С написанием эссе сталкиваются практически все учащиеся независимо от уровня постигаемого образования: начиная от школьников, абитуриентов и заканчивая студентами, аспирантами. Чаще всего тематические рамки у них строго очерчены учебной программой или направлением проводимого научного исследования. Но бывают ситуации, когда индивиду предоставляют некую «свободу слова и мысли», поручая написать «свободное эссе».
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности свободного эссе
Чаще всего задание «напишите эссе на свободные темы» слышат школьники и студенты в рамках гуманитарных дисциплин, где приветствуется анализ и философствование. Высока вероятность столкнуться с таким требованием у учащихся лингвистических специальностей и абитуриентов.
Вольное (оно же свободное) эссе представляет собой изложение-рассуждение на определенную тему или по конкретному вопросу, выбираемому автором лично на фоне индивидуальных факторов: мировоззрения, подготовки, интересов и пр.
Писать эссе на свободную тему – просто только на первый взгляд. Данный процесс отличается от выполнения научных статей, курсовых и дипломных работ. На самом деле он обладает рядом специфических черт. Среди особенностей этого типа письменных работ можно выделить:
- Отсутствие строгого контроля над объемом текста;
- Выбор темы или проблемы, в отношении которой будет разворачиваться философствование, производится лично автором, исходя из специфики задания и пр.;
- Стиль написания свободный, но при четком соблюдении общих лингвистических правил;
- Отсутствие строго шаблона для написания изложения;
- Обязательно отражение и обоснование авторской точки зрения;
- Отсутствие необходимости проводить анализ литературы и научных работ, материалов;
- Идея (тезис) эссе должна быть яркой и сильной, привлекать внимание к актуальной проблематике;
- Формальные требования к качеству, раскрытию темы могут быть размытыми.
То есть данный вид письма основывается преимущественно на кругозоре автора, его восприятии темы или вопроса и его отношении к ней. Основной прием, на базе которого происходит написание такого изложения – анализ, размышление, обоснование и обобщение.
Писать свободное эссе – значит не просто размышлять, но и разбираться в выбранном направлении. То есть в этом случае никто не отменяет базовую подготовку и изучение информации, подготовку к отстаиванию собственного тезиса и мнения, его качественного обоснования.
Рассматриваемый формат представляет собой творческую работу учащегося, в рамках которой он демонстрирует свою точку зрения, умение ее грамотно освещать и тщательно обосновывать.
Правила подготовки эссе на вольную тему
Чтобы материал получился достойным внимания и высокой оценки, важно учитывать ряд общих правил.
Во-первых, важно учитывать тематические рамки. Автору предстоит быть приверженцем конкретного вопроса или нюанса, который его волнует или интересен для него. Важно установить четкие параметры (ширина и глубина) «философского исследования», чтобы ход его раскрытия был целенаправленным, завершенным.
Во-вторых, важно разбираться в избранной тематике. То есть без подготовительной работы автору все же не обойтись. Как минимум следует исследовать предметную область, располагать парой весомых аргументов юля обоснования заявленной позиции или полученного вывода. То есть, чтобы рассуждать, нужно понять суть и особенности проблемы, причины ее появления и пр.
В-третьих, писать свободное эссе нужно на доступном языке, полагаясь на простые слова, обороты и конструкции. Не стоит включать в его состав молодежный сленг или англоязычные категории. Чем проще идеи повествование, тем лучше.
В-четвертых, без принципа обоснования выполнение поставленной миссии немыслимо. Автор должен не просто философствовать, но и доказывать свою позицию. Без этого эссе превращается в банальный обзор или реферат.
В-пятых, важно писать грамотно, учитывая базовые правила русского языка. Согласитесь, что чтение текста с ошибками вызывает порой брюзгливость, пренебрежение выдвигаемой идеей. Притом даже банальные описки и ошибки в тексте способны изменить смысл предложения и исказить логику исследования-повествования, сместить акцент или вовсе запутать читателя. Притом данный формат всегда подвергается не только содержательной оценке, но и качественной (лингвистической).
Не менее важным правилом написания эффектного эссе на свободную тему является структурирование материала. Именно четкая структура позволяет построить логичный и связный текст, который приводит читателя к конкретным выводам и позиции. Важно разбивать материал на смысловые блоки и умело их связывать между собой, воссоздавая общую картину и поэтапное представление темы. Автор собирает по крупицам основные моменты, емко очерчивая яркие тенденции и увязывая их с собственной позицией.
Седьмым принципом вольного эссе выступает эмоциональность и красочность. Он предполагает, что автор может создавать определенное «настроение», пользоваться различными интонациями при освещении выбранного вопроса, чтобы выделить его в общей массе или избранной плоскости, подчеркнуть его характер, отношение к нему. Далеко не в каждом проекте допустим такой подход.
Использование указанных канонов поможет автору подготовить качественное свободное эссе, которое поможет ему грамотно выразить свою точку зрения и показать владение материалом и темой, кругозор и эрудицию, творческий подход к заданию.
Структура эссе на вольную тему
Несмотря на то, что эссе на свободную тему пишется исключительно по усмотрению автора согласно его восприятию темы, проблемы, вопроса, оно все же будет иметь традиционную структуру повествования.
Структура |
Ключевой вопрос |
Ответ-результат, основные моменты |
Вводная часть | О чем писать и почему? | Формулировка темы и ее обоснование, выделение тезиса |
Основная часть | Какой позиции придерживается автор? | Описание идеи, выдвижение аргументов, конкретизация авторской позиции |
Заключение | Какие результаты получил автор? К каким выводам пришел? | Подтверждение или опровержение тезиса, обобщение, конкретизация мнения и отношения автора к теме |
В составе «вольного изложения-рассуждения» можно выделить три базовых компонента:
- Вводная часть. В ней автор должен заинтересовать целевую аудиторию, выделив актуальность и неординарность рассматриваемой парадигмы, выдвинуть определенную идею для дальнейшего продвижения или развития. Л3чше всего использовать специфические приемы для удержания аудитории. Яркое начало привлекает внимание. Например, можно начать с цитаты или риторического вопроса, обращения к читателю и пр.
- Основная часть. Именно в этом блоке автор «разворачивает» тему, преподнося ее в определенном цвете и свете. Здесь важно выстроить определенную «тропу рассуждений», увязывая выдвигаемую точку зрения с фактами, тенденциями. Притом важно не выходить из тематических рамок. Автору предстоит обосновать тезис и показать его состоятельность.
Текст основной части вольного изложения-рассуждения разбивается на абзацы. Важно грамотно увязать их воедино, используя переходы, вводные конструкции и связки. Притом логика повествования должна быть завершенной, то есть приводить к определенному финалу, точке.
Обоснование идеи не обязательно должно быть научным. В этом и проявляется та самая свобода слова и свобода мысли. Автор может отстаивать избранную им позицию любыми доступными для него способами и информацией: цитатами, сравнением с аналогичными подходами, статистическими данными, историческими фактами или известными случаями, личным опытом и пр.
- Заключение. В этом сегменте вольного изложения-рассуждения автор обобщает все свои заявления, мнение, факты и отмечает состоятельность тезиса.
То есть свободное эссе складывается из типичных структурных компонентов. В начале работы автор отмечает тезис, далее развивает его и приводит соответствующие аргументы (за и/или против), завершая повествования конечными выводами.
Обратите внимание, что данная формальная структура в целом свойственна любому тексту. В свободном эссе она выступает кастетом, но может быть дополнена автором дополнительными частями по своему усмотрению.
Этапы выполнения свободного эссе
Как только студент получил задание «напишите эссе, свободные темы», ему стоит задуматься о порядке действий.
Первым вопросом становится «С чего начать?». Сперва автору предстоит определиться с темой изложения. Для этого можно полагаться на собственные интересы, особенности предмета (в рамках которого предусмотрено выполнение такого задания), текущие тенденции в науке и жизни, социуме и пр. То есть для выбора темы понадобится определенная мотивация и вдохновение. Важно выбирать то, в чем вы разбираетесь, о чем готовы и желаете вещать, говорить.
Самый простой способ найти подходящий для обсуждения момент, вопрос – почитать новости. Также можно обратиться за помощью к наставнику или преподавателю. Главное – выбирать то, что близко по духу.
Чтобы выбрать направление темы для эссе на свободную тему, можно прибегнуть к технике мозгового штурма, анализа текущего хобби или интересной для вас области. Если задание носит предметный характер, то нужно выбрать наиболее интересный для вас вопрос, проблему. То есть в рамках тематического ориентирования важно следовать своим интересам и выбирать посильное и понятное для себя направление для рассмотрения и развития, рассуждения и пр.
Далее, чтобы понять, что писать и как это делать, целесообразно составить план. Для этого достаточно наметить формальную структуру (описанную нами выше) и в рамках каждой ее части выделить соответствующие моменты или блоки.
Введение |
Основная часть |
Заключение |
Проблема, вопрос
Определение основных границ повествования-исследования |
Выдвижение идеи с акцентом на личное отношение автора к теме, проблеме или вопросу/ситуации | Обобщение, подведение итогов |
Формулировка идеи, постановка тезиса | Описание и анализ ситуации/явления | Акцент на тезисе и его состоятельности |
Выделение актуальности темы и ее значимости | Аргументация позиции, тезиса | Перспективы развития темы |
Лучше всего составить тезисный или вопросы план, который поможет разобраться в теме и выделить опорные точки, ключевые слова и термины и пр. Именно эти приемы помогают автору понять, о чем писать, как это делать, что упоминать и где. Это своего рода «предварительный самоанализ» тематики, который позволяет построить грамотную и целенаправленную траекторию повествования.
Следующим шагом станет написание эссе на свободную тему. Здесь автору предстоит грамотно и последовательно, разложив «по полочкам» увязать в единое целое намеченные фрагменты, моменты, процессы и факты. Для этого придется проявить фантазию. Притом преподносить выводы, рассуждения, факты нужно корректно.
Далее автору предстоит проверить написанный им текст. Здесь важно обратить внимание на соблюдение общелингвистических правил, информативность текста и обоснованность суждений, выводов. Также стоит проверить логичность и связность повествования, качество задействованных фактов. То есть без вычитки и самоанализа в этом деле не обойтись.
Только после этого можно сдавать материал на проверку педагогу.
Техники выполнения успешного эссе на свободную тему
Как только студент получил задание «напишите эссе. свободные темы», он может заняться саморазвитием и самостоятельной подготовкой оригинального текста, используя подручные инструменты и посильные для него методы. Или же прибегнуть к известным подходам, которые сумели зарекомендовать себя в выполнении столь творческого проекта.
Чтобы сделать изложение более ярким и впечатляющим, достаточно полагаться на креативные методы. Одним из таких подходов выступает «оригинальное начало». В этом случае автору предстоит нетрадиционно начать диалог с читателем. Можно начать с цитаты, шутки, вопроса или вводной истории. Но главное – не запускать в ходе сразу тезис. Либо наоборот – выдвинуть в лоб тезис и обыграть его вводной историей. Эффект неожиданности никто не отменял.
Еще одной креативной техникой при написании свободного эссе является использование необычных ассоциаций. Чаще всего автор проводит сравнение с нетипичными для темы моментами, прибегая к художественной литературе, повседневным ситуациям, использованию различных художественных приемов и пр. Такой ход делает текст более запоминающимся и цепляющим, связанным с яркими «картинами» в памяти.
Также уместна эмоциональная техника, ведь придерживаться строгих правил научности здесь не обязательно. Пишите так, как говорите (но в рамках цензуры). Выделите определенные интонации, эмоции, играйте с языком (используя различные стили, конструкции, манеры и акценты). Не бойтесь экспериментировать.
Возможно, использоваться метод аналогии. Он предполагает изучение текстов, рефератов, обзоров, эссе на аналогичные или схожие тематики и их частичное реферирование. Но при этом важно обозначить свою, конкретную авторскую позицию или привести набор аргументов, который не фигурировал в такой же комбинации нигде ранее. То есть ваш текст должен отличаться от схожих рукописей, отмечая тем самым индивидуальность и самостоятельность вещания.
Свободное эссе также может быть основано на логических рассуждениях. В этом случае автору главное не запутаться в мыслях и доводах, соблюдать тематические границы и грамотно подключать аргументы, факты и пр.
Если изначально текст получается сухим, то важно сделать яркий финал. Здесь не обязательно дублировать выводы, факты. Важно точно и емко, но громко выделить идею и подчеркнуть ее перспективность. Для этого автор может поставить в конце соответствующий вопрос (например, а как думаете, вы или что бы вы сделали….?), отметить в свою пользу известный афоризм или цитату. В данном случае важно не просто обосновать, а убедить читателей в своей правоте или позиции.
Сложности при подготовке свободного эссе
При выполнении вольного изложения-рассуждения индивиды сталкиваются с самыми разными нюансами и сложностями.
Самой первой преградой, встающей на пути у автора, является выбор темы. В данном случае индивид может попросту не понимать, о чем он может или хочет повествовать, в каком направлении следовать, где ему черпать информацию или вдохновение, мотивацию. Если у учащегося есть несколько интересов, то ему может быть трудно определиться в их массе. Притом важно найти «золотую середину» между популярной и узкой темой.
Не менее сложно порой бывает определить или построить логику изложения. Автор может не иметь достаточных навыков для грамотной постановки цели, выдвижения идеи, ее обоснования, самовыражения, планирования и пр. Здесь важно понять, как связать отобранные «точки опоры», факты, мнение и сделать их этого «полноценную картину».
Также у автора могут возникнуть сложности в аргументации. Они проявляются в отсутствии точных и надежных фактов, слабом владении темой или неумении грамотно выстроить «доказательную политику» (то есть индивид не знает, как увязать располагаемые материалы со своим мнением, подчеркнуть его и пр.).
Несмотря на то, что «вольное эссе» является сторонником простоты и ясности в написании, не стоит забывать о необходимости использования аргументов. Авторское мнение, позиция и тезис должен быть обоснован. Для этого придется отобрать надежные первоисточники или оперировать известными фактами, мнениями, цитатами и пр.
Также студенты сталкиваются с проблемами в самовыражении. Далеко не каждому человеку легко дается выражение своей идеи, тезиса. Виной этому выступает слабый лексикон и кругозор, отсутствие навыков в написании творческих работ или проведении исследований и пр. Исправить ситуацию поможет либо помощь сторонних консультантов, либо самообразование и подготовка к вольному эссе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке успешного эссе на свободную тему
Студенты могут облегчить ход написания эссе на свободную тему. Для начала нужно понять особенности этого формата. Автор имеет полное право писать на повседневном, но культурном языке, исключив сложные термины и понятия и оперируя доступными и ясными для него оборотами, аргументами.
Для обоснования выдвинутого тезиса и мнения можно использовать готовые примеры из художественной литературы, личного опыта, окружения, известных или резонансных ситуаций и пр. Чем ярче и громче заявление автора, тем точнее и прочнее должен быт аргумент.
Старайтесь писать только по делу: минимум лирических отступлений, сложных предложений и вводных конструкций. Чем проще, тем лучше.
Перед тем как отдать рукопись на проверку или оценку, обязательно прочитайте ее. Возможно, появится желание что-то откорректировать, что-то дополнить или убрать. Воспользуйтесь техникой конструктивной самокритики и самоанализа. Она предполагает по мере подготовки свободного эссе сделать небольшой перерыв, отвлечься и после этого провести вычитку. Взглянув на материал «свежим взглядом» проще понять его недостатки, заметить ошибки и пр.
Если собственные способности и подготовка, владение языком не позволяют провести качественный самоанализ, то стоит обратиться за помощью к консультантам и специалистам. В их роли могут выступать преподаватели или сторонние профессионалы с лингвистическим, филологическим образованием.
Специалисты ДиссХелп готовы помочь учащимся в выполнении свободного эссе. Мы готовы проконсультировать по всем вопросам и правилам выполнения такого формата, помочь с проектированием и планированием повествования, подобрать аргументы и грамотно их «вплести» в текст, поверить рукописи и помочь с их усовершенствованием. Наши авторы ответят на любые вопросы по написанию «вольного изложения».
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!