Написание диссертации занимает длительное время (около 3 лет), на протяжении которого аспирант должен досконально изучить теоретические аспекты в рамках выбранной темы, проанализировать реальную ситуацию, выявить проблемы, разработать план действий по их устранению и предоставить доказательства эффективности предлагаемых мер.
Указанный алгоритм действий должен найти полноценное отражение в основной части диссертации, которая разбивается на несколько взаимосвязанных между собой глав и подпунктов. Чтобы грамотно ее подготовить к защите, нужно разобраться: о чем и где писать.
СОДЕРЖАНИЕ
Что указывать в первой главе?
Выполнение диссертации – процедура длительная и комбинированная. Она предполагает совмещение теоретического погружения с практической, исследовательской деятельностью аспиранта или соискателя.
Как и в любом проекте, первая часть научной работы выполняет обзорный характер. Первый раздел научной работы аспиранта носит обзорно-научный характер. Его миссия состоит в освещении и общей характеристике темы, проблемы с научной точки зрения.
В первой главе важно подробно рассмотреть теоретические аспекты: историю развития, существующие концепции и теории в рамках выбранной темы. На данном этапе исследователь может выявить пробелы старых законов, выявить противоречия и недостатки.
Такое историографическое погружение поможет выделить и обосновать тенденции, влияние и модификации проблемы, силу ее воздействия и роль в реалиях.
Автору предстоит отметить и пояснить основные термины, подходы. Притом важно рассматривать современное положение дел, грамотно увязывая его с предыдущими тенденциями, вариантами. На основе выявленных проблемных участков автор исследования должен принять решение: в каком ракурсе следует в дальнейшем освещать главный вопрос, на что опираться, какие изъяны требуют незамедлительного устранения, каковы последствия бездействия и пр.
То есть благодаря научно-литературному обзору, автор выделяет имеющиеся в избранной им нише недостатки, пробелы и принимает решение о борьбе с ними.Здесь же появится план действий: какие мероприятия необходимы, что следует изучить во время эксперимента, какие факторы и сторонний опыт учесть, как доказать эффективность своей гипотезы и пр.
Фактически первая глава призвана помочь автору диссертации определить круг вопросов, которые необходимо раскрыть и подчеркнуть предмет проекта, докажет целесообразность новых мер. Она подчеркивает ранее предпринимаемые попытки по устранению противоречия, текущее положение дел и развитие прогресса, имеющиеся недостатки и пробелы, требующие решения. То есть теоретический раздел диссертации помогает обосновать актуальность темы и показать наличие проблемы, необходимость вмешательств и реформ.
О чем писать во второй главе?
Вторым разделом выступает аналитическая глава. Она является представителем практической парадигмы, где требуется сужение темы до конкретного объекта, установленных изначально границ.
ВВторая глава нацелена на обоснование собственной концепции, гипотезы. То есть здесь автор уже выдвигает свою идею и отмечает ее целесообразность, уместность и ценность. Аспиранту предстоит теоретические и методические доказательства предстоящей реформы, обоснование выбранного направления. Автор должен показать способы решения установленных проблем, рассмотреть стандартные методы коррекции ситуации, сравнить их между собой и привести свой усовершенствованный механизм. Важно на данном этапе грамотно и правильно сформулировать ключевые положения диссертации, разработать новый алгоритм действий.
Для выполнения этого раздела диссертации важно обладать актуальными и достоверными первоисточниками. Поэтому перед тем как приступать к анализу и обоснованию гипотезы, нужно воспользоваться базовыми правилами фактчекинга.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Последующие главы
В третьей и последующих главах необходимо предоставить аргументы в пользу своей гипотезы, которые бы обосновали и доказали ее эффективность, необходимость и целесообразность. Для этого достаточно просчитать потенциальные (прогнозируемые) показатели и сравнить их с изначальными данными, то есть проанализировать ситуации «до» и «после».
То есть суть указанных параграфов состоит в четком освещении доказательной базы для обоснования авторской идеи и отражении ее эффективности, новизны, значимости. Именно в этом проявляется самостоятельность и уникальность НИР.
Как правило, в данной части научной работы автор описывает результаты апробации или прогнозные, смоделированные результаты, чтобы показать эффективность идеи и показать возможности ее применения. Здесь важно ссылаться на конкретные документы: справка об апробации, результаты эксперимента и пр.
Завершающим элементом диссертации считается рекомендательная глава. В ней исследователь отмечает условия применения разработки, а также возможности ее использования в иных сферах деятельности и пр.
Если диссертация носит теоретический характер, то необходимо провести линию со старыми теориями, указав устранение их недостатков в своей идеологии. В прикладном исследовании стоит показать эффективность новшеств и их особенности, возможности внедрения не только в частном, но и массовом порядке.
Рекомендации
Немаловажно предоставить апробацию результатов предлагаемых мер. Это можно вынести в отдельную главу, в которой будет подробно расписан сам эксперимент: что, где, когда и как проводилось, кто принимал участие, какие отклонения и погрешности были допущены, какие факторы учтены и пр. Притом автору предстоит не просто голословно рассуждать или описывать ход эксперимента. Но и подтвердить свои слова документально в виде отчета об апробации или специальной справки. Порядок ее оформления мы описывали в блоге ранее.
Таким образом, основная часть диссертации демонстрирует все умения и способности автора: сбор и обработка, систематизация данных, умение планировать и прогнозировать мероприятия, организационные способности (при проведении эксперимента), умение достойно и адекватно оценивать результаты исследования, отмечать возможности и перспективы их применения, оптимизации и развития.
Более того, основная часть диссертационного проекта фактически выступает в качестве доказательной базы при написании введения и заключения.
Именно в данном сегменте диссертант предоставляет конкретные факты, связывая их с тенденциями, проблемой и гипотезой.
Во вводной части необходимо отразить актуальность темы, новизну работы, которые будут конкретизированы на базе сравнительного анализа старых и новых концепций. Описание научного аппарата предоставляется емко информативно. Не менее важно подготовить качественный литературный обзор с акцентом на основные первоисточники. По итогам исследования можно дать объективную оценку практической значимости работы, степени достижения поставленной цели, профпригодности автора и др.
Важно, чтобы каждая глава и подпункт содержали обоснованные и аргументированные выводы, подчеркивал отношение исследователя к теме и ключевому вопросу, проблеме. Диссертанту следует умело формировать выводы, подчеркивая конечные результаты и завершение каждого этапа исследования, характеризуя общую картину и достижения в целом. Перед тем, как предоставить диссертацию комиссии или научному руководителю, необходимо проверить текст и расчеты на ошибки, плагиат, оформление.
Таким образом, основная часть диссертации представляет собой фундамент, призванный продемонстрировать все способности и навыки аспиранта по решению актуальных проблем. От того, насколько грамотно, правильно и качественно будет проведено исследование, зависит репутация соискателя в научных кругах.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
по сути здесь нужно просто очень подробно расписать ход исследования и обосновать полученные результаты. но не всегда получается это качественно. мне всегда говорили, что нет связи между результатами и мероприятиями, что надо их как-то увязать в одной цепочке. но мало описать, надо же еще и по главам все это раскомпоновать и по подпунктам. тут еще сложнее сохранить эту логику и связь. в статье подробно расписали состав каждой главы и отметили про выводы. вот именно они выступают той самой связкой и переходом с обоснованием.