Как написать научно-квалификационную работу аспиранта за один день

Научно-квалификационная работа аспиранта или диссертация — это итоговый труд, который выступает логическим завершением процесса обучения на программах последипломного образования. Как показывает практика, до финала, то есть защиты диссертационного исследования доходит не более половины всех аспирантов. А по некоторым особо сложным специальностям речь идет не более, чем о 40-45%.

Как написать научно-квалификационную работу аспиранта за один день

Научно-квалификационная работа аспиранта или диссертация — это итоговый труд, который выступает логическим завершением процесса обучения на программах последипломного образования. Как показывает практика, до финала, то есть защиты диссертационного исследования доходит не более половины всех аспирантов. А по некоторым особо сложным специальностям речь идет не более, чем о 40-45%.

В чем причина — сказать сложно. Если верить статистике, многие аспиранты даже не доходят до защиты, потому процент провалов непосредственно во время презентации довольно мал. Основные причины, которые называют специалисты, это нежелание тратить время, а также конфликты с научным руководителем, коррупция и прочие множественные факторы.

Еще одна весомая причина — это банальная нехватка времени на подготовку кандидатской диссертации, которая выступает базой для подтверждения высокой квалификации и способностей к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Нехватка времени, недостаток умений по анализу, обработке, отбору информации играют негативную роль. Однако работу по подготовке диссертации можно оптимизировать, если знать, как правильно действовать.

Можно ли вообще написать диссертацию за день?
Можно ли вообще написать диссертацию за день?

Диссертационное исследование представляет собой один из сложнейших форматов научной работы. Чтобы ответить на вопрос, достаточно подумать. Так ли просто написать за день курсовую работу, диплом? Даже научную статью. Ответ во всех трех случаях будет отрицательным. Возникает сразу несколько проблем.

Во-первых, научно-исследовательская квалификационная работа аспиранта предполагает проработку гигантского объема информации. Это и статьи, и другие диссертации, и монографии, и авторефераты. Весь тот массив данных, которые могут предложить те или иные отрасли науки. За день их не проработать.

Во-вторых, у диссертации имеется довольно четкий механизм проработки и защиты. Условно алгоритм подготовки квалификационной работы аспиранта можно представить таким планом:

Это серьезный пласт работ, прием на каждом этапе. Не зря на написание работы и ее защиту аспиранту дается несколько лет. За день такой массив деятельности просто не осилить. Кроме того, никто этого и не позволит. И тут речь идет уже о третьей причине.

Научно-квалификационная работа проверяется частями. На каждом этапе аспирант отчитывается о ходе работ перед своим научным руководителем. Поэтому, как правило, текст сдают частями, внося правки в каждую крупную структурную часть. Например, главу.

Таким образом, ответить на вопрос можно отрицательно. За день подготовить научно-квалификационную работу просто невозможно. Даже если речь идет только о тексте. Объем слишком велик, да и формальных препятствий хватает.

Рекомендуется отвести на диссертацию как минимум год. В крайних случаях можно ограничиться меньшими сроками. Но при условии действительно качественной теоретической подготовки и досконального знания темы. Вместо того, чтобы рисковать и пытаться писать в авральном режиме, лучше сосредоточиться на вопросе, как сократить время подготовки кандидатской диссертации. Это куда более реалистичная возможность.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы создания научно-квалификационной работы аспиранта

О стадиях проработки научно-квалификационной работы было сказано выше. Что же касается конкретных этапов, они имеют собственную специфику. Ее нужно хорошо знать и понимать, чтобы не терять драгоценное время для решения в общем-то стандартных вопросов.

Поиск научного руководителя

Научный руководитель — одно из ключевых звеньев успешной подготовки и защиты научно-квалификационной работы. Он может как существенно ускорить все процессы, так и сделать так, что аспирант не защитится. Возможно, что не со злого умысла, а по собственному безразличию или безответственности.

Поиск научного руководителя
Поиск научного руководителя

Поэтому планировать время на защиту нужно еще с момента выбора научного руководителя. При определении человека, который мог бы помочь с проработкой темы, интересующей области, следует ориентироваться на несколько аспектов:

  • Количество и степень проработанности научных трудов потенциального руководителя. Он должен быть признанным специалистом своей отрасли и конкретного направления. Это показывает его компетентность.
  • Плодотворность. Количество работ, сколько статей и где публикует в год, ведет ли исследования.
  • Авторитетность. Часто ли коллеги ссылаются на его работы. Проверить это несложно по обычным библиографическим, наукометрическим системам.
  • Эффективность руководительской деятельности. Неофициально очень просто получить информацию по количеству диссертантов, соотношению поступивших и выпустившихся после защиты.
  • Лояльность, готовность помогать, личностные качества. Это играет огромную роль. Ученый может быть гением. Но если ему нет дела до соискателей, с ним далеко не уехать.

Также обязательно следует ориентироваться на отношения преподавателя с диссертационным советом, кафедрой университета. Если имеется конфликт, гарантированно будут проблемы. После тщательного анализа можно принимать решение, договариваться с преподавателем. О возможности отказа также следует помнить. Чаще всего подобное происходит из-за банальной занятости потенциального научного руководителя.

Разработка темы

Проработка темы — еще один ключевой момент. Для начала следует определиться с интересующей сферой научной деятельности. Затем выбрать конкретное направление. И уже в его рамках выбрать действительно интересную нишу, взяться за тему.

Разработка темы
Разработка темы

Самостоятельно сформулировать тему может быть сложно. А даже если и возможно, нет гарантий, что она будет достаточно широкой, но не слишком пространной. И одновременно не слишком узкой. Так, что просто не хватит источников из-за очень малого размера.

Также тема должна быть актуальной. Не имея полного представления о проблеме, самостоятельно сформулировать тему будет нереально. Поэтому имеет смысл обратиться с этим моментом к своему научному руководителю. Он как человек, имеющий большой опыт в предметной области, которую выбрал аспирант, поможет проще, быстрее и куда более однозначно сформулировать проблематику.

Разработка темы собственными силами может показаться соблазнительным вариантом. Но это не так. На самом деле такая экономия может обернуться серьезными проблемами. В первую очередь потому, что потом выяснится, что работа не клеится. Придется начинать чуть ли не сначала. Или, по меньшей мере, серьезно перерабатывать огромные куски своего диссертационного исследования. А значит, придется тратить очень много лишнего времени. Недели, если не месяцы на анализ материала, самостоятельную аналитику и прочее.

Тему нужно формулировать только со своим научным руководителем. Не собственными силами.

Создание плана

План подготовки диссертационного исследования — это формальная структура, по которой предстоит работать. Как правило, план включает в себя несколько элементов, которые присутствуют во всех работах без исключения.

  • Введение. С точки зрения структуры имеет примерно одинаковое внутреннее строение. Представляет собой начальные сведения с отражением актуальности проблемы, новизны подходов, актуальности самой работы, постановки вопросов для рассмотрения (тезисно).
  • Основная часть. Собственно тело научно-квалификационной работы. То, ради чего затевается диссертация. Может отличаться по структуре. Но именно тут аспирант обосновывает свои тезисы, доказывает точку зрения, опираясь на результаты исследований, экспериментов и т.д. Использует весь доступный научный инструментарий.
  • Заключение. Представляет собой выводы, которые аспирант делает по теме. А также предлагает варианты дальнейшей разработки проблемы, перспективы исследований по тематике.

Основная часть может сильно отличаться по структуре. Но, как правило, есть стандарт. Согласно рекомендациям, научно-квалификационная работа аспиранта должна включать в себя около 3 глав. Если речь о технических тематиках, большую роль отводят расчетной, практической части.

Подготовку плана также лучше проводиться вместе со своим научным руководителем. Составить несколько вариантов и согласовать тот, который покажется оптимальным в конкретной исследовательской ситуации.

Сбор данных

Сбор массива данных, информации — это базовая форма работы научного специалиста вообще. Большую часть времени ученому приходится иметь дело с сырыми данными, огромными массивами информации, которые толком и не структурированы.

Сбор данных
Сбор данных

Речь идет о сборе данных, которые пригодятся при подготовке собственной работы. Хотя на этой стадии принято брать все, что мало-мальски напрямую относится к тематике. Также примечая те материалы, которые имеют к основной теме научно-квалификационной работы косвенное отношение, в рамках смежной тематики.

Сбор данных не равен анализу. Аналитику следует оставить на другое время. Поскольку на этом этапе основная задача — именно собрать необходимые сведения. При проведении поиска необходимо ориентироваться на все виды научных работ. Будь то:

  • Диссертации: докторские или кандидатские.
  • Авторефераты диссертаций.
  • Статьи в авторитетных изданиях.
  • Интервью, опубликованные в изданиях.
  • Монографии. Как правило, их готовят на базе диссертаций. Неплохо бы посмотреть еще и первоисточник.

При сборе данных главное добиться исчерпания всего доступного. То есть добиться такой полноты информации, которая могла бы закрыть вопросы по всей теме. Причем брать нужно только авторитетных, цитируемых ученых, которые обладают достаточной репутацией. Как и их научные исследования по теме.

Сбор данных — это подготовительная работа. Но она играет огромную роль в дальнейшем. Поскольку если взять неправильные источники, начать с ними знакомиться, сформируется неверное понимание всей ситуации и положения вещей. Неправильную картину исправить может быть непросто. Имеет смысл согласовать авторов со своим научным руководителем. Или, как минимум, побеседовать об основных авторах, «столпах» той или иной сферы научного знания.

Анализ данных

Анализ — это следующий важный этап подготовительных работ перед написанием научно-квалификационного труда. На этой стадии предстоит непосредственно анализировать источники, изучать то, чтобы было собрано на предыдущей стадии. Это не менее сложная работа, которая требует долгой и кропотливой классификации источников.

Подготовка текста работы
Подготовка текста работы

С точки зрения практики, анализ данных выглядит так:

  • Сбор наиболее авторитетных сведений в одну группу. Ученых с мировым именем, которые считаются бесспорными лидерами в своей предметной области. Их исследования играют центральную роль, поскольку гарантированно отличаются высоким качеством и техники, и содержания.
  • Сбор менее авторитетной информации. Авторов, которые признаны специалистами в выбранной области, но все же не дотягивают до категории, представленной выше. Их исследования игнорировать не стоит. С большой вероятностью можно найти много полезных данных. Даже таких, которых в действительно квалифицированных работах столпов науки может и не быть. Поэтому по степени важности эти две категории равны.
  • В третью категорию стоит включать диссертации, авторефераты, кандидатские работы и докторские труды малоизвестных авторов. Которые, тем не менее, прошли защиту, опубликованы в авторитетных журналах в виде статей и пр. Пренебрегать этими сведениями также не стоит. Важно анализировать все, что достойно хоть какого-то внимания. Обращая при этом внимание, где опубликована работа, имеет ли она реальный научный смысл и ценность.
  • Наконец, в четвертую условную папку нужно отправлять все работы, имеющие косвенное отношение. Смежные. Они могут оказаться полезными позже.

В таком формате нужно проработать весь пласт информации. Параллельно читая сведения, добывая информацию и создавая крепкую теоретическую базу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Подготовка текста работы

После подготовительного этапа остается лишь написать собственный труд. Это не менее упорная и сложная работа. Особенно, если учесть, что на подготовку диссертационного текста уходит чуть ли не 40% от всего времени обучения в аспирантуре. Не считая формулирования темы, изучения теоретических материалов анализа собранной информационной базы.

При подготовке текста научно-квалификационной работы имеет смысл тщательной изучить все собранное. После чего следовать плану. Введение обычно пишут ближе к концу, акцентируют внимание на первых главах. Большую роль играет формальная сторона вопроса. Организацонные моменты взаимодействия со своим руководителем.

Не стоит забывать о своем научном руководителе. Он выступает важным проводником, которые помогает не сбиться с пути. Задача не в том, чтобы согласовать с ним каждый чих. Но основные вехи обязательно следует обсуждать. Например, несколько готовых параграфов или целую главу следует представить ему на суд. Это будет проще, чем делать шаги, ошибаться, и переписывать огромный пласт, когда выяснится, что есть недочеты, а то и фатальные ошибки. Это сэкономит много времени, сил и нервов.

Оформление

Как ни странно, оформление тоже требует определенного времени, навыков. Оформление работы проводится в соответствии с ГОСТами. Найти краткие рекомендации по этой части работы можно найти в специализированных методичках, которые распространяются среди аспирантов или мирно лежат на кафедре, в библиотеке.

Как это ни обидно, неправильно оформленная работа, труд, имеющий недочеты, допущен до защиты не будет. Это вопрос не столько важности, сколько требований к дисциплине аспирантов.

Оформленную диссертацию можно представить на суд своего руководителя, кафедры, а затем и специального совета.

Защита

Защита — это финальный этап, до которого доходят далеко не все аспиранты и соискатели степени кандидата. Научно-квалификационную работу предстоит показать с лучших сторон. Защита проводится в формате презентации. После краткой презентации члены диссертационного совета задают вопросы.

Основные сложности касаются не самого процесса, а получения допуска к защите. Не важно, готова ли диссертация. Даже если это гениальный труд, без допуска шансов пробиться для презентации нет. И тут возможны свои сложности: от конфликтов с научным руководителем до коррупции, прочих проблем. Поэтому время на решение нетривиальных вопросов нужно закладывать заранее. Хотя бы 1-3 месяца в запасе иметь необходимо.

Зная базовые этапы подготовки научно-квалификационной работы, можно переходить к вопросам оптимизации.

Какие ошибки серьезно замедляют подготовку работы

Ошибок, оплошностей, которые замедляют написание диссертации, довольно много:

  • Первая касается выбора научного руководителя. Он может быть не заинтересован в работе с аспирантом. И это не обязательно что-то личное. Вполне может быть, что человек сам по себе такой безотвтетсвенный. Даже ученые не могут считаться как один людьми честными и порядочными, ратующими за идею и развитие новых кадров себе на смену. Это вовсе не так.
  • Слишком широкая или, напротив, узкая тема. Как результат — информации оказывается очень много. Или так мало, что едва хватает на статью. Придется расширять или сужать тему. Начинать с нуля. Это частая ошибка слишком уверенных в себе ученых.
  • Недостаточно проработанный план. Не такая фатальная ошибка. Но может потребовать дополнительной работы в будущем. Уже после окончания большей части дела.
  • Неправильные источники. Слишком общий, недостаточно авторитетные и достоверные. Обилие смежных тем, не имеющих отношения к непосредственной тематике. Список можно продолжать и далее.
  • Недостаточная аналитика.
  • Проблемы с текстом. Слишком много воды, пространных размышлений, недостаточная аргументация и т.д. Все это может вылиться в катастрофический провал.
  • Неграмотное оформление материала. Ошибки и недочеты. Но поправить их сравнительно просто и быстро.
  • Конфликты с научным руководителем, незнание формальной процедуры может закончиться тем, что на защиту аспиранта просто не пустят. Все труды окажутся напрасными.

И это далеко не все возможные ошибки и недочеты.

О способах ускорить написание научно-квалификационной работы

Чтобы ускорить подготовку научно-квалификационного труда, аспиранту нужно отталкиваться от пунктов выше, ошибок. Рекомендации будут такими:

  • Выбирать научного руководителя правильно. Ученого и вместе с тем хорошего педагога и наставника. Не лишним будет навести справки о потенциальном кандидате в сети. А также получить информацию, что называется, из первых рук. От аспирантов, готовых кандидатов, на форумах, в группах в социальных сетях. Информации почти всегда достаточно.
  • Формулировать тему исключительно под контролем научного руководителя. Чтобы не возникало ненужных неприятностей.
  • То же самое касается и плана разработки выбранной тематики.
  • Внимательное отношение к источникам. Искать их лучше всего с помощью наукометрических систем, сопоставляя с другими источниками информации. Это позволит добиться наилучшего подхода к выбору материалов.
  • Полноценная аналитика и демонстрация готовых авторов научному руководителю.
  • Поэтапная проработка диссертации. Каждую главу, а то и меньшие части научно-квалификационной работы нужно показывать руководителю.
  • Правильный порядок написания диссертации. Заключение и введение лучше оставить на финал.
  • То же самое касается и полноценного оформления, чтобы ничего не сбивало с мысли.
  • Не стоит конфликтовать со своим научным руководителем. Но и идти на поводу у него не стоит. Некоторые особенно интересные личности пытаются использовать аспирантов как бесплатную рабочую силу. Причем не только в научной работе, но и в более приземленных вещах. Допускать этого не стоит. В случае чего следует переходить к другому руководителю без опасений.

И это не считая общих рекомендаций, вроде четкого планирования своего дня, составления грамотного графика и т.д. Это сами собой разумеющиеся вещи.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Как написать научно-квалификационную работу аспиранта за один день”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *