Логика педагогического исследования

Каждая специальность и профессия по-своему уникальна. Она предполагает не только работу в определенной области, но и проведение различных экспериментов и исследований, нацеленных на совершенствование действующих правил и методик, решение актуальных проблем.

Логика педагогического исследования
Каждая специальность и профессия по-своему уникальна. Она предполагает не только работу в определенной области, но и проведение различных экспериментов и исследований, нацеленных на совершенствование действующих правил и методик, решение актуальных проблем.

В педагогике есть масса инструментов и приемов, при помощи которых автор может организовать научную деятельность. Сегодня мы расскажем о логике педагогического исследования и особенностях его проведения.

Особенности педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой уникальный процесс, призванный установить новые знания и навыки в области педагогики и усовершенствовать действующие правила, методики и принципы.

Особенность педагогического исследования
Проведение педагогического исследования

Существует масса разновидностей педагогических исследований:

  • Фундаментальные: такие работы не имеют четкой цели. Они призваны изучить текущие методики, понять принцип их действия и возможности совершенствования с учетом новых технологий и пр. В большинстве случаев они носят теоретический характер.
  • Прикладные: они позволяют получить такие результаты, которые в дальнейшем смогут улучшить деятельность педагогов, усовершенствовать текущие принципы и правила преподавания, будут использованы в реальности.
  • Научно-исследовательские: здесь автор создает нечто новое, занимается разработкой новых приемов и методов воспитания, обучения и становления специалистов.

В основе педагогического исследования лежат ключевые характеристики: проблема и гипотеза, тема, цель и задачи, положения, подлежащие защите.

Важно, чтобы научная работа соответствовала общепринятым принципам, среди которых особое внимание уделяется логичности и последовательности.

Логика педагогического исследования

Любая научно-исследовательская деятельность должна быть грамотно спланирована. Все действия автора должны быть четкими, последовательными. Именно в этом и проявляется логика педагогического исследования, под которой понимают основные этапы выполнения научной работы:

Основные этапы выполнения научной работы
Этапы проведения педагогического исследования

Этап №1. Определение темы и ее обоснование.

Здесь исследователю предстоит определиться, в каком направлении ему следует двигаться, что его интересует. Важно разобраться в педагогической среде, определить актуальную проблему, а затем, отталкиваясь от нее, сформулировать: цель, задачи, тему, определить объект и предмет исследования, методологию и информационную базу, выделить гипотезу.

Этап №2. Постановка гипотезы.

Для начала следует ознакомиться с трудами других ученых по данной и смежной теме, чтобы понять: какие меры предпринимались ранее, к чему они привели, что осталось нерешенным, как изменилась проблема с течением времени, развитием прогресса, воспитания и особенностей в развитии детей и пр. На основе указанных данных автору предстоит грамотно сформулировать свое предположение и идею, которую он будет проверять, доказывать или опровергать на протяжении всего проекта.

Этап №3. Утверждение основных методов и инструментов исследования.

В ходе проведения педагогического исследования автор должен применять не только общенаучные методы, но и узкие. В частности, в целях получения достоверных и обоснованных данных (доказательств), ему придется провести эксперимент или наблюдение, определить порядок действий (с чего начать, как и что получать, анализировать, на что ориентироваться и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №4. Организация и проведение констатирующего эксперимента.

Данный этап призван определить текущее положение дел, оценить проблему «изнутри»: как проявляется проблема, какие трудности встретились на пути к ее решению, как можно ее решить и что для этого нужно сделать и пр. Здесь же происходит планирование всех действий: что, где, когда и как будет проходить и т.д.

Этап №5. Разработка научного или практического решения.

Фактически на этой стадии исследователь должен провести преобразующий и контрольный эксперимент, в результате которого он получит доказательства собственной правоты или неправоты. Здесь он проверяет действие собственной гипотезы, фиксирует полученные результаты и анализирует их, делая окончательный вывод.

Этап №6. Оформление полученных результатов научной деятельности и выработка рекомендаций.

Автору предстоит грамотно оформить педагогическое исследование, а также отметить возможность применения полученных результатов. Особый акцент необходимо сделать на значимости научной работы и темы, апробации результатов, прогнозных данных относительно их применения в науке и жизни.

Таким образом, логику педагогического исследования можно свести к четырем стадиям: теоретическая (сбор необходимых знаний и сведений по теме), методическая (планирование практической части, определение методов и инструментов исследования), экспериментальная (проведение мероприятия с целью сбора доказательной базы), аналитическая (анализ полученных результатов, разработка рекомендаций). У каждого этапа есть своя цель, которая позволяет автору усовершенствовать текущий педагогический механизм.

Выполнить педагогическое исследование посильно не каждому. Здесь требуется не только ум и сноровка, умение работать с информацией, но и навыки по работе с детьми разных возрастов. Исследователю необходимо собрать максимум достоверных и актуальных доказательств, проверить и проанализировать их. Если возникают проблемы при выполнении научной работы по педагогике, Вы можете смело обратиться за помощью к специалистам ОЦ Дисхелп.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!