Информационный анализ как основа студенческой работы (понятие, виды, способы, самые распространенные методики)

Подготовка курсовой, дипломной или научной работы не обходится без использования информации, притом ее применение чаще всего сводится к грамотной оценке и определению ее места и роли в проекте. Поэтому важно понимать и знать все тонкости информационного анализа.

Информационный анализ как основа студенческой работы (понятие, виды, способы, самые распространенные методики)
Подготовка курсовой, дипломной или научной работы не обходится без использования информации, притом ее применение чаще всего сводится к грамотной оценке и определению ее места и роли в проекте. Поэтому важно понимать и знать все тонкости информационного анализа.

Понятие и функции информационного анализа при выполнении студенческой работы

Информационный анализ представляет собой комплекс действий по изучению материалов в рамках обозначенного вопроса или темы, определению их роли и места в проекте.

Фактически, информационный анализ — это особый инструмент в руках автора студенческой или научной работы, позволяющий разобраться в выбранном направлении и выработать определенные навыки по воздействию на конкретную проблему с учетом текущих условий.

Без проведения анализа информации невозможно подготовить ни один текст: будь то простое сообщение, разговор или написание студенческой, научной работы.

Функции информационного анализа
Функции информационного анализа

Среди базовых задач информационного анализа можно выделить:

  • Познавательная, которая позволяет исследователю разобраться в рамках намеченного вопроса или темы, получить новые знания и представления в отношении намеченной проблемы и пр.;
  • Избирательная. Она проявляется в том, что эксперт после проведения информационного анализа вычленяет необходимые моменты и фрагменты для дальнейшего применения в новом исследовании;
  • Преобразовательная. С помощью информационного анализа первоисточник обретает «вторую жизнь» и подлежит включению в состав студенческой работы в измененном или первоначальном виде (копирование, цитирование, заимствование). Используя рассматриваемый инструмент, автор студенческой работы повышает уникальность текста, грамотно преобразуя материалы с учетом действующих тематических и формальных правил.
  • Качественная. Данная функция проявляется в том, что с помощью анализа данных исследователь определяет степень достоверности и надежности первоисточников, возможности их применения ив исследовании для получения точного, обоснованного результата. Информационный анализ позволяет разобраться в отсутствии противоречий, корректности первоисточника, возможностях его использования при раскрытии темы и урегулировании проблемы.

Таким образом, информационный анализ при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ является основным инструментом по раскрытию темы и решению обозначенной проблемы. Без него невозможно разобраться в поставленных вопросах и выработать оптимальное решение, убедиться в его состоятельности и качестве.

Для проведения анализа информации важно располагать следующими фатами: тема и проблема, набор различных первоисточников, представления и умения работать с материалами.

Правила проведения информационного анализа

Информационный анализ, как специфический процесс по работе с информационной базой исследования, требует соблюдения базовых правил. Их выполнение позволит исследователю получить качественные данные для раскрытия темы и побор эффективного решения, обоснования авторской позиции и выдвигаемой идеи.

Принцип 1. Тематичность и целенаправленность. В данном случае важно подбирать различные сведения, которые затрагивают одну конкретную тему и обозначенную в ее рамках проблему. Поэтому все ресурсы должны быть тематически обособленными, а их роль в исследовании предопределена с учетом фактов, сути, уместности и необходимости.

То есть рассматриваемое правило гласит, что необходимо подобрать данные, соответствующие теме, а информационный анализ позволит установить роль и место соответствующих ресурсов при выполнении курсовой, дипломной или научно-исследовательской работы. То есть сделает применение материалов целенаправленным.

Принцип 2. Актуальность. Текущее правило предполагает, что исследователь будет полагаться только на актуальные, действующие в настоящий момент времени первоисточники, которые смогут подчеркнуть реальность и действительность, то есть показать наличие проблемы, ее характер, симптоматику именно в современных условиях.

Применение неактуальной информации возможно в минимальном объеме для отражения эволюции и ранее предпринимаемых решений. Но информационный анализ в основной части проекта базируется только на свежих материалах.

Принцип 3. Соответствие. В данном случае правило будет пересекаться с первым каноном (тематичности), а также оно затрагивает цели исследования, потребности пользователя (идея, гипотеза и пр.). Информационный анализ должен помогать автору изучать, разбираться в заявленном вопросе, а также распределять подобранные данные с учетом плана студенческой работы. То есть информационный анализ приводит в соответствие подобранные ресурсы и план научного исследования, предопределяя место и роль каждого первоисточника (в частном порядке и общем контексте одновременно).

Принципы проведения информационного анализа
Принципы проведения информационного анализа

Принцип 4. Достоверность. Информационный анализ призван не просто подобрать соответствующие теме материалы, но и проверить их качество, установить степень надежности и достоверности. В данном случае на фоне сравнения различных позиций и точек, аргументов, мнений происходит выявление сомнительных и добросовестных ресурсов, отсеивание некачественных элементов и сбор точной информационной базы. Только достоверные материалы способны гарантировать точный результат.

То есть информационный анализ позволяет установить качество первоисточников, возможности, целесообразность их применения для раскрытия темы.

Принцип 5. Альтернативность и полнота. Реализация этого канона в рамках информационного анализа предполагает, что каждый ресурс будет подвергаться сравнению, сопоставлению и оценке с аналогичным материалом. То есть автору предстоит удостовериться в качестве используемого текста путем сопоставления одних и тех же фактов из разных первоисточников (например, сравнить труды одного и того же автора на разных сайтах, книгах и пр. или сопоставить данные ученых по одному и тому же моменту, теме и пр.).

Также принцип альтернативности предполагает использование нескольких экспертных точек зрения по рассматриваемой теме, подобрать наиболее подходящие к цели и плану исследования материалы. Такой подход позволяет максимально полно раскрыть соответствующий вопрос.

Принцип 6. Обоснованность. Информационный анализ позволяет автору взвесить и оценить все подобранные ресурсы и отобрать из них те, которые способны подтвердить или опровергнуть гипотезу, авторскую позицию, выработать достойное и эффективное решение в отношении заявленной проблемы. То есть информационный анализ нацелен на сбор безоговорочной, точной, объективной доказательной базы.

Принцип 7. Системность и планомерность. Рассматриваемый канон нацелен на работу с разными первоисточниками в одном комплексе, то есть использование всевозможных и доступных ресурсов для раскрытия темы. Планомерность предполагает корректное распределение подобранных ресурсов с учетом плана исследования, проекта.

То есть информационный анализ позволяет подобрать целый комплекс материалов по рассматриваемой теме и грамотно, поэтапно, последовательно раскрыть ее, показав и обосновав авторскую позицию, гипотезу, корректность суждений и выводов на основе множества первоисточников.

Таким образом, проведение информационного анализа в ходе выполнения студенческих работ – процесс кропотливый, длительный, разносторонний, позволяющий не только собрать и перепроверить информацию, но и грамотно распределить в ходе научного исследования с учетом намеченного плана и особенностей раскрытия темы. Без соблюдения классических правил невозможно подготовить качественный проект.

Виды информационного анализа

Информационный анализ – это не просто универсальная процедура, которая протекает в одном конкретном формате или в рамках единой траектории. На практике выделяют несколько видов информационного анализа, каждый из которых имеет специфические черты и особенности применения.

Вид информационного анализа

Суть подхода

Сфера и условия применения

Ручной Исследователь изучает и оценивает роль, место, особенности материалов на основе располагаемых сведений посредством мышления, переосмысления Используется любым автором при написании проекта, доступен и уместен повсеместно
Автоматизированный Оценка текста с использованием специальных лингвистических программ Проверка текста на соблюдение отдельных лингвистических правил, уникальность, качество (водность, тошнотность, информативность и читабельность и пр.)
Количественный Определение оптимального количества первоисточников для полного раскрытия темы Определение соответствия межу текущим объемом и количеством ресурсов с заданными требованиями и ограничениями, учет требований по количеству первоисточников в рамках НИР
Качественный Оценка качества всех первоисточников Определение степени актуальности, точности, достоверности, надежности и уместности материалов
Содержательный (логический) Определение сути и фактов в рамках каждого первоисточника, определение его роли и места в студенческой работе, логике научного исследования Выделение причинно-следственных связей, обоснование авторской позиции и идеи, решения, выводов
Авторский Оценка репутации автора и качества его работ, возможности применения в новых исследованиях Выделение основной и дополнительной информационной базы с учетом вклада автора

Обратите внимание, что любой вид информационного анализа призван установить качество материалов, фактов и их роль в составе студенческой или научной работы. В зависимости от вида соответствующего подхода будет разниться комплекс мер и инструментов по диагностике и констатации места ресурса в рамках научного исследования, плана НИР.

Ручной анализ данных позволяет автору глубже и лично разобраться в выбранной теме исследования, расширить кругозор и профессиональные компетенции. Он применим на любой стадии проведения научного исследования.

Автоматизированный анализ информации уместен по мере подготовки проекта с целью определения ошибок, плагиата, недочетов.

Количественная оценка первоисточников предполагает определение достаточного объема материалов, которые бы позволяли полноценно раскрыть тему и при этом учесть основные требования по минимальному количеству первоисточников (достаточных для получения допуска к защите).

Качественный анализ информационной базы исследования нацелен на определение и включение в состав студенческой работы проверенных, надежных и достоверных фактов, способных подвести автора к выработке точного решения, посильного и реалистичного, эффективного. Его целесообразно проводить в начале научной мысли в ходе поиска информации, а также перед включением ресурсов в проект.

Содержательный анализ информационной базы студенческого проекта позволяет автору определить уместность и роль подобранных материалов с учетом плана исследования, грамотно отобрать весомые моменты и определит способ их включения: перефразирование, цитирование, копирование, заимствование и пр.

Авторский анализ первоисточников нацелен на учет репутации и публикационной активности, копилки автора первоисточника. Чаще всего он проводится на этапе сбора и переработки данных, в ходе формирования списка основных информационных каналов.

Чаще всего авторы студенческих и научных работ полагаются на комбинированный подход в рамках информационного анализа, где сначала полагаются на качественный, авторский и содержательный подход, а затем используют автоматизированные средства анализа данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Классическая схема проведения информационного анализа при подготовке курсовых, дипломных и научных работ

Информационный анализ – это целый комплекс действий, направленный на изучение определенных материалов и их умелое использование при выполнении студенческих и научных проектов. В данном случае в зависимости от вида, действия эксперта могут разниться. Но в целом можно выделить базовые (единые) этапы проведения информационного анализа.

Первый шаг предполагает сбор и вычитку материалов в рамках заявленной темы. То есть в данном случае производится подбор всех доступных материалов, которые вписываются в тематические рамки и отмечают те или иные моменты, особенности проблемы, вариантов ее изучения и рения и пр.

Информационный анализ в данном случае сводится к оценке содержания первоисточников и выделения подходящих и неподходящих ресурсов. Основной ориентир — тема, проблема, при наличии – авторская идея, гипотеза и пр.

Схема проведения информационного анализа
Схема проведения информационного анализа

Второй шаг – вычитка всех подобранных материалов с целью определения их уместности, целесообразности и роли в составе студенческой или научной работы. В данном случае важно иметь под рукой план научного исследования, чтобы понять, на каком этапе и в каком разделе будет необходимо и целесообразно использование конкретного первоисточника, его характер (основной или дополнительный) и пр. Здесь же важно произвести оценку качества заявленных ресурсов, чтобы включить в состав НИР только достоверные и надежные фрагменты, а использование ненадежных материалов свести к минимуму или вовсе отказаться от них.

Третий шаг – проведение непосредственного анализа материалов. В данном случае автор формирует основную часть исследования посредством грамотного структурирования подобранных элементов, их преобразования и перефразирования, использования приемов заимствования и цитирования и пр. То есть данная стадия самая важная, позволяющая автору на фоне анализ подобранных первоисточников подготовить новое научное исследование, отметить и обосновать авторскую позицию, проверить состоятельность гипотезы и обосновать решение проблемы, оценить ситуацию и пр.

Фактически, именно информационный анализ позволяет студенту или исследователю провести исследование и оформить его в письменном виде: изучить текущую ситуацию по заявленной теме, описать существующие тенденции и подходы, на заем на их основе выработать собственный план действий по решению проблемы с учетом располагаемых условий и требований.

Четвертый шаг – подведение итогов, обобщение, формирование выводов по проделанной работе. В данном случае автор на основе располагаемой ресурсной базы отмечает ключевые моменты и обосновывает предлагаемые мероприятия, решения. Фактически в данном случае информационный анализ позволяет сформировать доказательную базу и умело использовать ее с акцентом на основные параметры исследования.

Таким образом, схему проведения информационного анализа можно представить в простом и емком виде, который подчеркнет ключевые действия: сбор и вычитка ресурсов – выборка материалов – распределение данных по плану научного исследования – обобщение материалов и выводов.

Методики и способы проведения информационного анализа при выполнении студенческих и научных работ

Проведение информационного анализа в ходе подготовки студенческой работы потребует использования не одного конкретного приема, а целой комбинации способов по изучению, оценке и включению первоисточника в состав НИР. На каждом этапе информационного анализа будет присутствовать определенная группа подходов.

Этап информационного анализа Распространенные методы работы с информацией Результат
1. Подбор информации и вычитка материалов Поиск информации любыми способами (самостоятельный, через поисковик, нейросети и пр.) И чтение подобранных материалов Определение и подбор максимального объема доступных материалов по теме исследования
2. Выборка первоисточников Сравнение, сопоставление, оценка материалов на качество и уместность в составе проекта Разграничение первоисточник на основные и вспомогательные, первичные и вторичные, надежные и надежные, полезные и бесполезные, определение роли каждого ресурса в составе студенческой работы
3. Анализ данных. Структурирование материалов согласно плану научного исследования, моделирование ситуации, описание тенденций, оформление заимствований и цитирований Подготовка основной части исследования на основе грамотного преобразования подобранных первоисточников с дополнением авторской позиции, мнения, выводов и пр.
4. Обобщение результатов анализа Констатация результатов исследования, обоснование выводов на основе добытых фактов, проверка подготовленного материала на ошибки и плагиат

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в основе информационного анализа чаще всего лежат классические (общенаучные) методы: сравнение, сопоставление, моделирование, обобщение, индукция и дедукция, обоснование и пр. Но если учитывать специфику и научную принадлежность заявленной темы, то могут быть задействованные и узкие приемы, свойственные конкретной научной парадигме, проблеме и пр.

На каждом этапе проведения анализа данных возможно применение конкретной группы методов. Одни из них позволяют грамотно подобрать первоисточники, другие – отсеять лишние или ненадежные, третьи – скомпоновать и преподнести, четвертые – проверить на уникальность и ошибки и пр. Но все они нацелены на формирование качественного студенческого или научного проекта.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Информационный анализ как основа студенческой работы (понятие, виды, способы, самые распространенные методики)”

  • любая студенческая работа это и есть информационный анализ. Автор фактически изучает, собирает факты и потом просто их перерабатывает, дополняет и пр. Притом важно именно переработать, а не скопировать.

  • важно не просто сравнить, оценить, обобщить. Анализ информации предполагает переосмысление, тщательную обработку полученных фактов. Притом необходимо работать с проверенной информацией. Но статья весьма дельная: хорошо описали суть анализа, разложили по полочкам схему, представили варианты.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *