При выполнении любого научного исследования авторам необходимо выдвинуть свою идею. Чаще всего это происходит в виде некой теории или гипотезы, которая на протяжении всего проекта подлежит раскрытию и в конце концов она находит свое обоснование или опровержение.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки, функции опровержения гипотез и теорий
Для начала давайте разберёмся, что есть что: обоснование и опровержение. Под обоснованием предположения или идеи автора понимают ее подтверждение и доказательство ее корректности, верности и возможности применения в дальнейшем (как в отрасли, так и новых исследованиях). То есть данный процесс носит положительный и одобрительный характер.
Обоснование |
Опровержение |
Одобрение и применение идеи | Критика и отклонение идеи |
Наличие качественной информационной и доказательной базы исследования по теме, проблеме, идее |
|
Подтверждение корректности, надежности, достоверности предложения автора | Подвержение сомнениям, получение нежелательного или негативного опыта и результата, противоречащего цели проекта |
Получение конкретного результата и вывода относительно качества теории, гипотезы, результатов: принятие или отклонение гипотезы, теории и пр. |
Под опровержением гипотезы или научной теории понимают обратный процесс. Он представляет собой отрицание эффективности выдвинутой инициативы со стороны исследователя, подвержение ее сомнениям относительно надежности, достоверности, качества и возможности использования в науке и/или практике. То есть визуально данная процедура предстает в виде конструктивной и тщательно аргументированной критики выдвинутого предположения или предложения. В ней отмечается отрицательный или отклоняющий характер, подчеркивающий непринятие и отказ от развития и использования соответствующей гипотезы или концепции.
К явным признакам опровержения научных теорий и разработок можно отнести следующие характеристики:
- Явное противостояние авторской позиции, предложениям;
- Подвержение сомнениям идеи исследователя при наличии определенных аргументов;
- Несоответствие ожиданий и результатов исследования, несовпадение изначально поставленной цели НИР с полученными результатами (обратный эффект);
- Несоответствие доказательной базы полученным результатам или подготовленным выводам, некорректность употребления аргументов и фактов, некорректная подача итогов НИР и выводов;
- Несовпадение с классическими и ключевыми научными законами, аксиомами, нормами и пр.;
- Невозможность подобрать качественное и безукоризненное обоснование и подтверждение достоверности выдвинутого предположения;
- И т.п.
Фактически, опровержение гипотезы – это отклонение или обоснованное отрицание авторской идеи и позиции.
Опровержение научных гипотез и теорий происходит не просто так. Данная процедура выполняет немало полезных функций. Во-первых, этот процесс носит информативный характер и помогает тщательно разобраться во всех научных устоях, правилах и пр. Только тщательная переработка первоисточников и разборчивость автора поможет собрать конкретные факты «за» и «против» заявленного предположения.
Во-вторых, критика и отклонение научной теории или авторского предложения основан на сравнительной функции. Невозможно отвергнуть предложение без сравнения с определенными регламентами, различными мнениями, результатами до и после проверки и пр.
В-третьих, рассматриваемая нами парадигма выполняет результативную задачу. То есть посредством опровержения автор показывает несостоятельность изначально заданной цели и полученных результатов. Эта процедура приводит к конкретным результатам, подчеркивающим невозможность или неэффективность использования заявленного предложения.
В-четвертых, опровержение выполняет аргументационную миссию. Критика и отклонение выдвинутого предположения требует сбора соответствующей доказательной базы, которая подчеркнет недостатки и противоречия, несоответствие научному аппарату и пр.
В-пятых, отклонение теории или авторской задумки стимулирует исследователей для дальнейшего развития темы и разработки новых вариантов решения проблемы. В этом проявляется мотивирующая и стимулирующая функция.
В-шестых, опровержение научных концепций и правил не стоит воспринимать как специфический инструмент. Такой подход выполняет функцию повышения качества современных исследований и укрепление репутации автора, провоцируя применение творческого и креативного подхода в рамках исследования заявленной темы.
Важно отметить, что целью опровержения теорий и гипотез является получить объективное и аргументированное понимание темы, проблемы и поиск ее рационального и эффективного решения.
Когда и зачем опровергают научные теории или гипотезы?
Согласитесь, что студенты при выполнении курсовых и дипломных работ чаще всего обосновывают, то есть подтверждают эффективность собственных соображений и решений. Считается, что именно положительный исход подчёркивает профессионализм новоиспеченных специалистов. Но при проведении более серьезных исследований может возникнуть необходимость опровержения существующих правил, идей, мнений. Притом такой ход также будет вполне обоснованным и объективным. Но в каких же случаях стоит прибегать к отрицанию выдвинутых или действующих гипотез и теорий?
Вариант 1. Наличие новых или свежих материалов, фактов, подчеркивающих сомнительность выдвинутого предположения. В данном случае автор понимает, что не в силах собрать качественную доказательную базу в пользу собственной позиции и мнения, тогда он решает применить собранные сведения в противоположном ракурсе. То есть опровержение служит способом получения достоверного и объективного конечного результата по теме исследования.
Вариант 2. Проверка прочности и эффективности существующих подходов, методов и пр. Автор в ходе исследования изучает конкретный набор мнений, инструментов в отношении заявленной проблематики. В ходе оценки их эффективности он приходит к необходимости их критики, выделению недостатков и пр.
Вариант 3. Опровержение как способ защиты науки от псевдонаучных утверждений. В данном случае автор прибегает к конструктивной и аргументированной критике, чтобы показать определенные ошибки, изъяны, погрешности, способные привести в перспективе к более высоким рискам и нарушениям, негативным последствиям.
Вариант 4. Отклонение гипотезы или научной теории может стать следствием научного исследования. В данном случае автор спонтанно или непреднамеренно пришел к соответствующим выводам, располагая соответствующими фактами и данными. То есть такой ход может быть случайным явлением при невозможности обосновать или подтвердить конкретную точку зрения. Предположение и пр.
Таким образом, опровержение научных теорий и предположений, разработок может быть как целенаправленным, так и спонтанным процессом, который приводит эксперта к конкретному результату, подчеркивающему недостатки, пробелы и риски то использования соответствующих предложений и концепций.
Чаще всего опровержение гипотез и теорий используется в научной среде при обновлении методологических подходов и инструментария для решения проблемы по теме, а также с целью подготовки инновационного подхода. Данная парадигма свойственна исследователям при выполнении научных статей, диссертаций и монографий, научных докладов и пр. Но и для студентов подобного рода подход не чужд: умение признавать поражение – также достойное профессиональное качество, служащее толчком для новых исследований.
Правила опровержения научных теорий и гипотез
Опровергнуть предположение или мнение, правило – занятие непростое. В данном случае очень важно придерживаться нескольких существенных принципов.
- Обоснованность. Данное правило предполагает, что автор будет оперировать проверенными фактами и результатами, которые подчеркнуть несостоятельность или неэффективность гипотезы или концепции.
- Аналитическая основа. Опровергнуть предположение или мнение, правило невозможно без проведения анализа ситуации. Поэтому автору важно сравнить, оценить, сопоставить полученные им результаты с соответствующими парадигмами, нормами, законами и результатами.
- Критический подход. Опровержение – это не просто отказ от определенных положений и разработок. Данная процедура требует всестороннего изучения и выстраивания конкретного давления с акцентом на нестыковки, сомнения, противоречия, несовпадение с целью и пр.
- Объективность и достоверность. Выстраиваемая логика и позиция автора должна основываться на качественной информации и доказательствах. Исследователь должен быт заинтересован в справедливом вердикте.
- Соблюдение норм авторской этики. Опровержение – немыслимо без поддержки единомышленников, наличия конкретных фактов и пр. Притом полагаться на такие сведения важно правильно и легально. Копирование чужих мнений и идей, хищение интеллектуальной собственности негативно скажется на репутации исследователя и его работе, спровоцируя проблемы с плагиатом.
- Проверяемость или фактчекинг. Все умозаключения и утверждения автора относительно несостоятельности или неэффективности идеи, теорий, должны быть описаны на доступном и понятном языке, а также быть реалистичными и воспроизводимыми для перепроверки. Отсутствие возможности убедиться, что проделанная работа, мероприятия и полученные выводы корректны и точны снижает качество противостояния.
Проанализировав вышеописанные принципы, можно отметить, что опровержение гипотезы – специфическая процедура. Чтобы она приносила достойный и качественный результат, важно не просо анализировать данные, но и стремиться к уважению в авторской среде, объективному восприятию и корректному описанию выявленных тенденций и фактов, обеспечению проверяемости всех утверждений.
Порядок опровержения гипотезы или научной теории
Опровержение научного подхода, метода или выдвинутой автором проекта гипотезы – процесс планомерный. То есть здесь будет наблюдаться четкая последовательность и логика действий, а также связность всех полученных результатов, фактов и выводов. Чтобы критика и отклонение или непринятие теории или идеи исследователя была обоснованной и грамотной, важно придерживаться следующего порядка действий.
Первый шаг – литературный обзор темы и внимательное изучение проверяемой теории или гипотезы. В рамках этой стадии исследователю предстоит разобраться в избранном направлении, определить базовые принципы и каноны, нормы, регулирующие основные аспекты, а затем понять: какую из концепций он намерен проверить или какое решение предлагает использовать. По результатам начального этапа автор получит общие представления по заявленной теме и проблеме, а также сможет выделить и выдвинуть собственное мнение и гипотезу, определить основные аспекты научно-исследовательской деятельности.
Второй шаг – разбор и тщательный анализ данных, затрагивающих целевой аспект: идею или теорию. Здесь автору предстоит выделить ее достоинства и недостатки, определить степень эффективности в реальных условиях, отметить возможности применения, собрать доказательную базу «за» и «против» выдвинутой им гипотезы. По результатам второго этапа опровержения автор сможет подобрать доказательную базу для критики, аргументированного отказа.
Третий шаг – выделение и обоснование уязвимых и сомнительных мест в отношении центрального звена проекта: рассматриваемой парадигмы, закона, концепции и или авторской гипотезы. Такой ход подчеркнет слабые места, препятствующие использованию соответствующего подхода, и выделит соответствующие риски, угрозы, изъяны. То есть здесь происходит сужение хода исследование и акцентирование внимание на объекте и цели, результатах исследования.
Четвертый шаг – результативный. Он предполагает выдвижение конкретного мнения и позиции автора относительно состоятельности и возможностей применения выдвинутой гипотезы. Здесь же важно наметить перспективы развития темы и представить альтернативные варианты для уточнения, перепроверки и пр.
Процедура опровержения теории или идеи автора будет подробно расписана в составе проекта. В данном случае литературный обзор темы ляжет в основу теоретической главы, а непосредственная критика, оценка и выводы об отказе от соответствующей парадигмы – станет фундаментом практической главы. Но в любом случае потребуется провести тщательно аргументированный анализ ситуации с опорой на проверенные и качественные первоисточники.
Способы опровержения гипотезы или теории
Отказаться от той или иной идеи в научном исследовании непросто. Чтобы показать несостоятельность или низкую эффективность тех или иных инструментов, подходов и теорий, предположений и результатов автора, придется хорошенько потрудиться. Сам по себе процесс опровержения может быть основан на одним или нескольких приемах, которые мы раскроем ниже.
То есть техника обоснования может быть монотонной и полигамной. В первом случае исследователь полагается на один конкретный прием или подход, а во втором – пользуется целым комплексом различных способов.
Первый вариант предполагает применение интересующего подхода, инструмента в современных условиях. То есть он будет основываться на проведении дополнительных исследований, ориентированных на оценку состоятельности и эффективности существующих законов, методов и пр. Если результаты свежих НИР подчеркивают определенные изъяны, вызывают ряд вопросов и противоречия, то это служит поводом и доказательством для отказа от соответствующего подхода и подчеркивает необходимость его оптимизации, обновления или пересмотра.
Второй вариант – сравнительный анализ. Он предполагает сравнение собственных результатов и выводов с аналогичными аспектами из работ других исследователей. В этом случае нужно учесть совпадения и отличия в исследованиях и результатах, объективно оценить их с научной и практической точек зрения. Если по результатам такого способа появляется «зерно сомнения», то можно сделать на нем акцент при опровержении идеи или подхода.
Третий вариант – критический подход. В данном случае автор проекта изначально нацелен на отклонение конкретной теории и подвержение ее сомнениям, негативной оценке. В данном случае важно сделать акцент на недостатках и изъянах, низкой эффективности, неучтенных ранее факторах при использовании соответствующего подхода или инструмента, соотнести с современными и актуальными концепциями. От есть само по себе исследование изначально принимает позицию отрицания на базе располагаемых доказательств.
Четвертый вариант – дискуссионный. В данном случае опровержение будет основано на таких приемах, как мозговой штурм, полемика, диалог со специалистами по теме проекта. То есть при таком раскладе автор учитывает различные позиции и мнения и делает акцент на спорных моментах, причинах дискуссии, выдвигаемых фактах и позициях.
Пятый вариант – метод «от противного». Он предполагает, что собранная автором проекта доказательная и информационная база не способна обосновать выдвинутую им концепцию или предположение. В этом случае для скорейшего завершения исследования и подготовки проекта у к защите он может сменить ракурс научного погружения. Цель может остаться прежней (но в общем значении: например, проверить состоятельность теории…). Но результаты исследования будут указывать именно на слабые места и подчеркивать несостоятельность предложения. То есть при таком подходе изменится лишь тон и ракурс исследования.
Выбирая технику опровержения и соответствующий ей способ или комбинацию, важно учитывать тематические и предметно-научные особенности проекта, качество информации и аргументов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по грамотному опровержению теории или гипотезы
Чтобы качественно и грамотно сформировать линию опровержения теории или гипотезы, автору придется тщательно подготовиться и учесть ряд рекомендаций от опытных исполнителей и исследователей.
Совет 1. Для начала внимательно и всесторонне изучите тему и проблему исследования, чтобы понимать6 какие приемы и теории действуют сейчас и действовали ранее, в чем их особенности, как можно определить степень их эффективности и пр. Проведите глубокий литературный и сравнительный разбор ситуации, разберитесь во всех мелочах. При изучении первоисточников станет ясно: какие недостатки присутствуют, чем они вызваны и как их можно устранить.
Совет 2. Используйте только качественные первоисточники и надежную, достоверную доказательную базу. Полагайтесь на классические принципы фактологии. Откажитесь от применения сомнительной литературы.
Совет 3. Проведите самостоятельное научное исследование и оцените степень эффективности центральной теории или идеи. Полученные результаты уместно соотнести с результатами аналогичных исследований других авторов, статистическим данными. То есть важно взглянуть на ситуацию со всех ракурсов и объективно оценить положение дел.
Совет 4. Сравнение и сопоставление – залог опровержения. С помощью соотнесения текущих результатов с доказательствами проще показать нерациональность или неэффективность соответствующих положений и инструментов, разработок. Без анализа данных в этом деле невозможно сдвинуться с мертвой точки.
Совет 5. Грамотное описание полученных результатов и выводов. Автору проекта предстоит не просто заявить «нет» или отказаться от той или иной концепции, но и обосновать свой выбор или решение. Поэтому придется предоставить развернутый литературный обзор и емкое, связное описание собственного научного исследования с четкой интерпретацией и обоснованием полученных результатов, оценкой перспектив. Писать текст придется четко, однозначно, аргументированно.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!