Искусство формулировки: пошаговый план постановки исследовательского вопроса

При выполнении любых академических работ студенты и аспиранты сталкиваются с таким понятием, как исследовательский вопрос. Но далеко не каждый автор точно знает и правильно понимает данную категорию. Давайте разбираться во всех тонкостях этого понятия.

Искусство формулировки: пошаговый план постановки исследовательского вопроса

При выполнении любых академических работ студенты и аспиранты сталкиваются с таким понятием, как исследовательский вопрос. Но далеко не каждый автор точно знает и правильно понимает данную категорию. Давайте разбираться во всех тонкостях этого понятия.

Что это такое?

Выполнение любого проекта требует от автора четкого проектирования и планирования, выделения четких ориентиров и границ. Одним из важнейших компонентов, который поможет ему наметить траекторию, обозначить конкретные критерии и параметры (что изучать и для чего), обозначит ориентир (к которому следует стремиться) является исследовательский вопрос.

Он представляет собой тот самый аспект, который автор намерен тщательно изучать и решать. Как правило, этот параметр тесным образом связан с темой и проблемой академической работы. Эта связь проявляется в следующем:

  • Тема подчеркивает конкретное направление для изучения. Она отражает конкретную предметную область, которую нужно изучить, проанализировать, чтобы определить дальнейшие действия и движения, подчеркнуть индивидуальность и оригинальность НИР;
  • Проблема – представляет собой противоречие, которое не нашло своего окончательного решения или современного подхода для его урегулирования. Она сужает деятельность исследователя до конкретного сегмента, противоречия, вопроса, на который нужно найти ответ в рамках определенных обстоятельств, ситуации или на примере избранного объекта;
  • Гипотеза или идея – в ней отмечается предложение по решению противоречия или смягчению его воздействия. Притом здесь же имеет место авторская позиция и оригинальность НИР в целом. Именно данный элемент научного аппарата делает проект уникальным ценным.

Таким образом, исследовательский вопрос представляет собой существенный момент любого научно-исследовательского проекта. Он помогает конкретизировать цель и установить четкие границы «тематического расследования», спроектировать ход изыскания и обозначить авторскую позицию.

Тема

Проблема

Исследовательский вопрос

Задает общее направление для изучения, основной акцент – предметная область Намечает область НИР с акцентом на избранную тематику Узкая плоскость в теме, требующая решения. Он конкретизирует проблему проекта.

Лежат в одной тематической плоскости

Выражается в виде емкого утверждения-действия с акцентом на основное поле (дисциплина, специальность, пройденный материал по программе) Выражается в виде утверждения, присутствует в гипотезе Ставится в виде запроса или дополнения к проблеме, идее

Требуют тщательного подбора методологии и инструментария

Приводят НИР к конечному результату

Обратите внимание, что ни одна студенческая и научная работа не обходится без постановки основного исследовательского вопроса. Все академические труды носят проблемно ориентированный характер. На мало знать проблему, важно грамотно отметить, что нужно делать для ее урегулирования. Именно вопросы для исследовательской работы помогают автору понять, в каком направлении ему стоит двигаться и какое противоречие решать, наметить конкретные последовательные мероприятия для получения соответствующего результата.

Если в проекте отсутствует рассматриваемый элемент, то он автоматически переходит из разряда НИР в обзор или реферат, который не будет иметь соответствующей ценности. Без этого параметра меняется не только формат, но и характер изыскания, формат его описания.

Рассматриваемый аспект придает студенческой или научной работе значимость, новизну и оригинальность. Притом существенную роль он играет в жизни автора, помогая ему установить интересные и значимые для него (и не только) моменты для изучения и решения, добиться успеха и заработать авторитет в академическом сообществе. Поэтому каждому автору предстоит не просто выбрать тему для написания курсового, дипломного или диссертационного труда, но и тщательно продумать вопросы для изучения и решения.

В каких проектах отмечается исследовательский вопрос?

Исходя из непосредственной формулировки, исследовательский вопрос присутствует только в тех проектах, где проводится исследование. Согласитесь, вполне логичное пояснение и особенность. Но ведь далеко не в каждой студенческой работе свойственен такой ход.

Основание для сопоставления

Курсовая работа ВКР Научная работа

Научная статья

Формулировка

Емкая и информативная, краткая в виде 1-2 предложений

Специфика постановки С учетом характера проекта и предметной области С учетом предметной области и специализации, объекта исследования С акцентом на конкретный этап основного изыскания или НИР
Влияние Постановка цели и границ исследования Разработка научного аппарата и определение авторской позиции Акцент на цели, эффективности результата, новизне и значимости, оригинальности НИР Конкретизирует основные мероприятия в ходе исследования, подчёркивая цель и авторскую позицию
Особенности раскрытия

Поэтапное, равномерное, результативное

Емкое, ограниченное, тщательно обоснованное
Роль Определение логики и траектории исследования Уточнение цели НИР Выделение результатов и их ценности, значимости, авторства Постановка основного инструментария и плана НИР с акцентом на результат

Вопросы для исследовательской работы уместны в курсовых работах независимо от их характера: будь то чисто теоретический или прикладной. В данном случае автор тщательно изучает конкретный сегмент и противоречие, стараясь выделить текущие подходы и предложить собственный метод воздействия.

Ни одна дипломная работа не обходится без постановки основного исследовательского вопроса. В данном случае он помогает выпускнику наметить конкретную логику и траекторию, в рамках которой он будет решать проблему и добиваться намеченных целей (как сугубо научного, так и прикладного плана).

Формулировка рассматриваемой парадигмы на базе кандидатских и докторских диссертациях обязательна. Эти тематические изыскания просто немыслимы без разработки и решения соответствующих, так как данный аспект позволяет четко обозначить гипотезу, авторскую позицию, подчеркнув значимость и новизну НИР, ее оригинальность и стремление к конкретному результату, а также вклад автора (как теоретический, так и практический).

Следует отметить, что даже емкие научно-исследовательские труды не обходятся без разработки исследовательского вопроса. В частности, в научной статье такой момент также будет иметь место, но уже в более сжатом формате. Всем известно, что такой материал освещает промежуточные или общие конечные результаты глобального изыскания. Поэтому в данном случае автор будет ставить более точные рамки и ориентиры.

Фактически, вопросы для исследовательской работы независимо от ее масштабов помогают эксперту ориентироваться в тематическом информационном поле и выделять конкретный сегмент, нишу для погружения, строить траекторию и логику изыскания, тщательно подбирая методологический аппарат и инструментарий. С помощью такого компонента НИР приобретает определённый формат, четкие границы и план действий с акцентом на результативность и эффективность, индивидуальность (авторство). Притом в каждом из академических трудов этот критерий ориентирован на урегулирование противоречия, но с учетом возможностей автора, формальных требований к материалу и ходу «тематического изыскания».

В зависимости от формулировки основного исследовательского вопроса могут зависеть такие параметры НИР, как масштабы (ширина и глубина изучения темы), объем письменного труда, характер изыскания, цель и инструментарий (методология).

Виды исследовательских вопросов и их особенности

Исследовательский вопрос при выполнении курсовых, дипломных и научных трудов – это не просто общая траектория или поставленный автором вопрос, на который он будет искать ответ. Это базовый и основополагающий элемент, который помогает умело сориентироваться в информационном поле и выработать инновационный подход в изучении и решении определённых противоречий. Виды исследовательских вопросов весьма разнообразны и обладают своей спецификой.

Классификация исследовательских вопросов
Классификация исследовательских вопросов

В зависимости от характера проводимого изыскания, рассматриваемый критерий может быть сугубо теоретическим и прикладным. В первом случае он предполагает оценку эффективности существующих подходов и теорий, их оптимизации. Во втором – конкретизирует действия автора в рамках экспериментального или практического изыскания, помогая усовершенствовать методики, стратегии и иные механизмы для достижения намеченных ориентиров.

В зависимости от целей и этапов НИР, можно выделить следующие типы вопросов для исследовательской работы:

  • Описательный – призван предоставить общую характеристику по теме и основным параметрам изыскания с акцентом на объект и проблематику. Этот вариант используется повсеместно, так как теоретическая часть присутствует в любом студенческом и научном проекте;
  • Объяснительный. Его предназначение состоит в установлении причинно-следственных связей и пояснении отдельных моментов, итогов (чаще всего промежуточных). С его помощью автор собирает надежную доказательную базу. Данный критерий носит вспомогательный характер и также будет присутствовать в любой академической работе;
  • Прогностический. Он ориентирован на определение перспектив применения разработанного решения, предложения с акцентом на возможности его совершенствования. То есть автор изначально задается вопросом: «Что будет/что ожидать в случае применения идеи?». Этот вариант свойственен дипломным и научным работам при выполнении рекомендательного раздела.

Если учитывать роль исследовательского вопроса в составе проекта, то можно выделить основной и вспомогательный тип. Первый считается обязательным и целеориентирующим. Без него выполнить НИР невозможно. Второй носит уточняющий характер, облегчая ход изучения и решения основного. Он разбивает на составные, более детальные части базовую формулировку, конкретизируя действия автора.

В зависимости от формулировки можно выделить открытый и закрытый формат. Открытый тип считается более развернутым, общим. Для его формулировки достаточно знать тему и интересующую автора проблему. Чаще всего он свойственен основному ориентиру. Закрытый – более сжатый и емкий. Его разработка требует избирательности, рассудительности и обоснованности.

Также, исходя из границ применения, можно выделить общие и частные исследовательские вопросы. Общие затрагивают тематику в целом, помогая раскрыть существенные моменты и последние достижения в избранной плоскости. Частные – ориентированы на взаимодействие с конкретным объектом, частной проблематикой или частью более масштабного проекта.

Также опытные специалисты выделяют такой вид, как исследовательский вопрос-метод. Здесь есть своя внутренняя классификация, которая уточняет методологический аппарат исследования, выбранный автором. В данном случае он может носить сравнительный характер, полагаться на прием аналогии, экспериментальный ход и т.д. Выбор конкретного вида будет зависеть от тематики, проблематики и возможностей автора, характера НИР.

Виды исследовательских вопросов играют немаловажную роль при выполнении проекта. Притом в одном и том же исследовании, как правило, используется целая комбинация различных «вопросных» типов. Рассмотренная нами классификация – далеко не единственная и не окончательная. Но именно этими вариантами (точнее их сочетанием) чаще всего пользуются студенты и аспиранты при подготовке курсовых, дипломных и научных проектов.

Обратите внимание, что в любом студенческом или научном проекта всегда присутствует основной ориентир, а также вспомогательные задания для его достижения. То есть автор полагается на целый комплекс и разные виды исследовательских вопросов.

Как поставить исследовательский вопрос в студенческой или научной работе?

Вопросы для исследовательской работы требуют грамотной постановки. Под этим процессом понимают выделение конкретного направления, сегмента для изучения и выделения определенной проблемы, ниши, подхода для раскрытия темы и отражения авторской позиции.

Схема постановки исследовательского вопроса
Схема постановки исследовательского вопроса

Постановка исследовательского вопроса предполагает прохождение ряда этапов:

  1. Для начала необходимо выбрать интересную тему. Она задаст основное направление и предоставит варианты для более углубленного изучения.
  2. Анализ предметной области. Этот шаг предполагает подготовку литературного обзора с целью осознания текущего положения дел, существующих подходов. Ранее предпринятых попыток по изучению отдельных тематических моментов и т.д. С помощью этого шага исследователь определит наличие противоречий и потенциальные варианты для углубленного изучения, самостоятельного исследования и пр.
  3. Постановка цели и задач. Здесь происходит определение ориентира (к чему стремиться) и констатация границ изыскания;
  4. Выделение проблемы. После тщательного изучения основной информационной базы автор проекта сможет выделить интересное для себя и ценное для науки, отрасли противоречие, текущее урегулирования, разработки.
  5. Выбор методов и инструментов для раскрытия темы и выполнения намеченного плана действий, достижения установленных параметров и критериев.
  6. Формулировка основного исследовательского вопроса. Она предполагает отражение четкой траектории с акцентом на действие-результат. В этом случае автор емко подчеркивает, что он намерен исследовать, к чему стремиться и ради чего.

Таким образом, постановка (проектирование и планирование) вопроса для исследовательской работы тесным образом связана с разработкой научного аппарата в рамках избранной темы проекта. Он помогает уточнить порядок действий, границы и ориентиры НИР, воссоздавая логику действий и уточняя наиболее эффективный инструментарий для достижения намеченных параметров.

Способы постановки исследовательского вопроса среди студентов и аспирантов

Чтобы понять, что именно изучать и решать, автору академического труда предстоит тщательно продумать траекторию НИР и обозначить ключевой ориентир – основной исследовательский вопрос.

Способы постановки исследовательского вопроса
Способы постановки исследовательского вопроса

Для постановки этого параметра можно воспользоваться типичными подходами. Первый – метод аналогии. В этом случае студенту или аспиранту достаточно ознакомиться с похожими или недавними НИР, выделить основной изучаемый экспертом аспект и попытается применить его в рамках собственной НИР с учетом авторской позиции, возможностей. То есть достаточно использовать такие же приемы, но уже в рамках своего фокуса, проблематики, гипотезы.

Второй вариант разработки – сравнительная тактика. Она предполагает сопоставление собственной выдвинутой гипотезы, идеи в отношении изучаемой проблемы и темы с трудами, мнениями других авторов и экспертов. В этом случае проводится сопоставление предположений с фактами, благодаря чему автор либо обоснует, либо опровергнет свою идею и позицию, а также соберет четкую доказательную базу.

Третий вариант – объяснительный или рассудительный. Он предполагает, что автор сначала пытается пояснить, что он знает и что хочет узнать. В этом случае предстоит сначала провести анализ предметной области и выделить новые для себя парадигм. Именно на фоне неизвестных для автора проекта направлений, инструментов и прочих нюансов по теме моментов он сможет поставить основной исследовательский вопрос.

Каждый автор может воспользоваться любым удобным для него способом постановки вопроса для исследовательской работы. Он может ориентироваться на собственное мнение или впечатление, представления по тематике, а также воспользоваться помощью друга или наставника и т.д. Но в этом деле важно помнить, что от правильно обозначенного ориентира в НИР зависит его успех.

Как и где сформулировать исследовательский вопрос в проекте?

При выполнении курсовой или дипломной работы, диссертации или статьи важно не просто поставить, но и правильно сформулировать исследовательский вопрос-метод. Для этого достаточно следовать базовым принципам.

Принципы формулирования исследовательского вопроса
Принципы формулирования исследовательского вопроса

Во-первых, автору проекта предстоит строить понятные конструкции и выражения, которые подчеркнут: что он намерен изучать и решать, почему и для чего, каким образом. То есть описание рассматриваемого элемента должно быть доступным для восприятия, ясным.

Во-вторых, формулировка изучаемого феномена должна быть емкой. Недаром говорят, что краткость – сестра таланта. Отражение ориентира должно быть кратким и информативным, строго с акцентом на цель НИР.

В-третьих, не стоит забыть о тематической принадлежности. Описание изучаемого явления или процесса, противоречия должно строго укладываться в рамках предметной области, изучаемой дисциплины.

В-четвертых, при отражении основного исследовательского вопроса студенту или аспиранту предстоит выделить новизну. Только так он сможет подчеркнуть специфику его НИР и авторской позиции, оригинальность проекта в целом, вклад автора. То есть в намеченной автором траектории и логике должна освещаться и польза, которую он намерен привнести для развития соответствующего сегмента.

В-пятых, формулировка исследовательского вопроса-метода должна быть актуальной. Согласитесь, что лучше всего использовать современный терминологический аппарат, нежели полагаться на уже устаревшие парадигмы, понятия, правила. В этом случае современность и необходимость проведения НИР будет очевидна.

Формулировка рассматриваемого элемента будет укладываться в рамки научного стиля, учитывая терминологические и лингвистические особенности темы. Опытные авторы отмечают, что чем проще описывается суть и идея проекта, тем лучше. Поэтому не стоит громоздить сложные и витиеватые фразы. Зрите прямо в корень: четко, доступно и точно отмечайте проблему и способы ее решения. Излишняя лирика здесь ни к чему.

Таким образом, вопросы для исследовательской работы должны быть отмечены лаконично, аргументировано и четко с акцентом на текущее положение дел в тематическом сегменте.

Где же в проекте отражается исследовательский вопрос? Согласитесь, что ни в курсовых и дипломных, ни в диссертационных эта категория в чистом виде не встречается. Так как она напрямую связана с ходом проектирования и планирования НИР, то она имеет место как минимум во введении и заключении.

Во вводном разделе рассматриваемый параметр подчеркивается в следующих моментах:

  • Предмет – подчеркивает тематические особенности НИР;
  • Проблема — противоречие или сомнение, которое автор намерен изучать и решать. Именно эта часть научного аппарата является ядром основного исследовательского вопроса.

Но самая четкая и точная формулировка вопроса исследовательской работы отражается в цели проекта. Именно здесь автор подчеркивает суть и идею намеченного плана, устанавливает четкие границы и ориентиры. Задачи исследования – это своего рода вспомогательные действия, призванные уточнить логику и ход НИР.

Во введении происходит лишь постановка ориентиров, а в заключении – констатация полученных результатов и ответа на основной исследовательский вопрос и отражением основных аспектов.

Непосредственное раскрытие решение и обоснование результатов НИР, поиск ответа на исследовательский вопрос отмечается в развернутом виде в основной части исследования. Притом здесь будет присутствовать как теоретическая, так и практическая составляющая.

Но в любом случае постановка, разработка и описание этого параметра будет обоснованным и поэтапным.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по постановке и формулированию вопросов для исследовательской работы

Исследовательский вопрос – метод четкой разработки научного аппарата и логики НИР независимо от ее характера, масштабов и прочих аспектов. Без этого элемента невозможно подготовить ни один проект. Но при этом у каждого автора будет собственный подход к разработке и формулировке этого компонента. Единой инструкции здесь нет. Есть лишь некоторые правила и особенности. Чтобы упростить ход постановки и формулировки вопросов для исследовательской работы, мы подготовили несколько советов.

Во-первых, автор должен понимать, что выбранная им тема воспринимается им субъективно, в частном порядке. Поэтому и исследовательский вопрос-метод будет соответствующим: учитывать его знания, впечатления и представления, мнение и позицию.

Во-вторых, необходимо учитывать, что для разработки и поиска ответа необходимо подобрать качественные первоисточники и доказательную базу. Исследовательский вопрос может быть откорректирован, измене в зависимости от располагаемой информационной базы и фактов! То есть с одной стороны, это целенаправляющая категория, а с другой – гибкая, учитывающая массу факторов. Ее можно адаптировать под возможности, потребности и иные условия со стороны автора проекта. Главное, не забывать согласовывать любые перемены и изменения с научным руководителем, чтобы в перспективе не возникало проблем.

В-третьих, автору сбудет быть конкретным в формулировке основного исследовательского вопроса. В этом пункте следует отметить цель, проблему и основное действие или метод решения. Все остальное (всевозможные эпитеты, второстепенные члены, уточнения) стоит опустить или отметить в основной части проекта.

В-четвертых, при постановке и разработке этого положения стоит учитывать виды исследовательских вопросов и их особенности. Притом их специфика будет проявляться не только в методологическом аспекте, но и формулировке соответствующего этапа, действия.

В-пятых, в ходе продумывания траектории изыскания важно осознавать ограничения. Поэтому перед разработкой научного аппарата стоит сначала ознакомиться с первоисточниками и теоретическими моментами, отметить для себя: какие фрагменты не будете затрагивать, какие моменты не доступны к изучению и пр. Такой ход упростит процесс поиска и формулировки ориентира.

В-шестых, формулировка вопросов для НИР должна быть грамотной и лингвистически корректной. Любые ошибки в тексте способны не просто снизит доверие к качеству изыскания, но и исказить суть выдвигаемой автором позиции, идеи. Поэтому убедитесь в однозначности всех выражений и высказываний.

Таким образом, студенту, аспиранту или любому ученому предстоит четко продумать ключевые моменты для тематического погружения и дальнейшего развития, наметив соответствующие вопросы. Такой ход позволит найти ему нужные ответы и достичь намеченной цели, обосновать полученные результаты и заработать авторитет в академическом сообществе. При разработке и формулировке данного элемента важно учитывать тематические рамки и видовые особенности изучаемых вопросов, лингвистические правила, формальные и логические требования к документу.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *