Курсовая работа является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов. С ней как минимум раз в семестр сталкивается каждый студент. Притом учебный план предполагает, что данный проект будет выполняться не просто в рамках специализации, но и по конкретной дисциплине, которая чаще всего имеет прямое отношение к будущей профессии.
Сегодня мы расскажем об особенностях выполнения курсовых проектов по русскому языку.
Общая характеристика курсовых работ по русскому языку: что, зачем и почему?
Курсовая по русскому языку призвана углубить знания студента в определённом ракурсе: в рамках конкретной темы или дисциплины в общем. Роль данного проекта неоднозначна.
С одной стороны, выполнение исследования потребует развития определённых навыков, использования полученных знаний и опыта. С другой – позволит детальнее изучить интересную (или выпавшую на судьбу студента) тематику, тем самым искоренив некоторые ошибки и недопонимая из его жизни.
Обратите внимание, что знание русского языка в России является обязательным требованием. Все документы оформляются именно на нем. Притом ключевыми критериями правильного формирования материалов являются структурированность (последовательность и логика изложения), корректность (отсутствие ошибок), оформление (унификация, стандартность). Согласитесь, читать приказ руководителя с ошибками смешно, притом возникает масса сомнений относительно целесообразности исполнения подобных указов.
Далеко не всем людям удается кратко и емко, просто и понятно изложить свои мысли или суть вопроса. Поэтому важно изучать правила русского языка и активно ими пользоваться повсеместно.
Выполнение курсовых работ по этому предмету чаще всего возлагается на студентов гуманитарного профиля. Но на практике реализацией столь важной миссии занимаются преимущественно филологи и лингвисты.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Структура и содержание курсовых работ по русскому языку
Курсовая работа по русскому языку носит научно-исследовательский или обзорно-аналитический характер. Согласитесь, трудно выработать новые правила по написанию или произношению, ведь более 80% из действующих стандартов существуют столетиями. Поэтому в подобного рода проектах изучают возможности и сложности применения действующих концепций, оптимизируют способы их интерпретации и внедрения.
Порядок написания курсовой работы по русскому языку в целом стандартен и мало чем отличается от иных видов проектов научно-исследовательского плана. Основные этапы подготовки материала сводятся к следующему алгоритму:
- Констатация и утверждение темы исследования: что именно намерен изучать студент, какой вопрос/тему или проблему?
- Разработка плана работы: последовательность действия для погружения в тему, что и за чем рассматривать, как раскрывать вопрос и пр.;
- Сбор материалов и их обработка: обзор правил, концепций и методик по теме (от создания до применения);
- Анализ ситуации. Как правило, он выносится в «практический раздел» проекта, где автору предстоит проанализировать «модернизацию» правил с течением времени, причины модификаций, их эффективность или анализ действующей практики (частота использования правил, их эффективность, сложности в усвоении и использовании и пр.).
- Выводы по теме.
Как правило, рекомендательная глава в курсовой или дипломной работе в данном случае носит обзорно-аналитический характер и призвана усовершенствовать методики преподавания предмета «русский язык», методики изучения и запоминания, применения постулатов и пр.
Практическая глава курсовой работы по русскому языку сводится к реализации следующих задач:
- Обзор проблемы с начала ее зарождения и по сегодняшнее время. В данном случае автор детально изучает все концепции и теории, проводит их сравнительный анализ, определяя варианты решения проблемы, постановки новых правил, оценивая современное положение дел.
- Обзор позиций разных авторов и исследователей в отношении конкретной проблемы, обзор практики и пр.
- Анализ статистики. В этом случае студенту предстоит организовать эксперимент или воспользоваться статистическими данными для оценки эффективности, частоты использования тех или иных правил, определения сложностей их «эксплуатации». В этом случае возможно дополнить проект рекомендательной частью, которая поможет решить проблемы с усвояемостью материала по русскому языку (как проще разъяснить правила, в каких ситуациях оно действует, как закрепить его и пр.).
Инструкция по выполнению курсовой работы по русскому языку
В русском языке действует более нескольких сотен правил, каждое из которых применимо в конкретной ситуации, в определенном порядке (что и когда писать, ставить и пр.). Поэтому для начала студенту следует изучить их, понять их смысл, а затем описать это в соответствующем проекте, но более детально.
Отсюда следует, что сначала автор ознакомиться с темой, разберется в ней, а затем грамотно опишет ключевые моменты с учетом заявленных требований. При этом сам курсовой проект должен учитывать все действующие правила русского языка.
Начальным этапом при выполнении курсовой или иной научно-исследовательской работы по русскому языку является выбор темы исследования. В данном случае студенту предстоит ориентироваться на следующие постулаты:
- Собственные интересы или проблемы в части использования определенных правил и концепций в русском языке;
- Современные тенденции в языковой практике. Например, смещение ударения в словах, частые ошибки в правописании, построение предложений (анализ прошлого и настоящего опыта), особенности речевого или иного развития детей в конкретном возрасте и пр.
- Личный опыт;
- Методические материалы, очерчивающие границы исследований: объем, примерная тематика, предмет, структура и пр.
Выбор темы происходит на добровольной основе. Притом автор имеет право как закрепить за собой уже утвержденную формулировку, так и предложить ее самостоятельно.
Следующий этап – это согласование действий с научным руководителем. Здесь важно проработать детали проекта: основные разделы и подпункты, что и где необходимо или допустимо рассмотреть, какими источниками информации пользоваться, необходимость планирования, организации и проведения эксперимента и подготовка материалов для него и пр. Учтите, что в основу курсовой работы должны лечь не только учебные и справочные материалы (описывающие правила) но и материалы, характеризующее современное положение дел: научные статьи и работы, исследования, результаты педагогической или иной практики, статистические сведения, личный опыт, результаты эксперимента и пр. При этом не стоит слепо доверять первоисточникам: сравнивайте и сопоставляйте, проверяйте факты на достоверность актуальность и обоснованность.
Третьим шагом при выполнении курсовой работы по русскому языку является сбор и обработка данных. Здесь важно не просто собрать воедино разные кусочки из ранних, текущих трудов и научных проектов, но и проанализировать их, определить тенденции, проблематику, ее вариации (в чем и как проявляется, почему возникает, как проблема проявлялась на разных этапах становления языка (устной речи, письменности и пр.)), оценить текущее положение дел и пр. Все выводы должны быть аргументированными, четкими, подчеркивать суть вопроса и важность его решения.
Самым серьезным препятствием на пути обработки первоисточников является создание уникального текста с точным сохранением формулировок правил, их сути. Здесь важно грамотно «обыграть» действующие концепции и постулаты, описать их действие и спектр применения без вреда оригинальности. По сути, автору предстоит «перевести» формальное значение правил в более простое выражение.
Если требуется проведение эксперимента, то необходимо продумать все детали: кто и сколько человек будет принимать в нем участие, задания для проверки объекта исследования, грамотная обработка результатов и их интерпретация, приложение результатов эксперимента к проекту и пр.
Следующий шаг – оформление проекта с учетом заявленных правил: поля, объем оригинальность, общая характеристика проекта (главы и подпункты, их соразмерность), дополнительные документы, ссылки и сноски, списки и приложения и пр.
Чаще всего выполнение курсовой работы по русскому языку носит «педагогический», исследовательский характер. Для ее написания пригодятся реальный опыт в области преподавания или проведения экспериментальной части.
Самыми популярными темами курсовых работ по русскому языку-2021 стали:
- Правила расстановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях: обзор правил и практики применения;
- Тенденции смещения ударения в словах: причины и проявления, роль;
- Стилистические нюансы и специфика академической лекции;
- Самые распространенные ошибки, допускаемые в диктантах у учащихся начальных классов;
- Сравнительный анализ правил пунктуации в русском и иностранном языке;
- Методика формирования грамматических навыков у школьников в возрасте 7-11 лет;
- И пр.
Команда ОЦ Disshelp выполняет педагогические, гуманитарные и исследовательские проекты по всем дисциплинам и специализациям (в том числе по русскому языку). У нас трудятся кандидаты и доктора наук, педагоги сильнейших вузов страны, практикующие учителя, филологи, лингвисты, исследователи и пр. Мы гарантируем высокое качество работ, актуальность данных и высокую оригинальность текста. В нашем арсенале: индивидуальный подход, учет всех заявленных требований, конфиденциальность данных и безопасность сотрудничества. Оформить заявку можно здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!