Инструкция по выполнению теоретической главы курсовой/дипломной работы по «Психологии»

Все мы помним, что теоретическая глава любой студенческой или научно-исследовательской работы – это ее первый раздел, основная задача которого сводится к реферированию выбранной темы/вопроса и описанию проблемы с конкретизацией существенных моментов. Притом важно соблюдение определенного условия: теория должна «инструктировать» практическую главу проекта. Сегодня мы расскажем о процессе создания теоретической главы курсовой/дипломной работы по психологии.

Инструкция по выполнению теоретической главы курсовой/дипломной работы по «Психологии»
Все мы помним, что теоретическая глава любой студенческой или научно-исследовательской работы – это ее первый раздел, основная задача которого сводится к реферированию выбранной темы/вопроса и описанию проблемы с конкретизацией существенных моментов. Притом важно соблюдение определенного условия: теория должна «инструктировать» практическую главу проекта. Сегодня мы расскажем о процессе создания теоретической главы курсовой/дипломной работы по психологии.

Миссия теоретического раздела в курсовой или дипломной работе по психологии

Теоретическая глава психологического исследования – уникальна, но выполняется согласно классическим канонам и традициям. Ее оригинальность проявляется прежде всего в характере описываемых явлений: специфической терминологии, литературе, методологии НИР и пр.

Притом большинство студентов пренебрежительно подходят к выполнению первого раздела курсовой/дипломной работы, полагая, что «скопировать и вставить» из чужих проектов будет вполне достаточно.

Миссия теоретического фрагмента в НИР по психологии заключается в следующем:

  • Предоставить не просто описание терминов, явлений, правил психологической науки, но и отметить глубину погружения автора в тему: что он рассмотрел, в чем и как разобрался, какие первоисточники задействовал и пр.;
  • Кратко описать суть вопроса и показать грамотную подборку инструментария, методики для выполнения практической части, констатировать ход действий и логику всего исследования. Теоретическая глава призвана ответить: что делать, почему так поступать, когда применима схема, на какие нормы нужно ориентироваться, какие факторы учитывать для достижения максимального эффекта и пр. Фактически, написание теории в курсовой или дипломной работе по психологии позволяет тщательнее проработать научный и методологический аппарат исследования;
Что отражать в теоретическом разделе курсовой или ВКР по Психологии?
Что отражать в теоретическом разделе курсовой или ВКР по Психологии?
  • В студенческом или научно-исследовательском проекте по психологии автор будет изучать преимущественно поведенческие аспекты и тенденции, определять причинно-следственные связи, описывать «традиционные» (общепринятые, классические, общие) решения. При этом важно помнить, что в теории описываются лишь «общие правила», которые автору предстоит адаптировать «под реалии» с учетом всех факторов и обстоятельств, особенностей. Поэтому излагать информацию достаточно в общих чертах, только по сути вопроса.
  • Первая глава – непосредственное описание хода эксперимента, методов исследования. От качества ее подготовки в целом будет зависеть успех и результат всей НИР.
  • Автору важно просто и ясно описывать довольно сложные термины, моменты, но при этом следует учитывать требование — научный стиль. Сама по себе психология – «дело тонкое», узкоспециализированное, со специфическими оборотами, которые автору предстоит раскрывать на простом человеческом языке в рамках культуры, цензуры и академического письма.
  • Подготовка первого раздела призвано показать навыки исследователя: умение подбирать и перепроверять, работать с источниками информации, грамотно их систематизировать и описывать. Притом следует учесть, что именно качество подготовки теории способно в значительной степени «просадить» уникальность всего проекта: автору следует тщательно перерабатывать первоисточники, каждый задействованный ресурс, отводя на долю цитирований и копирований минимум места.

Теоретическая глава психологического исследования носит аналитико-описательный характер, помогая автору разобраться в теме и нюансах, грамотно спланировать ход эксперимента и содержание остальных глав. На ее объем отводится до трети от всей работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

О чем писать в теоретической главе курсовой/дипломной работы по психологии?

Логика теоретической главы курсовой или дипломной работы по психологии состоит в том, что автору проекта предстоит сначала изучить, что до него сделали другие, чего они достигли, описать реальное (текущее)положение дел в отрасли, а затем подвести аудиторию к необходимости перемен, подчеркнув проблему, ее нерешенность, актуальность и выдвинув соответствующую гипотезу, подлежащую тотальной проверке в рамках описанных приемов и схем.

Притом учтите, что написание первой главы НИР по психологии – это не банальное эссе или реферат, а самый настоящий анализ материалов и ситуации в рамках конкретного вопроса-темы, но без четкого выражения собственной позиции: описание чужих мыслей, позиций, решений, моделей и концепций и пр. Их анализ сводится к констатации достоинств и недостатков, сравнительной характеристике с теориями аналогичного периода (других авторов), изучение одного и того же явления с разных подходов и пр.

Основные элементы теоретического раздела курсовой/дипломной работы по Психологии
Основные элементы теоретического раздела курсовой/дипломной работы по Психологии

Исходя из вышесказанного можно отметить, что содержание теоретического раздела курсовой/дипломной работы по психологии сводится к:

  • Выделению основополагающей терминологии по теме НИР и ее простой интерпретации: разъяснение профессиональных терминов и их простое описание;
  • Определению основных признаков, симптоматики проблемы, изучение понятий в разных проявлениях и пр.;
  • Рассмотрению различных точек зрения, мнения различных авторов по отношению к изучаемой проблеме и теме: теории, подходы, факты и мнения;
  • Описанию наиболее популярных или актуальных методик исследования: выделение определенной последовательности действий, коэффициентов и инструментов, формул и приемов, нормативов и тенденций для выделения проблемы (диагностика).

Изложение материалов в теоретическом разделе чаще всего основывается на историческом анализе проблемы: изложение теорий в хронологическом порядке, а затем их сравнение между собой с выделением вклада каждого автора.

Самыми популярными методами теоретического исследования (написания перво главы НИР по психологии) выступают: индукция и дедукция, анализ и сравнение, причинно-следственный и структурно-логический приемы, феноменологический подход и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Где и как искать, обрабатывать информацию для выполнения курсовой/дипломной работы по психологии?

Выполнение первой главы психологической НИР сводится к обзору и анализу существующих концепций, поэтому без первоисточников в виде ранних или предшествующих трудов студенту не обойтись. В основу психологической НИР кладут только научную литературу, связанную с темой исследования. Но полагаться только на науку не получится, ведь автору курсовой или дипломной работы предстоит кратко и емко, а также предельно просто описать все моменты – для этого придется «разбавить» сложную научную литературу с помощью учебной и энциклопедической литературы, частично с применением готовых работ по текущей или смежной тематике.

Поиск подходящей литературы для студенческой или научно-исследовательской работы по психологии целесообразно начинать после тщательного анализа темы: констатация проблемы, определение границ исследования (что изучать, временной период и пр.), предварительного планирования НИР.

Источники информации для теоретической главы курсовой/дипломной работы по Психологии
Источники информации для теоретической главы курсовой/дипломной работы по Психологии

Искать первоисточники целесообразно на базе узкоспециализированных научных изданий, на научных площадках (РИНЦ, электронные библиотеки, научные базы данных (WoS, Scopus и пр.)), сборники научных конференций, научные публикации на сайтах вузах (незащищенные и защищенные диссертации, монографии и пр.) и пр. Также не стоит забывать про статистические данные и исследования в психологической среде, которые подчеркнут тенденции и актуальность темы. Их можно найти на официальном сайте Росстата, Минздрава, научных центров. Социологических служб и прочих ведомств, связанных с темой исследования.

Автору психологической курсовой/дипломной работы следует помнить: что освещение ранних правил, концепций и закономерностей должно быть по минимуму. Даже в теории важно лишь очертить тенденции и акцентировать внимание на текущем положении дел в науке/отрасли, от есть задействовать целесообразно актуальные первоисточники, «срок давности» которых не превышает 3-5 лет. Только достоверные и актуальные материалы способны подчеркнуть актуальность выбранной темы и необходимость изыскания, выработки инновационного или усовершенствованного подхода и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Начинать освещение вопроса или подпункта целесообразно с обзора энциклопедической и учебной литературы (для простого разъяснения терминологии, нюансов, подходов), а затем постепенно углубляться в научные каноны и практические данные (статистика).

Все первоисточники должны учитывать следующие требования:

  • Полное совпадение с темой и гипотезой автора (что предстоит описывать и доказывать);
  • Наличие конкретной хронологии и последовательности в мыслях, логика психологического исследования;
  • Все задействованные первоисточники подвергаются анализу, а их описание и выводы – связные, аргументированные;
  • Каждый ресурс подвергается тотальной проверке на качество. Любое сомнение должно исключить использование материала, чтобы не подвергать риску автора и не ухудшать качество НИР;
  • Копирование должно быть минимизировано, а ключевые аргументы и факты лучше всего выделять с помощью цитирования, но помните об ограниченности данного приема с учетом требований по плагиату.

Не забываем о «логических переходах» между разными теориями, периодами изучения проблемы, подходами и пр.

Этапы выполнения теоретической главы курсовой/дипломной работы по Психологии
Этапы выполнения теоретической главы курсовой/дипломной работы по Психологии

Суровых ограничений в части поиска информации для НИР по психологии нет. Студент или исследователь может пользоваться любыми доступными для него ресурсами, но главное – использование только достоверных сведений.

Идеальная комбинация первоисточников при выполнении психологического исследования (именно первой главы!) предполагает следующее соотношение: 60-70% — научная литература, 10-15% — архивная, учебная, энциклопедическая и справочная информация, около 10% — готовые студенческие работы, 5% — выводы по изученным моментам.

В выводах автору НИР предстоит грамотно отметить существенные моменты и результаты изученного: вклад исследователей в изучении и решении проблемы, сильные и слабые стороны их теорий/концепций, текущее положение дел в науке/отрасли и актуальность темы, значимость.

Чтобы облегчить поиск подходящей литературы, можно прибегнуть к помощи научного руководителя по курсовой/дипломной работе. Проанализировать готовые или ранее выполненные исследования в рамках выбранной темы (готовые студенческие НИР, список литературы), поискать литературу на научных площадках с учетом настроенного фильтра (тема, период публикаций, ключевые слова и пр.) и т.д. В каталоге очень удобная система поиска можно сделать поиск по ключевым словам, типу работы и предмету. Например, диплом по психологии и ключевые слова гештальт психология.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как оформить теоретический раздел НИР по психологии?

Несмотря на аналитико-описательный характер и то, что в первом разделе производится изучение и изложение «теоретических данных», пользоваться только текстовой формой изложения недопустимо.

Способы отражения информации в первой главе студенческих работ по Психологии
Способы отражения информации в первой главе студенческих работ по Психологии

Курсовая или дипломная работа по психологии оформляется согласно классическим требованиям, о которых ранее мы уже писали. Чтобы проект был допущен к защите, а автор успешно преодолел финальный рубеж и получил заслуженную отметку, важно полагаться на следующие правила или рекомендации опытных экспертов Disshelp:

  • Вся информация должна быть изложена последовательно, логично и связно со структурированием на смысловые блоки – главы подпункты, абзацы. Притом по мере окончания каждой отдельной мысли целесообразно подводит итоги – выводы, которые помогут выделить суть рассмотренного и подвести читателя к следующему этапу НИР (роль «связующего звена»);
  • Все задействованные первоисточники должны быть отражены в виде ссылок, сносок, цитат, а также подчеркнуты в списке библиографии. Только так можно достичь легального использования чужих трудов и минимизировать риск снижения уникальности НИР;
  • Важно излагать каждую мысль и определение предельно точно и ясно, без двусмысленности, поэтому начала тщетно разбираемся в теме и всех нюансах, а затем грамотно излагаем суть вопроса;
  • Формулировка раздела и каждого подпункта должна быть емкой и отражать суть этапа: что изучать, зачем, как. Притом важно ориентироваться на тему, проблему и научный аппарат НИР.
  • Для отражения тенденций, динамики отдельных моментов лучше всего использовать таблицы и графики;
  • Для подчёркивания хронологии событий и появления теорий целесообразно отражение информации в табличной форме, в виде списка и пр.;
  • Оформление теоретической главы должно полностью соответствовать заявленным правилам ГОСТ и методическим рекомендациям вуза, учитывать советы и замечания научного руководителя (как по внешнему, так и внутреннему аспекту).

Подготовка курсовой или дипломной работы по психологии требует тотального подхода со стороны автора: максимальное погружение в тему, разбор и вникание в каждый отдельный момент и аспект с дальнейшей корректной интерпретацией данных и первоисточников. В этом деле важна внимательность, грамотность, избирательность и ответственность исследователя, тотальный разбор темы с тщетной переработкой первоисточников. Облегчить исследовательскую миссию в рамках психологических наук готовы специалисты Дисхелп, в числе которых отмечают педагогов, теоретиков, практиков, а также кандидатов и докторов наук.

Благодаря высокому уровню подготовки и большому опыту в выполнении и проведении НИР по психологии, экспериментов и изысканий. Мы предоставляем услуги высшего качества соблюдая принципы конфиденциальности, индивидуальности и безопасности!


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *