На сегодняшний день появился новый способ по выполнению курсовых работ, основанный на комбинации традиционного подхода с использованием интернет-технологий, базовых умений студента и искусственного интеллекта.
СОДЕРЖАНИЕ
Правила использования ChatGPT при написании курсовой работы
О понятии и особенностях применения нейросети или современных онлайн-возможностей по подготовке дипломной работы мы писали ранее. Сегодня мы расскажем о возможностях задействования новейшего чат-бота, способного подбирать информацию и сортировать ее при подготовке курсовой работы.
Удивительно, но факт: университеты не противятся и не запрещают использовать искусственный интеллект при написании курсовых, дипломных и научных трудов. В России уже был зафиксирован случай защиты студентом диплома, написанного ИИ. Несмотря на такой ход, вузы отмечают, что использование инноваций облегчает работу студента над проектом, но не замещает человека полностью в этом процессе. Поэтому такой подход имеет право жить.
Привлекать нейросети и ChatGPT — не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы современные технологии приносили пользу при подготовке студенческих работ, нужно научиться работать с ними. Перед использованием искусственного интеллекта при написании курсовой работы важно ознакомиться с основными правилами.
Во-первых, ChatGPT не способен полностью отстранить студента от процесса выполнения научного исследования и написания курсовой работы. С его помощью индивид может облегчить ход проектирования и планирования исследования, ускорить поиск информационной базы, но при этом ответственность за качество исследования лежит на человеке. Поэтому ему предстоит перепроверить все предложенные варианты. Ресурсы, идеи и четко обозначить свою позицию. Поэтому будьте готовы к тому, что просто так лежать на диванчике, пока программа пишет за Вас текст, не удастся. Здесь будет присутствовать равноправный тандем: ИИ+человек!
Во-вторых, важно задать основное направление для деятельности чат-бота. То есть сам по себе ChatGPT не станет выполнять ничего. Ему нужна определенная команда, заявка, границы или опорные точки и пр. То есть студенту так или иначе придется думать самому: над чем он намерен работать, что развивать или предлагать, в каких масштабах проводить исследование и пр. Для этого придется самостоятельно определиться с темой исследования, утвердить ее на кафедре, а также по возможности спроектировать или спланировать ход мыслей, от есть составить план. Притом для формирования последнего компонента (кастета научно-исследовательской деятельности) можно заручиться поддержкой ChatGPT, но без темы этого сделать не удастся.
Выбрать тему ChatGPT за студента не может! Это делает выпускник или диссертант лично! Притом при утверждении соответствующего варианта ему нужно подписать документ на кафедре.
Важно отметить, что программа (несмотря на свой молодой возраст, ведь появилась она только в 2022 году), обладает обширными познаниями по многим темам, начиная от экономики, юриспруденции и заканчивая программированием, информатикой, филологией и лингвистикой и пр. Именно на этих познаниях настраивается каждая нейросеть. То есть у каждого ChatGPT будет иметься определенная база данных, в рамках которой он будет находить информацию и выполнять команды пользователя.
В-третьих, будьте готовы задавать конкретные, предельно точные вопросы. Только в этом случае вашему виртуальному собеседнику удастся подобрать корректные и развернутые ответы, учесть тематические рамки и не распыляться во все стороны. То есть важно быть готовым к диалогу с «машиной», понимая, что она воспринимает все буквально. Поэтому формулируйте вопросы однозначно с акцентом на 1-2 ключевых слова, чтобы была видна проблематика, суть и пр.
Обратите внимание, что ChatGPT – это именно чат-бот, где поиск информации и взаимодействие человека с искусственным интеллектом происходит посредством диалога. Задавать вопрос можно устно или письменно. Без диалога нет сотрудничества. То есть студенту все-таки придется самостоятельно прорабатывать траекторию исследования, а ChatGPT поможет ее усовершенствовать, проработать, уточнить на основе располагаемых информационных данных.
Таким образом, использование ChatGPT универсантами не воспрещено регламентами законами. ИИ не сможет полностью оттеснить вузовца от проектной деятельности. Он лишь станет его союзником и помощником, который облегчит ход погружения в тему.
Студенту при выполнении курсовой работы предстоит максимально емко и грамотно раскрыть выбранную парадигму. Основная работа автора складывается из сбора и обработки данных на основе заранее проработанного плана проекта. Облегчить участь исполнителя поможет ChatGPT, готовый взять на себя лишь часть обязанностей! Чат-боту посильна логическая цепочка, то есть он сможет проанализировать заявленную тему, выдвинуть идею, тезис, выделить проблему и обозначить существенные моменты: цель и задачи.
Также виртуальный (электронный) помощник готов ответить на любые вопросы по теме, предоставив полный и развернутый ответ по всем интересующим автора моментам. Подбор литературы осуществляется на основе имеющейся в «памяти бота» информационной базы. Ответ на вопрос будет строиться на основе располагаемой им базы данных. У каждого ИИ и нейросети она может быть своя, отличаться.
Помимо этого, искусственный интеллект сможет выделить наиболее значимые труды, авторитетных авторов, расположить первоисточники с учетом обозначенного плана исследования. Такой ход облегчит подбор основной информационной базы или системы доказательств в рамках продвигаемой идеологии.
Но самостоятельно с ноля выполнить исследование, написать оригинальный текст без участия студента невозможно. Искусственный интеллект – это не отдельная личность, не самостоятельный автор. Он должен управляться и настраиваться человеком. Поэтому ChatGPT считается лишь помощником при написании курсовой работы, а не ее автором.
Чем полезен ChatGPT при выполнении курсовой работы?
ChatGPT – универсальный солдат, который поможет в проектировании хода научной мысли по заявленной теме, спланирует и повысит производительность труда студента, а также поможет с оперативным подбором информации и проконсультирует по вопросам структурирования материалов, поможет в анализе и оценке проекта.
Первая функция ChatGPT при подготовке курсовой работы – проектировочная или плановая. Она предполагает выдвижение различных схем, этапов исследования по аналогии с имеющимися документами, трудами в базе данных ИИ. Чтобы воспользоваться ею важно располагать минимальными представлениями по теме, чтобы понимать: какую проблему предстоит изучать и описывать, решать. Без минимальных знаний по теме получить качественный план работы не удастся даже при помощи чат-бота.
Обратите внимание, что искусственный интеллект готов представить общее описание по заявленной теме и поможет констатировать основные параметры: проблема, потенциальные идеи по ее изучению и решению, представить ранние исследования (кто и как изучал и решал аналогичные ситуации), определить цель и поставить предварительные задачи нового изыскания. Важно отметить, что предложения и формулировки нейросети носят сугубо рекомендательный характер. Последнее слово остается за студентом и научным руководителем.
То есть ChatGPT не способен выдвинуть конкретную или новую авторскую позицию, а лишь освещает то, что ему известно в рамках заявленной плоскости, парадигмы на данный момент времени.
ChatGPT поможет наметить общий или предварительный план курсовой работы, облегчит процесс проектирования исследования и построения логики научной мысли. В данном случае не стоит забывать о требованиях к структуре проекта, логики и последовательности изучения темы.
Вторая миссия ChatGPT состоит в более быстром поиске информации. Как известно, на подбор первоисточников по заявленной теме исследования студент в среднем тратит более трети от располагаемого времени на подготовку курсовой работы, еще столько же – на переработку и систематизацию данных. С помощью нейросети подбор и распределение первоисточников с учетом выдвинутого плана НИР происходит быстрее. Программа находит тематические ресурсы за несколько минут.
Искусственный интеллект отбирает и ранжирует базу данных с учетом ценности и полноты освещения поставленного перед ним вопроса, но не учитывает конкретную авторскую позицию студента. То есть нейросеть представит общедоступные сведения, материалы, копирует и в нужном объеме или по заданию пользователя, но не сможет детально и емко «обрисовать» мнение исследователя, выводы, к которым он пришел и пр.
Нередко подборка оказывается «кусочной» или несвязной, обрывистой. ChatGPT лишь отбирает материалы и располагает их в нужной последовательности, но четкую логику, выделить авторскую позицию и обосновать ее самостоятельно он не в силах. В этом проявляется слабость чат-бота и невозможность полностью оттеснить человека от работы с текстом при написании курсовой работы или другого проекта.
Третья функция ChatGPT – аналитическая. Согласитесь, что разбираться в большом потоке информации очень сложно. Упростить задачу поможет искусственный интеллект, который проанализирует подобранные материалы и найдет им более целомудренное применение в курсовой работе: определит роль и специфику, выделит наиболее подходящее по структуре и содержанию место, отметит интересные и необходимые моменты для употребления и пр. Но при этом непосредственное включение в текст курсовой тех или иных материалов, в определенном объеме – решает студент. То есть вузовец все же сам решает, что он будет использовать, как и где.
В этом деле, привлекая ChatGPT к написанию курсовой работы, важно понимать, что он не преобразовывает текст, а лишь копирует необходимые части из чужих трудов. Поэтому уникальность такого проекта будет низкой. Студенту предстоит тщательно переработать сформированный нейросетью «информационный сбор», придав ему связность, логичность, индивидуальность и обоснованность.
Четвертая особенность использования ChatGPT при подготовке курсовой работы является в том, что нейросеть способна оценить качество текста и отметить соответствие подготовленной рукописи действующим правилам и требованиям ГОСТ, выделить орфографические и грамматические огрехи.
Но не стоит полагать, что оценка курсовой работы, полученная со стороны чат-бота, будет объективна и полностью совпадать с мнением научного руководителя или экзаменатора. Она носит общий и рекомендательный характер, поможет заметить изъяны и оперативно их исправить или согласовать с куратором.
Пятая функция ChatGPT в рамках формирования курсовой работы – консультационная. Студент может задать любой вопрос по теме на любом этапе написания проекта. Чат-бот оценит ситуацию и предоставит развернутый ответ на поставленный перед ним вопрос.
Таким образом, рассматриваемая автоматизированная программа в значительной степени облегчит ход выполнения курсовой работы по любому направлению подготовки, но не сможет полностью оттеснить от научно-исследовательской деятельности студента. Автору предстоит разобраться во всех нюансах самостоятельно, грамотно преобразовать и преподнести текст в нудном контексте, ракурсе, обосновать собственную позицию и полученные результаты.
Схема применения ChatGPT в подготовке курсовой работы
Полагаться на виртуальные программы и приложения с искусственным интеллектом следует грамотно и осторожностью. При использовании ChatGPT в рамках написания курсовой работы важно полагаться на привычную схему.
Первым шагом является выбор и утверждение темы. В данном случае студент лично определяет интересное для себя направление исследования с акцентом на специфику постигаемой специальности, дисциплины (ее составные элементы и пройденные темы), акцентируя внимание на современной и значимой проблеме.
Самый простой способ подбора заголовка для курсовой работы — обращение к списку готовых тем, который можно взять на кафедре или запросит у научного руководителя проекта. Притом если возникают сложности именно в выборе, можно обратиться к чат-боту с соответствующим перечнем и отражением наиболее привлекательных вариантов для раскрытия, отражения интересов и пр.
Также нейросеть поможет самостоятельно кратко и емко сформулировать тему курсовой работы, полагаясь на базовые правила и наводящие вопросы, полученные ответы. Исполнителю останется лишь выбрать один из предложенных вариантов, корректно его сформулировать и утвердить.
Этапы работы над курсовой работой |
Действия студента |
Действия ChatGPT |
Утверждение темы | Выбор темы, анализ и констатация, утверждение окончательного варианта – заголовок курсовой работы | Анализ тем с констатацией проблем, ключевых моментов
Подбор актуального списка тем по предмету Анализ желаний пользователя и требований программы Формулировка темы курсовой работы Предложение потенциальных направлений для написания курсовой работы |
Проектирование и планирование исследования | Изучение требований к проекту
Определение основных моментов исследования Разработка научного аппарата Разработка и утверждение плана исследования |
Выдвижение идеи, тезиса и сановных моментов исследования по заявленной теме
Формулировка основных положений курсовой работы, цели и задач Подготовка предварительного плана работы Анализ аналогичных работ по теме |
Подбор информационной базы | Поиск первоисточников, которые соответствуют теме курсовой работы. ранжирование материалов по ценности и с акцентом на структуру исследования
Окончательный выбор основной информационной базы |
Подбора первоисточников и их формальное распределение с учетом плана исследования, но без учета авторской позиции и логики НИР
Анализ списка первоисточников работ-аналогов |
Обработка и систематизация данных | Работа с текстом: преобразована информации, подготовка логичного и связного текста | Распределение основных первоисточников по плану проекта с учетом из ценности, пользы |
Оформление | Форматирование текста с учетом действующих требований и правил | |
Контроль | Анализ и вычитка текста с целью устранения недочетов | Проверка рукописи на соответствие заявленным требованиям, наличие орфографических и грамматических ошибок
Подготовка к защите: выдвижение тезисов, акцент на идее и результатах |
Второй этап выполнения курсовой работы совместно с ChatGPT – проектирование и планирование изыскания. В этом случае студент рекомендуется сначала ознакомиться с методическими рекомендациями, где будут прописаны требования к структуре материалов. Данный ход позволит определить количество и характер глав, примерное наполнение подпунктов, а затем грамотно уложить утверждённую идею в данный кастет.
На этом шаге искусственный интеллект поможет выделить научный аппарат и обозначить ключевые моменты исследования, проанализирует аналогичные проекты и выдвинет примерный план работы или предложит к обзору оглавление аналогов.
Обратите внимание, что все разработки со стороны ChatGPT – лишь рекомендация, предложение, окончательный выбор, формулировка данных остается за студентом.
Этап проектирования и разработки плана курсовой работы считается одним из сложнейших и предопределяющих глубину и ширину исследования, специфику проекта, успех на защите. Нейросеть поможет лишь выделить наиболее значимые и актуальные стороны вопроса, задать общий смысл, а конкретизацией темы – этапы, последовательность и логичность научной активности прорабатывает студент.
Нейросеть предлагает универсальные или базовые точки для изучения, проработкой и дополнением которых занимается непосредственный автор с акцентом на выдвинутую позицию, мнение и пр.
Притом создание базового плана курсовой работы от ChatGPT возможно с изначальным учетом методические рекомендаций, если студент предоставит соответствующий файл роботу с искусственным интеллектом для изучения и учета. Но без дополнения намеченного алгоритма научно-исследовательской деятельности не обойтись, так как чат-бот не способен воссоздавать явную последовательность и связность мероприятий. Он подберёт общие формулировки, классические схемы по решению проблемы и пр.
Третий шаг подготовки курсовой работы с помощью ChatGPT предполагает подбор информационной основы в рамках обозначенного вопроса и проблемы, научной и/или отраслевой плоскости.
Для того чтобы искусственный интеллект служил во благо, важно не просто просить сформировать его список подходящей литературы. В данном деле необходимо проявить с одной стороны точность и ясность вопроса, а с другой – лично разобраться в уместности и необходимости предлагаемой литературы при раскрытии темы. То есть нужно принимать во внимание предложения нейросети, сопоставлять ее с собственным видением и авторской позиций, утверждённым планом исследования, определять ценность и пользу и пр.
Только студент решает – включать ли предложенный чат-ботом первоисточники в состав проекта или нет. Все материалы от ИИ – только рекомендованы им, подобраны согласно теме и заданию. Универсант должен убедиться, что подборка от нейросети или чат-бота уместна, важна и необходима. Далеко не всегда требуется использование всей литературы.
Если студент не знает какого-либо автора теории или не владеет соответствующим правилом, не понимает каких-либо моментов, нюансов, то можно смело обращаться за консультацией и разъяснением к чат-боту. Но в идеале следует подготовить список вопросов для уточнения.
Не стоит слепо полагаться на все предложения искусственного интеллекта. Тщательно проанализируйте каждый заявленными нейросетью первоисточник, попросите оценить его вклад и обозначить место, где возможно отражение данных о нем и пр.
Чат-бот также готов оказать помощь в работе с готовой информационной базой при выполнении курсовой работы. В данном случае можно предоставить ему список литературы и оценить его, протранжиривать по степени значимости, актуальности и уместности в рамках утвержденного плана. Но забывать об авторской позиции и гипотезе не стоит.
В любом случае внимательно изучите все рекомендации ChatGPT по сбору данных, ознакомьтесь с каждым рекомендованным первоисточником и лично оцените его уместность и необходимость задействования для раскрытия темы, место в курсовой работе. То есть избежать знакомство с информацией, ее оценку, преобразование студенту не удастся. Искусственный интеллект лишь выдаст наиболее приемлемые варианты работы над темой, но не сможет полностью провести научное исследование за свой счет.
Четвертый шаг – преобразование информации и систематизация данных с акцентом на логику исследования. Несмотря на то, что нейросеть предоставляет полный и развернутый, обоснованный ответ на каждый поставленный перед ней вопрос, студенту предстоит лично отсортировать основные первоисточники и грамотно их отразить в тексте курсовой работы с учетом требования по уникальности текста.
Притом даже на этом шаге формирования студенческого проекта можно заручиться помощью искусственного интеллекта. В частности, в рамках необходимой для упоминания выдержки из труда определённого автора, можно попросить искусственный интеллект «рассказать суть теории». В этом случае чат-бот не копирует данные из первоисточника, а использует аналитические алгоритмы и опишет основные правила, способы их применение и пр. Главное – корректно задать вопрос. Соответственно, полученный результат можно использовать во благо.
Притом в работе ChatGPT на данном шаге подготовки курсовой работы наблюдается существенный недостаток. Нейросеть не сможет создать полноценный текст исследования, то есть в нем не будет той связности и логичности повествования, которую прорабатывает непосредственный автор. Нейросеть лишь распределит готовые моменты с учетом плана без учета вспомогательных конструкций. Поэтому в преобразовании заявленной информационной базы без привлечения студента не обойтись.
Пятый этап по совместной подготовке курсовой работы с чат-ботом выступает оформление. В данном случае студент может прибегнуть лично к реализации заявленных требований, а затем предоставить на оценку нейросети готовую рукопись и методичку.
Также допустим вариант, когда ChatGPT может отформатировать текст без студента при точном отражении требований к оформлению. Но не стоит слепо полагаться на роботизированный интеллект: даже техника способна совершать огрехи. Поэтому оформление следует неоднократно и тщательно перепроверять.
Шестой шаг – оценка текста курсовой работы, вычитка. В данном случае с помощью искусственного интеллекта студент может установить формальные ошибки, а также нестыковки с действующими методическими рекомендациями и правилами подготовки проекта.
Обратите внимание, что нейросеть способна лишь выделить ошибки, а также частично исправить их. Корректура производится только в рамках оформления и грамматики, орфографии. В остальных случаях студенту предстоит проводить анализ подготовленной рукописи самостоятельно, акцентируя внимание на логичности и связности повествования, полноту раскрытия темы, обоснованность суждений и выводов, степень достижения цели и пр.
Притом даже после исправления данных ChatGPT необходимо внимательно изучить материалы курсовой работы и восполнить пробелы.
Не забывайте после каждой корректуры или редактуры данных проверять курсовую работу на плагиат. В случае низкой уникальности текста, студенческий проект не будет допущен до защиты.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по использованию ChatGPT при написании курсовой работы
Перед тем как приступить к «сотрудничеству с ИИ», нужно научиться правильно пользоваться соответствующей программой. Изучите инструкции, рекомендации, интерфейс, особенности работы с ней.
Перед тем как пролагаться на искусственный интеллект и поручать ему важные задания при выполнении курсовой работы, важно осознать и принять тему, проблему и обозначить собственную траекторию по ее раскрытию. Индивидуальную работу, переосмысление и видение никто не отменял. Данные качества не свойственно роботизированным системам, которые работают по одной стандартной схеме, алгоритму и не способны логически рассуждать.
При формировании исследования обязательно подчеркивайте гипотезу или авторскую позицию и тщательно аргументируйте выводы. Нейросеть предоставит лишь общие данные, базу для исследования, но реализовать его полностью не сможет. Поэтому будьте готовы подчеркнуть самостоятельность и оригинальность в работе с информацией.
Обязательно тщательно перепроверяйте информацию при написании курсовой работы. ChatGPT не делает этого. Он лишь предлагает обзору автора наиболее подходящие варианты, аргументы и факты, тенденции по теме. Качество и эффективность результатов напрямую зависит от качества задействованной информации. Поэтому полагайтесь только на достоверное и надежное. Получить такую базу можно только при самостоятельной проверке фактов, фактчекинга и анализа данных.
Совмещайте самостоятельную работу над курсовым проектом с рекомендациями и возможностями ChatGPT. При таком тандеме успех на защите гарантирован.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
до чего дошел прогресс?! Спасибо, что отметили новшество и такую возможность. Особо порадовало, что акцентировали внимание на необходимости самостоятельной работы студента, то есть изучать тему, работать с текстом ему все же придется, знания не останутся в стороне. В целом, чат-бот – разработка хорошая, она поможет сократить время на подготовку проекта, не лишив при этом автора «хлеба», новых знаний и пр.
Добрый день, Rozalina! Мы рады, что статья оказалась для вас полезной. Как и отмечено в статье полагаться на виртуальные программы и приложения с искусственным интеллектом следует грамотно и осторожностью. При использовании ChatGPT в рамках написания курсовой работы важно полагаться на привычную схему.
Ого! А так можно было? А вы используете такие технологии?
Добрый день, Lida Karpovich! Способ поиска информации по заявленной теме каждый исполнитель выбирает самостоятельно. Наши авторы выполняют проекты с высокой оригинальностью текста, предоставляя гарантии качества.
натыкалась на статью, но не читала. Думала справлюсь сама. Нашла нейросеть, задала запрос, получила ответ и просто его скопировала. Но курсовую не приняли. Правильно автор пишет: перечитывайте, редактируйте, дополняйте. Текст получается не всегда связный и не всегда четко по теме. ИИ – все такие техническое достижение. Не все может охватить с точки зрения разума, человека.