Механизмы конкурсной поддержки молодых ученых

Наука – одна из уникальных сфер деятельности человека, которая воспринимается как сугубо добровольное и инициативное явление. Но на самом деле здесь все свершается не просто так. Всем известно, что для проведения исследований необходимы определенные ресурсы, условия, финансы. Один исследователь вряд ли «потянет» такую ношу, так как порой вложения могут быть колоссальными. Поэтому государство стремится поддерживать научное развитие и мотивировать к инновациям, открытиям с помощью механизмов конкурсной поддержки молодых ученых.

Механизмы конкурсной поддержки молодых ученых

Наука – одна из уникальных сфер деятельности человека, которая воспринимается как сугубо добровольное и инициативное явление. Но на самом деле здесь все свершается не просто так. Всем известно, что для проведения исследований необходимы определенные ресурсы, условия, финансы. Один исследователь вряд ли «потянет» такую ношу, так как порой вложения могут быть колоссальными. Поэтому государство стремится поддерживать научное развитие и мотивировать к инновациям, открытиям с помощью механизмов конкурсной поддержки молодых ученых.

Что это такое?

Научная деятельность сводится не просто к разработке чего-то нового, современного. В этом деле важно знать, на чью помощь и в каком виде исследователь может рассчитывать. Сейчас речь идет не о базовых НИР, которые выполняет студент, а именно о серьезных изысканиях, нацеленных на решение глобальных или важных для определенной отрасли проблем.

Механизмы конкурсной поддержки молодых ученых представляет собой особый инструмент, призванный замотивировать юных исследователей и подвигнуть их к прогрессу, изобретению инноваций и их продвижению. Он может быть представлен в виде различных льгот, поощрений, привилегий для авторов.

Способы конкурсной поддержки молодых ученых
Способы конкурсной поддержки молодых ученых

Проще говоря, это уникальная система, которая включает в себя различные способы финансирования научной деятельности. Ее основная задача состоит в мотивации исследователей и предоставлении им помощи в проведении НИР.

Важно отметить, что такие варианты обычно носят целенаправленный характер, о есть они нацелены на оказание финансовой и иной помощи в определенной области, конкретным организациям или в рамках соответствующей тематики и проблематики. Более того, подобные схемы могут быть сугубо адресными. Чаще всего требование адресности возникает, если государство нацелено решать глобальную или сверхважную проблему в определенном сегменте, проблематика затрагивает ведущие предприятия страны и пр. Тогда помощь будет выделяться на конкретный проект, решение определенной проблемы или для помощи конкретной организации и т.п.

Меры поддержки исследователей нацелены на следующее:

  • Стимулирование активной научной деятельности с целью решения актуальных и важных проблем;
  • Оказание финансового содействия и помощи в проведении НИР с предоставлением необходимых ресурсов, обеспечения оптимальных условий, помощь в решении отдельных вопросов и т.д.;
  • Карьерно-научный рост. Он состоит в том, что исследователь добывает и развивает новые знания, инновации, параллельно с этим он может продвигаться по карьерной лестнице, внедряя их и демонстрируя повышение основных показателей;
  • Помощь в разработке инноваций и их развитии, координация инновационных проектов;
  • Привлечение внимания к определённому спектру проблем или к конкретной сфере деятельности, привлечение новых лиц к НИР, содействие в раскрытии и развитии талантов, инициатив.

Среди основных функций механизмов конкурсного содействия студентов и аспирантов, ученых можно выделить следующие. Во-первых, исходя из названия инструмента, можно понять, что получить соответствующую помощь сможет далеко не каждый желающий. Здесь проводится конкурс. В этом проявляется селективная функция: победит сильнейший, который сможет обосновать и показать эффективность идеи, перспективность проекта.

Зачем нужны меры поддержки ученых?
Зачем нужны меры поддержки ученых?

Во-вторых, стимулирующая миссия. Она проявляется в том, что исследователь должен состязаться в общей массе претендентов и показать, чем его предложение лучше других, эффективнее, инновационнее и т.п. То есть подобного рода вмешательство государство развивает справедливую конкуренцию в академической и исследовательской среде.

В-третьих, ресурсоснабжающая функция. Данная парадигма проявляется в предоставлении со стороны государства или определенной госструктуры средств, ресурсов на обеспечение и проведение научной деятельности. Ресурсы бывают самыми разными: финансы, оборудование, группа экспертов, материалы для исследования и пр.

В-четвертых, социальная задача. Она предполагает оказание помощи начинающим ученым. Такой формат предстает в виде различных студенческих и аспирантских программ с более лояльными условиями участия. Благодаря им, юные ученые получат льготы или определенные привилегии на основе располагаемого статуса (студент, аспирант). Например, они могут быть освобождены от службы в армии на период проведения НИР и пр.

В-пятых, интеграционная функция, призванная воссоединять силы в предметно-исследовательской области из различных стран, городов и пр. То есть она позволяет исследователям кооперироваться, обмениваться знаниями и опытом в решении проблем. Притом интеграция может быть как внутри страны, так и на международном уровне.

Таким образом, механизмы конкурсной поддержки молодых ученых – это специфический комплекс мер со стороны государства и организаций, нацеленный на развитие прогресса и решение актуальных проблем, задач. Он позволяет мотивировать участников к развитию, открытиям, получая при этом дополнительные или основные возможности по обеспечению НИР необходимыми ресурсами и условиями. Воспользоваться такими привилегиями может не каждый желающий. Для их обретения важно пройти жесткий конкурсный отбор.

Виды конкурсной поддержки молодых ученых

Конкурсная поддержка – это не просто определенный отбор на получение того или иного типа помощи для ученого. На практике выделяют различные способы содействия в получении тех или иных благ для научно-исследовательской деятельности.

Виды конкурсной поддержки молодых ученых
Виды конкурсной поддержки молодых ученых

Гранты

Грант представляет собой безвозмездную помощь для исследователей, которая может быть выделена как из государственного бюджета, так и из бюджета конкретной (заинтересованной) организации. Он предполагает предоставление ресурсов на проведение НИР. Поддержка может быть оказана в финансовом или натуральном виде. В первом случае – перечисляются средства на обеспечение исследовательской деятельности. Во втором – предоставляются необходимые блага: материалы, оборудование, площадка или лаборатория, экспертное сопровождение и т.п.

Гранты предоставляются адресно и целенаправленно, в ограниченном объеме. Чаще всего они нацелены на покрытие части или всех расходов, связанных с проведением НИР. Также они демонстрируют заинтересованность государства или сторонних компаний в развитии науки.

Ресурсы, полученные в рамках гранта, требуют от ученого рационального использования и предоставления соответствующей отчетности. Она призвана удостовериться в том, что все полученные блага были потрачены грамотно, для обеспечения научной цели. Обратите внимание, что поддержка будет носить ограниченный характер (определенный бюджет).

Грантовая парадигма может быть представлена на федеральном, региональном, местном уровнях. Их инициаторами выступают как государственные структуры, так и частные лица.

Также следует отметить, что условия получения грантов могут отличаться. Они зависят от организатора.

Фонды

Научные фонды представляют собой специальные организации, которые нацелены на оказание содействия аспирантам, исследователям и ученым в развитии новых идей, решении проблем. Такие «помощники» могут быть основанным государством или частным лицом.

Подобного рода механизмы нацелены на стимулирование к научной деятельности и привлечение внимания молодежи к современным проблемам, поиску их нового или отличного от классики решения с задействованием новых технологий или прокладываем кардинально нового пути.

Бюджет фонда ограничен. Поэтому такая помощь носит адресный характер. Отбор претендентов проводится на основе конкурса, где каждый соискатель должен презентовать свой проект и доказать его состоятельность, эффективность и привлекательность, новизну. Он протекает поэтапно.

На сегодняшний день в числе наиболее известных фондов по поддержке студентов, аспирантов и ученых можно отметить Российский научный фонд, Фонд содействия инновациям, фонд Сколково, Фонд В. Потанина и пр.

Подать заявку в научный фонд просто, но получить соответствующий вид содействия е так легко. Здесь присутствует не только высокий уровень конкуренции, масса бюрократических неурядиц (необходимо предоставить целый пакет документов), обязательно нужно предоставлять отчеты о целевом использовании ресурсов.

Стипендиальные программы

Стипендиальные программы – это финансовые способы развития НИР со стороны государства, организаций и частных лиц. Как правило, они предназначены для студентов и аспирантов с целью их мотивации к развитию. Подобного рода меры предоставляются как государством, так и образовательными или научными центрами, юридическими и физическими лицами.

Участники стипендиальных программ
Участники стипендиальных программ

Стипендиальные программы могу затрагивать как отдельную научную область, так и конкретную научную проблему. Они носят сугубо адресный характер и предназначены только для молодых ученых, находящихся на этапе становления: студентов и аспирантов. Иногда участвуют в таких «научных состязаниях» дипломированные специалисты, соответствующие установленным требованиям: по возрасту, теме исследования и пр.

Особенностью данной формы содействия является то, что выплата средств на обеспечение НИР осуществляется равномерно или поэтапно в виде регулярных стипендий. Они нацелены на финансирование обучения и стажировок, обеспечение НИР, поощрение активных и успешных исследователей (которые получили достойный промежуточный или финальный результат).

Подробнее о стипендиальных программах мы писали ранее.

Международные программы

Такие инструменты призваны интегрировать возможности разных государств в решении существенных, глобальных или иных научных проблем. Как правило, они включают в себя объединение исследователей из разных государств в рамках одной группы, темы.

Подобного рода механизмы призваны обеспечить обмен знаниями и опытом, получить дополнительное финансирование на проведение различных экспериментов и испытаний, на дополнительную стажировку или обучение на территории иностранного государства (международные программы по обмену студентами).

Финансирование в рамках таких вариантов содействия НИР бывает различным: начиная от стипендий, грантов и заканчивая стажировками, наградами и пр. но учтите, финансирования будет ограниченным и строго очерченным: определенные условия, сроки реализации, конкретная страна и пр. Притом для участия в таких программах важно подготовить дополнительный пакет документов: виза, загранпаспорт, знать иностранный язык и т.д.

Международные программы имеют ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют легально находиться на территорию иностранного государства и использовать импортное оборудование, получать консультации от зарубежных экспертов очно и пр. во-вторых, участие в такого рода мероприятиях повышает уровень конкурентоспособности. Согласитесь, далеко не каждый индивид может пройти конкурс и получить «путевку». В-третьих, финансирование научной деятельности в этом случае обеспечивается по максимуму. Исследователь сможет получить финансы и ресурсы, а с помощью иностранных коллег расширить деловые связи и обрести новых друзей, единомышленников. То есть наблюдается расширение географии НИР.

Обратите внимание, что во всех типах конкурсной поддержки присутствует необходимость прохождение отбора. Для этого важно соблюдать соответствующие условия.

Основания для получения государственной поддержки молодым учёным

Чтобы получить тот или иной вид содействия со стороны заинтересованных лиц или государства, важно учесть ряд условий и требований. Набор параметров, которые регулируют конкурс, определяется организатором. Поэтому очень важно тщательно изучать все программы и условия участия в них.

Что нужно для получения конкурсной поддержки молодых ученых?
Что нужно для получения конкурсной поддержки молодых ученых?

Чаще всего преобладают следующие критерии отбора:

  1. Возраст.

Молодые ученые – понятие довольно абстрактное, но ограниченное во времени. Чаще всего к этой нише относят лица, которые не превышают возраст 28-35 лет, реже до 40 лет. Притом в программе будет указан максимальный диапазон.

  1. Квалификация.

Требования к уровню образования могут также разнится и в значительной степени очерчивать целевую аудиторию. В данном случае важно уточнить тематическое направление НИР и требования к образованию: определённая специальность или достаточно иметь образование в предметной области исследования.

В отдельных случаях допускается отсутствие полного профессионального образования. Но при таком раскладе важно иметь определенный статус: студент университета или аспирант. Притом соответствующее положение придется подтверждать официально и документально.

  1. Публикации и их цитируемость.

Одним из параметров при оценке кандидатов является их исследовательская активность и наличие актуальных публикаций по теме исследования, конкурсной программы. Здесь особое внимание уделяется не только количеству публикаций. Но и их качеству. Экспертная комиссия может учитывать наукометрические показатели (например, индекс Хирша).

Также особое внимание уделяется развитию индивида. Важно показать участие в научных конференциях, семинарах как минимум 1-2 раза за полгода. Об этом обычно свидетельствуют соответствующие публикации в сборниках по итогам конференции.

Организаторы вправе установить определённый минимум публикаций или требования к наукометрическим показателям (диапазон), изданиям и пр.

  1. Тема.

Очень важно изучить требования и условия участия в том или ином конкурсном отборе и выделить список направлений, которые попадаю под такое сотрудничество. Соотнесите тему вашего исследования с соответствующими рубриками программы.

Чаще всего предпочтение отдается узким или стратегическим целям, затрагивающим текущие проблемы в той или иной отрасли.

  1. Связь с научной организацией.

Важно, чтобы молодой исследователь был прикреплен к конкретной научной организации: НИИ, научная лаборатория, государственный вуз и пр. То есть в идеале до участия в грантах и конкурсах допускают соискателей ученых степеней, а не просто прохожего с улицы, изъявившего желание что-то изобрести или предложить!

Иногда акцент делается на профессиональной почве, чтобы индивид был трудоустроен в научной организации. Данный аспект следует уточнять правилами участия.

  1. Отсутствие академических нарушений и взысканий.

Чтобы получить помощь и содействие со стороны государства, организации или частного лица на развитие выдвигаемой идеи, темы, важно показать свой авторитет и репутацию в академическом сообществе. В большинстве случаев организаторы требуют, чтобы индивид обладал стойкой позицией и не иметь академических взысканий. Это значит, что в прошлом у него не должно быть отзыва ученой степени, проблем с плагиатом и судебных разбирательств на этой почве.

Также недопустимо иметь за плечами непогашенные задолженности по ранее реализованным грантам.

  1. Дополнительные требования, преимущества.

В отдельных случаях (особенно когда господдержка затрагивает специфические темы, проблемы, узкие научные области) организаторы вправе предъявлять дополнительные критерии для отбора претендентов, которые подчеркивают их преимущества. Особенности, таланты и иные качества. К данной категории чаще всего относят наличие патентов или авторских прав на интеллектуальную собственность, победа в крупных научных конкурсах отечественного и международного формата. Наличие пройденных и документально подтверждённых иностранных стажировок, зарубежное образование (основное или дополнительное), участие в мегагрантах от ведущих вузов страны и зарубежья и др.

Как получить меры государственной поддержки молодым ученым? (этапы)

Получить различные способы и инструменты для развития научно-исследовательской деятельности не так-то просто. Это последовательная процедура, где очень важно сосредоточиться на следующих этапах.

Этапы конкурсной поддержки молодых ученых
Этапы конкурсной поддержки молодых ученых

Первый шаг – самоопределение. Для начала претенденту нужно понять. В каком направлении он намерен развиваться, какая тема или исследовательский вопрос его интересуют и волнуют, имеются ли по ним наработки и представления, каким он видит решение проблемы и насколько оно современно, ново и значимо.

Второй шаг – поиск подходящих мер господдержки и программ. В данном случае следует обращаться к официальным сайтам государственных органов и ведомств, научных организаций, вузов и пр. Как минимум нужно проштудировать сайты РНФ, Фонда содействия инновациям, Минобрнауки и пр.

На данной стадии достаточно подобрать наиболее подходящие выбранному направлению программы, составить их список.

Третий шаг – оценка возможностей. Она предполагает сравнение требований конкурсной программы с текущим положением дел претендента.

Четвертый этап – уточнение деталей подходящих инструментов содействия. В данном случае важно уточнить особенности финансирования НИР, требования к кандидатам, сроки реализации, необходимость подготовки дополнительной документации (на выезд за границу, для подтверждения квалификации и пр.).

Пятый шаг – подготовка заявки на участие. Она предполагает формирование базового пакета документов согласно действующим правилам программы, заполнение заявки и их направление по указанным адресным данным. Не стоит отказываться от подготовки мотивационного письма, рецензирования и др.

Шестой этап – подача заявки и ожидание результата. Эта стадия самая затяжная и волнительная. В отдельных случаях претендента могут пригласить на собеседование для обоснования идеи и ее отстаивания в очном порядке.

Седьмой шаг – получение ответа. При положительном исходе соискатель заключает договор с соответствующим организатором и далее получает финансирование и остальную подмогу согласно указанным условиям. В случае отказа – он получает мотивированный ответ, после которого может приступить к поиску иных предложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по получению конкурсной поддержки молодых ученых

Механизмов конкурсной поддержки молодых ученых много. Главное – понимать разницу между ними и тонкости использования таких возможностей.

Внимательно ознакомьтесь с требованиями организаторов. Малейшее отклонение от них чревато провалом.

Будьте готовы подкреплять каждое слово документально.

Ищите информацию о предстоящих мероприятиях, встречах, программах только на официальных сайтах. Если возникают вопросы, то уточняйте все моменты у организатора.

Будьте грамотны при обосновании собственного решения, подготовке документации и заполнении заявки. Указывайте только достоверные и корректные сведения.

Чтобы увеличить шансы на благополучный исход конкурсного отбора, обязательно ссылайтесь на ранние публикации, сравнивайте свой проект с аналогами и подчёркивайте преимущества, отличия и особенности, отметьте потенциальных партнеров (вуз, научная организация и др.).

Подтверждайте уровень квалификации и знаний документально. Приложите портфолио, все дипломы и сертификаты и т.д.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *