Подготовка и выполнение любого исследования (будь то простой реферат или курсовая работа, научная статьи или диссертация) предполагает наличие конкретного фундамента – информационной базы, которая будет подчеркивать суть вопроса, его актуальность и значимость. Все первоисточники, задействованные в проекте, должны помогать автору разобраться в ключевых моментах и реалиях, а затем определить оптимальный способ решения проблемы.
Обратите внимание, что независимо от характера НИР (будь то сугубо теоретический или прикладной) ее фундаментом будет информация, полученная различными способами. Сегодня мы расскажем, какие материалы уместны при подготовке студенческого или исследовательского проекта и как с ними работать.
СОДЕРЖАНИЕ
Что кладут в основу теоретического раздела научно-исследовательской работы или теоретической НИР?
Независимо от выбранной темы и направления исследования, первая глава проекта представляет собой теоретический обзор ключевых моментов. Что понимают под этими самыми «ключевыми моментами исследования»? К данной категории принято относить следующие составные элементы:
- Основные термины и определения, ключевые слова;
- Действующие теории, законы, принципы и правила, описывающие развитие проблемы и ее традиционны решения, методы диагностики, формулы и нормы и пр.;
- Мнение экспертов по теме НИР, выделение противоборствующих сторон и аргументов каждой из них и пр.;
- Анализ текущего состояния дел в науке по отношению к выбранной теме, подчеркивающий актуальность изыскания и его ценность.
Теоретическая основа научного или студенческого проекта позволит автору разобраться в теме и понять, что ему предстоит изучать, какую проблему решать, какие методы использовать, как и где проявить «инновационный и творческий» подход, как оптимизировать ситуацию в определенных масштабах (на примере объекта исследования) и пр.
Чем точнее и аргументированее будет выполнена первая глава исследования, тем проще студенту или исследователю будет в выполнении последующих разделов. По сути, изучение теории позволяет автору уточнить ключевые моменты, ответив на несколько простых вопросов – что делать и как делать:
- Корректно сформулировать гипотезу и выдвинуть ее, то есть определить ракурс и ориентир НИР (что необходимо проверить, какие действия необходимо предпринять для решения проблемы);
- Учесть опыт и ошибки исследователей и выработать более совершенный и новый подход к решению проблемы, отметив свое отношение к проблеме, т.е. найти оптимальное решение, учитывающее прошлое и современное состояние дел в науке и отрасли;
- И пр.
Фактически, теоретическое исследование при НИР позволяет автору грамотно подойти к разработке и утверждению научного аппарата, подбору методов исследования и выработке оптимального решения проблемы в рамках изучаемого вопроса.
В основу теоретической НИР или теоретического раздела НИР кладут преимущественно вторичные первоисточники – ранее выполненные исследования и труды, опыт предшественников. Притом здесь важно соблюдать принцип задействования качественной информации с акцентом на актуальность, достоверность и надежность материалов.
Таким образом, можно сделать вывод: основа НИР – это информация, а теоретическая глава – это небольшое «внутреннее» исследование в рамках проекта, позволяющее определить направление следования автора и выдвинуть соответствующую гипотезу, определить достоинства и недостатки ранее предложенных решений и действий в отношении проблемы и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Важно изучить первоисточники по теме изыскания еще до проектирования исследования. Такой подход в значительной степени облегчит планирование работы и поможет сформировать уникальный проект, выбрать оптимальный ракурс и траекторию, выработать оригинальное и эффективное решение с учетом опыта предшественников.
Какие виды источников целесообразно задействовать в теоретическом исследовании?
Основой любого изыскания является информация. Она может быть получена разными путями, но в любом случае подвергается тщательной перепроверке на критерии качества и грамотную интерпретацию (изложение).
В любом исследовании уместно включение первичных и вторичных материалов. К первой категории принято относить те материалы, которые автор получил самостоятельно на фоне личного опыта, проведения эксперимента по проверке действия всевозможных теорий и правил в реалиях и пр. Во вторичную группу первоисточников включают исследования, проведенные до выполнения НИР другими авторами, притом не всегда дата выполнения проекта будет играть ведущую роль. Порой для всестороннего изучения темы студенту приходится включать в проект как актуальные, так и архивные сведения.
При выполнении теоретического раздела уместно задействование тщательно проверенной информационной базы, которая отвечает следующим требованиям:
- Все материалы напрямую соотносятся с темой НИР в целом, а также позволяют раскрыть конкретную сторону проблемы с учетом плана НИР и подпункта, в котором они будут освещаться;
- Подобранные аргументы и факты не противоречивы в различных первоисточниках, а значит являются достоверными и обоснованными, надежными;
- Изучение ранних трудов способствует констатации и определению модификаций проблемы: анализ истории ее зарождения, причинно-следственных связей и определение модификаций (что решалось, как изменялась проблема, на что не обратили внимание и пр.). Фактически теоретический обзор по теме НИР позволяет определить нераскрытые моменты и понять, в каком направлении целесообразно продолжать «научное погружение».
Самой достоверной и обоснованной ресурсной базой для теоретического НИР выступают следующие источники информации:
- Научные статьи, опубликованные в престижных изданиях, размещенные в сборниках научных конференций и пр.;
- Монографии и диссертации, прошедшие защиту;
- Учебные, справочные и энциклопедические пособия для раскрытия и простой подачи ключевых терминов, понятий и канонов, методик исследования и их разъяснения.
Обратите внимание, что выполнение последующих разделов научно-исследовательской работы будет основываться на результатах теоретической главы исследования. Именно выполнение теории в проекте позволит автору определить дальнейший ход действий: выработка методики для диагностики проблемы, определение дальнейших действий для ее решения, способы оценки предлагаемого механизма или алгоритма и пр. Подготовка теоретического раздела НИР – это своего ода инструкция для практического изыскания или начало изучения проблемы в рамках историко-логического подхода (поиск ответа на вопрос: «Что было сделано до меня и насколько это приемлемо, эффективно и актуально?»).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Результаты теоретического раздела НИР напрямую влияют на дальнейший ход изыскания. Если работа носит сугубо теоретический характер, то в последующих главах целесообразно произвести сравнительный анализ теорий, правил, канонов и предлагаемых решений, для определения достоинств и недостатков, выделения «неизученной или противоречивой» стороны по теме, а затем проработать данный момент и выработать оптимальное решение, соответствующее реалиям.
Если же НИР носит прикладной характер, то в последующих разделах целесообразно лично проверить действие рассмотренных механизмов инструментов и правил посредством организации и проведения эксперимента, специального прикладного исследования (социологическое, маркетинговое, аналитическое и пр.), которое поможет определить причинно-следственные связи, проблемную зону и выработать решение с учетом возможностей объекта и особенностей сложившейся ситуации.
Как работать с информацией при проведении теоретического исследования или выполнении теоретической главы НИР?
Выполнение теоретического исследования или погружения в тему НИР – это не просто перечитывание материалов уже готовых проектов или ранее выполненных работ и их последовательный пересказ. Работа с первоисточниками потребует немало сил и времени для грамотного проектирования собственного «научного расследования» и выработки достойного и актуального решения.
Для начала рекомендуется просто изучить несколько основных трудов в рамках утвержденной темы, чтобы понять основные моменты: терминология, методики, правила, классические прием ы и решения. На данном этапе достаточно ознакомиться с ранними изысканиями, чтобы понять, что предпринималось «ДО Вас». Затем следует исследовать актуальные НИР и факты для оценки текущего положения дел в науке и отрасли, чтобы определить, какая из сторон или проблема не решена и влияет на ход событий, результаты деятельности и пр.
Только после всестороннего анализа ситуации автору целесообразно приступать к проектированию своего изыскания и констатации основных направлений «расследования по теме» — формированию плана. Как только планирование НИР завершено, «кастет» утвержден научным руководителем, можно приступать к подбору и обработке информационной базы.
При подборе информационной базы проекта убедитесь, что она соответствует теме исследования, специализации, а также намеченному замыслу каждого структурного элемента (главе и подпункту).
Работать с ресурсами непросто. Но можно выделить несколько основных, наиболее востребованных и эффективных вариантов проведения теоретического исследования (как в целом, так и в рамках первой главы НИР):
- Анализ данных, позволяющий оценить ситуацию и эффективность предпринятых действий с констатацией последовательности: что сделано – что получено, степень соответствия реалиям и эффективность результатов (что решено, не решено);
- Сравнение теорий, позволяющее определить достоинства и недостатки каждого подхода, выяснить недоработки, противоречия, мнение исследователей к одной и той же проблеме;
- Описание – предполагающее «расшифровку» ключевых терминов, понятий, правил и законов (как они действуют, на чем отражаются), расшифровку методик для проведения расчетов (формулы, нормативы показателей, их роль) и пр.
- Непосредственное применение описанной методики и следование ей для проверки ее эффективности или диагностики текущего положения дел в науке и отрасли;
- Проведение опытно-экспериментальной части для обоснования собственной позиции, проверки гипотезы или эффективности и актуальности описанного теоретического правила, момента.
Обратите внимание, что выполнение теоретического НИР или соответствующего раздела предполагает определенную последовательность действий. Как правило, сначала автор описывает основные моменты (термины, правила), затем из сравнивает (определяет плюсы и минусы сторон мнений), анализирует полученные результаты и выделяет актуальную проблему в современном состоянии и проявлении (симптомы, воздействие, причинно-следственные связи).
Далее исследователю остается лишь выдвинуть собственное решение, гипотезу и проверить ее действие на практике и в теории (реализовать эксперимент или провести сравнительный анализ с ранее действовавшими правилами), воспользоваться выработанной траекторией для получения неопровержимых доказательств относительно ее состоятельности или несостоятельности.
По мере использования каждого первоисточника студент получает определенную информацию, базу для НИР, которая должна быть не просто изложена, а именно задействована и выделена в выводах результатах. Поэтому не забываем по мере подготовки каждого пункта, логического или смыслового блока формулировать обобщенные и аргументированные выводы.
Обратите внимание, что включать все задействованные первоисточники в НИР целесообразно с учетом принципа логичности (в каком именно разделе уместен и целесообразен) и последовательности (лучше всего теории излагать в хронологическом порядке, чтобы проследить все изменения и их характер). Притом оперирование каждым ресурсом может быть, как явным (в виде цитирования для дополнения доказательной базы и добавления весомости проекту, утверждению), так и менее заметным (тщательная переработка материалов – пересказ и пр.). Но в любом случае не забываем о соблюдении авторских прав и проверке на плагиат, корректном отображении всех задействованных материалов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Нюансы при обработке и систематизации данных в ходе подготовки НИР?
У каждого автора могут возникнуть проблемы при сборе и обработке информации, притом они могут быть связаны как с уровнем подготовки и профессиональными навыками исследователя, так и с темой НИР.
Во время поиска информации для теоретического НИР или раздела могут возникнуть определенные ситуации:
- Дефицит данных вследствие слабо изученной темы, слишком узкого направления следования и пр. Для решения этой проблемы придется добавить больше анализа, выводов или дополнить НИР междисциплинарными подходами;
- Избыток данных и проблемы с умещением найденных первоисточников в рамки действующих объёмов НИР и требований плагиата. В данном случае придется оставить лишь наиболее важные факты, изыскания и емко их описать, отсеяв второстепенные моменты и пр.;
- Актуальность материалов. В теоретическом исследовании чаще всего производится анализ проблемы в разные эпохи с выделением действующих в настоящее время правил. Использование архивных и исторических фактов целесообразно лишь для сравнения и поиска альтернативы, подчеркивания особенностей и пр.
Чаще всего исследователи и студенты при выполнении научно-исследовательских работ страдают из-за некорректного изложения фактов и переработки первоисточников, неправильного оформления заимствованных и процитированных моментов, использовании некачественной информации или непроверенных данных. Во избежание подобных проблем, важно исключать сомнительные и противоречивые материалы (достаточно сравнить одно и то же положение в разных первоисточниках), понять суть ресурса и пересказать его своими словами с учетом правил научного стиля, а при оформлении учесть действующие требования ГОСТ и образцы.
Облегчить процесс подготовки теоретического раздела или теоретического исследования по любому предмету или специальности готова команда Disshelp. Достичь успеха в научно-исследовательском «плавании» помогут высококвалифицированные эксперты Дисхелп, в числе которых преподаватели топовых вузов страны по всем действующим направлениям подготовки, кандидаты и доктора наук, практикующие специалисты, корректоры и редакторы, лингвисты и пр. Мы гарантируем подбора качественной информационной базы и четкими, обоснованными и проверенными фактами, ее корректную и грамотную обработку и соответствующее оформление с учётом всех заявленных требований.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!