Из чего складывается конкурентоспособность выпускника российского ВУЗа

В современном российском обществе образовались сложные социально-экономичные условия. Выпускник ВУЗа, с дипломом высшего профессионального образования, часто не может реализовать себя в качестве работника. Это сейчас не редкость, потому что существует некая разница между системой образования и реальными условиями трудового рынка. А также, нет никакой системы распределения молодых специалистов по компаниям, как это было прежде. 

Выпускник ВУЗа

В современном российском обществе образовались сложные социально-экономичные условия. Выпускник ВУЗа, с дипломом высшего профессионального образования, часто не может реализовать себя в качестве работника. Это сейчас не редкость, потому что существует некая разница между системой образования и реальными условиями трудового рынка. А также, нет никакой системы распределения молодых специалистов по компаниям, как это было прежде.

Если доверять мнению профессионалов, то ситуация рынка труда для молодежи находится на достаточно низком уровне. При этом ещё и двигается не в лучшую сторону. Многие компании, при возникновении кризисного периода, существенно сокращают количество рабочих мест. А для молодых, только закончивших учебу, профессионалов – в первую очередь.

Учитывая то, что предложение рабочей силы на трудовом рынке сейчас бьёт все рекорды, молодым сотрудникам без опыта работы очень сложно составлять конкуренцию за качественные места.

Решить эту проблему может только правильное воспитание конкурентоспособного эксперта образовательной системой. Поэтому на высшей школе лежит большая ответственность за будущее теперешних студентов.

В наше время обществу очень нужны хорошие специалисты, соответствующие профессиональным потребностям. Большинство выпускников не выдерживают таких условий и требований сложившейся ситуации. Поэтому хорошим решением будет определить главные составляющие для конкурентоспособности учеников вузов и формировать их процессе образования. Так можно добиться повышения уровня компетентности будущих профессионалов.

Связь между качеством образования и будущей конкурентоспособностью вуза – неоспорима. Но также на это влияет наличие требований от работодателя. Которое становится все более актуальным.

Основываясь на вышеизложенной информации будем устанавливать взаимосвязь от конкурентоспособных выпускников до конкурентоспособных работников. Основное внимание всегда останавливается именно на качестве работы.

Конкурентоспособным работником считается тот, кто имеет индивидуальный подход к выполняемым задачам. А также стремится к достижениям в работе, которые являются ценными для учреждения и его целей.

Совмещает в себе следующие возможности: профессионализм, высокую квалификацию, хорошие показатели нравственности, интеллекта и физической формы.

Все эти качества можно поделить на четыре подпункта:

  • сфера мотивации
  • профессионально-квалификационная сфера
  • медико-биологическая сфера
  • сфера интеллекта

Также очень важным фактором являются требования каждого конкретного работодателя, и уже отталкиваясь от них работник может быть востребованным или нет.

Конкурентоспособность сотрудника – очень обширное понятие, которое включает в себя единое целое из личности, квалификации, мотивации, профессиональных способностей и качества выполненных задач, полностью соответствующих требованию.

Надо понимать, что способность работника конкурировать напрямую зависит от такой же способности выпускника.

Понятие “выпускник вуза” можно трактовать как человек, который получил государственный диплом высшего профессионального образования (даже спустя много лет после окончания), или тот, кто получил его только сейчас. Однозначного объяснения понятия “выпускник вуза” не имеется даже в схеме нормативного законодательства. Ограничение есть только в трудовом законодательстве. Там говорится, что выпускником вуза может называться человек на протяжении одного года после окончания учебы при первом выходе на рынок трудоустройства.

Выпускником ВУЗа считается студент, учащийся на последнем курсе очной, очно-заочной или заочной формы учебы, отлично разбирающийся в своей профессиональной сфере и готовый выполнить итоговую работу по своей квалификации.

Давайте рассмотрим методы трактования способности к конкуренции выпускников, существующих в последнее время.

Конкурентоспособность выпускников как признак конкурентоспособности вуза

Сегодня принято оценивать возможность ученика конкретного вуза конкурировать, как конкурентоспособность самого учебного заведения. Сделать это можно сравнив рейтинги государства или независимые рейтинги в агентствах. В зависимости от рейтинга вуза, рассматривается имидж и ресурс конкурентноспособного выпускника. Так как хорошая репутация, популярность и известность вуза – это уже хорошая характеристика учеников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Минус такого подхода в том, что он не учитывает личностные качества человека, которые никоим образом не могут зависеть от учебного заведения.

Высокая конкурентоспособность выпускника, указывает на качественный процесс обучения. Главным требованиям является наличие знаний, которые есть первым шагом к дальнейшему развитию.

Хоть качество полученных знаний и является “базой” всего, есть ещё и другие, не менее важные качества. К ним относятся прогноз и исследования области, исследование жизненных процессов внутри специальности, несущих цель расширять возможности новых специальностей. Отслеживание внутренних аспектов вуза (как сильных так и слабых), изучение информации об трудоустройстве выпускников и совершение рекламно-информативных процессов.

Высокий уровень конкурентоспособности показывает выраженность личных качеств.

Здесь имеется ввиду, что само только образования не гарантирует трудоустройство. Желательно обладать лидерскими задатками и быть уверенным в себе человеком. Эти качества обязательно понадобятся в реальной жизни.

Существует способ оценки выпускников, как рыночного товара, который должен реализоваться. Как и любой “товар”, способный конкурировать, выпускник должен обладать высоким качеством, отличатся от всех остальных, а значит быть уникальным, а также иметь достаточно “потребительских” качеств.

Уникальность выпускника можно оценить по высокому уровню интеллекта, творческому потенциалу, склонности к инновациям, планированию и руководству, стратегическому мышлению, образованности в смежных областях, а также умением пользоваться современными технологиями и техническими средствами.  Также сюда относится способность быстр находить и перерабатывать информацию, принимать правильные решения и желание учится.

“Потребительские” свойства выпускника зависят от полученных знаний, умений, уровня профессионализма и прекрасной ориентации в своей сфере деятельности.

Хорошей конкурентоспособной личностью является выпускник с сочетанием умений, знаний и навыков, указанных в ФГОС ВПО, учитывая уникальные качества и “потребительские” свойства. Но общей уровень всегда будет разбавляться внедрением личных особенностей или недостатков.

Учитывая всю вышесказанную информацию, можно составить список основных требований для конкурентоспособной личности: 

  1. Мотивационный подход: 
  • наличие цели в профессиональной реализации и саморазвитии
  • желание получить качественное место работы учитывая свою специальность
  • наличие цели в виде социально-экономической реализации
  1. Квалификационный подход:
  • наличие опыта и профессиональных навыков
  • наличие знаний по специальности, умения и навыки указанные в ФГОС ВПО, и соответствие требованиям работодателя
  • обладание навыками использования информационных технологий и методов в своей сфере деятельности
  1. Личный подход:
  • наличие социально-психологических качеств, улучшающих взаимодействие с работодателем
  • соответствие ценностям и мотивационным ориентирам в своей профессии
  • умение активировать состояние ресурсов компании, для воплощения планов и целей
  1. Деловой подход:
  • умение быстро оценивать ситуацию и её последствия, готовность выбирать правильную стратегию
  • адекватная оценка своих особенностей, недостатков и трудовых возможностей
  • представление работодателю преимуществ, способных конкурировать

Список подходов для создания конкурентоспособности подходит как для выпускника, так и для работника. Отличия только в профессиональном направлении и личных характеристиках.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!