Иерархии, должности, степени и звания на кафедре высшего учебного заведения

Каждое учреждение обладает четкой структурой, в составе которой насчитываются десятки подразделений. Вуз не является исключением из данного правила. Он также состоит и множества специфических компонентов. Об общей структуре высшего учебного заведения мы писали ранее. Сегодня специалисты Дисхелп разъяснять сущность, и особенности работы кафедры вуза.

Иерархии, должности, степени и звания на кафедре высшего учебного заведения
Каждое учреждение обладает четкой структурой, в составе которой насчитываются десятки подразделений. Вуз не является исключением из данного правила. Он также состоит и множества специфических компонентов. Об общей структуре высшего учебного заведения мы писали ранее. Сегодня специалисты Дисхелп разъяснять сущность, и особенности работы кафедры вуза.

Понятие и роль кафедры в жизни университета, педагога и студента

Все мы знаем, что в каждом институте обучают конкретному набору специальностей. Притом все они грамотно сгруппированы согласно принципу однородности и научной принадлежности по крупным подразделением – факультетам. В рамках каждого из них функционируют более мелкие составные элементы, где происходит конкретизация всех заявленных профилей. То есть в дальнейшем все специальности закрепляются по кафедрам.

Кафедра университета – это звено, базирующееся на факультете. Обратите внимание, что кафедра не может выступать в качестве отдельного и самостоятельного звена. Она всегда действует внутри факультета.

В рамках каждой кафедры собраны однородные или родственные специальности. В среднем, за каждым таким отделом закрепляется от одной до 3-5 образовательных программ в рамках действующих уровней подготовки.

Роль кафедры в вузе
Роль кафедры в вузе

А знаете ли Вы что, на факультете собраны те направления подготовки, которые относятся к определенной отрасли научной области, то есть целая комбинация из родственных, смежных и отличных программ. Но на каждой кафедре они сгруппированы по признаку родства и научной близости.

Ключевыми задачами кафедры в университете являются:

  • Реализация учебного процесса согласно утверждённым планам, образовательным программам;
  • Организация и проведение научных исследований, прикладных изысканий с учетом подготовки задействованного профессорско-преподавательского состава, материально-технической базы и пр.;
  • Организация и обеспечение методической работы;
  • Обеспечение связи и взаимодействия между студентами и преподавателями;
  • Организация и реализация условий для профессионального, личностного и интеллектуального роста студентов в рамках конкретной специальности;
  • Привлечение студентов ко внеурочной деятельности и научным исследованиям;
  • Повышение уровня подготовки и квалификация задействованных в учебном процессе педагогов.

Таким образом, именно кафедра университета занимается созданием условий для подготовки специалистов в рамках закрепленной за ней образовательными траекториями: подбор педагогического состава, определение аудиторий для проведения конкретных предметов, создание условий для качественного становления студентов и выпускников.

Виды кафедр в вузах
Виды кафедр в вузах

На практике принято выделять три вида кафедр при вузе. Первый – выпускающая или профильная. Ее основная задача кроется в подготовке конкретных специалистов (строго в рамках утвержденных и закрепленных за нею образовательных программ). Второй вид – общепрофессиональный, на базе которого трудятся педагоги «общего предназначения». В их обязанности входит преподавание общеобразовательных дисциплин, которые чаще всего осваивают студенты вплоть до 2-3 курсов. Третий вариант – базовая, которая фактически является официальным промежуточным звеном между вузом и профильной организацией. Базовые кафедры зачастую основываются в университете по инициативе организации, которая испытывает дефицит в конкретны кадрах. Как правило, на месте этого предприятия студенты стажируются, получают первый профессиональный опыт, выполняют исследования и пр. Подробнее о базовой кафедре Вы можете прочитать в нашей статье.

В любом случае студенты закрепляются за одной конкретной кафедрой – профильной (выпускающей) или базовой, но по воле случая или необходимости они также будут взаимодействовать с педагогами общеразвивающей кафедры (как правило, такое сотрудничество отмечается на первых курсах).

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: кафедра – это емкое подразделение, на базе которого происходит подготовка компетентных специалистов по родственным профессиям, лежащих в одной или однородной научной плоскости. Для реализации учебного процесса подключается один и тот же действующий педагогический состав, который обладает соответствующей подготовкой и навыками.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Кто может работать на кафедре при вузе?

Далеко не каждый желающий сможет устроиться в вуз, а тем более пройти конкурсный отбор на кафедру. Да-да, Вам не показалось: при трудоустройстве в университет претенденты на ту или иную должность также соревнуются. В конкурентной борьбе побеждает сильнейший. Наиболее жесткий конкурс проводится на административные должности при кафедре.

Классические (общие) требования к претендентам на должность при кафедре в вузе

Дополнительные требования к претендентам на должность при кафедре в вузе

Наличие высшего педагогического образования не ниже специалитета или магистратуры, бакалавров допускают к работе при наличии минимального опыта работы по профилю Возрастные цензы на каждую заявленную должность (чаще всего предъявляют к административным должностям)
Опыт научно-исследовательской деятельности, научная активность Наличие ученой степени или звания
Стаж работы в качестве преподавателя, ассистента и пр. (согласно внутренним правилам вуза) Опыт кураторства над группой или студенческими проектами
Опыт в разработке образовательных программ и методических материалов

Каждый университет самостоятельно определяет требования к кандидатам на ту или иную должность. В числе классических параметров можно выделить:

  • Наличие высшего педагогического образования по конкретным дисциплинам или научной области;
  • Наличие минимального исследовательского опыта в рамках соответствующей научной плоскости: наличие актуальных научных публикаций, интерес по отношению к конкретной теме или проблеме и пр.;
  • Наличие опыта в качестве наставника или куратора группы, проекта (не является обязательным условием, но в большинстве случаев дает дополнительный балл «к карме» конкурсанта).

На каждой кафедре предусмотрен определенный карьерный рост сотрудников, который в наибольшей степени зависит от стажа работы в вузе и научной карьеры. В частности, обычные педагоги могут легко обрести статус ассистента, а в перспективе после обретения ученой степени претендовать на повышение: начиная от старшего преподавателя и заканчивая заведующим кафедрой.

Для работы по отдельным (непедагогическим) направлениям на базе кафедры важно иметь соответствующее образование: техническое, юридическое (делопроизводство) и пр.

Обратите внимание, что суровых возрастных цензов для трудоустройства на кафедру нет. Главное – наличие высшего профессионального образования, соответствующего направлениям подразделения.

Какие должности действуют на кафедре университета?

Кафедра при вузе – это небольшое «суверенное государство» со своими правилами, которые не должны противоречить общим канонам, уставу при факультете и университете в целом. Здесь также принято выделять административный и рабочий персонал, конкретную градацию должностей со специфическими, но четко очерченными полномочиями.

Самыми простейшими, рядовыми должностями является академические работники. Им для работы достаточно иметь за плечами высшее педагогическое образование (желательно не ниже магистратуры или специалитета) или иметь статус аспиранта.

Какие должности действуют на кафедре при университете?

Академический (рядовые) должности Административные должности Учебно-вспомогательные должности Научные должности
Преподаватель, ассистент Заведующий кафедрой Лаборант Доцент
Старший преподаватель Техник, инженер Профессор

В числе академических должностей на кафедре вуза можно выделить следующие варианты:

  • Ассистент. Данная должность является первой в карьерной лестнице молодого или начинающего (новоиспеченного) педагога. На его плечи ложится «второстепенная миссия»: проведение практических занятий (семинары и практикумы), лабораторных работ, сопровождение курсовых работ (преимущественно у студентов 1-2 курсов), реже – проведение лекций. Аттестацией студента занимается, как правило, более опытный педагог.
  • Старший преподаватель. Данная ниша является второй ступенью в рамках карьерного роста на кафедре университета. Для ее освоения не требуется получение ученой степени. Достаточно наработать минимальный педагогический стаж и пройти курсы по повышению квалификации. Спектр полномочий старшего преподавателя аналогичен с ассистентами, но они чаще всего проводят лекции, семинары и принимают зачеты и экзамены у студентов (выступают в качестве экзаменатора по преподаваемой дисциплине), занимаются разработкой методических рекомендаций и комплексов. Минимальный стаж для перехода на данную ступень – от 3 лет, но в каждом вузе он может быть пересмотрен.

Следующей ступенью в работе кафедры выступает административный персонал. К кандидатам на соответствующие посты предъявляются более жесткие требования. К данной категории относят:

  • Заведующий кафедрой. Это единственная управленческая должность на базе кафедры, которая предполагает руководство и управлением нижестоящими лицами и звеньями. Стать полноправным «менеджером кафедры» может стать лицо, имеющее за плечами высшее профессиональное (педагогическое) образование по направлению кафедры, а также звание доцента ил профессора (то есть иметь определённые научные заслуги и опыт работы в качестве научного работника, педагога не менее 5-7 лет). Административная должность не воспрещает заниматься непосредственно преподавательской и научно-исследовательской деятельности: проводить лекции и семинары. Курировать ход выполнения курсовых и научно-исследовательских работ, принимать зачеты и экзамены. Более того, заведующий кафедры может работать с аспирантами, занимаясь курированием научных публикаций и ходом выполнения кандидатской диссертации. Помимо этого, заведующий кафедры может быть привлечен к переаттестации студентов (пересдача экзаменов, защита курсовых работ, отчетов по НИР и практике и пр.).

Путь к должности заведующего кафедрой непростой и довольно долгий ведь претенденту предстоит обрести соответствующий педагогический опыт (не менее 5-10 лет) и иметь за плечами ученую степень и/или звание. То есть для оценки качества подготовки подопечных квалифицированный преподаватель должен сам успешно пройти аналогичный путь.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Помимо указанных должностей, можно выделить научные должности. На кафедре могут трудиться не только рядовые преподаватели, но и научные сотрудники, занимающиеся исследованиями и разработками отдельных проблем, тематических вопросов в рамках направления (специализаций кафедры). К данной категории относят две научные должности, сопоставимые с научными званиями:

  • Доцент кафедры. Согласитесь, что о подобном карьерном звене многие и не слышали. В данном случае доцент – это не должность, а звание, позволяющее трудиться в любом виде: как типичным преподавателем, так и заведующим кафедрой или научным работником (исследователем). Притом он также может проводить лекции и семинары практикумы, развивать научные секции, привлекать студентов к научным изысканиям и пополнять публикационную копилку, курировать работы студентов и аспирантов и пр.

Чтобы стать доцентом кафедры важно иметь за плечами опыт работы преподавателем не менее 5 лет, ученую степень «доктор наук» и актуальные научные работы и публикации по заявленной профессиональной теме.

  • Профессор кафедры. Полномочия в большей степени совпадают с вышеизложенными (доцент кафедры). Для продвижения по карьерно-научной лестнице важно иметь статус доцента или доктора наук, иметь педагогический опыт не менее 5 лет.

Доценты и профессоры помимо преподавательской деятельности в обязательном порядке занимаются научными исследованиями и разработками, публикуют научные статьи, а также прорабатывают учебно-методический комплекс подразделения, создают методические рекомендации и учебные пособия по профилю, могут замещать руководящий состав вуза в период больничного, отпуска и пр. притом не менее важным условием для дальнейшего карьерного роста является кураторство над научно-исследовательскими и научными работами учащихся.

Кафедра – особое подразделение, которая призвана обеспечить и реализовать все условия для подготовки квалифицированных узкоспециализированных специалистов. В реализации организационной, методической функций ей не обойтись без вспомогательного персонала. К данной категории относят:

  • Лаборант кафедры. Данный сотрудник занимается частично делопроизводством и обеспечением взаимодействия педагогов и студентов (принимает и хранит студенческие работы до и после проверки научным руководителем, проверяет проекты на плагиат в системе Антиплагиат.ВУЗ и пр.), ведет делопроизводство подразделения (текущая документация, архив и пр.), оформляют и обновляют информацию на официальном сайте вуза или кафедры и пр.
  • Технический и инженерный персонал кафедры, на плечи которого ложится обеспечение бесперебойной и регулярной работы техники, оборудования, программного обеспечения и пр. К данной категории относят программистов, техников по оборудованию, специалистов по печати и пр.

Профессиональный состав кафедры вуза разнообразен, но ограничен штатным расписанием. Трудиться в столь сплоченном и квалифицированном составе могут лишь те претенденты, которые соответствуют заявленным требованиям и параметрам. Притом карьерный рост доступен каждому работнику сумевшего проявить себя с положительной стороны.

Плюсы и минусы работы на кафедре при вузе

Деятельность кафедры многогранна, но работа в данном подразделении посильна далеко не для каждого соискателя. Поэтому целесообразно выделить достоинства и недостатки трудовой деятельности в этом структурном элементе вуза.

Плюсы работы на университетской кафедре

Минусы работы на университетской кафедре

Совмещение работы и обучения научного развития Низкий уровень оплаты труда
Обретение педагогического опыта, стажа Сложный график и малый объем свободного времени
Официальное трудоустройство Бюрократизм
Возможности по «прикрытию работой» при возникновении сложностей на учебном поле Слабый авторитет в глаза современной молодежи
Установление прочных связей с опытными преподавателями
Длинный отпуск

Среди очевидных плюсов трудовой деятельности на базе университетской кафедры можно отметить:

  • Возможности по совмещению трудового (рабочего), педагогического и исследовательского опыта. Работающий педагог может с легкостью поступить в аспирантуру, заниматься научными исследованиями и получить ученую степень, которая в перспективе позволит продвинуться по карьерной лестнице. То есть преподавателю вуза легче проводить научные исследования, так как он может пользоваться оборудованием и лабораториями при университете, а также учитывать наработки студентов, черпать и развивать новейшие идеи и тенденции, обрести кураторский опыт;
  • Обретение педагогического опыта и стажа, который важен как для карьерного, так и для научного роста;
  • Официальное трудоустройство и получение всех причитающихся выплат, социальных гарантий и пр.;
  • Аспирант, трудоустроенный в вузе в качестве ассистента, может «прикрываться» рабочими обязанностями и буднями, если не успевает подготовиться к предстоящему занятию или рубежу. Главное – не пренебрегать обучением и не злоупотреблять ложью, ведь при желании педагоги могут все перепроверить;
  • Установление доброжелательных отношений и прочных связей с преподавателями факультета, что позволит легче получать консультации по всем интересующим вопросам (рабочим, научным и пр.);
  • Длинный отпуск. Работникам кафедры (педагогам) полагается особый отпуск. Продолжительность которого составляет 42 или 56 календарных дней. Как правило, отпуск предоставляется в летнее время после аттестации студентов, а также во время «промежуточных каникул».

Деятельность на кафедре университета также сопрягается с некоторыми недостатками:

  • На начальном этапе профессионального (педагогического) развития и работы при вузе не стоит ожидать большой зарплаты. Из-за отсутствия педагогического опыта, наработок, ученых степеней и иных заслуг, начинающему сотруднику кафедры придется довольствоваться небольшим финансовым вознаграждением;
  • Сложный рабочий график. Деятельность педагога порой носит ненормированный характер, так как одному и тому же работнику предстоит трудиться в две несколько смен: обучать очников, принимать сессию у заочников, предоставлять методическое обеспечение консультации и проверять онлайн работы дистанционщиков. Все проходит согласно учебным планам и расписанию занятий, но, как правило, свободного времени крайне мало;
  • Бюрократизм. Каждый шаг педагога оформляется документально. К каждому занятию готовится план-конспект, прорабатывается рабочая программа по специальности, готовится методический и учебный материал и пр. Все указанные моменты должны быть прописаны документально и утверждены администрацией вуза.

Таким образом, перед тем как трудоустраиваться на кафедру университета, важно тщательно взвесит все за и против, оценить собственную готовность к беспощадной работе (в физическом и моральном плане). Деятельность работников кафедры носит комбинированный характер, так как сочетает в себе педагогический и научно-исследовательский опыт.

Работа на кафедре предполагает не только реализацию учебного плана, но и развитие внеурочной деятельности, привлечение студентов к дополнительным видам деятельности с целью всестороннего развития личности, повышения интереса к учебе и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *