Бывает ли с Вами такое, что Вы знаете, как нужно действовать в определенной ситуации, владеете нужными механизмами и инструментами, терминологией, но откуда у Вас такие познания — не помните и не понимаете. Ярким примером подобной метаморфозы является так называемая «врожденная грамотность», когда человек на интуитивном уровне выбирает «правильность» написания того или иного слова, ему с легкостью даются всевозможные диктанты, письменные проекты без заучивания правил русского языка. Как и когда он постиг этого мастерства – никому доподлинно неизвестно. «Скрытые» таланты способности и знания есть у каждого. Специалисты Дисхелп изучили данную область в части обучения и отыскали необычный термин – имплицитное научение.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
«Имплицитный» – означает скрытый, потаенный или неявный. Имплицитное научение представляет собой неосознанное владение знаниями или обретение каких-либо качеств, их умелое и правильное применение в жизни. При этом индивид не понимает, когда и как познакомился с этим феноменом, при каких обстоятельствах, не прилагал каких-либо усилий при познании и закреплении. Фактически, имплицитное научение представляет собой интуитивную деятельность, которая приводит к желаемым результатам.
С научной точки зрения имплицитное научение рассматривается, как психологическая особенность человека, позволяющая и способствующая быстрому усвоению новой информации в больших объемах (так вот в чем секрет полиглотов или вундеркиндов?). В то же время ученые до сих пор относятся к данному качеству с опаской и сомнением, относя его больше к интуиции, которая не способна давать достоверные и точные результаты, прогнозы.
Современные теории и психологические концепции трактуют имплицитное научение, как уникальный и бессознательный процесс постижения новых информационных или практических границ. То есть человек, не прилагая усилий по сбору, обработке информации, ее запоминания просто в один момент вспоминает о нужном термине/инструменте/правиле и применяет его при необходимости. Именно из-за отсутствия концентрации внимания в процессе изучения, заучивания, бессознательности можно объяснить сей феномен: почему мы не в силах вспомнить, как и когда изучали или встречались с тем или иным фактом/информацией/объектом. Притом многие воспринимают подобное за дежавю, опираясь на память «где-то когда-то видел…».
Имплицитное научение сопровождает людей на протяжении всей жизни, на разных этапах становления. Например, дошколята с легкостью изучают иностранный язык, просто воспринимая речь на слух, притом в дальнейшем уже при профессиональном изучении терминологии, лексики и правил они не путаются в конструкциях, временах, сопряжениях. Аналогия прослеживается и в обретении иных качеств: езда на велосипеде. При первых попытках человек неоднократно падает, получает ссадины, ушибы, но потом в один момент у него получается освоить этот транспорт, но как это происходит в точной последовательности действий – неясно.
Имплицитное научение – это генетический и/или психологический феномен, генерируемый на клеточном уровне в самых разных ситуациях: повседневная жизнь, форс-мажор, учеба или работа.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Научная история появления имплицитного научения: зарождение и развитие
Впервые о данном понятии заговорил известный когнитивный психолог Артур Ребер во второй половине ХХ века. Исследователь организовал и реализовал несколько экспериментов, посвященных феномену памяти. Изыскание было акцентировано на изучении грамматики.
Первый этап исследования предполагал предъявление испытуемым набор букв, которые были сгруппированы с учетом действия конкретного правила. Далее задания усложнялись и вместо букв уже представали целые предложения с конкретными грамматическими конструкциями. Участникам эксперимента нужно было определить, какие и примеров соответствуют «искусственному языку», а какие нет. Удивительно, но все испытуемые сумели определить принадлежность новых заданий верно, но пояснить, как они это сделали не удалось.
Позже подобные исследования продолжат и другие психологи-практики. Большинство исследователей пришло к выводу: что существования и реализации имплицитного научения важна постоянная практика, так как все процессы осмысления происходят в мозге. Как известно, память человека стирает информацию, которой долго не пользуются. Поэтому имплицитное научение основано на «автоматическом» рефлексорном применении имеющихся знаний и представлений, качеств.
Актуальные способы развития имплицитного научения
На сегодняшний день можно выделить три сценария, способных развить «бессознательное получение и применение знаний»:
- Искусственная грамматика, когда правило «шифруется» посредством определенных символов, действий, зрительной/слуховой или иной памяти и пр.
- Теория последовательности. В данном случае испытуемым предлагается нажимать определенные кнопки в конкретный период или при констатации конкретного смысла. Изначально неясно, что и когда нужно нажимать, но спустя некоторое время человек «инстинктивно» нажимает на кнопку. Например, во время тестирования студент несколько раз предоставлял ответы на вопросы «да-да-нет», поэтому не исключено, что в 10-ый раз кнопка «нет» будет нажата «по привычке».
- Управление динамическими системами или аналогия. Замечали ли Вы, что даже школьная программа (определенная тема) оказывается посильно учащемуся. Человеку бывает трудно вникнуть во все нюансы, тогда ему остается лишь следовать примерам, образцам и действовать по аналогии, а по мере выполнения подобных заданий 5-10 раз начинает проявляться осмысленность действий.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: имплицитное научение не дает 100%-ной гарантии правильности действий, их целесообразности и необходимости. Человек интуитивно или неосознанно выполняет задание, что-либо произносит. Отсюда следует, что имплицитное научение имеет немало сходств с дрессировкой, когда вырабатывается автоматический навык.
Отношение к имплицитному научению в обществе и образовании
Сам по себе механизм действия – неясный и неоднозначный, так как может привести как положительному, так и отрицательному результату без каких-либо гарантий. В науке к имплицитному научению относятся двояко: одни воспринимают его как «шестое чувство», другие – отточенный ранее, но позабытый со временем навык. Притом все же большинство ученых полагает, что полностью доверять интуиции не стоит, важно осмысливать и планировать каждый шаг, оценивать перспективы и следствия.
Ученые-практики отмечают, что каждое достижение или феномен должно иметь разъяснение, аргументацию, четкое представление (что, как и откуда взялось). Поэтому пользовать имплицитным научением рекомендуется при решении простейших вопросов (лучше всего второстепенных), в ситуациях, когда риски минимальны. При подготовке к зачетам, экзаменам, рабочему дню, важным мероприятиями полагаться на интуицию и «генетическую память все же не стоит.
Исследователи рекомендуют пользоваться имплицитной концепцией в исключительных случаях: когда заведомо не знаемый правильный ответ, в безвыходной ситуации, когда требуется максимально быстро отреагировать на ситуацию/обстоятельство. Но если есть хоть немного времени для принятия обоснованного, осмысленного и обдуманного решения, то непременно предпочтение должно падать на данный вариант.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как и когда студентам пользоваться имплицитным научением?
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод:
- Имплицитное научение – до сих пор неясное и мало изученное наукой явление, позволяющее достигать как положительных, так и отрицательных результатов;
- В основе данной методы лежит неосмысленное, бессознательное применение знаний, навыков больше на рефлекторном или интуитивном уровне.
Следует отметить, что чаще всего имплицитное научение применяют в научно-исследовательской практике, психологических исследованиях (как студенты, так и учёные). В этом случае данная метода предполагает проведение эксперимента: шифровку задания посредством символов или действий, обстоятельств и ситуаций, контроль за испытуемыми. Выработка «автоматизма» и изучение феномена посредством изменения заданий и проверки учения.
Жизнь студента, как правило, подчинена конкретному расписанию: учебный план, расписание занятий, ежедневная нагрузка (домашние обязанности, работ, спорт, секции, хобби и пр.). Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, следует пользоваться преимущественно эксплицитным (осмысленным, осознанным) методом, а имплицитное оставлять на крайний случай: форс-мажор, отсутствие времени на подготовку или выполнение задания (например, когда время на выполнение теста остается крайне мало, то ответы на поставленные вопросом будут выбраны «методом тыка» или «по генетической памяти», когда он кажется верным).
При подготовке к серьезным мероприятиям и испытаниям следует подходить с особым вниманием. Здесь имплицитное научение не подходит, даже если ранее Вы им неоднократно пользовались и достигали успеха. Чем черт не шутит, но лучше подстраховаться.
Имплицитное научение и образование, с одной стороны, не связаны, ведь обучение предполагает осознанное погружение в дисциплину или профессию. С другой стороны, выработка конкретных навыков и их своевременное применение на интуитивном уровне может облегчать участь студента, помогая ему выкручиваться из сложной ситуации (например, решать задачу по аналогии или «по памяти» на основе имеющихся данных), пользоваться уже проверенными умениями инструментами и приемами более уверенно. Главное, вовремя остановиться или взвесить «за и против» напрашиваемого решения, чтобы потом не сожалеть о содеянном и не разбираться в последствиях.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!