Контент-анализ представляет собой метод сбора и обработки данных об изучаемом объекте (явление, процесс). Особенностью этого приема является то, что проводится анализ количественных данных, которые должны быть отражены в конкретных документах. Под документом следует понимать все данные, которые были зафиксированы, доказаны или известны.
Какие данные подвергаются контент-анализу?
Этот способ обработки информации успешно пользуется на протяжении многих десятков лет. Чаще всего он применяется в социологии с целью определения позиции большинства или статистике для конкретизации частоты использования конкретных сведений, материалов. Также этот прием эксплуатируется в следующих сферах деятельности: психология, экономика, педагогика, культурология и пр.
Контент-анализу подвергаются книги, научные публикации, различные статьи, фотографии, лозунги, картины, официальные документы. С помощью этой методики можно конкретизировать причины возникновения противоречий, конкретных ситуаций. Все зависит от цели исследования, его предмета и объекта.
Правила организации контент-анализа
Контент-анализ основывается на анализе количественных данных, то есть фактически основан на математических операциях, сравнительном анализе конкретных данных, которые поддаются подсчету. Как говорится, «цифры не врут» (если все выполнено правильно). Поэтому этот способ обработки данных дополняет обычный анализ данных, конкретизирует проблему, помогает глубже ее осмыслить.
Основными принципами контент-анализа являются:
— систематизированность (распределение информации по классу ее значимости, смысловой нагрузке и пр.),
— строгость (четкое распределение данных для минимизации погрешности, использование четких формул и алгоритмов),
— формализованность (предполагает использование только проверенных методик, общепринятых стандартов).
Контент-анализ позволяет изучить явления, процессы не только со стороны теории, но и объективных реальных данных (численных, количественных), зафиксированных на бумагах и закрепленных в конкретных нормах (например, правила поведения, сведения о численности конкретных пациентов и т.д.).
Этапы проведения контент-анализа
Любой аналитический алгоритм предполагает проведение конкретных мероприятий и реализацию определенных действий, которые в конечном итоге приведут исследователя к конечному результату, выводу.
Контент-анализ предполагает выполнение следующего механизма:
Этап №1. Подготовка данных.
На данном этапе следует определить цель анализа и проблему. Здесь важно обозначить конкретный объект и предмет (ситуацию, человек, новый закон (документ) и пр.), определить, с каких ракурсов возможен анализ, какие данные этому будут способствовать. Таким образом, на начальной стадии исследователю необходимо конкретизировать и как можно подробнее описать проблему.
Также на данной стадии определить совокупность критериев, которые помогут упростить анализ. Здесь чаще всего задают три основных параметра:
— тип сообщения: интервью, официальные данные (Росстат, информация на порталах госструктур), сведения из СМИ, нормативные или внутренние документы организации и пр.
— автор сообщения: гражданин РФ или иностранец, безработный или официально трудоустроенное лицо, автовладелец или пешеход, представитель власти, эксперт или «любитель» и пр.;
— время сообщения: данный критерий фактически определяет срок проведения исследования, то есть ограничивает рассматриваемые данные по времени их поступления (выход в свет).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №2. Сбор и систематизация данных.
На данном этапе исследователю необходимо собрать все возможные сведения по проблеме, разбить ее по основаниям (отдельным структурным элементам).
Чтобы анализ был проведен грамотно, следует установить единицу анализа. Данный критерий предполагает, что весь материал должен быть разбит на небольшие взаимосвязанные смысловые фрагменты, которые должны быть проанализированы. Единицей анализа может быть:
— признак материала. Этот постулат должен внести определенные ограничения в исследование: дата размещения информации, функциональная принадлежность данных (развлекательная, учебная, методическая и др.), источник информации (СМИ, ведомство, финансовая отчетность, статические данные и пр.)
— фрагмент текста: абзац, предложение, словосочетание, фраза и пр.
После определения единицы анализа необходимо конкретизировать единицу счета. Этот показатель призван отразить количественную характеристику происходящих явлений, частоту употребления единицы анализа. Фактически здесь ведется подсчет, где и сколько раз встречалась утвержденная единица анализа.
Также на данном этапе следует определить единицу контекста, то есть тот фрагмент собранных материалов (статья, абзац, объявление, заметка), который оказывает сильное влияние на их восприятие, указывает главную идею, смысл.
Этап №3. Подсчет данных и проведение анализа.
На данной стадии автор должен проанализировать частоту использования тех или иных данных, процент заимствования, определить соотношение между положительными и отрицательными суждениями и пр. Провести анализ можно вручную или с помощью специальных автоматизированных систем (компьютер, специальные программы и приложения), которые фактически отсортируют все данные и проанализируют их, выявят динамику. Ярким примером «автоматизированного помощника» для проведения контент-анализа является система Oasis, которая способна искать информацию по конкретной теме, проблеме, сортировать ее по времени (дате), автору и прочим основаниям.
Этап №4. Отражение результатов анализа.
На данном этапе формируются выводы на основе полученных данных, сравнении. Автор отмечает наличие тех или иных совпадений, тенденций и делает на их основе умозаключения.
Таким образом, контент-анализ является дополнительным элементом стандартного анализа информации, который позволяет углубленно изучить тему, проблему, открыть новые (невидимые невооруженным глазом) стороны.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!