Для полноценного развития страны и общества необходимы не только рабочие руки, но и высококвалифицированные и узкоспециализированные кадры, способные адекватно оценивать состояние в отраслях, принимать решения и руководить. Именно такие резервы призвана воспитывать система высшего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Под высшим образованием следует понимать часть профессионального образования, которая готовит специалистов высокого уровня по всем основным направлениям деятельности в соответствии с потребностями государства и общества. Нужды и потребности могут быть самыми различными: культурными, интеллектуальными, нравственными, научно-педагогическими, техническими и пр.
Каждый гражданин России имеет право на получение бесплатного образования. Это касается не только школ, но и колледжей, ВУЗов. Важно знать, что одна ступень образования предоставляется бесплатно единожды. Например, поступить в ВУЗ на бюджетной основе можно только 1 раз. Все остальные варианты (второе, третье высшее, переобучение в колледже и пр.) будут платными в соответствии с установленным прайсом в образовательном учреждении.
Отдельные категории лиц в РФ имеют некоторые привилегии в части «льготного поступления». К ним относят сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, граждане в возрасте до 20 лет с одним официальным представителем (родителем или опекуном) и др. Право на «внеконкурсное» зачисление необходимо подтвердить документально.
Система образования в России
В период существования СССР в стране действовала уникальная система образования, которая считалась лучшей во всем мире. До 1980-х годов в стране готовили и воспитывали специалистов по единой методике. Обучение на одной и той же ступени в разных учреждениях между собой ничем не отличалось: одни и те же предметы, лекции, курсы, экзамены. Более того, готовились специалисты конкретного профиля, которые в то же время захватывали навыки смежных профессий. Такой подход позволял воспитывать кадры, которые в совершенстве знают свое дело, могут решить различные проблемы благодаря обширным знаниям.
С 2003 года в России была введена Болонская система образования. К нововведению власти пришли с целью приближения стандартов образования России и Европы, чтобы сделать отечественных экспертов и специалистов более привлекательными на международной арене.
В рамках новой системы образования предполагается 3 уровня: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторнатура.
Бакалавриат
По мере окончания школы выпускники задумываются о поступлении: куда, на какой факультет и специальность. Первой ступенью при получении профессионального образования считается бакалавриат.
Здесь студенты получают базовые навыки и знания по выбранной специализации и направлению (экономика, юриспруденция, строительство, инженерия и пр.). Срок обучения составляет 4 года.
Прием на бакалавриат производится посредством предоставления приемной комиссии результатов ЕГЭ. Это касается выпускников школ. Лица, окончившие колледжи, техникумы, могут поступить в ВУЗ без предоставления ЕГЭ, пройдя внутренние испытания: тестирования, собеседования, предъявив при этом диплом, подтверждающий факт получения образования в нижестоящем по статусу учреждении.
По мере окончания обучения выпускник получает диплом об образовании с присвоением ему определенной квалификации «Академический бакалавр» или «Прикладной бакалавр». Далее человек может приступить к трудовой деятельности по полученной специальности или продолжить обучение, отправляясь на следующую ступень образования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Магистратура
Данная (вторая) ступень системы образования доступна только лицам, которые окончили бакалавриат или специалитет (обучение по определенным направлениям, длится 5 лет). Обучение продлится 2 года. Для поступления в магистратуру необходимо также пройти вступительные испытания: экзамен, тестирование или собеседование. Продолжить обучение можно по ранее полученной специальности или выбрать новое для себя направление.
Следует отметить, что получить степень бакалавра можно в одном учреждении, а магистра – в том же или другом образовательном заведении.
Здесь студенты более глубоко изучают основные дисциплины профессиональной направленности, вырабатывают практические навыки, получают опыт и совершенствуют умения. На этом этапе происходит подготовка высококвалифицированных и узкоспециализированных кадров, которые могут продолжить научно-исследовательскую деятельность в аспирантуре и докторнатуре.
Аспирантура и докторнатура
Это третья ступень системы образования по европейскому стандарту. Она призвана подготовить научно-педагогический состав страны. Поступить на эту форму обучения могут только магистры и специалисты. Образовательный процесс длится не менее 3 лет. Здесь аспиранты получают новые знания, проходят практику, проводят исследования.
Аспиранты выбирают научное направление, тему диссертации. По мере окончания аспирантуры присваивается соответствующая квалификация «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь». Как только защищена диссертация появляется первая научная степень – кандидат наук. В дальнейшем, при выполнении докторской работы и после ее защиты присуждается степень доктора наук.
Особенности структуры образования в зависимости от сферы деятельности
При обучении в медицинском учреждении практикуются иные ступени образования: интернатура и ординатура. Интернатура предполагает прохождение практики в меду учреждении, получение опыта работы в рамках получаемой специальности. Как правило, длится она не менее 1 года.
Ординатура предполагает обучение в ВУЗе и прохождение практики в медучреждении. Поступить на эту ступень могут только лица, окончившие медицинский ВУЗ. Длится этот этап 2 года. В конце обучения студенты сдают экзамен и получают диплом степени «специалист».
В среде искусства и культуры существует ассистентура-стажировка. Здесь магистры и специалисты на протяжении 2 лет обучаются новым навыкам, знаниям по индивидуальной программе. Контролировать учебный процесс будет научный руководитель. ВКР представляет собой результат творческой работы студента в рамках конкретной специальности: фильм, выставку, миниатюра, концерт. После защиты выпускнику присваивается определенная квалификация, которая дает право исполнительской или преподавательской деятельности.
В целом, многоуровневая система образования более гибкая, способная адаптироваться под возникающие и изменяющиеся потребности государства в специалистах и кадрах. Она предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся с целью раскрытия его способностей, талантов, развития личностных и профессиональных качеств. С освоением каждой следующей ступени человек открывает для себя новые возможности для развития и работы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!