Подготовка курсовой, дипломной или научной работы не обходится без использования информации, притом ее применение чаще всего сводится к грамотной оценке и определению ее места и роли в проекте. Поэтому важно понимать и знать все тонкости информационного анализа.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции информационного анализа при выполнении студенческой работы
Информационный анализ представляет собой комплекс действий по изучению материалов в рамках обозначенного вопроса или темы, определению их роли и места в проекте.
Фактически, информационный анализ — это особый инструмент в руках автора студенческой или научной работы, позволяющий разобраться в выбранном направлении и выработать определенные навыки по воздействию на конкретную проблему с учетом текущих условий.
Без проведения анализа информации невозможно подготовить ни один текст: будь то простое сообщение, разговор или написание студенческой, научной работы.
Среди базовых задач информационного анализа можно выделить:
- Познавательная, которая позволяет исследователю разобраться в рамках намеченного вопроса или темы, получить новые знания и представления в отношении намеченной проблемы и пр.;
- Избирательная. Она проявляется в том, что эксперт после проведения информационного анализа вычленяет необходимые моменты и фрагменты для дальнейшего применения в новом исследовании;
- Преобразовательная. С помощью информационного анализа первоисточник обретает «вторую жизнь» и подлежит включению в состав студенческой работы в измененном или первоначальном виде (копирование, цитирование, заимствование). Используя рассматриваемый инструмент, автор студенческой работы повышает уникальность текста, грамотно преобразуя материалы с учетом действующих тематических и формальных правил.
- Качественная. Данная функция проявляется в том, что с помощью анализа данных исследователь определяет степень достоверности и надежности первоисточников, возможности их применения ив исследовании для получения точного, обоснованного результата. Информационный анализ позволяет разобраться в отсутствии противоречий, корректности первоисточника, возможностях его использования при раскрытии темы и урегулировании проблемы.
Таким образом, информационный анализ при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ является основным инструментом по раскрытию темы и решению обозначенной проблемы. Без него невозможно разобраться в поставленных вопросах и выработать оптимальное решение, убедиться в его состоятельности и качестве.
Для проведения анализа информации важно располагать следующими фатами: тема и проблема, набор различных первоисточников, представления и умения работать с материалами.
Правила проведения информационного анализа
Информационный анализ, как специфический процесс по работе с информационной базой исследования, требует соблюдения базовых правил. Их выполнение позволит исследователю получить качественные данные для раскрытия темы и побор эффективного решения, обоснования авторской позиции и выдвигаемой идеи.
Принцип 1. Тематичность и целенаправленность. В данном случае важно подбирать различные сведения, которые затрагивают одну конкретную тему и обозначенную в ее рамках проблему. Поэтому все ресурсы должны быть тематически обособленными, а их роль в исследовании предопределена с учетом фактов, сути, уместности и необходимости.
То есть рассматриваемое правило гласит, что необходимо подобрать данные, соответствующие теме, а информационный анализ позволит установить роль и место соответствующих ресурсов при выполнении курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы. То есть сделает применение материалов целенаправленным.
Принцип 2. Актуальность. Текущее правило предполагает, что исследователь будет полагаться только на актуальные, действующие в настоящий момент времени первоисточники, которые смогут подчеркнуть реальность и действительность, то есть показать наличие проблемы, ее характер, симптоматику именно в современных условиях.
Применение неактуальной информации возможно в минимальном объеме для отражения эволюции и ранее предпринимаемых решений. Но информационный анализ в основной части проекта базируется только на свежих материалах.
Принцип 3. Соответствие. В данном случае правило будет пересекаться с первым каноном (тематичности), а также оно затрагивает цели исследования, потребности пользователя (идея, гипотеза и пр.). Информационный анализ должен помогать автору изучать, разбираться в заявленном вопросе, а также распределять подобранные данные с учетом плана студенческой работы. То есть информационный анализ приводит в соответствие подобранные ресурсы и план научного исследования, предопределяя место и роль каждого первоисточника (в частном порядке и общем контексте одновременно).
Принцип 4. Достоверность. Информационный анализ призван не просто подобрать соответствующие теме материалы, но и проверить их качество, установить степень надежности и достоверности. В данном случае на фоне сравнения различных позиций и точек, аргументов, мнений происходит выявление сомнительных и добросовестных ресурсов, отсеивание некачественных элементов и сбор точной информационной базы. Только достоверные материалы способны гарантировать точный результат.
То есть информационный анализ позволяет установить качество первоисточников, возможности, целесообразность их применения для раскрытия темы.
Принцип 5. Альтернативность и полнота. Реализация этого канона в рамках информационного анализа предполагает, что каждый ресурс будет подвергаться сравнению, сопоставлению и оценке с аналогичным материалом. То есть автору предстоит удостовериться в качестве используемого текста путем сопоставления одних и тех же фактов из разных первоисточников (например, сравнить труды одного и того же автора на разных сайтах, книгах и пр. или сопоставить данные ученых по одному и тому же моменту, теме и пр.).
Также принцип альтернативности предполагает использование нескольких экспертных точек зрения по рассматриваемой теме, подобрать наиболее подходящие к цели и плану исследования материалы. Такой подход позволяет максимально полно раскрыть соответствующий вопрос.
Принцип 6. Обоснованность. Информационный анализ позволяет автору взвесить и оценить все подобранные ресурсы и отобрать из них те, которые способны подтвердить или опровергнуть гипотезу, авторскую позицию, выработать достойное и эффективное решение в отношении заявленной проблемы. То есть информационный анализ нацелен на сбор безоговорочной, точной, объективной доказательной базы.
Принцип 7. Системность и планомерность. Рассматриваемый канон нацелен на работу с разными первоисточниками в одном комплексе, то есть использование всевозможных и доступных ресурсов для раскрытия темы. Планомерность предполагает корректное распределение подобранных ресурсов с учетом плана исследования, проекта.
То есть информационный анализ позволяет подобрать целый комплекс материалов по рассматриваемой теме и грамотно, поэтапно, последовательно раскрыть ее, показав и обосновав авторскую позицию, гипотезу, корректность суждений и выводов на основе множества первоисточников.
Таким образом, проведение информационного анализа в ходе выполнения студенческих работ – процесс кропотливый, длительный, разносторонний, позволяющий не только собрать и перепроверить информацию, но и грамотно распределить в ходе научного исследования с учетом намеченного плана и особенностей раскрытия темы. Без соблюдения классических правил невозможно подготовить качественный проект.
Виды информационного анализа
Информационный анализ – это не просто универсальная процедура, которая протекает в одном конкретном формате или в рамках единой траектории. На практике выделяют несколько видов информационного анализа, каждый из которых имеет специфические черты и особенности применения.
Вид информационного анализа |
Суть подхода |
Сфера и условия применения |
Ручной | Исследователь изучает и оценивает роль, место, особенности материалов на основе располагаемых сведений посредством мышления, переосмысления | Используется любым автором при написании проекта, доступен и уместен повсеместно |
Автоматизированный | Оценка текста с использованием специальных лингвистических программ | Проверка текста на соблюдение отдельных лингвистических правил, уникальность, качество (водность, тошнотность, информативность и читабельность и пр.) |
Количественный | Определение оптимального количества первоисточников для полного раскрытия темы | Определение соответствия межу текущим объемом и количеством ресурсов с заданными требованиями и ограничениями, учет требований по количеству первоисточников в рамках НИР |
Качественный | Оценка качества всех первоисточников | Определение степени актуальности, точности, достоверности, надежности и уместности материалов |
Содержательный (логический) | Определение сути и фактов в рамках каждого первоисточника, определение его роли и места в студенческой работе, логике научного исследования | Выделение причинно-следственных связей, обоснование авторской позиции и идеи, решения, выводов |
Авторский | Оценка репутации автора и качества его работ, возможности применения в новых исследованиях | Выделение основной и дополнительной информационной базы с учетом вклада автора |
Обратите внимание, что любой вид информационного анализа призван установить качество материалов, фактов и их роль в составе студенческой или научной работы. В зависимости от вида соответствующего подхода будет разниться комплекс мер и инструментов по диагностике и констатации места ресурса в рамках научного исследования, плана НИР.
Ручной анализ данных позволяет автору глубже и лично разобраться в выбранной теме исследования, расширить кругозор и профессиональные компетенции. Он применим на любой стадии проведения научного исследования.
Автоматизированный анализ информации уместен по мере подготовки проекта с целью определения ошибок, плагиата, недочетов.
Количественная оценка первоисточников предполагает определение достаточного объема материалов, которые бы позволяли полноценно раскрыть тему и при этом учесть основные требования по минимальному количеству первоисточников (достаточных для получения допуска к защите).
Качественный анализ информационной базы исследования нацелен на определение и включение в состав студенческой работы проверенных, надежных и достоверных фактов, способных подвести автора к выработке точного решения, посильного и реалистичного, эффективного. Его целесообразно проводить в начале научной мысли в ходе поиска информации, а также перед включением ресурсов в проект.
Содержательный анализ информационной базы студенческого проекта позволяет автору определить уместность и роль подобранных материалов с учетом плана исследования, грамотно отобрать весомые моменты и определит способ их включения: перефразирование, цитирование, копирование, заимствование и пр.
Авторский анализ первоисточников нацелен на учет репутации и публикационной активности, копилки автора первоисточника. Чаще всего он проводится на этапе сбора и переработки данных, в ходе формирования списка основных информационных каналов.
Чаще всего авторы студенческих и научных работ полагаются на комбинированный подход в рамках информационного анализа, где сначала полагаются на качественный, авторский и содержательный подход, а затем используют автоматизированные средства анализа данных.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Классическая схема проведения информационного анализа при подготовке курсовых, дипломных и научных работ
Информационный анализ – это целый комплекс действий, направленный на изучение определенных материалов и их умелое использование при выполнении студенческих и научных проектов. В данном случае в зависимости от вида, действия эксперта могут разниться. Но в целом можно выделить базовые (единые) этапы проведения информационного анализа.
Первый шаг предполагает сбор и вычитку материалов в рамках заявленной темы. То есть в данном случае производится подбор всех доступных материалов, которые вписываются в тематические рамки и отмечают те или иные моменты, особенности проблемы, вариантов ее изучения и рения и пр.
Информационный анализ в данном случае сводится к оценке содержания первоисточников и выделения подходящих и неподходящих ресурсов. Основной ориентир — тема, проблема, при наличии – авторская идея, гипотеза и пр.
Второй шаг – вычитка всех подобранных материалов с целью определения их уместности, целесообразности и роли в составе студенческой или научной работы. В данном случае важно иметь под рукой план научного исследования, чтобы понять, на каком этапе и в каком разделе будет необходимо и целесообразно использование конкретного первоисточника, его характер (основной или дополнительный) и пр. Здесь же важно произвести оценку качества заявленных ресурсов, чтобы включить в состав НИР только достоверные и надежные фрагменты, а использование ненадежных материалов свести к минимуму или вовсе отказаться от них.
Третий шаг – проведение непосредственного анализа материалов. В данном случае автор формирует основную часть исследования посредством грамотного структурирования подобранных элементов, их преобразования и перефразирования, использования приемов заимствования и цитирования и пр. То есть данная стадия самая важная, позволяющая автору на фоне анализ подобранных первоисточников подготовить новое научное исследование, отметить и обосновать авторскую позицию, проверить состоятельность гипотезы и обосновать решение проблемы, оценить ситуацию и пр.
Фактически, именно информационный анализ позволяет студенту или исследователю провести исследование и оформить его в письменном виде: изучить текущую ситуацию по заявленной теме, описать существующие тенденции и подходы, на заем на их основе выработать собственный план действий по решению проблемы с учетом располагаемых условий и требований.
Четвертый шаг – подведение итогов, обобщение, формирование выводов по проделанной работе. В данном случае автор на основе располагаемой ресурсной базы отмечает ключевые моменты и обосновывает предлагаемые мероприятия, решения. Фактически в данном случае информационный анализ позволяет сформировать доказательную базу и умело использовать ее с акцентом на основные параметры исследования.
Таким образом, схему проведения информационного анализа можно представить в простом и емком виде, который подчеркнет ключевые действия: сбор и вычитка ресурсов – выборка материалов – распределение данных по плану научного исследования – обобщение материалов и выводов.
Методики и способы проведения информационного анализа при выполнении студенческих и научных работ
Проведение информационного анализа в ходе подготовки студенческой работы потребует использования не одного конкретного приема, а целой комбинации способов по изучению, оценке и включению первоисточника в состав НИР. На каждом этапе информационного анализа будет присутствовать определенная группа подходов.
Этап информационного анализа | Распространенные методы работы с информацией | Результат |
1. Подбор информации и вычитка материалов | Поиск информации любыми способами (самостоятельный, через поисковик, нейросети и пр.) И чтение подобранных материалов | Определение и подбор максимального объема доступных материалов по теме исследования |
2. Выборка первоисточников | Сравнение, сопоставление, оценка материалов на качество и уместность в составе проекта | Разграничение первоисточник на основные и вспомогательные, первичные и вторичные, надежные и надежные, полезные и бесполезные, определение роли каждого ресурса в составе студенческой работы |
3. Анализ данных. | Структурирование материалов согласно плану научного исследования, моделирование ситуации, описание тенденций, оформление заимствований и цитирований | Подготовка основной части исследования на основе грамотного преобразования подобранных первоисточников с дополнением авторской позиции, мнения, выводов и пр. |
4. Обобщение результатов анализа | Констатация результатов исследования, обоснование выводов на основе добытых фактов, проверка подготовленного материала на ошибки и плагиат |
Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в основе информационного анализа чаще всего лежат классические (общенаучные) методы: сравнение, сопоставление, моделирование, обобщение, индукция и дедукция, обоснование и пр. Но если учитывать специфику и научную принадлежность заявленной темы, то могут быть задействованные и узкие приемы, свойственные конкретной научной парадигме, проблеме и пр.
На каждом этапе проведения анализа данных возможно применение конкретной группы методов. Одни из них позволяют грамотно подобрать первоисточники, другие – отсеять лишние или ненадежные, третьи – скомпоновать и преподнести, четвертые – проверить на уникальность и ошибки и пр. Но все они нацелены на формирование качественного студенческого или научного проекта.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
любая студенческая работа это и есть информационный анализ. Автор фактически изучает, собирает факты и потом просто их перерабатывает, дополняет и пр. Притом важно именно переработать, а не скопировать.
важно не просто сравнить, оценить, обобщить. Анализ информации предполагает переосмысление, тщательную обработку полученных фактов. Притом необходимо работать с проверенной информацией. Но статья весьма дельная: хорошо описали суть анализа, разложили по полочкам схему, представили варианты.