинам? Информационная база ваша или моя должна быть?

    • Мы выполняем контрольные и курсовые работы по направлению «Фармация» и «Фармакология».Информационная база наша, если у вас нет возможности предоставить свою.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *